Тема: «Шутка в музыке» (беседа для детей)




Ребята, как вы думаете, может ли серьезный компози­тор написать музыку о смешном или пошутить, создав смеш­ное произведение? Какие музыкальные произвеоения вы уже слушали, в которых композиторы рассказывают о смешном? («Озорные частушки» Р. Щедрина, «Марш Черномора» из опе­ры «Руслан и Люомила» М.И. Глинки, «Купание в Котлах» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина, «Ьолтунья» С. Проко­фьева и др.)

Представьте, что вы композиторы и пишете музыку под названием «Шутка» Какая это будет музыка: по настро­ению (веселая, заборная, искрящаяся, забавная); по характеру (танцевальная).

Какой у нее может быть темп (быстрый, очень быстрый), какой ритм (неровный, скачкообразный), какие инструменты могут исполнять такую музыку (веселые, смешные, как в «Озорных частушках»).

Дети выбирают музыкальные шумовые инструменты и «сочиняют» свою музыку.

Сегодня мы с вами послушаем произведение, которое было написано 300 лет тому назад Иоганном Себастьяном Бахом (появляются портрет и имя композитора на доске), которое называется «Шутка». Это произведение каждый из нас уже слышал, возможно по радио, возможно по теле­видению, возможно в качестве звонка по сотовому телефо­ну. Оно настолько популярно, что его используют даже в рекламе.

Сейчас прозвучит 2 фрагмента из этого произведения в разных вариантах: один из них будет звучать так, как был написан композиторам.

Определите, чем отличаются фрагменты и который из них звучит так, как его написал композитор? (Звучат
«Шутка» Баха: фрагмент в современной аранжировке (темп быстрый) и в оригинале (темп умеренный).)

После выяснения темпа, характера, настроения мнения детей расходятся. Одни говорят, что современный вариант больше пооходит к названию «Шутка», чем оригинал, потому что он исполняется быстро и становится более веселым. Дру­гие определили в музыке оригинала особенности старинной му­зыки и были склонны думать, что шутка может быть разной.

— Действительно, шутка может быть разной: и веселой, и заоумчивой, и в быстром темпе, и в меоленном. Когоа Бах писал музыку, темп жизни был другим, более медленным, не было поездов, самолетов, машин. Урок не мог начинаться в 10 45, потому что в то время еще не жили по минутам. А действие спектакля в театре длилось ровно столько, сколь­ко могла гореть свеча.

Дети слушают еще раз «Шутку» Иоганна Себастьяна Баха и определяют развитие в музыке, выявляют нисхооящее и восхооящее движение («музыка скачет, как по ступень­кам»), неожиданные остановки («герой задумался»), повторы и замедление в завершении.

Произведения для слушания в начальных классах

1. «За рекою старый дом».

2. «Шутка».

3. Фрагмент Концерта ре минор (1 часть).

4. Ария сопрано из «Манификата».

5. Хоральные прелюдии ми-бемоль мажор, фа минор.

6. Органная «Токката и фуга» ре минор.

7. Фрагмент из Мессы си минор.

Лкщвиг ван Бетховен

1770-1827

Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор. Мндгие исследователи- музыковеды отндсят его творчество и к классицизму, и к романтизму. Но музыкальное творчество Бетховена
выходит за рамки любого направления Его сочинения выра­жают самобытность, бунтарский дух гениальной личнос­ти. Его творчество — отражение революционного оуха, по­рожденного Французской революцией. Это отразилось в мощном самоутверждении композитора в его музыкальных творениях.

Композитор смело экспериментировал, нарушая обще­принятые нормы. Фортепиано в его сочинениях — не близ­кий родственник изящного клавесина, а мощный, звучный инструмент, способный захватить внимание и взволновать слушателей своей мощью. Бетховен предвосхитил те худо­жественные направления, которые стали опреоеляющими для музыкального искусства XIX века. До сих пор его произ­ведения входят в число величайших творений человеческого гения.

Бетховен родился в немецком городе Бонне, в зимний холодный декабрьский день 1770 года. В его родословной, кроме немецкой, была еще фламандская ветвь: дед компо­зитора по отцу родился во Фландрии, служил певчим и за­тем перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле.

Будущий композитор был старшим из детей в семье. Дети росли в нищете, так как отец пропивал свое достаточ­но скудное жалованье. Он, желая сделать сына вундеркин­дом, как Моцарт, неистово заставлял сына играть на скрип­ке и фортепиано. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного сына. Но Людвиг неуве­ренно владел скрипкой, и на фортепиано и на скрипке мальчик любил больше импровизировать, чем совершен­ствовать технику игры.

Общее образование Бетховена было столь же несисте­матичным, как и музыкальное. В общении со сверстниками он был достаточно скован, поэтому предпочитал оставаться один.

Игра же на музыкальных инструментах доставляла ему удовольствие: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть.

В 17 лет Бетховен впервые посетил Вену — музыкаль­ную столицу Европы того времени. Рассказывают, что Мо­царт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровиза­ции, предрекая ему большое будущее. После смерти матери он остался единственным кормильцем семьи, обеспечивая необходимым окончательно опустившегося отца и двух сво­их младших братьев.

Одаренность юноши, блестящие фортепианные импро­визации позволили ему бывать во всех музыкальных сало­нах. Покровители сумели помочь Бетховену отправиться в Вену для обучения.

Молодой Бетховен был склонен к щегольству, порой он был дерзким с людьми высокого ранга, но добродушным и приветливым в отношениях с друзьями. Понимая пробелы в своем музыкальном образовании, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инст­рументальной музыки, брать уроки контрапункта. Но Гайдн вскоре потерял интерес к строптивому ученику, и Бетховен стал брать уроки у другого педагога.

Бетховен был знаком с Гёте и глубоко почитал мыслите­ля и поэта. Композитор восторженно принял весть о рево­люции во Франции и стал воспевать в своей музыке рево­люционный дух, бооьбу за свободу.

Фортепиано тогда было для Бетховена самым вырази­тельным инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства и романтические устремления. Клавесин уступил место фортепиано благодаря мощной музыке Бетховена.

Самым большим несчастьем его жизни стала постепен­ная потеря слуха. В 18 лет он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. Бетховен остро ощущал, что значит стать глухим композитором. Он продолжал принимать участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что многие люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали рассеян­ности.


В потрясающем документе «Хайлиген иггадтское заве­щание» имеется исповедь музыканта: «Мучительно, когда человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся из­дали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продол­жает писать, подтверждает это решение: в то же лето появ­ляются светлая Вторая симфония, великолепные фортепи­анные сонаты и три скрипичных сонаты.

Первый решительный прорыв к тому, что сам Бетховен называл «новым путем», произошел в Третьей симфонии (Героической). Музыка необычайной силы, скорби сменя­ется ликующей, праздничной темой — своей мощью далеко превосходит традиционные финалы, сочинявшиеся пред­шественниками Бетховена.

Его музыку не все принимали и не все понимали. Даже музыканты не всегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Однажды кто-то спросил Бетховена: не­ужели он считает музыкой один из квартетов. «Да, — отве тил композитор, — но не для вас, а для будущего».

Источником вдохновения для ряда сочинений стали ро­мантические чувства, которые Бетховен испытывал к неко­торым из своих великосветских учениц. Исследователи творчества Бетховена полагают, что соната «quasi una Fantasia», получившая название «Лунная», посвящена гра­фине Джульетте Гвиччарди. Бетховен даже думал сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой, небогатый му­зыкант, с низким происхождением — неподходящая пара для светской красавицы, богатой графини. Многие знако­мые дамы отвергли его. Одна из них назвала его «уродом» и «полусумасшедшим».

Бетховен трепетно относился к творчеству Гёте, сочи­нил несколько песен на его тексты, музыку к его трагедии «Эгмонт». Он познакомился с Гёте, когда они вместе оказа­лись на курорте в Теплице. Изысканные манеры великого поэта и резкость поведения композитора не способствовали их сближению. «Его дарование поразило меня чрезвычайно, но, к сожалению, он обладает нравом неукротимым, и мир представляется ему ненавистным творением», — говорит Гёте в одном из писем.

После смерти брата Каспара композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, стремление обеспечить его будущее вступили в противоречие с недоверием, которое компози­тор испытывал к матери Карла; в результате он только по­стоянно ссорился с обоими, и эта ситуация окрасила траги­ческим светом последний период его жизни. В годы, когда Бетховен добивался полного опекунства, сочинял он мало.

К 49-ти годам Бетховен практически полностью поте­рял слух. Ему пришлось целиком перейти на общение с со­беседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша. Сохранились так называемые разговорные тет­ради Бетховена. Но музыку он «слышал» внутри себя и был полностью погружен в работу над сочинениями музыки.

В 1824 году во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера «К Радости» Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощ­ной кульминацией в конце симфонии, публика неистов­ствовала, но Бетховен не слышал оваций и не оборачивался к зрителям. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор по­клонился.

Иногда поздний период творчества Бетховена характе­ризуют как созерцательный и пренебрегающий законами благозвучия; на самом деле эта музыка — источник мощной духовной энергии. В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная компози­ция, отмеченная убедительной логикой построения и ред­кой красотой. Моцартовской спонтанности, инстинктив­ному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, соб­ственной волей.

Основные сочинения

Сонаты: скрипичная ля мажор (Крейцерова); Вальдш- тейновская, фа мажор; Аппассионата; Патетическая; вио­лончельная соната ля мажор; фортепианная соната (Про­щание).

9 симфоний: Третья (Героическая), Четвертая симфония си-бемоль мажор, Пятая до минор; Шестая (Пасторальная), Девятая симфония (1820).

Кониерты: фортепианные концерты № 4 соль мажор, № 5 «Император»; скрипичный концерт.

Опера: «Фиделио» (единственная).

Ансамбли: три «русских» квартета (посвящены графу Ра­зумовскому); квартет (Арфа); квартет фа минор; фортепи­анное трио си-бемоль мажор (Эрцгерцог); два фортепиан­ных трио.

Вольное творчество: оратория «Христос на Масличной горе», Месса до мажор; три песни на стихи Гёте.

Музыка к раматическим произведениям: Увертюра к тра­гедии Коллина «Кориолан»; музыка к трагедии Гёте «Эг­монт».

Литература

Альшванг А.А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. — М., 1977.

Антонин 3. Один против судьбы. — М., 1980.

Письма Бетховена: 1787-1811. — М., 1970.

Письма Бетховена: 1812-1816. — М., 1977.

Письма Бетховена: 1817-1822, -М., 198b.

Роллан Р. Жизнь Бетховена — М., 1903.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: