Влияние музыки на человека




Влияние музыки на умственную активность учащихся можно проследить при написании предложений на уроке русского языка.


Задание 1. Включите музыку Баха, предварительно под­готовив детей к ее восприятию. В спокойной обстановке под звучание музыкального произведения в соответствии с характером музыки сообщите задание. Затем очень сильно убавляется громкость или выключается музыка совсем. Под диктовку ребята записывают незнакомый текст.

Задание 2. Перед записью второго предложения очень фомко включается музыка «тяжелого» рока так, как она зву­чит в концертных залах. Затем убавляется громкость так, что­бы было слышно голос, и диктуется предложение в характере музыки. Сравнивается количество ошибок и, самое главное, почерк в первом и во втором текстах. Цель этого задания — помочь детям увидеть зависимость работоспособности от ус­ловий и находить самостоятельно оптимальный вариант для создания положительного звукового фона дома. Опытно-эк­спериментальная работа показала прямую зависимость на­писания текста от характера звучащей музыки.

Это задание можно выполнять не в музыкальном днев­нике, а на отдельном листочке, чтобы сохранить в дневнике только «добрые» странички.

Рождение музыкального инструмента

Человек пришел к созданию музыкальных инструмен­тов, звуковых систем и аппаратов постепенно, Ребята могут сами пройти этот путь, проводя маленькие эксперименты. Пусть они попробуют заставить звучать все окружающие их предметы: линейки, карандаши, нитки разной толщины и качества, тонкие и толстые дощечки. Когда они убедятся, что все предметы могут вибрировать, а значит, издавать звук, расскажите им о том, что ухо человека может воспри­нимать не все звуки, а лишь звуки определенной высоты и частоты колебания. Частоту колебания и высоту звука мож­но продемонстрировать на струне любого струнного музы­кального инструмента, то укорачивая, то удлиняя ее зажа­тием пальца, при этом ослабляя или усиливая в зависимос­ти от силы удара по ней.

Учитель предлагает детям сначала представить и затем рассказать, как возникли музыкальные инструменты. После собственных поисков звучащих предметов вокруг и в при­роде дети легко расскажут о том, что человек в древности, ударяя по камням, дереву, стал прислушиваться к звуку. Рит­мичные удары по звучащим предметам стали сопровождать ритуальные танцы. Издавая различные по характеру звуки, люди общались между собой на расстоянии (как сейчас мы пользуемся телефоном), сообщая новости, информируя об опасности. В Африке, например, сигнальный барабан сооб­щал во все концы о приближении «каравана белых людей». Звук рассыпался мелкой дробью, гулко ухал и замолкал.

Натянутая кожа убитого животного издавала такие соч­ные и яркие звуки, что человек создал различной величины барабаны. Мокрая кожа антилопы, змеи, козы, буйвола, кожа глотки акулы, ушей слона натягивалась на заготовлен­ные формы. Ударяли по барабану колотушками из побегов пальмы.

Все духовые инструменты также родились благодаря при­роде. Камыши, слоновые бивни, семена деревьев, кора, ра­ковины могут издавать звуки, если на них подуть или в них дуть особым способом. Все они были прародителями совре­менных духовых инструментов, сделанных из дерева и пласт­массы. Натянутая стрелой тетива звучала так красиво и не­жно, что древний человек создал струнные инструменты.

После таких бесед детям предлагается создать ударные, струнные, духовые инструменты самостоятельно или с по­мощью родителей. Оркестр из созданных инструментов обязательно должен зазвучать, а «музыку» детям предложи­те сочинить самим. Мелодический рисунок может быть простым, естественным вне лада, в свободном ритме и про­стой форме. Средствами выразительности могут быть уско­рения, замедления, усиления, затихания, тембры «инстру­ментов», способы извлечения звуков, подобранные детьми в зависимости от образа. Процесс рождения музыкального произведения должен быть основан на прислушивании к зву­чанию, на поиске красок и образа. Пьесы могут называться: «Рождение ветра», «Ночные шорохи», «Лягушачий концерт перед дождем», «Волшебный лес» и др.

Помимо известных музыкальных инструментов и аппа­ратуры, можно предложить ребятам самим придумать зву­ковой прибор и дать ему название, Например, звучащая связка старых ключей может стать инструментом «ключео- ла», шумящие мелкие предметы в стакане — «шумофон», набор детских кирпичиков и палочек — «ритмикон». Кра­сиво звучат названия «виолена», которое можно присвоить «струнному» инструменту, «гармониум» — инструменту, звучащему музыкально.

Следующие темы невозможно дать полноценно и каче­ственно, если дети не прочувствуют особенности звучащей неорганизованной среды, которую они сами могут превра­тить в музыку. Знакомство с музыкальными инструментами без подобной работы будет формальным.

Задание: нарисовать в дневнике придуманные музы­кальные инструменты и дать им название.

Подбери инструменты

Каждый инструмент - это особый мир. Например, орган сравнивают с огромным городом, в который можно войти. Настройщик, чтобы настроить орган, свободно пе­редвигается внутри инструмента от одной трубы к другой. Познакомьте ребят со стихотворением О. Мандельштама «Мы сегодня увидали внутри рояля» и, если есть возмож­ность, откройте крышку фортепиано и рассмотрите этот та­инственный механический городок.

Композиторы, изображая в музыке какие-либо события или героев, придают Ьольшое значение музыкальным инстру­ментам. Очень часто инструменты сравнивают с человеческим голосом. Например, нередко скрипку -- королеву оркестра — сравнивают с женским голосом, виолончель — с бархатным баритоном, фагот напоминает ворчание старика.

Чтобы дать выразительную характеристику человеку, его сравнивают с природными явлениями, животными. Гово­рят о человеке: могучий как дуб; быстрая как лань; хитрая как лисица; стройная как береза.

Вопрос детям: А может ли музыкальный инструмент пе­редать характер человека?

Задание 1. Голоса природы, пение птиц, крики живот­ных отличаются друг от друга красотой, выразительнос­тью, яркостью, высотой, тембром. Какой из музыкальных фрагментов — где звучит флейта, труба или контрабас — точнее передает характер малоподвижного, грузного, но удивительно грациозного, несмотря на свои размеры, сло­на; подвижного, коварного, пугающего своим призывным, грозным воем волка; легкой, порхающей, издающей изящ­ные трели на высоких нотах птицы? Детям предлагаются шаблоны, которые они перерисовывают в дневник: труба, флейта, контрабас.

Музыкальные фрагменты для слушания

1. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема Птички (флейта).

2. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (труба).

3. К. Сен-Санс. «Карнавал животных», пьеса «Слон» (контрабас).

Заоание 2. Ласковый голос мамы, укачивающего малы­ша (1); легкая, энергичная танцующая пара (2); разразив­шаяся гроза с дробью, потоком дождя (3) — все эти картины отличаются друг от друга. Послушайте три небольших от­рывка и определите, какой из них передает характер опи­санных и нарисованных эпизодов, расположенных на доске под номерами. (Перед выполнением этого задания дети дол­жны уже познакомиться с музыкальными фрагментами, оп­ределить солирующие инструменты в каждом из них, запи­сать их названия в дневнике. Можно изобразить музыкаль­ные инструменты наряду с записями. Напротив названия инструмента или рисунка музыкального инструмента после прослушивания каждого фрагмента указать номер одного из выбранных рисунков, которые вывешены на доске.)

Музыкальные фрагменты для слушания

Последовательность звучания выдерживается в том по­рядке, какой указан.

1. Р. Щедрин. Фрагмент из «Озорных частушек» или любая русская народная плясовая в исполнении народных инструментов — гармоники (2).

2. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема выстрелов — бара­баны (3).

3. П. Чайковский. «Мелодия» — скрипки (1).


Можно разобрать с детьми характер фрагментов, опре­делить характер тембра инструментов, особенности звуча­ния музыки и выслушать мнения нескольких ребят о при­чине подбора инструмента к той или иной картинке.

Песни в жизни человека

Одним из уникальных музыкальных инструментов, со­зданных самой природой, является голос человека. Неслу­чайно в народных песнях отражаются самые разнообразные оттенки настроений, чувств, мыслей человека, события его жизни. Но, к сожалению, дети зчают мало русских народ­ных песен. Обычно они называют две-три песни, одна из которых «Во поле береза стояла» Пение народных песен в классе может приобщить не только к народной мудрости, но и стать элементом психотерапии. Такие песни, как «У меня ль во садочке», «Со вьюном я хожу», «В темном лесе», «Уж как по мосту, мосточку», «На зеленом лугу» и мн. др. не только легки для запоминания, но и несут положи­тельный эмоциональный заряд. Народные песни можно ра­зыгрывать по ролям, водить хороводы, Желательно такие занятия проводить в зале, где дети могли бы сесть полукру­гом, свободно двигаться, освобождаясь от мышечных зажи­мов, стеснения. Пение можно сопровождать игрой на му­зыкальных инструментах, которые ребята создали сами.

Детям дается задание на дом сочинить (можно с родите­лями) на определенную тему частушки. Предварительно нужно выбрать совместно с детьми несколько рифмующих­ся слов (см. «Вербальное фантазирование»).

Нередко педагог не предполагает, что дети любят и зна­ют песни своих родителей. Ведение совместного песенника будет способствовать эмоциональному сближению детей, родителей, бабушек и дедушек, так как позволит им почув ствовать эмоциональную атмосферу, которая существовала в их семье 10, а может быть, 30-40 лет тому назад. Работу в этом направлении можно завершить посиделками, к кото­рым ребята подготовят народные костюмы или их отдель­ные детали.

Записи в оневнике: тексты песен, которые пели бабушки или мамы в молодости, тексты народных песен, сочинен­ные частушки.

Изобрази звук

Заполнение этой страницы связано с графическим фан­тазированием. Если дети поняли, что рисунки не должны быть реалистичными, что линия, цвет могут быть желанны­ми в одном случае и вызывать неприятие в другом, то выпол­нение задания изобразить звуки не составит для них труда.

Задание J. Учитель называет несколько слов, характери­зующих воображаемую музыку (гордая, легкая, задумчи­вая), дети записывают эти слова в дневник и придумывают к ним линии. Детям предлагается изобразить звуки графи­чески.

Предварительно можно провести с ними игру «Линия- волшебница», в которой дети узнают, что строгая прямая линия, если изменит «свое» настроение, может превратить­ся, например, в злую или гордую и принять невероятные формы (см. рис. 7).


Взволнованная линия

 

 


 

Колющая линия

Потерявшаяся линия


 

Гордые линии


Спокойная линия
Рис. 7. Схема игры «Линия-волшебница»

 

Задание 2. Дети самостоятельно придумывают характер линии и изображают ее. Желательно, чтобы в момент при­думывания перед глазами детей не было образцов, пусть они пофантазируют. Можно предложить им придумать мелодии и пропеть про себя, а затем изобразить линией.

Затем включаются музыкальные фрагменты из програм­мы, например, уроков музыки для 1—2-го класса: В. Гладков «Колыбельная», Д. Кабалевский «Злюка», «Резвушка», «Плакса», В. Салманов «Вечер» и другие произведения.

Музыкальные фрагменты должны состоять из одной- двух фраз, Желательно эмоционально подготовить ребят к такой работе, помочь расслабиться, «раствориться» в музы­ке и рисовать, не думая, свободно водя рукой по бумаге. Дети могут выполнить рисунок в дневнике одним цветом или подобрать различные цвета, в зависимости от характера музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: