Влияние музыки на умственную активность учащихся можно проследить при написании предложений на уроке русского языка.
Задание 1. Включите музыку Баха, предварительно подготовив детей к ее восприятию. В спокойной обстановке под звучание музыкального произведения в соответствии с характером музыки сообщите задание. Затем очень сильно убавляется громкость или выключается музыка совсем. Под диктовку ребята записывают незнакомый текст.
Задание 2. Перед записью второго предложения очень фомко включается музыка «тяжелого» рока так, как она звучит в концертных залах. Затем убавляется громкость так, чтобы было слышно голос, и диктуется предложение в характере музыки. Сравнивается количество ошибок и, самое главное, почерк в первом и во втором текстах. Цель этого задания — помочь детям увидеть зависимость работоспособности от условий и находить самостоятельно оптимальный вариант для создания положительного звукового фона дома. Опытно-экспериментальная работа показала прямую зависимость написания текста от характера звучащей музыки.
Это задание можно выполнять не в музыкальном дневнике, а на отдельном листочке, чтобы сохранить в дневнике только «добрые» странички.
Рождение музыкального инструмента
Человек пришел к созданию музыкальных инструментов, звуковых систем и аппаратов постепенно, Ребята могут сами пройти этот путь, проводя маленькие эксперименты. Пусть они попробуют заставить звучать все окружающие их предметы: линейки, карандаши, нитки разной толщины и качества, тонкие и толстые дощечки. Когда они убедятся, что все предметы могут вибрировать, а значит, издавать звук, расскажите им о том, что ухо человека может воспринимать не все звуки, а лишь звуки определенной высоты и частоты колебания. Частоту колебания и высоту звука можно продемонстрировать на струне любого струнного музыкального инструмента, то укорачивая, то удлиняя ее зажатием пальца, при этом ослабляя или усиливая в зависимости от силы удара по ней.
|
Учитель предлагает детям сначала представить и затем рассказать, как возникли музыкальные инструменты. После собственных поисков звучащих предметов вокруг и в природе дети легко расскажут о том, что человек в древности, ударяя по камням, дереву, стал прислушиваться к звуку. Ритмичные удары по звучащим предметам стали сопровождать ритуальные танцы. Издавая различные по характеру звуки, люди общались между собой на расстоянии (как сейчас мы пользуемся телефоном), сообщая новости, информируя об опасности. В Африке, например, сигнальный барабан сообщал во все концы о приближении «каравана белых людей». Звук рассыпался мелкой дробью, гулко ухал и замолкал.
Натянутая кожа убитого животного издавала такие сочные и яркие звуки, что человек создал различной величины барабаны. Мокрая кожа антилопы, змеи, козы, буйвола, кожа глотки акулы, ушей слона натягивалась на заготовленные формы. Ударяли по барабану колотушками из побегов пальмы.
Все духовые инструменты также родились благодаря природе. Камыши, слоновые бивни, семена деревьев, кора, раковины могут издавать звуки, если на них подуть или в них дуть особым способом. Все они были прародителями современных духовых инструментов, сделанных из дерева и пластмассы. Натянутая стрелой тетива звучала так красиво и нежно, что древний человек создал струнные инструменты.
|
После таких бесед детям предлагается создать ударные, струнные, духовые инструменты самостоятельно или с помощью родителей. Оркестр из созданных инструментов обязательно должен зазвучать, а «музыку» детям предложите сочинить самим. Мелодический рисунок может быть простым, естественным вне лада, в свободном ритме и простой форме. Средствами выразительности могут быть ускорения, замедления, усиления, затихания, тембры «инструментов», способы извлечения звуков, подобранные детьми в зависимости от образа. Процесс рождения музыкального произведения должен быть основан на прислушивании к звучанию, на поиске красок и образа. Пьесы могут называться: «Рождение ветра», «Ночные шорохи», «Лягушачий концерт перед дождем», «Волшебный лес» и др.
Помимо известных музыкальных инструментов и аппаратуры, можно предложить ребятам самим придумать звуковой прибор и дать ему название, Например, звучащая связка старых ключей может стать инструментом «ключео- ла», шумящие мелкие предметы в стакане — «шумофон», набор детских кирпичиков и палочек — «ритмикон». Красиво звучат названия «виолена», которое можно присвоить «струнному» инструменту, «гармониум» — инструменту, звучащему музыкально.
Следующие темы невозможно дать полноценно и качественно, если дети не прочувствуют особенности звучащей неорганизованной среды, которую они сами могут превратить в музыку. Знакомство с музыкальными инструментами без подобной работы будет формальным.
|
Задание: нарисовать в дневнике придуманные музыкальные инструменты и дать им название.
Подбери инструменты
Каждый инструмент - это особый мир. Например, орган сравнивают с огромным городом, в который можно войти. Настройщик, чтобы настроить орган, свободно передвигается внутри инструмента от одной трубы к другой. Познакомьте ребят со стихотворением О. Мандельштама «Мы сегодня увидали внутри рояля» и, если есть возможность, откройте крышку фортепиано и рассмотрите этот таинственный механический городок.
Композиторы, изображая в музыке какие-либо события или героев, придают Ьольшое значение музыкальным инструментам. Очень часто инструменты сравнивают с человеческим голосом. Например, нередко скрипку -- королеву оркестра — сравнивают с женским голосом, виолончель — с бархатным баритоном, фагот напоминает ворчание старика.
Чтобы дать выразительную характеристику человеку, его сравнивают с природными явлениями, животными. Говорят о человеке: могучий как дуб; быстрая как лань; хитрая как лисица; стройная как береза.
Вопрос детям: А может ли музыкальный инструмент передать характер человека?
Задание 1. Голоса природы, пение птиц, крики животных отличаются друг от друга красотой, выразительностью, яркостью, высотой, тембром. Какой из музыкальных фрагментов — где звучит флейта, труба или контрабас — точнее передает характер малоподвижного, грузного, но удивительно грациозного, несмотря на свои размеры, слона; подвижного, коварного, пугающего своим призывным, грозным воем волка; легкой, порхающей, издающей изящные трели на высоких нотах птицы? Детям предлагаются шаблоны, которые они перерисовывают в дневник: труба, флейта, контрабас.
Музыкальные фрагменты для слушания
1. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема Птички (флейта).
2. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (труба).
3. К. Сен-Санс. «Карнавал животных», пьеса «Слон» (контрабас).
Заоание 2. Ласковый голос мамы, укачивающего малыша (1); легкая, энергичная танцующая пара (2); разразившаяся гроза с дробью, потоком дождя (3) — все эти картины отличаются друг от друга. Послушайте три небольших отрывка и определите, какой из них передает характер описанных и нарисованных эпизодов, расположенных на доске под номерами. (Перед выполнением этого задания дети должны уже познакомиться с музыкальными фрагментами, определить солирующие инструменты в каждом из них, записать их названия в дневнике. Можно изобразить музыкальные инструменты наряду с записями. Напротив названия инструмента или рисунка музыкального инструмента после прослушивания каждого фрагмента указать номер одного из выбранных рисунков, которые вывешены на доске.)
Музыкальные фрагменты для слушания
Последовательность звучания выдерживается в том порядке, какой указан.
1. Р. Щедрин. Фрагмент из «Озорных частушек» или любая русская народная плясовая в исполнении народных инструментов — гармоники (2).
2. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема выстрелов — барабаны (3).
3. П. Чайковский. «Мелодия» — скрипки (1).
Можно разобрать с детьми характер фрагментов, определить характер тембра инструментов, особенности звучания музыки и выслушать мнения нескольких ребят о причине подбора инструмента к той или иной картинке.
Песни в жизни человека
Одним из уникальных музыкальных инструментов, созданных самой природой, является голос человека. Неслучайно в народных песнях отражаются самые разнообразные оттенки настроений, чувств, мыслей человека, события его жизни. Но, к сожалению, дети зчают мало русских народных песен. Обычно они называют две-три песни, одна из которых «Во поле береза стояла» Пение народных песен в классе может приобщить не только к народной мудрости, но и стать элементом психотерапии. Такие песни, как «У меня ль во садочке», «Со вьюном я хожу», «В темном лесе», «Уж как по мосту, мосточку», «На зеленом лугу» и мн. др. не только легки для запоминания, но и несут положительный эмоциональный заряд. Народные песни можно разыгрывать по ролям, водить хороводы, Желательно такие занятия проводить в зале, где дети могли бы сесть полукругом, свободно двигаться, освобождаясь от мышечных зажимов, стеснения. Пение можно сопровождать игрой на музыкальных инструментах, которые ребята создали сами.
Детям дается задание на дом сочинить (можно с родителями) на определенную тему частушки. Предварительно нужно выбрать совместно с детьми несколько рифмующихся слов (см. «Вербальное фантазирование»).
Нередко педагог не предполагает, что дети любят и знают песни своих родителей. Ведение совместного песенника будет способствовать эмоциональному сближению детей, родителей, бабушек и дедушек, так как позволит им почув ствовать эмоциональную атмосферу, которая существовала в их семье 10, а может быть, 30-40 лет тому назад. Работу в этом направлении можно завершить посиделками, к которым ребята подготовят народные костюмы или их отдельные детали.
Записи в оневнике: тексты песен, которые пели бабушки или мамы в молодости, тексты народных песен, сочиненные частушки.
Изобрази звук
Заполнение этой страницы связано с графическим фантазированием. Если дети поняли, что рисунки не должны быть реалистичными, что линия, цвет могут быть желанными в одном случае и вызывать неприятие в другом, то выполнение задания изобразить звуки не составит для них труда.
Задание J. Учитель называет несколько слов, характеризующих воображаемую музыку (гордая, легкая, задумчивая), дети записывают эти слова в дневник и придумывают к ним линии. Детям предлагается изобразить звуки графически.
Предварительно можно провести с ними игру «Линия- волшебница», в которой дети узнают, что строгая прямая линия, если изменит «свое» настроение, может превратиться, например, в злую или гордую и принять невероятные формы (см. рис. 7).
Взволнованная линия |
Колющая линия
Потерявшаяся линия
Гордые линии
Спокойная линия |
Рис. 7. Схема игры «Линия-волшебница» |
Задание 2. Дети самостоятельно придумывают характер линии и изображают ее. Желательно, чтобы в момент придумывания перед глазами детей не было образцов, пусть они пофантазируют. Можно предложить им придумать мелодии и пропеть про себя, а затем изобразить линией.
Затем включаются музыкальные фрагменты из программы, например, уроков музыки для 1—2-го класса: В. Гладков «Колыбельная», Д. Кабалевский «Злюка», «Резвушка», «Плакса», В. Салманов «Вечер» и другие произведения.
Музыкальные фрагменты должны состоять из одной- двух фраз, Желательно эмоционально подготовить ребят к такой работе, помочь расслабиться, «раствориться» в музыке и рисовать, не думая, свободно водя рукой по бумаге. Дети могут выполнить рисунок в дневнике одним цветом или подобрать различные цвета, в зависимости от характера музыки.