Музыкальное развитие, воспитание и образование детей




При составлении конспекта урока педагог, помимо цели, как конечного результата, формулирует задачи: образова тельные, воспитательные и развивающие. Формулировка задач требует четкого понимания, какие знания, умения и навыки может освоить ребенок на конкретном уроке. Но архиважно помнить, что знания, умения и навыки — это не самоцель, а всего лишь средство, главное же для ребенка — это развитие его личностных качеств. Великий пианист и педагог Г. Нейгауз говорил, что прежде всего необходимо развивать личность, затем музыканта и лишь после этого пианиста.

Определением содержания музыкального развития, вос­питания и образования личности занимаются видные му­зыковеды, психологи и педагоги (Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Э.Б Абдулин, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников). Но имею­щиеся определения в основном касаются музыкального ста­новления будущего музыканта. В общеобразовательной школе перед учителем начальных классов стоят задачи му­зыкального развития, воспитания и образования, которые понимаются в широком значении и учитывают, прежде все го, общепедагогические принципы и установки.

Развитие в онтогенезе в научной литературе определя­ется как формирование психических структур в течение всей жизни одного человека (C.JI. Рубинштейн), т. е. усо­вершенствование психических процессов. На практике воз­никновение новообразований у ребенка может привести к обратному эффекту: наряду с позитивными процессами мо- |-ут развиться комплексы, фобии, страхи. Так, зачастую в начальных классах дети начинают понимать, что пение — jto искусство, и, если не организовывать правильно работу над вокально-хоровыми навыками, у них может появиться страх перед сольным исполнением песни, хотя в детском саду этой боязни не было.


Музыкальное развитие — это восстановление психичес­ких процессов, гармонизация воли, чувств, сознания, кото­рые направлены на развитие музыкальных способностей, с учетом соматической, психической и ментальной актив­ности. Почему восстановления? От природы ребенку дан огромный диапазон голоса, например, практически все дети могут визжать, что говорит о широчайшем голосовом диапазоне ребенка, который представляет собой голосовые возможности в ибъеме более двух октав. Однако во время пения ребенок способен на начальном этапе петь в диапа­зоне менее, чем октава, а иногда и не более кварты или квинты.

Не меньшей проблемой музыкального развития являет­ся то, что в реальной жизни нередко У ребенка развивают одну какую либо способность во вред другим. И эта разви­тая способность, как флюс, мешает ребенку жить полно­ценной, разнообразной, здоровой жизнью. Классический пример: ребенок, который ходит в музыкальную школу, много занимается на фортепиано, часто представляется нам физически не крепким.

Полноценное музыкальное развитие означает восста­новление, сохранение и развитие того, что дано ребенку природой, а гакже защиту дарованного ему миллиардного резерва (по Н.П. Дубинину) от неосторожного вмешатель­ства взрослого, отягощенного не только положительным, но и отрицательным опытом. Урок музыки или музыкаль­ные занятия должны быть направлены на музыкальное раз­витие по содержанию, но легкими, интересными, с элемен­том импровизации по форме.

Музыкальное развитие осуществтяется практически во всех музыкальных видах деятельности, В процессе хорового пения осуществляется развитие вокально-хоровых навыков: дыхания, звукообразования, дикции, строя, ансамбля в процессе выразительного и осмысленного пения Достиже­нием к концу начальной школы является то, что благодаря развитию этих навыков, дети способны выразительно пере­давать в пении музыкальный образ, петь полетным, ров­ным, певучим, интонационно чистым, ритмически точным голосом

В процессе восприятия музыки осуществляется разви­тие чувства темпо-ритма, чувства динамики и тембра, зву- кивысотного чувства, интонационного слуха, музыкального восприятия, вкуса и в целом музыкальных способностей. Развитие музыкальности, музыкальной выразительности, артистичности, устойчивого интереса к музыке: от любо­пытства к любознательности и от них — к музыкальным интересам — вот задачи, которые может ставить перед со­бой и детьми молодой учитель начальных классов.

Развитые музыкальные способности не являются гаран­тией успеха в будущей жизни ребенка. Любой способности необходимо придать социальную значимость, форму, т. е. уметь применять или переносить найденный способ само­совершенствования на другую способность, более значи­мую для личности. Придать форму развитой способнос­ти — значит сформировать ценностно-значимое качество личности.

Формирование — это, прежде всего, придание и поддер­жание социальной формы, которая учитывает индивидуаль­ные особенности ребенка, не подавляет, а направляет его действия Процесс придания социальной формы любой развитой способности может помочь направить реоенка в социально значимое русло: показать культурно-историчес­кую значимость способности, реальный способ владения ею и то социальное пространство, где эта развитая способность может реализоваться.

Формирование музыкальных навыков — это процесс при­дания совершенной формы выражению качеств ребенка личносто значимых, социально ценных, духовно богатых. Участие во внеклассных музыкальных мероприятиях, «от­четные» концерты класса перед родителями, праздники, музыкальные гостиные, песенные конкурсы и многое дру­гое может оживить жизнь детей в классе, сделать ее более интересной и содержательной.

воспитание сродни, ооразно говоря, природному про­цессу питания растений извне: воздух, вода, земля — это питательная среда растений. Ъос-питание — это питание детей физическое, умственное, нравственное, эстетическое и, шире духовное. Подобная трактовка дана в педагогичес­ких грудах К.Д. Ушинского1. Воспитание позволяет выб­рать оптимальные, полезные способы общения, взаимодей­ствия со средой обитания, окружающими, где взрослый по­могает выбрать ребенку полезные для него способы суще­ствования, создать благоприятные условия для его самовы­ражения Это позволяет ребенку стремиться к достижению зрелости, которая в каждой возрастной группе имеет свои особенности и зависит от здоровья, т. е. телесного, психи­ческого и социального благополучия.

Музыкальное воспитание представляет собой процесс передачи духовного опыта в чувственной форме, который способен вызывать катарсис, удовлетворение. Музыкальное воспитание — это взгляд в прошлое, связанный с осмысле­нием музыкально-художественного и духовного опыта в на­стоящий момент конкретной личностью.

Музыкальное воспитание и музыкальное искусство как средство воспитания включает, прежде всего, воспитание слушательской культуры. Музыкальное искусство выполня­ет ряд функций: гуманизации образования, поликультурно­го, эстетического, нравственного, патриотического и ин­тернационального воспитания.

Поликультурное воспитание и гуманизация образова­ния ставят ребенка в центр любых происходящих процес­сов. С выходом России на мировой рынок, остаточные яв­ления распада Советского Союза, обострение межнацио­нальных и религиозных отношений требуют гармонизации взаимодействий представителей различных цивилизаций и культур. Дети и музыка — это сочетание чистоты, искрен­ности и эмоциональности, для которых нет границ. Поли­культурное воспитание тесно связано с интернациональ­ным воспитанием, которое осуществляется через освоение национальных особенностей языка музыки разных народов.

«Что делать, — в отчаянии спрашивает мать в одной из телевизионных передач, — моему сыну одноклассники ска­зали: «Ну и катись в свою гумынию». И это не единичный случай. Межнациональная толерантность музыкального ис­кусства общеизвестна. Педагог посредством музыки может воспитать терпимость к сверстникам, детям другой нацио­нальности, к взрослым, родителям. Жизнь в многонацио­нальном государстве треоует бережного отношения к культу­ре проживающих народов. В данном случае важно учитывать региональный компонент, национальные особенности ко­ренных народов региона.

Интернациональное воспитание начинается с воспита­ния любви к Родине, к родному краю, т. е. с патриотическо­го воспитания, которому зачастую не уделяют достаточного внимания. Когда спрашиваешь студентов Уральского госу­дарственного педагогического университета, как связана жизнь Петра Ильича Чайковского с Уралом, для многих студентов становится открытием, что в детском возрасте Чайковский прожил несколько лет в маленьком уральском городке Алапаевске, что там имеется замечательный музей П.И Чайковского. Возвращение Гимна России в школы — хороший знак, но воспитание уважения у ребенка к малой родине, гордости за свой родной край, любви к природе, которая его окружает, воспитывает уверенную, психологи­чески устойчивую и самодостаточную личность.

Сохранение межпоколенческих традиций, включение де­тей в межпоколенческий диалог, воспитание уважения к старшему поколению, к ветеранам труда и Великой Отече­ственной войны — все это позволяет осуществлять нрав­ственное воспитание на песенном и музыкальном материале уроков музыки и внеклассных занятий. Дети с удовольстви­ем поют песни бабушек и дедушек, их воодушевляет патрио­тическая тематика. Несколько лет тому назад на уроке музы­ки, который вела студентка педагогического факультета, пос­ле прослушивания арии Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), в память о героях, погибших во вре­мя войн, при выходе из класса в полной тишине одна девоч­ка расплакалась. На вопрос учительницы, почему та плачет, девочка ответила «Ивана Сусанина жалко». Именно музыка может стать тем решающим и эмоционально усиливающим моментом, который изменит отношение детей к прошлым, настоящим и будущим событиям.

Музыкальное искусство обладает огромным потенциа­лом в эстетическом воспитании детей. Эстетическая выра­зительность музыки, направленная на гармонизацию чувств и мыслей, прививает детям эстетические идеалы. Музыка — носитель возвышенного и прекрасного, трагического и ге­роического, комического и чудесного, воспитывает в детях стремление к красоте.

Образование — это создание у ребенка целостной карти­ны мира, проектирование образа жизни, образа действий, образа поступков, образа чувств. Образование представляет собой проекцию, выбор образа будущей жизни, набор кар­тин, типов бытовой жизни, способов общения, даже тем для разговоров (часто ли ребенок говорит дома о музыке или уроках музыки?), набор разнохарактерных поступков, действий, реакций в различных ситуациях, набор способов обучения, самообразования.

Музыкальное образование направлено на создание целос­тной, полноценной, обобщенной для данного возраста му­зыкальной картины мира. Образ музыкальной картины мира — это взгляд в будущее через настоящий момент.

Музыкальное образование детей направлено на освое­ние основ музыкальной культуры, которая включает: музы­кальное классическое искусство, общие представления о композиторах-классиках, знания о средствах музыкальной выразительности и умение ими оперировать.

Музыкальное образование направлено на создание му­зыкальной картины мира. Для создания целостной музы­кальной картины мира дети знакомятся с музыкой разных народов.

С музыкальным западным искусством, как законода­тельницей мод классической музыки, дети знакомятся че­рез музыкальные произведения композиторов, таких, как Й. Гайдн, И.С. Бах, JI. Бетховен, В.А. Моцарт, Ф. Шопен, Э. Григ, Ж. Сен-Санс, отчасти Ф. Шуберт, Р. Шуман, К. Де­бюсси.

Опыт разнообразных способов осмысления мира может быть получен лишь при условии изучения не только запад­ноевропейского классического музыкального искусства, но и восточного. Игнорирование восточного способа музы­кального мышления ограничивает создание целостной му­зыкальной картины мира.

Обычно с восточной музыкой дети знакомятся на при­мере японской песни «Вишня».

Между тем известно, что тема Востока, восточной му­зыки волновала практически всех выдающихся композито­ров мира, в том числе и русских. Среди них М.И. Глинка («Руслан и Людмила»), А.П. Бородин (из оперы «Князь Игорь»), А.Н. Римский-Корсаков («Шахеразада»),

Но и в жизни интерес к восточной музыке достаточно широк. Так, индийская музыка к кинофильмам, благодаря которой бабушки и прабабушки нынешних школьников рыдали над банальными историями любви, была популярна на протяжении нескольких десятилетий. Музыка Ветров, пришедшая в Россию из Китая и Японии, которой увлека­ются или, по крайней мере, с ней знакомы родители ны­нешних школьников, покоряет своей медитативной силой и особыми звеняще-прозрачными тембрами.

Музыкальное искусство Востока может быть представ­лено в произведениях русских и зарубежных композиторов, а также в процессе знакомства с детским песенным репер­туаром: с китайской детской песенкой: «Песенка про тиг­ров» (Два тигра, два тигра...), с японскими песенками «Муши, муши, камайо», «Минна но ута», «Табидати но Хи пи», отдельными произведеними композиторов Закавказья, например, С. Сароян «Пейзаж», Г. Гусейнли «Цыплята».

Музыкальное искусство России представлено в боль­шом ооъеме как вокальной, так и инструментальной музы­кой композиторов-классиков (М.И. Глинки, П.И. Чайков­ского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. My соргского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шос­таковича) и современных композиторов (Р.К. Щедрина, Г.И. Свиридова, Д.Б. Кабалевского, А. Хачатуряна и др.). Достаточно подробно дети знакомятся с современными композиторами-песенниками, которые написали много пе­сен для детей (В. Шаинским М. Старокадомским, А. Фи­липпенко, М. Кавалем и др.).

Особое место занимает музыкальный фольклор разных народов. Песенный репертуар включает песни для исполне­ния и слушания: украинские «Веснянка», «Реве та стогне Днипр широкий», белорусские «Лявониха», «Перепелочка», узбекская песня-танец «Мавриги», грузинская песня «Сули- ко», азербайджанская «Мугам», осетинская «Лезгинка», ар­мянская «В тучах Алагяз», молдавская «Молдавеняска» и т.д.

Музыкальное образование — это способ расширения музыкального кругозора, который включает не только зву­ковую палитру музыки народов мира, но и знакомство с музыкальными инструментами, освоение детьми разнооб­разных видов музыкальной деятельности, средств музы­кальной выразительности.

Таким образом, развитие предполагает бесконечный процесс самодвижения, самосовершенствования, самовы­ражения ребенка; формирование — это форма проявления качеств личности ребенка; образование — цель каждого эта­па развития; воспитание — условия, которые создает среда для развития и формирования. Эти процессы являются сту­пенями становления, проявления его зрелости на каждом возрастном этапе, способом движения от бессознательного к сознанию и в противоположном направлении, но на бо­лее высоком уровне осмысления.

Что же представляет собой процесс музыкального станов­ления личности? По К. Роджерсу, становление означает «стать самим собой»[31]. Музыкальное становление личности представ­ляет собой постоянный процесс гармонизации через музыку с окружающим миром, потребность личности в самореализа­ции через активные виды музыкальной деятельности.

Тодвод итог:ка анн«-.му. пощеркттк что м}

зыкальное образование в школе решает триединство образо­вательной. воспитательной и развивающей.задач но передаче музыкального опыта поколений, которое сконцентрировало духовт вещества в особой художественной

форме. Для детей младшего школьного возраста важно нако­пить минимальный, но разнообразный музыкальный опыт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: