День рождения или юбилейная дата




День рождения для каждого человека является важным событием в жизни. Для детей — это всегда личностно значи­мый праздник. Чтобы сохранить прошлое, необходимо разви­вать у детей «историческую тмять». Празднование дней рож дения любимых писателей, поэтов, художников обычно счи­тают событием масштабным. К юбилейным датам нередко транслируются передачи по центральному телевидению, в больших городах проходят концерты в филармониях, кон­серваториях, театрах, где выступают музы канты-профессио­налы, коллективы музыкальных учебных заведений, музы­кальных школ. Можно предложить детям посетить такие кон­церты. Но важнее сделать такой день личностно значимым.

И подготовку к такому событию начать задолго до него. Прежде всего ребята должны сами выбрать композитора (не­сколько композиторов), который бы стал, может быть, сим­волом их класса, любимым, близким и понятным каждому.

Одно из его произведений (фрагмент произведения) может стать музыкальной визитной карточкой класса. Лучше, если ■что будет одно из самых известных произведений компози­тора (М. Глинка. «Славься», Моцарт. «Рондо в турецком сти­ле», П. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с орке­стром). Но могут оыть и менее известные произведения, по­скольку желательно, чтооы решение принимали сами дети.

Предлагаемый материал о композиторе можно исполь­зовать и в музыкальной беседе, и в музыкальной информа­ции. Прежде чем провести такое мероприятие, желательно многократно прослушать музыку композитора (например, в «Музыкальные среды») и подготовить с детьми стенную газету, посвященную этой дате.

Цикл бесед о музыке

Учитель, который поставил своей целью расширить и углубить знания детей в различных областях музыкального искусства, может использовать такую форму внеклассной музыкальной работы, как цикл бесед. Название такого цик­ла может быть различным в зависимости от содержания. Если дети будут сами участвовать в подготовке бесед, соби­рать материал, делать небольшие сообщения, отвечать за организацию таких мероприятий, то это будет «Музыкаль­ный кружок». Если планируется приглашение музыкантов, композиторов, учащихся музыкальных школ с концертами, то его можно назвать «Музыкальной гостиной». Ясли же предложить детям слушать музыку и организовывать музы­кальные мероприятия, как в филармонии, то соответствен­но и название будет «Детская филармония в классе» Для этого можно предложить организовать все, будто в настоя­щем концертном зале: и кассиров, и билетеров, и операто­ров, и артистов назначить из числа ребят. Кроме того, мож­но демонстрировать рисунки к музыке, этим займутся «экс­курсоводы». Часть ребят обеспечивает дежурство в зале, оассаживает на свои места зрителей, следит за тишиной. Когда музыка прозвучит, дети могут поаплодировать, в кон­це всего мероприятия — поблагодарить артистов и пригла­шенных, а также ребят, которые сами готовили беседы, ис­полняли функции операторов, контролеров.

Музыкальные беседы должны представлять собой опре­деленный цикл. Это может быть цикл бесед под названием «Музыка — детям», «Композиторы Урала», «Природа в музы­ке», «Чьи песни ты поешь», «Музыкальные инструменты», «История создания песен», «Программная музыка» и т.д. При этом важно заранее определить содержание бесед и пере­чень музыкальных произведений. Так, например, в цикле «История создания песен» можно рассказать о рождении и жизни следующих песен: Д.Б. Кабалевский «Наш край», М. Блантер «Катюша» и др. Приведем пример знакомства детей с циклом пьес — фантазией «Карнавал животных» Сен-Санса.

Карнавал животных

Цикл пьес «Карнавал животных» — одно из самых извест­ных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологи ческая фантазия» — так назвал композитор «Карнавал жи­вотных». Сен-Сане не очень серьезно относился к этому произ­ведению, и оно было исполнено всего Ова раза при жизни автора.

Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представ­лены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виоелись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэто­му композитор не стремился публиковать и исполнять это про­изведение, слишком прозрачное для современников композито­ра? К тому же Сен-Сане имел репутацию «серьезного компози­тора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно.

Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчи­вая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс ис­пользовал ооволъно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста.

Все инструменты используются зачастую как солирую щие и звучат так ярко, что для многих поколений любителеи музыки «Карнавал животных» стал «путеводителем по музы­кальным инструментам».

Тема: «Карнавал животных»

Тема проходится на протяжении двух занятий. На первом занятии составляется попурри из маленьких, самых харак­терных эпизодов из нескольких пьес.

Ребята, скажите, что такое карнавал?(Праздник, ко­стюмированный маскарад.)

Действительно, карнавал — это костюмированный праздник в масках, и кто скрывается за ними, мы можем уз­нать лишь по характеру. Сегооня на карнавале будет много гостей: «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, и в каждой из них, кроме последней пьесы, появляется как минимум один герой. Обычно мы слушаем все пьесы с начала до конца. Но на карнавале — шумном, веселом и хаотичном — мы познакомим­ся с разными героями по фрагментам из пьес.

(На ооске рисунки с изображениями персонажей, которые расположены в свободной форме — как на карнавале — но последовательность расположения героев выдержана и связа на с последовательностью звучания пьес.)

Итак, ребята, карнавал открывает шествие Королевс­ких львов (звучит фрагмент пьесы «Королевский марш льва» — хроматические волны фортепьянных октав.)

За ними шествуют петух и куры (пьеса «Курицы и петух» представлена фрагментом назойливых птичьих криков.)

л вот появляются красавицы-модницы Антилопы (фраг­мент из пьесы «Антилопы» — пассажи фортепьяно, передаю­щие бег легких животных.)

Медленно открывается дверь, и в зале появляются Чере­пахи (в пьесе «Черепахи» звучит канкан, который в медленном темпе выглядит, как насмешка нас медлительностью.)

Сейчас вас приветствуют в танцевальном «па» Слоны (в пьесе «Слоны» контрабас исполняет вальс, чем композитор подчеркивает тяжеловесность героев.)

Познакомьтесь, Кенгуру («Кенгуру» — легкие «прыжки» на фортепьяно.)

А вот и лесная красавица Кукушка (во врагменте из пьесы «Кукушка в глубине леса» на красивом спокойндм фдне настой- чивд «кукует» кларнет.)

8. Зак. 887

Рыбки на карнавале появляются в воде: в музыке это воз­можно, кроме того, это ведь фантазия («Аквариум» — звучит фрагмент волнообразного движения, переливов челесты, фис­гармонии, флейты, струнных инструментов и пассажей фор тепьяно.)

Следующим появляется герой с длинными ушами, как его назвал композитор (звучит фрагмент визгливых и протяжных звуков скрипок из пьесы «Персонаж с длинными ушами».)

Карнавал в разгаре, все веселятся, забавляются, и в этом хаосе и движении зазвучал чистый голос Лебедя (звучит нача­ло пьесы «Лебедь» — поэтичная, светлая музыка, наполненная внутренней гармонией и благородством.)

Идет обсуждение с Оетьми, кто в этом потоке гостей им больше всего запомнился и почему? Получился ли карнавал, по­чему этот цикл пьес композитор назвал фантазией? Напоми нают ли персонажи карнавала люоей. их характеры? Знают ли они, кто композитор этого произведения?

Педагог дает задание сделать рисунок-набросок любого из героев или атрибутов карнавала — маски, костюмы, карна­вальные сценки. Выбираются самые выразительные работы о карнавале. Подводится итог.

— О композиторе и трех самых интересных персонажах, которых вы выберете, мы поговорим на следующем занятии. (Дети выбирают самых интересных и полюбившихся персона жей.)

На следующем занятии дети подробно знакомятся с эти­ми персонажами и с биографией композитора.

Музыка в рассказах

Имеется более десяти выпусков музыкального журнала в записи, в которых, по сути, собраны уникальные рассказы для детей о музыкальных произведениях И хотя, возможно, записи уже не сохранились, используемый в них материал о музыке, рассказы о музыкальных произведениях и сами му зыкальные произведения можно рекомендовать для слуша ния детям младшего школьного возраста. Остановимся на содержании некоторых из них.


Журнал, посвященный великому русскому писателю JI.H. Толстому, начинается с рассказа «Виолончель Санта Те­реза» писательницы Софьи Могилевской, в котором она по­вествует о неизгладимом впечатлении, произведенном на нее встречей с Толстым. Будучи еще маленькой, она однажды увидела, как Лев Николаевич слушал арию Баха, и запомни­ла необыкновенно прекрасное выражение его лица в момент, когда звучала музыка. Учитель может прочитать рассказ и послушать с детьми арию Баха так, как слушал Л.Н. Толстой.

В новелле К. Паустовского «Старый повар» («Незнако­мец») рассказывается о музыке, способной совершить чудо. У постели умирающего старика случайно оказался великий Моцарт. Игра композитора воскресила в памяти старика картины юности и вернула ему мгновения счастья и радос­ти жизни. Музыкальное сопровождение данной новеллы одним из произведений Моцарта создаст особую атмосферу эмоционального напряжения и вдохновения.

Дети могут также познакомиться с историей создания знаменитой песни Шуберта «Аве Мария», которая звучит в различных переложениях. Ее исполняли Робертино Лорет­та, скрипач Жиолин, Ламара Чкония, детский хор «Бодра Смяна».

Из рассказа «Звездный час» дети узнают о девушке-кос­монавте, дублерше В. Терешковой. Находясь в субкамере, ли­шенной звуков, она испытала страшное чувство одиночества. Когда зазвучала музыка Первого фортепианного концерта С. Рахманинова, на глазах девушки появились слезы, то были слезы радости после долгого и напряженного испытания.

Одно из занятий может быть посвящено творческому сотрудничеству композитора С.С. Прокофьева и поэта С.Я. Маршака их совместной работе над симфонической сюитой «Зимний костер» и ораторией «На страже мира». Дети могут познакомиться также с шуточным рассказом В. Левшина «Пятый сарказм», в котором звучат «Сказки старой бабушки», марш из оперы «Любовь к трем апельси­нам» и другие произведения С.С. Прокофьева.


Одним из патетических и эмоционально насыщенных может стать занятие, где дети познакомятся с известным рассказом К. Паустовского «Струна», в котором повествует­ся о выступлении ленинградского скрипача в суровые дни войны на передовой. Осколком снаряда были сорваны три струны, но музыкант завершил концерт, исполняя музыку на одной струне.

Новелла М Ляписовой «Мария Раскова шрает Шопе­на» рассказывает об отважной летчице, которая страстно любила музыку. Интересным и близким для детей становит­ся рассказ С. Лотовой о сюите Э. Грига «Пер Гюнт».

В перечисленных рассказал, новеллах описывается вли­яние известных замечательных произведений Л. Бетховена, П. Чайковского, Ф. Шопена, В Моцарта, С. Рахманинова, С. Прокофьева. С музыкой этих композиторов дети знако­мятся и на уроках, поэтому произведения о музыке не толь­ко помогут расширить знания о твопчестве композиторов, но и закрепить в их памяти уже знакомую музыку.

Прослушивание музыки с чтением рассказов желатель­но начинать в классе с тех произведений, которые легче воспринимаются детьми на первых порах, такие, как «Ма­рия Раскова играет Шопена», «Пер Гюнт», «Незнакомец». Вступительное слово учителя, само содержание рассказов, изложенное в художественной форме, должно создавать ат­мосферу серьезного, вдумчивого отношения к предстояще­му прослушиванию музыкального повествования.

Музыкальная информация

Организация и проведение музыкальных сообщений имеет свои отличия от других музыкальных мероприя­тий. Они должны помочь детям прислушаться к огромно­му потоку музыки, который сопровождает их ежедневно, разобраться в этом потоке и суметь самостоятельно сде­лать выбор.

Музыкальную информацию можно различать по содер­жанию и направленности. Это могут оыть сообщения о при­ближающейся юбилейной дате дня рождения композитора, певца, пианиста, дирижера; даты открытия музыкального театра, написания шедевра музыкального искусства и т.д.; сообщения о музыкальных событиях в городе, стране, мире, таких, как фестивали, конкурсы, гастроли, концерты, дни музыки Это может быть знакомство с одним из циклов пе­редач по телевидению («Музыкальные нотки», «Песня года», «Песня далекая и близкая», «Фестивали... Конкур­сы... Концерты...», «Продолжаем разговор о музыке»). Му­зыкальные события нередко подробно освещаются в печа­ти, по радио и телевидению. Нужно заранее предупредить детей о предстоящем событии и предложить им следить за сообщениями о нем, делать вырезки из газет и журналов. В музыкальной информации необходимо кратко рассказать о том, чему она посвящена, сообщить, например, общие све­дения о жизни и деятельности музыканта или об истории театра и т.д. Подробнее остановимся на содержании и подго­товке сообщения о Дне музыки, о конкурсе им. П.И. Чай­ковского, 15-летии со дня рождения А.П. Бородина.

Музыкальные минутки

Каждый день учитель начальных классов на уроках про­водит физминутки, минутки соматической «разгрузки», включает пальцевые упражнения, которые помогают снять физическое напряжение у детей. Музыкальные же минутки могут снять не только мышечное напряжение, но и повли­ять на эмоциональное состояние детей. Их можно прово­дить как вместо физминуток, так и наряду с ними.

Если класс возбужден, не в меру подвижен, то можно включить спокойную, медленную, но ритмичную музыку. Веселая, радостная, задорная музыка уместна в момент, ког­да дети пассивны, вялы.

Музыкальная минутка может быть в виде марша или танца, если ребята исполняют комплекс физических упраж­нений, то желательно включать маршевую музыку, танце­вальные движения лучше исполнять под современную танцевальную музыку. Не рекомендуется использовать се­рьезные музыкальные произведения. Вся музыка должна быть легкой по содержанию, с четкой ритмической основой и простой мелодией. Для комплекса упражнений можно использовать музыкальные произведения из фонохрестома- тии к программе по музыке для 1-3-х классов.

Примерный репертуар

С. Прокофьев. «Марш».

М.Коваль. «Семеро козлят», хор из оперы «Волк и семе­ро козлят».

Ю. Чичков. «Здравствуй, Родина моя!».

М. Старокадомский. «Веселые путешественники».

3. Левина. «Неваляшки».

М. Блантер. «Футбольный марш».

Для успокаивающей музыкальной минутки можно предложить следующие музыкальные произведения.

И. Арсеев. «Березки».

В. Салманов. «Утро в лесу».

В. Салманов. «Вечер».

Русская народная песня «Калинка» (медленная часть — запев).

Д. Кабалевский. «Зачем нам выстроили дом».

Японская народная песня «Вишня».

Танцевальную минутку можно провести под музыку со­временных песен или под музыку из детских музыкальных сказок, песенок из мультфильмов. Движения могут быть са­мые разнообразные, в зависимости от музыки (произволь­ные движения современных танцев, движения «польки», «летки-еньки» и др.).

II. Чайковский. «Полька».

Чешская народная песня «Полька».

Русская народная песня «Калинка» (припев -- быстрая часть).

А. Филиппенко. «Веселый музыкант»

Д. Кабалевский. «Карусель».

Исполняя любые движения под музыку, дети должны пе­редавать ее характер. Если музыка быстрая, веселая, то и дви­жения должны быть энергичными, четкими, под спокойную музыку выполнять движения мягко, плавно, красиво.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расска­жите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.


2. Проанализируйте предлагаемый сценарий праздника (Учебное пособие М.С. Осенневой и Л.А. Безбородовой, с 342) и составьте сценарий одного из мероприятий с уче­том выше предложенных форм работы с детьми.

3. Проведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: