При составлении конспекта урока педагог, помимо цели, как конечного результата, формулирует задачи: образова тельные, воспитательные и развивающие. Формулировка задач требует четкого понимания, какие знания, умения и навыки может освоить ребенок на конкретном уроке. Но архиважно помнить, что знания, умения и навыки — это не самоцель, а всего лишь средство, главное же для ребенка — это развитие его личностных качеств. Великий пианист и педагог Г. Нейгауз говорил, что прежде всего необходимо развивать личность, затем музыканта и лишь после этого пианиста.
Определением содержания музыкального развития, воспитания и образования личности занимаются видные музыковеды, психологи и педагоги (Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Э.Б Абдулин, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников). Но имеющиеся определения в основном касаются музыкального становления будущего музыканта. В общеобразовательной школе перед учителем начальных классов стоят задачи музыкального развития, воспитания и образования, которые понимаются в широком значении и учитывают, прежде все го, общепедагогические принципы и установки.
Развитие в онтогенезе в научной литературе определяется как формирование психических структур в течение всей жизни одного человека (C.JI. Рубинштейн), т. е. усовершенствование психических процессов. На практике возникновение новообразований у ребенка может привести к обратному эффекту: наряду с позитивными процессами мо- |-ут развиться комплексы, фобии, страхи. Так, зачастую в начальных классах дети начинают понимать, что пение — jto искусство, и, если не организовывать правильно работу над вокально-хоровыми навыками, у них может появиться страх перед сольным исполнением песни, хотя в детском саду этой боязни не было.
|
Музыкальное развитие — это восстановление психических процессов, гармонизация воли, чувств, сознания, которые направлены на развитие музыкальных способностей, с учетом соматической, психической и ментальной активности. Почему восстановления? От природы ребенку дан огромный диапазон голоса, например, практически все дети могут визжать, что говорит о широчайшем голосовом диапазоне ребенка, который представляет собой голосовые возможности в ибъеме более двух октав. Однако во время пения ребенок способен на начальном этапе петь в диапазоне менее, чем октава, а иногда и не более кварты или квинты.
Не меньшей проблемой музыкального развития является то, что в реальной жизни нередко У ребенка развивают одну какую либо способность во вред другим. И эта развитая способность, как флюс, мешает ребенку жить полноценной, разнообразной, здоровой жизнью. Классический пример: ребенок, который ходит в музыкальную школу, много занимается на фортепиано, часто представляется нам физически не крепким.
Полноценное музыкальное развитие означает восстановление, сохранение и развитие того, что дано ребенку природой, а гакже защиту дарованного ему миллиардного резерва (по Н.П. Дубинину) от неосторожного вмешательства взрослого, отягощенного не только положительным, но и отрицательным опытом. Урок музыки или музыкальные занятия должны быть направлены на музыкальное развитие по содержанию, но легкими, интересными, с элементом импровизации по форме.
|
Музыкальное развитие осуществтяется практически во всех музыкальных видах деятельности, В процессе хорового пения осуществляется развитие вокально-хоровых навыков: дыхания, звукообразования, дикции, строя, ансамбля в процессе выразительного и осмысленного пения Достижением к концу начальной школы является то, что благодаря развитию этих навыков, дети способны выразительно передавать в пении музыкальный образ, петь полетным, ровным, певучим, интонационно чистым, ритмически точным голосом
В процессе восприятия музыки осуществляется развитие чувства темпо-ритма, чувства динамики и тембра, зву- кивысотного чувства, интонационного слуха, музыкального восприятия, вкуса и в целом музыкальных способностей. Развитие музыкальности, музыкальной выразительности, артистичности, устойчивого интереса к музыке: от любопытства к любознательности и от них — к музыкальным интересам — вот задачи, которые может ставить перед собой и детьми молодой учитель начальных классов.
Развитые музыкальные способности не являются гарантией успеха в будущей жизни ребенка. Любой способности необходимо придать социальную значимость, форму, т. е. уметь применять или переносить найденный способ самосовершенствования на другую способность, более значимую для личности. Придать форму развитой способности — значит сформировать ценностно-значимое качество личности.
Формирование — это, прежде всего, придание и поддержание социальной формы, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка, не подавляет, а направляет его действия Процесс придания социальной формы любой развитой способности может помочь направить реоенка в социально значимое русло: показать культурно-историческую значимость способности, реальный способ владения ею и то социальное пространство, где эта развитая способность может реализоваться.
|
Формирование музыкальных навыков — это процесс придания совершенной формы выражению качеств ребенка личносто значимых, социально ценных, духовно богатых. Участие во внеклассных музыкальных мероприятиях, «отчетные» концерты класса перед родителями, праздники, музыкальные гостиные, песенные конкурсы и многое другое может оживить жизнь детей в классе, сделать ее более интересной и содержательной.
воспитание сродни, ооразно говоря, природному процессу питания растений извне: воздух, вода, земля — это питательная среда растений. Ъос-питание — это питание детей физическое, умственное, нравственное, эстетическое и, шире духовное. Подобная трактовка дана в педагогических грудах К.Д. Ушинского1. Воспитание позволяет выбрать оптимальные, полезные способы общения, взаимодействия со средой обитания, окружающими, где взрослый помогает выбрать ребенку полезные для него способы существования, создать благоприятные условия для его самовыражения Это позволяет ребенку стремиться к достижению зрелости, которая в каждой возрастной группе имеет свои особенности и зависит от здоровья, т. е. телесного, психического и социального благополучия.
Музыкальное воспитание представляет собой процесс передачи духовного опыта в чувственной форме, который способен вызывать катарсис, удовлетворение. Музыкальное воспитание — это взгляд в прошлое, связанный с осмыслением музыкально-художественного и духовного опыта в настоящий момент конкретной личностью.
Музыкальное воспитание и музыкальное искусство как средство воспитания включает, прежде всего, воспитание слушательской культуры. Музыкальное искусство выполняет ряд функций: гуманизации образования, поликультурного, эстетического, нравственного, патриотического и интернационального воспитания.
Поликультурное воспитание и гуманизация образования ставят ребенка в центр любых происходящих процессов. С выходом России на мировой рынок, остаточные явления распада Советского Союза, обострение межнациональных и религиозных отношений требуют гармонизации взаимодействий представителей различных цивилизаций и культур. Дети и музыка — это сочетание чистоты, искренности и эмоциональности, для которых нет границ. Поликультурное воспитание тесно связано с интернациональным воспитанием, которое осуществляется через освоение национальных особенностей языка музыки разных народов.
«Что делать, — в отчаянии спрашивает мать в одной из телевизионных передач, — моему сыну одноклассники сказали: «Ну и катись в свою гумынию». И это не единичный случай. Межнациональная толерантность музыкального искусства общеизвестна. Педагог посредством музыки может воспитать терпимость к сверстникам, детям другой национальности, к взрослым, родителям. Жизнь в многонациональном государстве треоует бережного отношения к культуре проживающих народов. В данном случае важно учитывать региональный компонент, национальные особенности коренных народов региона.
Интернациональное воспитание начинается с воспитания любви к Родине, к родному краю, т. е. с патриотического воспитания, которому зачастую не уделяют достаточного внимания. Когда спрашиваешь студентов Уральского государственного педагогического университета, как связана жизнь Петра Ильича Чайковского с Уралом, для многих студентов становится открытием, что в детском возрасте Чайковский прожил несколько лет в маленьком уральском городке Алапаевске, что там имеется замечательный музей П.И Чайковского. Возвращение Гимна России в школы — хороший знак, но воспитание уважения у ребенка к малой родине, гордости за свой родной край, любви к природе, которая его окружает, воспитывает уверенную, психологически устойчивую и самодостаточную личность.
Сохранение межпоколенческих традиций, включение детей в межпоколенческий диалог, воспитание уважения к старшему поколению, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны — все это позволяет осуществлять нравственное воспитание на песенном и музыкальном материале уроков музыки и внеклассных занятий. Дети с удовольствием поют песни бабушек и дедушек, их воодушевляет патриотическая тематика. Несколько лет тому назад на уроке музыки, который вела студентка педагогического факультета, после прослушивания арии Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), в память о героях, погибших во время войн, при выходе из класса в полной тишине одна девочка расплакалась. На вопрос учительницы, почему та плачет, девочка ответила «Ивана Сусанина жалко». Именно музыка может стать тем решающим и эмоционально усиливающим моментом, который изменит отношение детей к прошлым, настоящим и будущим событиям.
Музыкальное искусство обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании детей. Эстетическая выразительность музыки, направленная на гармонизацию чувств и мыслей, прививает детям эстетические идеалы. Музыка — носитель возвышенного и прекрасного, трагического и героического, комического и чудесного, воспитывает в детях стремление к красоте.
Образование — это создание у ребенка целостной картины мира, проектирование образа жизни, образа действий, образа поступков, образа чувств. Образование представляет собой проекцию, выбор образа будущей жизни, набор картин, типов бытовой жизни, способов общения, даже тем для разговоров (часто ли ребенок говорит дома о музыке или уроках музыки?), набор разнохарактерных поступков, действий, реакций в различных ситуациях, набор способов обучения, самообразования.
Музыкальное образование направлено на создание целостной, полноценной, обобщенной для данного возраста музыкальной картины мира. Образ музыкальной картины мира — это взгляд в будущее через настоящий момент.
Музыкальное образование детей направлено на освоение основ музыкальной культуры, которая включает: музыкальное классическое искусство, общие представления о композиторах-классиках, знания о средствах музыкальной выразительности и умение ими оперировать.
Музыкальное образование направлено на создание музыкальной картины мира. Для создания целостной музыкальной картины мира дети знакомятся с музыкой разных народов.
С музыкальным западным искусством, как законодательницей мод классической музыки, дети знакомятся через музыкальные произведения композиторов, таких, как Й. Гайдн, И.С. Бах, JI. Бетховен, В.А. Моцарт, Ф. Шопен, Э. Григ, Ж. Сен-Санс, отчасти Ф. Шуберт, Р. Шуман, К. Дебюсси.
Опыт разнообразных способов осмысления мира может быть получен лишь при условии изучения не только западноевропейского классического музыкального искусства, но и восточного. Игнорирование восточного способа музыкального мышления ограничивает создание целостной музыкальной картины мира.
Обычно с восточной музыкой дети знакомятся на примере японской песни «Вишня».
Между тем известно, что тема Востока, восточной музыки волновала практически всех выдающихся композиторов мира, в том числе и русских. Среди них М.И. Глинка («Руслан и Людмила»), А.П. Бородин (из оперы «Князь Игорь»), А.Н. Римский-Корсаков («Шахеразада»),
Но и в жизни интерес к восточной музыке достаточно широк. Так, индийская музыка к кинофильмам, благодаря которой бабушки и прабабушки нынешних школьников рыдали над банальными историями любви, была популярна на протяжении нескольких десятилетий. Музыка Ветров, пришедшая в Россию из Китая и Японии, которой увлекаются или, по крайней мере, с ней знакомы родители нынешних школьников, покоряет своей медитативной силой и особыми звеняще-прозрачными тембрами.
Музыкальное искусство Востока может быть представлено в произведениях русских и зарубежных композиторов, а также в процессе знакомства с детским песенным репертуаром: с китайской детской песенкой: «Песенка про тигров» (Два тигра, два тигра...), с японскими песенками «Муши, муши, камайо», «Минна но ута», «Табидати но Хи пи», отдельными произведеними композиторов Закавказья, например, С. Сароян «Пейзаж», Г. Гусейнли «Цыплята».
Музыкальное искусство России представлено в большом ооъеме как вокальной, так и инструментальной музыкой композиторов-классиков (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. My соргского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича) и современных композиторов (Р.К. Щедрина, Г.И. Свиридова, Д.Б. Кабалевского, А. Хачатуряна и др.). Достаточно подробно дети знакомятся с современными композиторами-песенниками, которые написали много песен для детей (В. Шаинским М. Старокадомским, А. Филиппенко, М. Кавалем и др.).
Особое место занимает музыкальный фольклор разных народов. Песенный репертуар включает песни для исполнения и слушания: украинские «Веснянка», «Реве та стогне Днипр широкий», белорусские «Лявониха», «Перепелочка», узбекская песня-танец «Мавриги», грузинская песня «Сули- ко», азербайджанская «Мугам», осетинская «Лезгинка», армянская «В тучах Алагяз», молдавская «Молдавеняска» и т.д.
Музыкальное образование — это способ расширения музыкального кругозора, который включает не только звуковую палитру музыки народов мира, но и знакомство с музыкальными инструментами, освоение детьми разнообразных видов музыкальной деятельности, средств музыкальной выразительности.
Таким образом, развитие предполагает бесконечный процесс самодвижения, самосовершенствования, самовыражения ребенка; формирование — это форма проявления качеств личности ребенка; образование — цель каждого этапа развития; воспитание — условия, которые создает среда для развития и формирования. Эти процессы являются ступенями становления, проявления его зрелости на каждом возрастном этапе, способом движения от бессознательного к сознанию и в противоположном направлении, но на более высоком уровне осмысления.
Что же представляет собой процесс музыкального становления личности? По К. Роджерсу, становление означает «стать самим собой»[31]. Музыкальное становление личности представляет собой постоянный процесс гармонизации через музыку с окружающим миром, потребность личности в самореализации через активные виды музыкальной деятельности.
Тодвод итог:ка анн«-.му. пощеркттк что м}
зыкальное образование в школе решает триединство образовательной. воспитательной и развивающей.задач но передаче музыкального опыта поколений, которое сконцентрировало духовт вещества в особой художественной
форме. Для детей младшего школьного возраста важно накопить минимальный, но разнообразный музыкальный опыт.