Преподавание музыки в начальной школе претерпевало много изменений. Однако, начиная с 50-х годов XX века, преодолевается узкомузыкальный подход, и основной целью музыкального воспитания становится всестороннее развитие личности ребенка. Наиболее полной, теоретически обоснованной и методически оснащенной является программа, разработанная НИИ школ МП Российской Федерации под руководством Д.Б. Кабалевского. Она сохранила свою актуальность и значимость для современной школы до сих пор.
Новизной программы Д.Б. Кабалевского являются, прежде всего, его подходы, принципы построения и методы организации уроков.
К ним относятся: принцип тематизма как методологическая основа, на которой строится вся программа; принцип связи музыки с жизнью, активизирующий деятельность ученика, который проявляется в умении осознавать, расширять и закреплять полученные музыкальные впечатления; принцип актуализации предшествующего музыкального и жизненного опыта ученика, принцип увлеченности — главное средство успешных занятий и создания на них атмосферы творческой заинтересованности, в котором процесс обучения будет не только логически понятным, но и эмоционально прочувствованным; принцип сходства и различия, который проявляется в умении анализировать, обобщать на основе восприятия и осознания музыкальный материал, делать правильные выводы о близости и полной несхожести творческих стилей композиторов; принцип целостного подхода к уроку, подчеркивающий неразрывность эмоциональной и интеллектуальной сферы музыки и др.
Среди методов, предложенных в программе, можно выделить следующие: методы «забегания вперед» и «возвращения к пройденному»' методы ретроспективы и перспективы; методы проблемного обучения; метод эмоциональной драматургии.
|
В программе выделяются важнейшие функции музыкального искусства: включение личности в освоение духовного опыта поколений; содействие самопознанию ребенка, формирование у него целостного отношения к миру; интел лектуальное эмоциональное, физическое развитие, нрав ственное, эстетическое воспитание детей под воздействием музыки. Музыка рассматривается как язык психологических состояний и специфический тип духовного общения.
Программа имеет огромный эмоциональный заряд, который позволил переосмыслить содержание музыкального ооразования детей не только в общеобразовательных, но и в специальных музыкальных школах Эпиграфом к программе по музыке в общеобразовательной школе, разработанной Д.Б. Кабааевским, поставлены слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова необходимо отнести не только к урокам музыки, но и ко всему воспитательному процессу, сред ством которого является музыка.
Музыка так прочно обосновалась в нашей жизни, что нередко мы перестаем ее воспринимать как искусство, которое способно не только и не столько развлекать, но и будить в человеке тончайшие чувства и глубокие мысли. Музыка выражает самые разнообразные отгенки эмоций и настроений, чувств и мыслей, поэтому она обладает не только огромной силой эмоционального воздействия на человека, но и помогает ему увидеть прекрасное в окружающей жизни. Подобную мысль, проиллюстрировав примера ми, высказал Д.Б. Кабагевский в книге «Воспитание ума и сердца»: человек, лишенный способности чувствовать подлинную красоту, море, например, рассматривает как «пляж», пригодный или неригодный для купания. Для истинных ценителей красоты море — это дивные водные просторы, воспетые в гимнах Пушкина, это яркие, красочные музыкальные поэмы Римского-Корсакова «Садко» и «Шахеразада», это волнующие живописные полотна Айвазовского[32].
|
Тематизм уроков музыки: знакомство с содержанием уроков музыки
С переходом на четырехлетнее обучение в начальной школе рассмотрим программу для детей 6-летнего возраста, разработанную под руководством Н.А. Ветлугиной. В основу данной программы положен принцип тематизма, который является основой для установления преемственности в содержании программ первых классов и подготовительных групп детского сада.
Выбор тем для первого класса по программе 1-4 заключается в следующем.
1. Условием общения детей с музыкальным искусством является пробуждение склонности к сопереживанию, эмоци ональной отзывчивости, побуждение к размышлению о харак тере, насгроении и содержании музыкального произведения.
2. Восприятие эмоциональности музыкального произведения основывается на его художественном образе, программе, сюжете, развитии. Таким образом начинается постижение художественно-образной сущности музыкального искусства.
3. Освоение музыкального языка позволяет ощутить интонационную природу музыки, выраженную мелодией, ритмом, темпом, динамическими оттенками.
|
4. Постепенное приобретение музыкального опыта позволяет создать условия для полноценного, целостного восприятия музыки
Соответственно перечисленным условиям, в программу для первого класса включены следующие темы.
Первая четверть — «Какие чувства передает музыка?» (Ознакомление с характером, эмоциональным содержанием музыкальных произведений.)
Вторая четверть — «О чем рассказывает музыка?» (Ознакомление с художественным музыкальным образом.)
Третья четверть — «Как рассказывает музыка?» (Освое ние особенностей средств музыкальной выразительности.)
Четвертая четверть — «Что и как рассказывает музыка?» (Осознание связи содержания произведения и средств музыкальной выразительности.)
На уроках используются игры, пляски, хороводы, т. е. сохраняется преемственность с дошкольным образованием. На уроке дети слушают два- три произведения, поюг попев- ки, разучивают песни, играют на детских музыкальных инструментах, исполняя простейшие ритмические рисунки.
Программа для трехлетней начальной школы имеет обоснованную и завершенную структуру. Начинается первое занятие в первом классе темой «Композитор—исполнитель—слушатель», в которой дети узнают, кто является создателем музыки и кто сопричастен к ее появлению. Также называется тема четвертой четверти третьего класса, в которой дети обобщают полученные за все годы обучения знания, представления о композиторах, исполнителях как интерпретаторах музыкальных произведений и слушателях, музыкальная культура которых зависит от личного багажа.
Темы программы строятся следующим образом.
1(2) класс: «Три жанра в музыке», «Что выражает и что изображает музыка», «Большие музыкальные страны», «Язык музыки». Дети последовательно и постепенно погружаются в сущность музыкального искусства: узнают наиболее яркие проявления характера музыки, которые выражаются в таких жанрах, как песня, марш и танец; выявляют выразительно-изобразительные средства музыки; знакомятся с крупными музыкальными фоомами (оперой, балетом, концертом, симфонией), узнают особенности построе ния простейших музыкальных форм
2 (3) класс: «Песенность, маршевость, танцевагтьность», «Интонация в музыке», «Развитие в музыке», «Построение
(формы) музыки». Перечисленные темы синхронно повторяют гематизм в 1(2) классе, но уже на основе нового музыкального содержания и более глубокого осмысления музыки. Дети узнают о характере музыкального произведения (песенность, маршевость и танцевальность), вне зависимости конкретных малых форм (песни, марша и танца). Зна комство с интонацией и развитием музыки позволяет им открыть интонационную природу музыкального искусства, которая определяет не только содержание, но форму произведения.
3 (4) класс: «Музыка моего народа», «Музыка народов' России», «Музыка народов мира», «Композитор—исполни тель—слушатель». Тематика уроков музыки направлена прежде всего на выявление специфических особенностей и общего между музыкой разных народов Дети обобщают представления о народной и классической музыке, узнают принадлежность того или иного произведения к сокровищнице музыкального искусства, познают стилистические и национальные особенности известных композиторов-классиков.
Уроки музыки, его виды
Урок музыки занимает особое место в учебном процессе начальной школы Урок музыки как образовательный предмет определяет цель, конкретные задачи и конечный ре зультат, который зависит от качества, содержания, приемов, методов, средств обучения и воспитания, применяемых на уроке. Однако урок музыки — это прежде всего урок искусства. Музыкальное искусство является:
— особой формой отражения действительности, которое проявляется в чувствах эмоциях, выражается в художественном образе;
— способом познания, прежде всего, самого себя, затем окружающего мира;
— способом повышения аудиальной культуры;
— средством вдохновения, гармонизации личности с окружающими людьми;
— способом релаксации и оздоровления.
Из этого следует, что урок музыки должен сохранять своеобразие и строиться по своим канонам.
Прежде всего учителем продумывается драматургия музыкального занятия; подбирается музыкальный материал, который может стать основой музыкальной культуры; планируется создание эмоционального фона, тона речи, темпа урока в зависимости от его содержания и др. По словам Д.Б. Кабалевского, урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.
Разнообразие содержания зависит от видов уроков музыки, выбор которых обусловлен конкретной целью.
К основным видам уроков музыки относятся традиционные: «урок-сооощение нового материала», «урок-опрос учащихся», «урок-повторение пройденного материала». Такие уроки имеют общую структуру с общеобразовательными предметами. Однако на практике в чистом виде такие уроки встречаются редко. Обычно в одном уроке сочетаются разные моменты: опрос, повторение, закрепление.
Специфическими, отражающими сущностное содержание музыки, являются: «урок-концерт», который проводится в конце четверти; «урок-беседа» как диалог о музыке и музыкантах; «урок музыкального творчества» как погружение в творчество и построение урока по законам творчества; «урок-конкурс» на лучшего исполнителя, на лучшего слушателя, на лучшего импровизатора, «урок-экскурсия» по музыкальным произведениям, в мир музыки.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте программу по музыке для начальной школы, разработанную авторским коллективом под руководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.
2. Дайте характеристику программам: «Музыка в четырехлетней начальной школе» (разработана под руководством Л.В. Школяр); «Музыка для 1—8-х классов» (программа для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).