Виды музыкальной деятельности




Традиционно выделяют следующие виды музыкаль­ной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на музыкально-шумовых ин­струментах, музыкальную грамоту.

В программе «Музыкальное искусство» (авторы В.О. Уса­чева и др.) вокально-хоровое исполнительство, игра на му­зыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки определяются не как виды музыкальной деятельности, а как формы приобщения к музыке. Видами музыкальной деятельности авторы программы называют де­ятельность композитора, исполнителя, слушателя. Это пра­вомерно для музыкальной культуры взрослой сформировав­шейся личности.

Однако в условиях школы слушание, пение и др. высту­пают учебными музыкальными видами деятельности, как традиционно их называли H.JI. Тродзенская, О.А. Апракси­на, JI.A. Безбородова, Ю.Б. Алиев. Подробно остановимся на каждом из них.

Пение

Голос — уникальный музыкальный инструмент, кото­рый дан человеку от природы, и умение им пользоваться — это значит овладеть способностью реализовать свой духов­ный потенциал. Пение, минуя разум, может сразу достичь глубин души. Пение может взволновать, опечалить, вооду­шевить и лишить силы. И гаестно, например, что в индий­ском песнопении имеются раги (песни), передаваемые по наследству, которые могут убить врага. А пение легендарно­го Орфея усмиряло любого, самого грозного хищного зверя и превращало его в послушного и безобидного.


Пение рассматривается прежде всего в начальных клас­сах как хоровое, а не индивидуальное исполнение. Однако от того, насколько ребенок владеет своим голосом, зависит умение его петь в коллективе. Поэтому основные проблемы в пении рассматриваются через взаимодействие речевого и певческого голоса. Основой культуры пения являются во­кально-хоровые навыки. К вокальным навыкам относятся дикция, звукообразование, дыхание; к хоровым навыкам относятся строй, ансамбль, двухголосие. Певческая уста­новка является условием развития вокально-хоровых навы­ков, способствует активизации музыкальной деятельности детей.

Нередко учитель не придает особого значения певчес­кой установке. Овладение вниманием детей и управление коллективом зависит от жестов учителя. Поэтому очень важно овладение свободным дирижированием, которое включает такие элементы, как тактирование, показ ауфтак- тов, «снятия», динамических оттенков и штрихов. При этом культура пения и речи учеников зависит от речевой и пев­ческой культуры учителя.

Речь и пение учителя

Культура речи учителя играет большую роль в певчес­ком воспитании школьников. Слово учителя, как в речи, так и в пении, должно быть ясным, отчетливым, вокально оформленным. Для этого необязательно иметь специаль­ные вокальные навыки. Небольшой по объему и силе пев­ческий голос может быть очень выразительным, разнооб­разным по окраске, точным по высоте. Так как профессия учителя требует большой голосовой нагрузки, то неумение пользоваться своим голосом обычно приводит к напряже­нию и утомлению голосового аппарата — появляется сипо­та, а затем и стойкая хрипота. Некоторые молодые учителя чрезмерно напрягают свой голос, желая доминировать над классом. Такое неэкономное использование силы голоса очень вредно не только для учителя, но также мешает разви­тию слухового восприятия детей, вызывает у них чрезмерное возбуждение и тормозит координацию слуха и голоса. Гром­кость голоса, хотя в этом не всегда есть необходимость, мож­но усилить не за счет интенсивности, напряжения голосово­го аппарата, а за счет умения правильно пользоваться резо­наторами.

Появление сипоты в голосе может быть связано с не­умением правильно дышать Очень вредна в разговоре и пении, например, придыхательная атака звука, которую рассмотрим ниже. Культура голоса зависит от владения во­кально-хоровыми навыками. Вне зависимости от того, бу­дет учитель начальных классов или нет вести уроки музыки, постановка голоса должна стать необходимым компонен­том развития общей профессиональной подготовки педаго­га. Красота голоса — показатель здоровья и внутреннего состояния человека. Чистота интонирования свидетель­ствует о высокой культуре речи. Известно, что практически все актеры, обладая поставленным голосом, поют интона ционно чисто, потому что постановка речевого аппарата тесно связана с развитием музыкального слуха.

Развивая у детей вокально-хоровые навыки, педагог:

а) повышает речевую культуру детей;

б) улучшает красоту голоса;

в) активизирует деятельность детей и повышает их жиз ненный тонус;

г) увеличивает защитные свойства голоса от простудных заболеваний.

Забота о голосе ребенка — это забота о его ментальном, психическом и физическом здоровье.

Вокально-хоровые навыки

Правильное в вокальном отношении пение способству­ет развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляци­онного аппаратов Молодой учитель должен помнить, что необходимо:

1) исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение. Некоторые дети, а подчас и учителя, ошибочно полагают, что чем громче они поют, тем лучше;

2) петь в удобном диапазоне, так как это помогает раз­витию голоса. Голос может утратить свою звонкость и силу, если петь слишком высоко или слишком низко. Человечес­кий голос очень нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок, потому что голосовые связки ре бенка находятся в постоянном развитии.

При работе над песней должны решаться две задачи: преодоление технических трудностей и раскрытие замысла исполняемого произведения. Учитель, добиваясь красивого звучания от детей, должен связать это с конкретным худо­жественным образом песни. Только в этом случае техничес кая (вокально-хоровая) работа станет осмысленной, целе­направленной и интересной для детей.

Обучение хоровому пению включает овладение вокаль­ными и хоровыми навыками, условием формирования ко­торых является певческая установка, которая заключается в правильном положении корпуса, спины, головы. К вокаль­ным навыкам относятся: дыхание, звукообразование и дик­ция. К хоровым навыкам нужно отнести: строй или чистоту интонирования, ансамбль, двухголосие.

Певческая установка. Действие всей звукообразующей системы подчиняется определенным закономерностям, о которых необходимо иметь представление, и на соб­ственном опыте надо уметь «прочувствовать» певческий процесс. Главное условие пения — это внутренняя физи­ческая свобода исполнителя, которая достигается есте­ственной позой: прямой и свободный корпус, расправлен­ные плечи, прямое положение головы, положение ног с опорой на пятки, спокойно лежащие на коленях руки. Мышцы лица, шеи, плеч — также в свободном состоянии. Положение стоя является наиболее благоприятным для пения. Однако во избежание физического переутомления дети поют сидя. Выученную песню при итоговом исполне­нии лучше исполнять стоя. При пении нельзя запрокиды­вать голову, гримасничать, вертеться, поскольку красивое пение требует красивой позиции и прислушивания к внут­реннему состоянию. Все должно быть просто и естествен­но, свободно и непринужденно. Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и органичным, как процесс речи.

Особое внимание в певческой установке необходимо уделять артикуляции. Одним из самых распространенных недостатков является зажатая челюсть. Рот следует откры­вать естественно, активно, так как зажатая челюсть, ско­ванность губ и языка или, наоборот, их вялость и пассив­ность — все эти недостатки сказываются на качестве пев­ческого звука.

Для освобождения нижней челюсти и правильного фор­мирования звука рекомендуются упражнения на слоги «да», «ма», которые нужно петь легко и отрывисто, свободно опуская челюсть, касаясь подбородком поднятой руки. Вя­лость артикуляционного аппарата обычно является причи­ной плохой дикции. Если согласные не имеют необходимой ясности, четкости, то звук приобретает однообразный, без­жизненный характер.

Для улучшения качества вокального звука имеет значе­ние не только активность передней части артикуляционно­го аппарата, но и заднего его отдела — глотки, непосред­ственно связанной с гоотанью. Для активизации мягкого неба надо предложить детям петь на полузевке («удивить­ся»), Но активность не должна приводить к перенапряже­нию работу глотки, так как это может вызвать искажение гласных и чрезмерное их «затемнение».

Вокальные навыки

Дыхание. Почти все недостатки в пении связаны с не­умением пользоваться певческим дыханием. Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красо­ту звука, строй хора, качество хорового звучания, вырази­тельность исполнения. В возрасте 6-7 лет певческое дыха­ние незначительно отличается от оьычного, жизненного дыхания. При пении дети довольно часто берут дыхание, поэтому мелодия рвется на короткие фразы. В отличие от жизненного при певческом дыхании выдох должен быть постепенным, плавным, «экономным».

Певческие атаки. Во время активного вдоха воздух под связками уплотняется и цавит на них, происходит процесс, при котором голосовые связки (складки), сопротивляясь давлению выдыхаемого воздуха, колеблются — смыкаются или размыкаются. При этом воздух то сгущается, то разре­жается, образуя воздушные волны, которые и воспринима­ются нашим слухом как звук. Момент образования звука называется атакой. Существуют три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная.

Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получа­ется энергичным, твердым. Такой атакой часто пользовать­ся не рекомендуется, так как это может привести к перенап­ряжению голосовых связок. Применяется твердая атака чаще всего в маршах, бодрых, веселых песнях.

Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий, напевный. На начальном этапе обуче­ния пению рекомендуется чаще применять мягкую атаку, как щадящую и сохраняющую голосовой аппарат в наибо­лее оптимальном режиме. Использовать в качестве средства музыкальной выразительности такую атаку целесоооразно в песнях напевного, певучего характера.

Придыхательная атака: связки смыкаются неплотно, при этом выдох начинается раньше, чем появляется звук. Такая атака считается неправильной, она нередко свиде­тельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабых вдохе и выдохе. Однако как средство выразительности в отдельных случаях придыха­тельная атака может быть использована в песнях — обычно это русские народные песни — с различными восклицания­ми-выдохами («ох», «ах», «ха-ха-ха»),

В практике хорового пения следует чередовать мягкую, щадящую атаку с твердой атакой, при которой появляется более устойчивая интонация. Но твердая атака не должна применяться во всех песнях, поскольку при ее постоянном использовании происходит активное смыкание связок, что может привести к перенапряжению голоса.

Ритм дыхания зависит от темпа и характера исполняе­мого произведения. Если темп медленный и характер плав­ный, дыхание берется в темпе произведения — медленно. В подвижных песнях вдох берется быстрый, активный.

Существуют различные типы певческого дыхания: клю­чичное (в акте дыхания участвуют плечи), грудное (участву­ют мускулы верхней части грудной клетки), нижнереберное (расширяются нижние ребра), диафрагмальное или брюш­ное (опускается и расширяется диафрагма). Наиболее при­емлемым и правильным считается нижнереберно-диафраг- мальный тип дыхания — это глубокое дыхание, при кото­ром грудная клетка расширяется, а диафрагма опускается. Одна из проблем глубокого дыхания заключается в том, что под глубоким дыханием понимается объем дыхания: чем больше вдохнул, тем более глубокое дыхание. Это неверно. Объем дыхания должен быть минимальным, а его «разме­щение» в органах дыхания максимальным по всей площади: минимальный объем воздуха давит на стенки диафрагмы и нижних ребер. При этом выдох должен быть максимально продолжительным.

Один из неправильных типов дыхания — ключичный — часто встречается у младших школьников. При таком по­верхностном дыхании плечи у ребенка при выдохе припод­нимаются и зажимаются. В этом случае вдох — непродол жительный, звук — неровный, не певучий.

С первых уроков учитель должен постоянно работать над навыками бесшумного, ровного дыхания, у поющего ребен­ка не должны подниматься плечи, напрягаться корпус. При­чиной напряженного, форсированного звучания голоса мо­жет стать «перебор» дыхания, кроме того, лишний воздух да­вит на связки, что влечет за собой неточную интонацию.

Важно, чтобы учитель сам дышал с классом, но не пел, а прислушивался к качеству пения детей.

Звукообоазование. Звукообразование или фонация (от гр. phone — звук) происходит в результате действия голосо­вого аппарата. Голосовой аппарат состоит из трех отделов' органов дыхания, подающих воздух к голосовой щели; горта ни, где помещаются голосовые связки; артикуляционного аппарата с резонаторами, который служит для образования гласных и согласных звуков. Звук в момент своего появления очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска про­исходят во время попадания в пространства — полости, на­зываемые резонаторами.

Верхний резонатор (его называют также головной) со­стоит из полости глотки, рта, носа. Нижний резонатор (груд­ной) включает полости бронхов и трахеи. В младшем возра­сте у детей более развит и физиологически подготовлен для пения верхний регистр. Учителю начальных классов важно достигать звонкого, легкого, светлого звучания за счет го­ловного резонирования. Такая звонкость, яркость звучания обоснована природными особенностями детского голоса, а не чрезмерным напряжением.


Воспитание детского голоса начинается с примарных звуков, т. е. со звуков, удобных для пения ребенка, находя­щихся в зоне голосового разговорного диапазона, свободно и естественно исполняемых учащимися. Примарные звуки находятся в середине певческого диапазона. Начиная раз­вивать голос с удобных для пения звуков, мы постепенно расширяем диапазон учащихся вверх и вниз. При этом по­ющий ребенок переносит на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Наиболее удобными (примар- ными) являются звуки середины первой октавы — «ми-ля» первой октавы. Необходимо заметить, что пение в примар- ной зоне целесообразно в песнях. Однако в вокальных уп­ражнениях, в попевках и при распевании целесообразно использовать работу в различных регистрах: высоком, сред­нем, низком, потому что дети способны воспроизводить очень высокие звуки, например крики ребенка подтвержда­ют это, и достаточно низкие, когда они изображают голо­сом медведя или слона. Диапазон голоса в 1-м классе охва­тывает звуки «до» первой — «до» второй октавы, к 3-му классу он расширяется от «до» первой «си» малой октавы — «ми» второй октавы

При подборе упражнений и песенок для распевания ре­комендуются такие мелодии, которые построены на нисхо дящем движении. Важным требованием певческого звуко­образования является воспитание напевного протяжного звучания голоса. Нередко в начале обучения дети не поют, а просто декламируют текст песни. Учитель должен объяс­нить, что петь — значит тянуть звук, протяжно исполнять каждую гласную, как будто играешь на скрипке.

Для развития навыка певческого звукообразования очень важно научить детей различным способам звуковеде- ния: связно (легато), не связно (нон легато), отрывисто (стаккато).

Дикция. Дикция (от гр. dictio — произнесение) — это четкое произношение гласных и согласных в слове. Певчес­кая дикция тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонацией.

У начинающих петь часто встречается такой типичный недостаток в дикции, как невнятное произношение слов, чрезмерно вялая работа артикуляционного аппарата. Необ­ходимо проводить специальную работу по его активизации. Умение открывать dot при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, напряжения нижней че­люсти, свободное расположение языка во рту — все это вли­яет на качество исполнения. При пении важны такие осо­бенности произношения* как: а) напевность гласных; б) умение их округлять; в; стремление к чистоте звучания неударных гласных; г) быстрое и четкое произношение со­гласных.

В зависимости от причины недостатка дикции выбира­ются соответствующие упражнения. Главное правило для всех случаев — полное физическое освобождение артикуля­ционного аппарата от напряжения. Для расслабления ниж ней челюсти, как было сказано в разделе «Певческая уста­новка», можно рекомендовать упражнения на слоги «ба». «ма», «да». При этом губные согласные «б» и «м» будут так же способствовать активности губ. Для этой же цели ис­пользуются губные гласные «о» и «у». Эти же гласные в со­четании с согласными «ку», «гу» дают наиоолыпий эффект в освобождении от «белого», открытого плоского звучания. В работе над преодолением вялости и малоподвижности языка рекомендуются упражнения на слог «ля». При этом нужно обратить внимание на работу кончика языка, кото­рый активно ударяется о корни зубов, в твердое неоо. Сен­сорные согласные «л, м, н, р» используются для достижения правильного посыла звуков в головной резонатор, а губная согласная «6» и зубная «д» помогаю! приблизить звук, сде­лать его ярким и звонким.

Необходимо помнить, что петь упражнения просто на слоги детям неинтересно. Музыкальный материал целесооо- разно подавать в игровои форме (изобразить гудок паровоза, поиграть язычком, как будто напевая веселую песенку, пока зать, как поет кукушка, чирикает воробей и т. д.).

В пении произношение согласных звуков часто совпа­дает с требованиями речевой орфоэпии, правилами литера­турного произношения слов. Например, согласная «ч» в от­дельных словах произносится как «ш» (что — што, скуч­но — скушно); сочетание «сч» произносится как «щ» (счас­тье — щастье, счет — щет); «тс» — как «ц» (советский — совецкий); «тся» как «ца» (равняется — равняеца); оконча ние «его» как «ево» (твоего — тваево). В некоторых словах, как и в речи, выпадают отдельные буквы (солнце — сонце, поздний — позний).

В пении существует правило переноса согласных с кон­ца на начало следующего слога (например, фразу «Антош­ка, Антошка, пойдем копать картошку» надо спеть так: «А-нто шка-а-нто-шка-по-йде-мко-па-тька-рто-шку»). «Й» относится к разряду согласных и исполняется по пра­вилам произношения согласных Перенесение согласного звука с конца слога на начало следующего позволяет как можно дольше тянуть гласные. В йотированных гласных (я — йа, е — йо, е — йэ, ю — йу) «й» произносится как можно короче, а гласные тянутся предельно долго. Добива­ясь протяжного исполнения гласных, учитель обращает внимание на короткое, четкое произношение согласных. Если гласные звуки являются основой, дающей протяж­ность, силу и окраску звука, то согласные можно опреде­лить как контур, который помогает осмысленному, вырази­тельному исполнению текста песни, более полному выявле­нию содержания, художественного замысла произведения.

Благоприятны в вокальном отношении «звучащие» звонкие согласные «б, в, г, д». Тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, являются в пении наиболее полезными и удобными для исполнения.

Очень важно соблюдать правильное соотношение удар­ных и безударных слогов в тексте песен. Типичной ошибкой в пении учащихся является резкое выделение безударных окончаний слогов. Необходимо их петь тише и мягче.

Хоровые навыки


Строй. Точное по высоте исполнение всех звуков в пе­нии, чистое интонирование — важнейшее условие пра­вильного хорового пения. Если дети поют фальшиво, нельзя говорить о выразительном, осмысленном исполне­нии песни. Точно воспринять высоту звука — значит услы­шать звук и зафиксировать его в памяти. Хороший строй зависит от того, в какой степени развит музыкальный слух у детей, от их внимания и овладения певческими навыка­ми, от физического и эмоционального состояния. Рас­смотрим отдельные методы, которые улучшают интона­цию при пении:

• перед тем как воспроизвести звук, необходимо пред­ставить себе его будущее звучание, для чего учитель должен дать тон (первый звук мелодии или первую интонацию) го­лосом или на инструменте;

• важно наряду с пением всего класса использовать ин- дивидуачьный и групповой методы работы;

• целесообразно использовать пение с закрытым ртом, так как этот прием способствует заострению внимания на отдельных интонациях;

• при разучивании песни применять пение в среднем темпе и в средней динамике, т. е. в наиболее естественных и удобных для работы певческого аппарата условиях;

• пение мелодии от разных звуков (транспонирование) рекомендуется в том случае, когда интонирование усложня­ется из-за неудобной тесситуры (очень высоких или низких звуков);

• очень полезно пение без сопровождения, так как та­кой вид пения развивает и совершенствует слух, повышает внимание исполнителей к чистоте интонирования, разви­вает самостоятельность в пении, дисциплинирует поющих, повышает выразительность исполнения, способствует рас­пространению пения в быту. При пении с инструменталь­ным сопровождением внимание детей несколько рассеива­ется, однако развивается гармонический слух и повышается эмоциональный настрой

Ансамбль. Слово ансамбль (от гр. ensemble — вместе) оз­начает слитность, согласованность всех компонентов, со­ставляющих исполнение. Каждое слово, каждый звук песни должен исполняться всеми учащимися одновременно, с од­ной силой, в одном темпе и ритме.

В хоровом пении различаются ритмический, темповый, динамический, интонационный, мелодический и другие ансамбли. Достижению единого исполнения текста всеми учащимися помогает четкий, ясный дирижерский жест учи­теля. Типичную трудность ритмического ансамбля пред­ставляет, например, исполнение пунктирного ритма. Реко­мендуется выделить эту ритмическую группу и прохлопать. Представляет трудность также затактовое начало, которое требует смягченного, но ясного исполнения звуков. Напри­мер, в начальной фразе французской народной песни «Пас­тушка» («Жила-была пастушка»), акцент должен быть сд?- лан не на слабой затактовой доле, а на сильной — «жи-ла». Обычно дети, исполняя песню с энтузиазмом, «выталкива­ют», «садятся» на первый слог «жи-ла».

Соблюдение темпового и динамического ансамблей за­висит от того, насколько внимательны учащиеся к руке пе­дагога и насколько он умело и четко показывает жестом, например, тот или иной динамический оттенок. Чем боль­ше или интенсивнее жест — тем громче исполнение. Харак­тер дирижерского жеста должен соответствовать характеру исполняемого произведения, однако он всегда должен быть спокойным, уверенным, без лишних движений. Напевная песня требует плавного, мягкого жеста, и наоборот, марше­вая песня требует крепкого, четкого, свободного движения руки. Дети должны понимать жесты: «внимание», «начало песни», «снятие».

Нередко при исполнении песни дети начинают петь не сначала, поэтому пропадает первый слог или слово, а также не допевается последний звук. Учителю необходимо обра­тить внимание детей на этот недостаток и несколько раз исполнить начало или конец песни правильно.

Чтобы выстроить, выровнять звучание хора, необходи­мо уметь учителю остановить пение на любом звуке, «потя­нуть» его — все это делать при помощи жеста, а не слова. Лицо учителя должно быть выразительным и соответство­вать характеру исполняемого произведения. Нередко ми­мика может заменить разговор с детьми о песне, хотя одно другого не должно исключать.

Немаловажную роль играет умение видеть весь класс и следить за тем, чтобы задание исполняли все дети, слышать, как они поют, и вовремя исправлять ошибки. Ансамбль на­рушается в том случае, если одни дети поют тише, чем дру­гие, их артикуляция отличается интенсивностью, отсутству­ет единый эмоциональный настрой.

Двухголосие. Для песенных традиций русского народа характерно многоголосное пение, поэтому перед нами сто­ит задача сохранения и развития этих традиций. Программа на первом году обучения не предусматривает двухголосного пения, так как это наиболее сложный хоровой навык, кото­рый требует устойчивого крепкого пения в унисон (в один голос). Только на основе точного и устойчивого одноголос­ного пения можно развивать гармоническое пение.

Практика показывает, что к моменту перехода на двух­голосие в общеобразовательной школе часто еще не достиг­нуто нужное качество унисона. В этом случае переходить на цухголосное пение нецелесообразно.

Условием успешного перехода к многоголосному пению является подготовительный период. Вначале идет слуховая подготовка, направленная на умение различать в песнях мелодию и сопровождение, затем находить в аккомпане­менте тему и гармонию.

Подготавливает развитие гармонического слуха пение звукоряда, у которого часть ступеней исполняется про себя, часть озвучивается. Исполнение мелодий без сопровожде­ния, слушание в записи двухголосного пения — все это способствует развитию гармонического слуха. Дети с удо- вольсвием исполняют упражнения и песенки с эхо, кото­рые готовят детей к двухголосию. Например, исполняя пес­ню Д.Б. Кабалевского «Носорог», дети учатся исполнять последнее слово каждой фразы все тише и тише, прислуши­ваясь к его звучанию («Носорог надел рога (f) — рога (mf) — рога (тр) — рога (р;»).


Интересными и доступными видами двухголосия явля­ются мелодические и оитмические каноны, которые дают наиболее быстрые и ощутимые результаты в овладении на­выком распределения внимания во время пения. Сначала рекомендуются каноны с короткой простой яркой мелоди­ей. Помимо пения, ритмические каноны можно исполнять на простейших детских ударных музыкальных инструмен­тах. Следующим этапом является включение эпизодическо­го двухголосия, в котором важно умение выстраивать оба голоса по очереди и вместе.

Необходимо помнить, что двухголосие — сложный хо­ровой навык, поэтому работу следует начинать лишь в том случае, если у детей уже сформированы вокальные навыки, и проводить ее систематически, последовательно, с посте­пенным усложнением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: