День рождения для каждого человека является важным событием в жизни. Для детей — это всегда личностно значимый праздник. Чтобы сохранить прошлое, необходимо развивать у детей «историческую тмять». Празднование дней рож дения любимых писателей, поэтов, художников обычно считают событием масштабным. К юбилейным датам нередко транслируются передачи по центральному телевидению, в больших городах проходят концерты в филармониях, консерваториях, театрах, где выступают музы канты-профессионалы, коллективы музыкальных учебных заведений, музыкальных школ. Можно предложить детям посетить такие концерты. Но важнее сделать такой день личностно значимым.
И подготовку к такому событию начать задолго до него. Прежде всего ребята должны сами выбрать композитора (несколько композиторов), который бы стал, может быть, символом их класса, любимым, близким и понятным каждому.
Одно из его произведений (фрагмент произведения) может стать музыкальной визитной карточкой класса. Лучше, если ■что будет одно из самых известных произведений композитора (М. Глинка. «Славься», Моцарт. «Рондо в турецком стиле», П. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром). Но могут оыть и менее известные произведения, поскольку желательно, чтооы решение принимали сами дети.
Предлагаемый материал о композиторе можно использовать и в музыкальной беседе, и в музыкальной информации. Прежде чем провести такое мероприятие, желательно многократно прослушать музыку композитора (например, в «Музыкальные среды») и подготовить с детьми стенную газету, посвященную этой дате.
Цикл бесед о музыке
Учитель, который поставил своей целью расширить и углубить знания детей в различных областях музыкального искусства, может использовать такую форму внеклассной музыкальной работы, как цикл бесед. Название такого цикла может быть различным в зависимости от содержания. Если дети будут сами участвовать в подготовке бесед, собирать материал, делать небольшие сообщения, отвечать за организацию таких мероприятий, то это будет «Музыкальный кружок». Если планируется приглашение музыкантов, композиторов, учащихся музыкальных школ с концертами, то его можно назвать «Музыкальной гостиной». Ясли же предложить детям слушать музыку и организовывать музыкальные мероприятия, как в филармонии, то соответственно и название будет «Детская филармония в классе» Для этого можно предложить организовать все, будто в настоящем концертном зале: и кассиров, и билетеров, и операторов, и артистов назначить из числа ребят. Кроме того, можно демонстрировать рисунки к музыке, этим займутся «экскурсоводы». Часть ребят обеспечивает дежурство в зале, оассаживает на свои места зрителей, следит за тишиной. Когда музыка прозвучит, дети могут поаплодировать, в конце всего мероприятия — поблагодарить артистов и приглашенных, а также ребят, которые сами готовили беседы, исполняли функции операторов, контролеров.
|
Музыкальные беседы должны представлять собой определенный цикл. Это может быть цикл бесед под названием «Музыка — детям», «Композиторы Урала», «Природа в музыке», «Чьи песни ты поешь», «Музыкальные инструменты», «История создания песен», «Программная музыка» и т.д. При этом важно заранее определить содержание бесед и перечень музыкальных произведений. Так, например, в цикле «История создания песен» можно рассказать о рождении и жизни следующих песен: Д.Б. Кабалевский «Наш край», М. Блантер «Катюша» и др. Приведем пример знакомства детей с циклом пьес — фантазией «Карнавал животных» Сен-Санса.
|
Карнавал животных
Цикл пьес «Карнавал животных» — одно из самых известных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологи ческая фантазия» — так назвал композитор «Карнавал животных». Сен-Сане не очень серьезно относился к этому произведению, и оно было исполнено всего Ова раза при жизни автора.
Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представлены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виоелись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэтому композитор не стремился публиковать и исполнять это произведение, слишком прозрачное для современников композитора? К тому же Сен-Сане имел репутацию «серьезного композитора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно.
Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчивая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс использовал ооволъно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста.
Все инструменты используются зачастую как солирую щие и звучат так ярко, что для многих поколений любителеи музыки «Карнавал животных» стал «путеводителем по музыкальным инструментам».
|
Тема: «Карнавал животных»
Тема проходится на протяжении двух занятий. На первом занятии составляется попурри из маленьких, самых характерных эпизодов из нескольких пьес.
— Ребята, скажите, что такое карнавал?(Праздник, костюмированный маскарад.)
— Действительно, карнавал — это костюмированный праздник в масках, и кто скрывается за ними, мы можем узнать лишь по характеру. Сегооня на карнавале будет много гостей: «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, и в каждой из них, кроме последней пьесы, появляется как минимум один герой. Обычно мы слушаем все пьесы с начала до конца. Но на карнавале — шумном, веселом и хаотичном — мы познакомимся с разными героями по фрагментам из пьес.
(На ооске рисунки с изображениями персонажей, которые расположены в свободной форме — как на карнавале — но последовательность расположения героев выдержана и связа на с последовательностью звучания пьес.)
— Итак, ребята, карнавал открывает шествие Королевских львов (звучит фрагмент пьесы «Королевский марш льва» — хроматические волны фортепьянных октав.)
За ними шествуют петух и куры (пьеса «Курицы и петух» представлена фрагментом назойливых птичьих криков.)
л вот появляются красавицы-модницы Антилопы (фрагмент из пьесы «Антилопы» — пассажи фортепьяно, передающие бег легких животных.)
Медленно открывается дверь, и в зале появляются Черепахи (в пьесе «Черепахи» звучит канкан, который в медленном темпе выглядит, как насмешка нас медлительностью.)
Сейчас вас приветствуют в танцевальном «па» Слоны (в пьесе «Слоны» контрабас исполняет вальс, чем композитор подчеркивает тяжеловесность героев.)
Познакомьтесь, Кенгуру («Кенгуру» — легкие «прыжки» на фортепьяно.)
А вот и лесная красавица Кукушка (во врагменте из пьесы «Кукушка в глубине леса» на красивом спокойндм фдне настой- чивд «кукует» кларнет.)
8. Зак. 887
Рыбки на карнавале появляются в воде: в музыке это возможно, кроме того, это ведь фантазия («Аквариум» — звучит фрагмент волнообразного движения, переливов челесты, фисгармонии, флейты, струнных инструментов и пассажей фор тепьяно.)
Следующим появляется герой с длинными ушами, как его назвал композитор (звучит фрагмент визгливых и протяжных звуков скрипок из пьесы «Персонаж с длинными ушами».)
Карнавал в разгаре, все веселятся, забавляются, и в этом хаосе и движении зазвучал чистый голос Лебедя (звучит начало пьесы «Лебедь» — поэтичная, светлая музыка, наполненная внутренней гармонией и благородством.)
Идет обсуждение с Оетьми, кто в этом потоке гостей им больше всего запомнился и почему? Получился ли карнавал, почему этот цикл пьес композитор назвал фантазией? Напоми нают ли персонажи карнавала люоей. их характеры? Знают ли они, кто композитор этого произведения?
Педагог дает задание сделать рисунок-набросок любого из героев или атрибутов карнавала — маски, костюмы, карнавальные сценки. Выбираются самые выразительные работы о карнавале. Подводится итог.
— О композиторе и трех самых интересных персонажах, которых вы выберете, мы поговорим на следующем занятии. (Дети выбирают самых интересных и полюбившихся персона жей.)
На следующем занятии дети подробно знакомятся с этими персонажами и с биографией композитора.
Музыка в рассказах
Имеется более десяти выпусков музыкального журнала в записи, в которых, по сути, собраны уникальные рассказы для детей о музыкальных произведениях И хотя, возможно, записи уже не сохранились, используемый в них материал о музыке, рассказы о музыкальных произведениях и сами му зыкальные произведения можно рекомендовать для слуша ния детям младшего школьного возраста. Остановимся на содержании некоторых из них.
Журнал, посвященный великому русскому писателю JI.H. Толстому, начинается с рассказа «Виолончель Санта Тереза» писательницы Софьи Могилевской, в котором она повествует о неизгладимом впечатлении, произведенном на нее встречей с Толстым. Будучи еще маленькой, она однажды увидела, как Лев Николаевич слушал арию Баха, и запомнила необыкновенно прекрасное выражение его лица в момент, когда звучала музыка. Учитель может прочитать рассказ и послушать с детьми арию Баха так, как слушал Л.Н. Толстой.
В новелле К. Паустовского «Старый повар» («Незнакомец») рассказывается о музыке, способной совершить чудо. У постели умирающего старика случайно оказался великий Моцарт. Игра композитора воскресила в памяти старика картины юности и вернула ему мгновения счастья и радости жизни. Музыкальное сопровождение данной новеллы одним из произведений Моцарта создаст особую атмосферу эмоционального напряжения и вдохновения.
Дети могут также познакомиться с историей создания знаменитой песни Шуберта «Аве Мария», которая звучит в различных переложениях. Ее исполняли Робертино Лоретта, скрипач Жиолин, Ламара Чкония, детский хор «Бодра Смяна».
Из рассказа «Звездный час» дети узнают о девушке-космонавте, дублерше В. Терешковой. Находясь в субкамере, лишенной звуков, она испытала страшное чувство одиночества. Когда зазвучала музыка Первого фортепианного концерта С. Рахманинова, на глазах девушки появились слезы, то были слезы радости после долгого и напряженного испытания.
Одно из занятий может быть посвящено творческому сотрудничеству композитора С.С. Прокофьева и поэта С.Я. Маршака их совместной работе над симфонической сюитой «Зимний костер» и ораторией «На страже мира». Дети могут познакомиться также с шуточным рассказом В. Левшина «Пятый сарказм», в котором звучат «Сказки старой бабушки», марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» и другие произведения С.С. Прокофьева.
Одним из патетических и эмоционально насыщенных может стать занятие, где дети познакомятся с известным рассказом К. Паустовского «Струна», в котором повествуется о выступлении ленинградского скрипача в суровые дни войны на передовой. Осколком снаряда были сорваны три струны, но музыкант завершил концерт, исполняя музыку на одной струне.
Новелла М Ляписовой «Мария Раскова шрает Шопена» рассказывает об отважной летчице, которая страстно любила музыку. Интересным и близким для детей становится рассказ С. Лотовой о сюите Э. Грига «Пер Гюнт».
В перечисленных рассказал, новеллах описывается влияние известных замечательных произведений Л. Бетховена, П. Чайковского, Ф. Шопена, В Моцарта, С. Рахманинова, С. Прокофьева. С музыкой этих композиторов дети знакомятся и на уроках, поэтому произведения о музыке не только помогут расширить знания о твопчестве композиторов, но и закрепить в их памяти уже знакомую музыку.
Прослушивание музыки с чтением рассказов желательно начинать в классе с тех произведений, которые легче воспринимаются детьми на первых порах, такие, как «Мария Раскова играет Шопена», «Пер Гюнт», «Незнакомец». Вступительное слово учителя, само содержание рассказов, изложенное в художественной форме, должно создавать атмосферу серьезного, вдумчивого отношения к предстоящему прослушиванию музыкального повествования.
Музыкальная информация
Организация и проведение музыкальных сообщений имеет свои отличия от других музыкальных мероприятий. Они должны помочь детям прислушаться к огромному потоку музыки, который сопровождает их ежедневно, разобраться в этом потоке и суметь самостоятельно сделать выбор.
Музыкальную информацию можно различать по содержанию и направленности. Это могут оыть сообщения о приближающейся юбилейной дате дня рождения композитора, певца, пианиста, дирижера; даты открытия музыкального театра, написания шедевра музыкального искусства и т.д.; сообщения о музыкальных событиях в городе, стране, мире, таких, как фестивали, конкурсы, гастроли, концерты, дни музыки Это может быть знакомство с одним из циклов передач по телевидению («Музыкальные нотки», «Песня года», «Песня далекая и близкая», «Фестивали... Конкурсы... Концерты...», «Продолжаем разговор о музыке»). Музыкальные события нередко подробно освещаются в печати, по радио и телевидению. Нужно заранее предупредить детей о предстоящем событии и предложить им следить за сообщениями о нем, делать вырезки из газет и журналов. В музыкальной информации необходимо кратко рассказать о том, чему она посвящена, сообщить, например, общие сведения о жизни и деятельности музыканта или об истории театра и т.д. Подробнее остановимся на содержании и подготовке сообщения о Дне музыки, о конкурсе им. П.И. Чайковского, 15-летии со дня рождения А.П. Бородина.
Музыкальные минутки
Каждый день учитель начальных классов на уроках проводит физминутки, минутки соматической «разгрузки», включает пальцевые упражнения, которые помогают снять физическое напряжение у детей. Музыкальные же минутки могут снять не только мышечное напряжение, но и повлиять на эмоциональное состояние детей. Их можно проводить как вместо физминуток, так и наряду с ними.
Если класс возбужден, не в меру подвижен, то можно включить спокойную, медленную, но ритмичную музыку. Веселая, радостная, задорная музыка уместна в момент, когда дети пассивны, вялы.
Музыкальная минутка может быть в виде марша или танца, если ребята исполняют комплекс физических упражнений, то желательно включать маршевую музыку, танцевальные движения лучше исполнять под современную танцевальную музыку. Не рекомендуется использовать серьезные музыкальные произведения. Вся музыка должна быть легкой по содержанию, с четкой ритмической основой и простой мелодией. Для комплекса упражнений можно использовать музыкальные произведения из фонохрестома- тии к программе по музыке для 1-3-х классов.
Примерный репертуар
С. Прокофьев. «Марш».
М.Коваль. «Семеро козлят», хор из оперы «Волк и семеро козлят».
Ю. Чичков. «Здравствуй, Родина моя!».
М. Старокадомский. «Веселые путешественники».
3. Левина. «Неваляшки».
М. Блантер. «Футбольный марш».
Для успокаивающей музыкальной минутки можно предложить следующие музыкальные произведения.
И. Арсеев. «Березки».
В. Салманов. «Утро в лесу».
В. Салманов. «Вечер».
Русская народная песня «Калинка» (медленная часть — запев).
Д. Кабалевский. «Зачем нам выстроили дом».
Японская народная песня «Вишня».
Танцевальную минутку можно провести под музыку современных песен или под музыку из детских музыкальных сказок, песенок из мультфильмов. Движения могут быть самые разнообразные, в зависимости от музыки (произвольные движения современных танцев, движения «польки», «летки-еньки» и др.).
II. Чайковский. «Полька».
Чешская народная песня «Полька».
Русская народная песня «Калинка» (припев -- быстрая часть).
А. Филиппенко. «Веселый музыкант»
Д. Кабалевский. «Карусель».
Исполняя любые движения под музыку, дети должны передавать ее характер. Если музыка быстрая, веселая, то и движения должны быть энергичными, четкими, под спокойную музыку выполнять движения мягко, плавно, красиво.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расскажите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.
2. Проанализируйте предлагаемый сценарий праздника (Учебное пособие М.С. Осенневой и Л.А. Безбородовой, с 342) и составьте сценарий одного из мероприятий с учетом выше предложенных форм работы с детьми.
3. Проведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей.