— Ребята, как вы думаете, может ли серьезный композитор написать музыку о смешном или пошутить, создав смешное произведение? Какие музыкальные произвеоения вы уже слушали, в которых композиторы рассказывают о смешном? («Озорные частушки» Р. Щедрина, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Люомила» М.И. Глинки, «Купание в Котлах» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина, «Ьолтунья» С. Прокофьева и др.)
— Представьте, что вы композиторы и пишете музыку под названием «Шутка» Какая это будет музыка: по настроению (веселая, заборная, искрящаяся, забавная); по характеру (танцевальная).
Какой у нее может быть темп (быстрый, очень быстрый), какой ритм (неровный, скачкообразный), какие инструменты могут исполнять такую музыку (веселые, смешные, как в «Озорных частушках»).
Дети выбирают музыкальные шумовые инструменты и «сочиняют» свою музыку.
— Сегодня мы с вами послушаем произведение, которое было написано 300 лет тому назад Иоганном Себастьяном Бахом (появляются портрет и имя композитора на доске), которое называется «Шутка». Это произведение каждый из нас уже слышал, возможно по радио, возможно по телевидению, возможно в качестве звонка по сотовому телефону. Оно настолько популярно, что его используют даже в рекламе.
Сейчас прозвучит 2 фрагмента из этого произведения в разных вариантах: один из них будет звучать так, как был написан композиторам.
Определите, чем отличаются фрагменты и который из них звучит так, как его написал композитор? (Звучат
«Шутка» Баха: фрагмент в современной аранжировке (темп быстрый) и в оригинале (темп умеренный).)
После выяснения темпа, характера, настроения мнения детей расходятся. Одни говорят, что современный вариант больше пооходит к названию «Шутка», чем оригинал, потому что он исполняется быстро и становится более веселым. Другие определили в музыке оригинала особенности старинной музыки и были склонны думать, что шутка может быть разной.
|
— Действительно, шутка может быть разной: и веселой, и заоумчивой, и в быстром темпе, и в меоленном. Когоа Бах писал музыку, темп жизни был другим, более медленным, не было поездов, самолетов, машин. Урок не мог начинаться в 10 45, потому что в то время еще не жили по минутам. А действие спектакля в театре длилось ровно столько, сколько могла гореть свеча.
Дети слушают еще раз «Шутку» Иоганна Себастьяна Баха и определяют развитие в музыке, выявляют нисхооящее и восхооящее движение («музыка скачет, как по ступенькам»), неожиданные остановки («герой задумался»), повторы и замедление в завершении.
Произведения для слушания в начальных классах
1. «За рекою старый дом».
2. «Шутка».
3. Фрагмент Концерта ре минор (1 часть).
4. Ария сопрано из «Манификата».
5. Хоральные прелюдии ми-бемоль мажор, фа минор.
6. Органная «Токката и фуга» ре минор.
7. Фрагмент из Мессы си минор.
Лкщвиг ван Бетховен
1770-1827
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор. Мндгие исследователи- музыковеды отндсят его творчество и к классицизму, и к романтизму. Но музыкальное творчество Бетховена
выходит за рамки любого направления Его сочинения выражают самобытность, бунтарский дух гениальной личности. Его творчество — отражение революционного оуха, порожденного Французской революцией. Это отразилось в мощном самоутверждении композитора в его музыкальных творениях.
|
Композитор смело экспериментировал, нарушая общепринятые нормы. Фортепиано в его сочинениях — не близкий родственник изящного клавесина, а мощный, звучный инструмент, способный захватить внимание и взволновать слушателей своей мощью. Бетховен предвосхитил те художественные направления, которые стали опреоеляющими для музыкального искусства XIX века. До сих пор его произведения входят в число величайших творений человеческого гения.
Бетховен родился в немецком городе Бонне, в зимний холодный декабрьский день 1770 года. В его родословной, кроме немецкой, была еще фламандская ветвь: дед композитора по отцу родился во Фландрии, служил певчим и затем перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле.
Будущий композитор был старшим из детей в семье. Дети росли в нищете, так как отец пропивал свое достаточно скудное жалованье. Он, желая сделать сына вундеркиндом, как Моцарт, неистово заставлял сына играть на скрипке и фортепиано. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного сына. Но Людвиг неуверенно владел скрипкой, и на фортепиано и на скрипке мальчик любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.
Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В общении со сверстниками он был достаточно скован, поэтому предпочитал оставаться один.
Игра же на музыкальных инструментах доставляла ему удовольствие: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть.
|
В 17 лет Бетховен впервые посетил Вену — музыкальную столицу Европы того времени. Рассказывают, что Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации, предрекая ему большое будущее. После смерти матери он остался единственным кормильцем семьи, обеспечивая необходимым окончательно опустившегося отца и двух своих младших братьев.
Одаренность юноши, блестящие фортепианные импровизации позволили ему бывать во всех музыкальных салонах. Покровители сумели помочь Бетховену отправиться в Вену для обучения.
Молодой Бетховен был склонен к щегольству, порой он был дерзким с людьми высокого ранга, но добродушным и приветливым в отношениях с друзьями. Понимая пробелы в своем музыкальном образовании, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки, брать уроки контрапункта. Но Гайдн вскоре потерял интерес к строптивому ученику, и Бетховен стал брать уроки у другого педагога.
Бетховен был знаком с Гёте и глубоко почитал мыслителя и поэта. Композитор восторженно принял весть о революции во Франции и стал воспевать в своей музыке революционный дух, бооьбу за свободу.
Фортепиано тогда было для Бетховена самым выразительным инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства и романтические устремления. Клавесин уступил место фортепиано благодаря мощной музыке Бетховена.
Самым большим несчастьем его жизни стала постепенная потеря слуха. В 18 лет он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. Бетховен остро ощущал, что значит стать глухим композитором. Он продолжал принимать участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что многие люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали рассеянности.
В потрясающем документе «Хайлиген иггадтское завещание» имеется исповедь музыканта: «Мучительно, когда человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, великолепные фортепианные сонаты и три скрипичных сонаты.
Первый решительный прорыв к тому, что сам Бетховен называл «новым путем», произошел в Третьей симфонии (Героической). Музыка необычайной силы, скорби сменяется ликующей, праздничной темой — своей мощью далеко превосходит традиционные финалы, сочинявшиеся предшественниками Бетховена.
Его музыку не все принимали и не все понимали. Даже музыканты не всегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Однажды кто-то спросил Бетховена: неужели он считает музыкой один из квартетов. «Да, — отве тил композитор, — но не для вас, а для будущего».
Источником вдохновения для ряда сочинений стали романтические чувства, которые Бетховен испытывал к некоторым из своих великосветских учениц. Исследователи творчества Бетховена полагают, что соната «quasi una Fantasia», получившая название «Лунная», посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен даже думал сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой, небогатый музыкант, с низким происхождением — неподходящая пара для светской красавицы, богатой графини. Многие знакомые дамы отвергли его. Одна из них назвала его «уродом» и «полусумасшедшим».
Бетховен трепетно относился к творчеству Гёте, сочинил несколько песен на его тексты, музыку к его трагедии «Эгмонт». Он познакомился с Гёте, когда они вместе оказались на курорте в Теплице. Изысканные манеры великого поэта и резкость поведения композитора не способствовали их сближению. «Его дарование поразило меня чрезвычайно, но, к сожалению, он обладает нравом неукротимым, и мир представляется ему ненавистным творением», — говорит Гёте в одном из писем.
После смерти брата Каспара композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, стремление обеспечить его будущее вступили в противоречие с недоверием, которое композитор испытывал к матери Карла; в результате он только постоянно ссорился с обоими, и эта ситуация окрасила трагическим светом последний период его жизни. В годы, когда Бетховен добивался полного опекунства, сочинял он мало.
К 49-ти годам Бетховен практически полностью потерял слух. Ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша. Сохранились так называемые разговорные тетради Бетховена. Но музыку он «слышал» внутри себя и был полностью погружен в работу над сочинениями музыки.
В 1824 году во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера «К Радости» Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не слышал оваций и не оборачивался к зрителям. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.
Иногда поздний период творчества Бетховена характеризуют как созерцательный и пренебрегающий законами благозвучия; на самом деле эта музыка — источник мощной духовной энергии. В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Моцартовской спонтанности, инстинктивному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей.
Основные сочинения
Сонаты: скрипичная ля мажор (Крейцерова); Вальдш- тейновская, фа мажор; Аппассионата; Патетическая; виолончельная соната ля мажор; фортепианная соната (Прощание).
9 симфоний: Третья (Героическая), Четвертая симфония си-бемоль мажор, Пятая до минор; Шестая (Пасторальная), Девятая симфония (1820).
Кониерты: фортепианные концерты № 4 соль мажор, № 5 «Император»; скрипичный концерт.
Опера: «Фиделио» (единственная).
Ансамбли: три «русских» квартета (посвящены графу Разумовскому); квартет (Арфа); квартет фа минор; фортепианное трио си-бемоль мажор (Эрцгерцог); два фортепианных трио.
Вольное творчество: оратория «Христос на Масличной горе», Месса до мажор; три песни на стихи Гёте.
Музыка к раматическим произведениям: Увертюра к трагедии Коллина «Кориолан»; музыка к трагедии Гёте «Эгмонт».
Литература
Альшванг А.А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. — М., 1977.
Антонин 3. Один против судьбы. — М., 1980.
Письма Бетховена: 1787-1811. — М., 1970.
Письма Бетховена: 1812-1816. — М., 1977.
Письма Бетховена: 1817-1822, -М., 198b.
Роллан Р. Жизнь Бетховена — М., 1903.