Михаил Иванович Глинка 1804-1857




Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником русской классической музыки. Он пооотожил лучшее, что было созоано его пребше ственниками, и написал то, что рус скую музыку поставило на уровень с ев­ропейской Его иболевали размышления о глубоких национальных корнях куль­туры кажоого нароиа. Он глубоко про­никся проблемой русской музыкальной культуры, понимая, что ее развитие должно основываться на национальных корнях. Мысль о национальной музыке все более и более захва­тывала композитора.

Опера «Иван Сусанин» — первый в истории мировой музы­ки образец героической народной музыкальной ирамы. Это бо­лее чем опера, это национальная эпопея, это лирическая ора- ма, возведенная на благоробтю высоту своего первоначального назначения, когда она была еще не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным. В «Камаринской» Глинка утвероил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Это глубоко национальное, самобытное произведение. Он умело создает необычайно сме­лое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

Родился Глинка 1 июня 1804 года в Смоленской губер­нии в селе Новоспасском в имении своих родителей. Роди­тели в основном жили в Петербурге. Будущий композитор был болезненным ребенком, и его часто отвозили в имение к бабушке. Там он часами мог слушать колокольный звон местной церкви. Пораженный красотой звонов, он пытался их воспроизвести, подобрав для этого различной величины медную утварь. Заметив любовь к музыке, в деревню при­везли сЬортепиано, от которого ребенок не хотел отходить. Еще мальчиком он очень любил слушать народную музыку и оркестр крепостных музыкантов, который был у дядюшки. С детства освоил игру на скрипке, флейте и фортепиано.

В 13 лет его направляют учиться в Петербург в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. В этот пе­риод он много времени уделял занятиям по фортепиано и теории, изучению языков. Его первым произведением были вариации для арфы или фортепиано на тему одной из мод­ной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». По окончании учебы в 18 лет он поступает на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре уходит в отставку и начинает серьезно заниматься музыкой.

Известность композитор приобретает как автор форте­пианных пьес и романсов. В 26 лет он отправляется на четы­ре года за рубеж — в Италию и Германию. В Италии он посе­лился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры Оперный сезон был необычайно на­сыщенным, и Глинка был охвачен новыми впечатлениями. После каждого оперного спектакля, он садился за рояль и подбирал мелодии, которые только что слышал в опере.

Возвращается композитор в Россию с желанием вопло­тить творческие замыслы. Этот период стал началом работы над оперой о национальном герое Иване Сусанине, Глинка принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окон­чательного выбора сюжета - тстолько ясно представляет­ся ему характер музыки будущего произведения. По этому поводу он пишет в своих «Записках», что мысль о русской опере запала ему в душу и постоянно в голове вертелась «Марьина роща»-

Глинка был настолько увлечен идеей написания оперы, что моментально был создан план всего произведенитя Глинка пишет, что в его воображении возникли многие му­зыкальные темы и даже подробности разработки фраментов раньше, чем появилось либретто оперы.

Опера «Жизнь за царя», так композитор назвал оперу об Иване Сусанине, была написана и исполнена через 6 лет. Первая постановка имела большой успех.

В эти же годы Глинка женится на Марье Петровне Ива­новой, своей дальней родственнице, о которой он пишет

1 Глинка М.И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка: В 2-х т. Т. 1. — М., 1973.

своей матери сразу же после женитьбы, что та кроме добро­го и непорочнейшего сердца, пюбит порядок и бережли­вость. Она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях, несмотря на молодость и веселый характер. Мо­лодая жена всем была хороша для Глинки, но относилась несерьезно к музыкальному таланту своего мужы Она ни­чего не понимала в музыке Однако чувства Глинки к Марье Петровне были настолько сильными и искренними, что об­стоятельства, которые впоследствии развели их судебы, в то время казались не столь существенными (там же).

Вдохновленный успехом оперы «Жизнь за царя» Глинка приступает к работе над «Русланом и Людмилой» — первой русской сказочно-эпической оперой. Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина возникла у композитора ещё при жизни поэта. Глинка вспоминает в «Записках», что он надеялся составить план по указанию Пушкина, однако преждевременная кончина великого по­эта лишила возможности учесть в либретто пожелания ав­тора поэмы. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось в 1842 году, день в день через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Премьера оперы была встре­чена публикой неожиданно для Глинки прохладно, но про­грессивные музыканты и любители музыки активно под­держали новации композитора.

С 1844 г. композитор постоянно путешествовал по Ев­ропе. Он посетил Францию, Испанию, Германию. Каждое путешествие оставляло у композитора неизгладимые впе­чатления, которые вдохновляли его на новые произведения. Так появляются оркестровые произведения «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Он много концертировал по Ев­ропе и участвовал в постановках своих опер.

Произведения Глинки пользовались неизменным успе­хом во многих странах. Особенно было отрадно, что его произведения были высоко оценены композиторами. Так, об увертюре «Арагонская хота» великий Лист отозвался с большим восхищением. Он отметил живой, острый характер и оригинальность этой пьесы с отточенной филигранной мелодикой. Особенно его восхитили «счастливые неожи­данности», которые убеждали слушателей в их необходимо­сти самой логикой развития музыки[37].

За рубежом Глинка пишет одно из самых замечательных произведений — «Камаринская». Симфоническая фантазия «Камаринская» написана на темы двух русских песен: сва­дебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой пля­совой «Заинька попляши». Это произведение стало одним из первых симфонических произведений в отечественной музыке, и Глинка по праву считается родиночальников сим­фонизма в России. П.И. Чайковский сказал, что из «Кома- ринской», как из желудя выростает дуб, вырос симфонизм русской школы.

Последние годы Глинка много путешествовал и жил в Петербурге, Варшаве, Париже и Берлине. Он был полон творческих планов, но очень болезненно относился к кри­тике, это мешало его творчеству. Несколько начатых парти­тур он сжег. Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестоа Люд­мила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочери Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Умер Глинка в 1857 году в Берлине, его прах был переве­зен в Петербург и похоронен на кладбище Александро-Не- вской лавры.

Основные сочинения

Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский».

Симфонические произведения: испанские увертюры «Ара­гонская хота», «Ночь в Мадриде», симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия».

Инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы: вари­ации, мазурки, вальсы, ноктюрны и др.

Вокальные произведения: 80 произведений для голоса с фортепиано (Популярные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на стихи Е.А. Баратынского, «Не пой, кра­савица, при мне» на стихи А.С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» и др.).


Глава IV. «Музык шьная копилка>

Литература

Глинка М.И. Поли. собр. соч. Литературные произведе­ния и переписка: В 2 т. Т. 1-2. — М., 1973-1977.

Асафьев Б. Глинка. — М., 1947.

Канн-Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глин­ке. - М„ 1968.

Левашева О.Е. М.И. Глинка: Кн. 1-2. - М., 1987-1988.

Ремезов И. Две оперы М.И. Глинки — М., 1960.

Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. — М., 1985.

Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке — М., 1957.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: