1. «Веселая — Грустная».
2. «Сурок».
3. «К Элизе».
4. Фрагмент из 5-й (Патетической) симфонии.
5. Финал 9-й симфонии («Обнимитесь миллионы»).
6. Вариации на русскую тему.
7. Обработки шотладских и ирландских песен.
Жорж Бизе 1838-1875
Александр Сезар Леопольд Бизе — французский композитор, блестящий пианист, мастер утонченного музыкального звука, богатой изящной аранжировки, незабываемых красивых и быстро запоминающихся мелодий, мастер отточенных форм, мастер владения выразительными средствами оркестра.
Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года в му,i- кальной семье: его отец и дядя преподавали пение. Мать была пианисткой. При крещении он получил имя Жорж. В детстве Бизе увлекался чтением книг и мечтал о литературной карьере, однако родители, заметив огромное музыкальное дарование сына, в девятилетнем возрасте отправляют его в Парижскую консерваторию. Бизе становится одним из лучших учеников и одерживает победы на девяти консерваторских конкурсах. По окончании консерватории Бизе получил Римскую премию и на четыре года отправился стажироваться в Италию.
К тому времени он уже завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе «Доктор Миракль» была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж. Оффенбахом.
Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере «Дон Прокопио», еще подражательной итальянской опере, он уже ощутил свой стиль. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 года — через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.
|
> *| ' - «Ml |
ДО V* |
Бизе был увлекающейся натурой, по обыкновению, он немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу незаконченной. По исследованию одного из биографов, композитор начал писать и не закончил около 20 опер.
Первой завершенной и поставленной оперой композитора были «Искатели жемчуга» (1863). Лирическое обаяние и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом творца-композитора, Бизе постоянно испытывал нехватку денег и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени и отвлекала от серьезного творчества.
Как доказательство своих старательных занятий в Италии Бизе присылал оттуда законченные произведения, в том числе: двухактную итальянскую оперу «Дон Проко- пио», одноактную комическую оперу «Гузла эмира», две части симфонии. Вернулся в Париж с оперой «Искатели жемчуга», которая была поставлена на сцене Лирического театра в 1863 году, но, несмотря на свои музыкальные достоинства, успеха не имела. Такая же участь постигла в 1867 году и следующую его оперу «Пертская красавица» по роману Вальтера Скотта. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях.
Более счастливая судьба у симфонических произведений Бизе. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка», увертюра «Родина», сюиты «Рим» и «Детские игры» были тепло встречены как публикой, так и критикой. В цикле «Детские игры» Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры. В опере «Джамиле» он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в «Искателях жемчуга». Музыка к «Арлезианке» свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде.
|
Жизнь его была малоорганизованной и неустроенной. Женитьба Бизе в 1869 году на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства. В свое время Визе служил в национальной гвардии, и испытания, которые выпали на его долю во время франко-прусской войны и в дни Парижской коммуны, помогали понять и осознать подлинную глубину реальной жизни, что нашло отражение в его музыкальных произведениях.
Истинной вершиной его творчества стала опера «Кармен», которую он замыслил как комическую оперу. Превосходное либретто впервые соответствовало уникальности его таланта: инсценировка новеллы Проспера Мериме «Кармен» имела захватывающий сюжет и интересные персонажи. Визе начал работу в 1872 году, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875-го. Эта опера, ставшая в настоящее время любимейшей и обошедшая все сцены мира, на первом представлении провалилась: первые два акта были приняты хорошо, третий — сдержанно, четвертый — ледяным молчанием, и в результате оперу объявили «безнравственной».
|
Неуспех «Кармен» сильно подействовал на композитора, спустя три месяца, 3 июня 1875 года, Визе, не вынеся душевных потрясений, скончался.
Впечатляющий успех в Венской опере в 1875 году показал подлинную ценность произведения, с тех пор опера обошла практически все мировые оперные сцены и стала одной из любимейших опер широкой публики.
Основные сочинения:
Оперы: «Дом доктора», «Дон Прокопио» (опера-буффа), «Любовь-художница», «Искатели жемчуга», «Иван Грозный», «Пертская красавица», «Джамиле», «Кармен» (комическая опера) и др.
Оперетты: «Доктор Миракль», «Мальбрук», Соль-си- ре-пиф-пан.
Вокальные произведения: кантаты «Ангел и Тобия», «Очарованный рыцарь», «Возвращение Виргинии», «Давид», «Песня веку», «Женитьба Прометея», «Васко да Гама»; оратория «Женевьева Парижская»; хор студентов, «Залив Вайя», «Ave Maria», «Песня прялки»; «Свыше Иоанн из Патмоса» для мужского хора, на стихи В. Гюго.
Произведения для оркестра: симфонии 1, 2-я (уничтожена Бизе), Рим, увертюры, в том числе «Родина», сюиты из «Арлезианки».
Произведения для Фортепиано: дуэты «Игры детей», 12 пьес для 2 фортепиано; циклы песен «Листки из альбома», романсы; вокальные дуэты и др.
Литература
Брук М. Бизе. — М., 1938.
Бизе Ж. Письма. — М., 1988.
Оперные либретто / Ред. М.Д. Сабинина, Г.М. Цыпин. — М., 1985.
Хохловкина А. Жорж Бизе. — М., 1959.