1. йыявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.
2. Подготовьте конспект с использованием одной из форм внеклассного музыкального занятия.
3. Проанализируйте средства музыкальной выразительности одного из музыкальных произведений.
Рекомендуемая литература
1. Методика музыкального воспитания школьников 1-4 классов. — М., 1965
2. Музыка и ты: Альманах для школьников. — М., 19/Ъ. — 1986. Вып. 1-5.
3. Музыка — кудесница: Сказки о музыке. — М., 1987
4. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О Апраксина. — М., 1961-1986. Вып 1-17
5. Музыкальное воспитание в Венгрии — М., 1983.
6. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.
7. Осеннева М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М., 2001.
Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии
Музыкальная рефлексия
Природа наделила нас таким даром, как разум, точнее, потенциальными возможностями стать человеком разумным. При этом инструмент «думания» — мозг работает без перерыва, даже во сне.
Итак, наш мозг всегда работает, и какую бы пищу мы ему ни подбросили, он все «переваривает»: систематизирует, обобщает, отметает ненужное на основе уже имеющихся стереотипов, опыта, мыслительных стандартов и, естественно, делает ошибки, если социальные стереотипы противоречат прироле человека.
Рефлексия (от лат. — обращение назад) — процесс самопознания человека, способ разобраться в происходящих внутренних переживаниях, стремление к осмыслению происходящего. Ребенка захлестывает поток жизненных событий, и он не успевает осмыслить все происходящее с ним. Тем более один урок музыки в неделю в таком потоке информации становится лишь каплей, которую он может не заметить. Необходимы какие-то особые рычаги, позволяющие включить механизм рефлексии и в отношении звукового потока, и особенно музыкальной информации.
|
Одним из важных способов рефлексии может стать ведение музыкального дневника. Каждый человек когда-то в своей жизни пытался вести дневник. Это был и его друг, и его советчик, и его личный секретарь (в данном случае от слова «секрет»). Ребенок может записать в дневник самое сокровенное, поделиться с ним тем, что волнует, мучает, требует понимания и поддержки. В отличие от вербальной, звуковая информация — наиболее тонкая и трудноуловимая по смыслу, но мощно влияющая на психику и соматику человека.
Музыкальный дневник — это возможность для детей вербализовать, а значит, осмыслить любые воздействия. Многие великие люди записывали свои мысли, прежде чем приступить к написанию своих произведений. Маяковский, например, во время прогулок у моря использовал коробки от спичек, записывая поток мыслей в виде стихов. Макаренко ежедневно записывал все интересные, на его взгляд, события, которые легли потом в основу его педагогических трудов.
Мы знаем, какое значение имели дневники в жизни многих знаменитых людей (Толстого, Блока, Тургенева): в них запечатлены и сокровенные мысли, и знаменитые афоризмы, сохранившиеся в веках, и личные драмы, и черновики будущих знаменитых произведений. «Дневниковый период» переживают практически все люди. Работа с музыкальным дневником может серьезно подготовить детей к ведению личного дневника в подростковом возрасте.
|
Начиная вести музыкальный дневник, ребенок нуждается в помощи, чтобы осознать, что его записи будут интересны пусть не всему человечеству, но ему самому, когда он станет взрослым, его будущим детям. И не только интересны. Они могут помочь разобраться в его проблемах вспомнить и понять, что и почему его волновало в то или иное время. Дневник — это личный психотерапевт, преданный друг, «свободные уши». По этому поводу Май Вест сказал: «Ведите дневник, и однажды он поведет вас». Итак, музыкальный дневник поможет детям:
— переводить бессознательные и подсознательные процессы на уровень сознания;
— развивать и улучшать память, запоминать ту информацию, которая требует более долгого осмысления;
— учиться вести диалог;
— слушать и слышать свой внутренний мир;
— быть активным наедине с самим собой.
Учителю ведение детьми дневников позволит:
— увеличить общение с каждым ребенком (на уроке музыки ребенок успевает за всю четверть высказать свое мнение в течение 3-5 минут, дневник позволит увеличить это время до 3-5 часов);
— обратиться к ребенку по имени и с добрыми словами поддержки и одобрения при условии, если учитель тщательно обдумает свою запись в дневнике, сократит до минимума критику. (Например: «Алеша, мысли мне очень понравились. Попробуй подробнее рассказать об этом»);
— благодаря разнообразным заданиям сделать урок более насыщенным и интересным;
— активно включать не только аудиальную систему восприятия, но и визуальную и кинестетическую;
— увеличить значение уроков музыки благодаря совместным заданиям для родителей и детей. Нередко родители не интересуются «второстепенными» уроками. Дневник — солидный и убедительный способ заявить о важности урока музыки.
|
Итак, педагог готов вести с детьми музыкальный дневник, как это сделать? Самый оптимальный вариант — это взать готовый музыкальный дневник, который можно приобрести для каждого ребенка к программе, по которой дан ный класс работаем. Имеется лишь одна проблема — отсутствие таких дневников.
Второй вариант ведения дневников — взять за основу рекомендации по состаа.ению и наполнению дневника и самостоятельно совместно с детьми заполнять его. Недостаток заключается в том, что надо начинать дневник «с чистого листа», нет наглядных материалов, точных текстов, которые обычно присутствуют в оформленных дневниках. Положительная сторона — возможно, опираясь на идеи и методические рекомендации, предложенные педагогу, свободно варьировать, дополнять, сокращать и заменять материал. Гакой материал предложен ниже в данном пособии в виде содержания музыкального дневника «Мир звуков».
Третий вариант — самостоятельно продумать, что необходимо вносить в дневник, и завести с детьми тетрадь или альбом, это и интересно, потому что можно планировать все что педагог считает нужным, и сложно, на это планиро вание будет уходить много времени и сил.
Прежде чем начать заполнять музыкальный дневник, важно показать детям его значимость. Пусть они полистают дневник, если в нем уже есть задания, познакомятся с ним, найдут для себя нужный вариант оформления страницы, на которой должны быть указаны их имя и фамилия. Ребенок может поместить на титульном листе рисунок, в котором отразит свои увлечения, возможно, это будет вензель или тайный знак, возможно, это будет шутливое или серьезное стихотворение, а может быть, ребенок решит приклеить свою фотографию. Желательно, чтобы реоенок оформля.) эту страничку не по указанию педагога, а по желанию. Педагог лишь предлагает варианты и рассказывает о каждом.
Перед заполнением дневника можно рассказать историю жизни и гиоели Анны Франк во время Второй мировой войны. Эта история облетела весь мир. Анна была обычной девочкой, гибель ее, как и многих евреев во времена фашизма, была бы безвестной. Но благодаря тому что Анна вела личный дневник, все узнали о ее испытаниях и испытаниях ее родителей и близких, которые скрывались от преследования фашистов в маленьком уоежище, гце их приютили знакомые. Дневник придавал Анне Франк силы, чтобы выжить, выдержать тесноту, неудобства, закоытое пространство, страх и постоянное напряжение от того, что их убежище может быть оонаруженным.
В начале дневника Анна писала, что с друзьями она могла шутить, говорить о пустяках, дурачиться, но лишь дневник стал для нее настоящим другом: «Для того чтобы у меня была настоящая подруга, о которой я так давно мечтала, я не буду записывать в дневник разные факты, как делают все; я хочу, чтобы эта тетрадь сама стала моей подругой — и эту подругу я буду звать Китти!»[34].
Первая ее запись - это обращение к дневнику: «Надеюсь, я смогу тебе все доверить, как не доверяла еще никому, и надеюсь, что ты будешь для меня большой поддержкой». Дневник девочка получила в свой день рождения: «Утром я стала разворачивать свои подарки и прежде всего увидела тебя, наверняка один из самых лучших подарков»[35]. За время, пока Анна вела свой дневник, она не только изменилась внешне, но все заметнее становился ее иронический характер. Юмор спасал ее от постоянного чувства опасности, от страха быть арестованной.
Она начала вести свой дневник девочкой, полной смешных фантазий, почти не знающей жизни. За два года, проведенных в убежище, она повзрослела, и взросление — одна из главных тем дневника.
Анна Франк погибла в концлагере, но ее дневник сохранился и постоянно напоминает нам о том, что жестокость фашизма не должна повториться в истории человечества
Ниже предлагаются материалы музыкального дневника «Мир звуков», которые могут помочь научить ребенка описывать свой внутренний мир под воздействием музыки жизни и музыкального искусства.
Музыкальный дневник «Мир звуков»
Изданный музыкальный дневник для индивидуальной работы[36] направлен на предмузыкальное и, шире, аудиаль ное развитие детей, главная идея которого научит детей слушать, слышать и понимать прежде всего самого себя, затем окружающий мир, и лишь тогда ребенок будет готов полноценно воспринимать музыку.
Данный параграф пособия содержат определенную систему с конкретными заданиями, методами и приемами работы с детьми. В параграфе изложено содержание работы педагога по заполнению каждой страницы дневника «Мир звуков». На первый взгляд, в ней используется много «отвлекающего» материала. В действительности такой подход позволяет опосредованно проникнуть в сущность главного, опираясь лишь на собственные переживания в момент живого «вхождения» в то или иное звуковое или музыкальное событие, становясь непосредственным его участником.
Самостоятельное заполнение отдельных страниц дневника после рассказов, бесед, пояснений, творческих заданий, тренингов, проводимых педагогом, позволяет ребенку стать энергичным (т. е. обладающим энергией), активным, деятельным, потому что предлагаемый материал нацелен на активизацию познавательной деятельности, самовыражение ребенка и освобождение его от психологических проблем в процессе рефлексии. Как уже говорилось ранее, дневник помогает ребенку научиться слушать и слышать свой внутренний мир, самого себя.
Как содержание предлагаемого дневника соотносится с программой по музыке, которую дети должны освоить? Очень просто практически все задания вписываются как подготовительные к восприятию любого музыкального произведения. Развивая умение слушать, слышать и понимать самого себя, реоенок начинает дифференцировать весь звуковой поток. Каждая тема, которая выведена в заглавие, — это одна страница дневника, на заполнение которой может быть потрачено 4-5 минут.
Когда и в каком классе можно начинать ведение дневника? В тот момент, как только дети начнут писать отдельные фразы. Можно начать ведение дневника с третьей четверти. Но практика показала, что лучше начинать эту работу с начала года. Предложенный ниже вариант дневника рекомендуется начинать со второго класса.
Звуки вокруг нас
Первая страничка дневника «Звуки вокруг нас» самая интересная, потому что она может помочь детям по-новому начать слушать мир.
Умеем ли мы слушать? Слушать и слышать — это одно и то же? Можем ли мы одновременно слушать и понимать речь двух, трех человек? Чем отличается шум от звуков или музыки? На эти и многие другие вопросы можно предложить ответить ребятам. Чтобы определить объем звуковой информации детей, предложите им следующие задания.
Задание 1. Педагог произносит очень тихо любую фразу и одновременно шуршит бумагой, притопывает ногой, издает любые другие звуки. Он просит детей повторить то, что они услышали. Многие ограничатся лишь повторением фразы и не обратят внимание на сопутствующие шумы и звуки. После постоянных тренировок звуковой диапазон у детей увеличивается, они научаются дифференцировать шумы и звуки, определять их тембр. Развитое чувство диапазона и тембра будет выражено в умении детей характеризовать звуки 5-10 прилагательными, сначала из числа предложенных (см. «Музыкальную копилку»), затем само стоятельно Например, шуршание скомканной твердой бумаги — сухое, бойкое, живое, непокорное, настойчивое, задорное, крепкое, звучное, активное. Шуршание мягкой бумаги — легкое, приветливое, беззлобное, беззаботное, игривое, светлое, чистое.
Задание 2. Следующее задание — послушать с закрытыми глазами звуки в классе, в коридоре, на улице — позволит попеременно переключать внимание с ближнего расстояния на среднее, а затем на дальнее расстояние. Подобные игры желательно проводить неоднократно. Это увеличивает и дифференцирует зоны аудиального восприятия (ближняя, средняя, дальняя). Детям предлагается давать качественную характеристику звуков. При этом можно использовать сравнения: «Скрип дпери похож на хриплый голос старика», «Падение предмета подобно резкому выстрелу из ружья».
Для закрепления полученных навыков напряженного, целенаправленного слушания окружающего мира можно предложить ребятам послушать в записи различные шумы, звуки (например, скрип двери, шум поднимающегося лифта, скрип снега в морозную погоду во время ходьбы и in.). Такую работу можно провести в виде соревнования групп.
Домашние задания по заполнению страницы.
Задание 1 Расскажите (запишите) о шумах и звуках, услышанных утром или вечером. (Сначала дети приводят 4 примера. Необходимо предварительно напомнить зна комыс, привычные, но никогда не анализируемые детьми шумы и звуки: скрип кровати, шарканье тапочек, журчание воды из-под крана, стук кастрюль, крышек, тарелок, вилок, жужжание бритвы, покашливание и множество других. 1-сли к этому домашнему звуковому миру добавить шумы и;вуки школьного коридора, улицы, то дети смогут перечне лить и эмоционально охарактеризовать десятки шумов и звуков.)
Задание 2. Нарисуйте предметы вашего дома, которые могут издавать звуки (не менее 4-5).
Задание 3. Какие по качеству звуки издают предметы (не менее 3—5 слов), например: касгрюля — кричащие, звон- кис, шумные, аппетитные; шум воды из-под коана — журчащие, капающие, приглушенные, льющиеся; кровать — скрипучие, сонные, тоскующие, плачущие («потому что кровати тяжело» — так пояснил выбранную характеристику один ребенок).
Задание 4 (домашнее задание через неделю). Когда ты останешься дома один, послушай в течение нескольких минут шумы и звуки в комнате, в коридоре, на улице. Мир наполнен звуками, и они живут самостоятельной жизнью Прислушайся к их настроению, характеру.
Страница «Звуки вокруг нас» может заполняться в течение трех недель: звуки утра - первая неделя, звуки дня — втирая неделя, звуки вечера — третья неделя. По мере накопления аудиального опыта детей усложняются задания.
Звуки Природы
В доступной форме можно познакомить детей с пифагорейским учением о мировой музыкальной гармонии. По Пифагору, мир подобен музыкальному инструменту, планеты — звучащим стрелам, которые издают звуки определенной высоты и силы в космическом пространстве Мы их не слышим, потому что они звучат на огромном расстоянии от нас. Но вообразить «стройный хор светил» (так говорил Пифагор) мы можем. Сейчас эти явления изучает наука радиоастрономия. Особые аппараты могут улавливать звуки и шумы, котопые несутся из глубины Солнечной системы и других галактик. Оказывается, космос наполнен «радиошепотом», «радиовздохами», «радиокриками». Возникающие могучие вихри и звуковые потоки оживляют безмолвный, таинственный мир.
Задание 1. Шум леса - это музыкальное произведение. Почему звуки природы успокаивают человека? (Предварительно можно сводить детей в парк или лесную зону, или послушать звуки природы в записи, затем рассказать, что многие великие люди — Чайковский, Рахманинов, Пушкин и др. — любили бывать на природе, и именно там к ним приходило успокоение и вдохновение.)
Задание 2. Какие шумы и звуки можно услышать в лесу? (Шелест листвы, шуршание травы под ногами, журчание ручейка, пение, карканье, чириканье, свист, шебет птиц, стре котание кузнечиков, жужжание шмеля, перестук дятлов.)
Задание?. О чем рассказывают обитатели леса? (Целый день шепчутся соседки-березки; бурно обсуждают свои проблемы, перекликаясь, птицы; сонливо жужжат под палящим солнцем обиженные комары).
Задание 4. Природа миролюбива до тех пор, пока не произойдет катастрофа. Какими становятся звуки и шумы разбушевавшейся природы? (Грозными, разрушительными, мощными, опасными, зловещими.) С какой музыкой можно сравнить ураган в природе? (С героической, трагической. прекрасной, возвышенной.) Почему?
Дети записывают в дневнике звуки природы и их характеристику по качеству прилагательными.
Музыка цня
Заполнение этой страницы можно начать с беседы о том, что, когда баоушки учащихся были молодыми, они распевали песенку со словами «Бабушка, ты исполни желанье, заведи старый свой граммофон». Учитель выясняет у детей, кто знает, что такое граммофон и патефон? Чем отличается один от другого? Почему эти звуковоспроизводящие аппараты уже давно уступили место проигрывателям, магнитофонам (сначала катушечным, затем кассетным), телевизорам, музыкальным центрам? Какую аппаратуру в ближайшее время постигнет участь граммофона? Почему пластинки для современного слушателя нерациональны? Можно ли слушать музыку на дисках CD и DVD9
Задание 1. Назовите аудио-, видео-, телеаппаратуру, которую вы знаете. Назовите отличия каждой из них.
Задание 2. Предложите детям вместе с папами и дедушками «исследовать» музыкальную аппаратуру: определить название, марку, страну-изготовителя, назначение, элементарные функции и т.д.
Задание 3. Предложите детям сравнить музыку природы и музыку, которую издает музыкальная аппаратура. Сравните звуки по качеству (естественные, мягкие, полетные звуки бесконечного мира природы и организованный, ритмичный, имеющий начало, развитие, завершение, звуковой музыкальный фон, создаваемый музыкальной аппаратурой).
Можно послушать с детьми музыкальное произведение на каком-либо непривычном для них аппарате или послушать старую гибкую пластинку.
Дети заполняют страничку дневника: перечисляют или рисуют известную им звуковоспроизводящую аппаратуру.
Музыка в мультфильмах
Сюжеты современных детских мультфильмов, особенно зарубежных, напоминают взрослые фильмы ужасов, триллеры. вестерны. Это чрезвычайно опасно для здоровья детей. Примером может служить японский мультипликационный сериал «Карманные монстры», который демонстрировался с апреля по декабрь 1997 года на телеэкранах
Японии. Телесериал прекратили демонстрировать после трагических событий: более 200 детей были госпитализированы после показа одной из серий, в ходе которой под влиянием ярких, резких вспышек и мелькания красного и голубого цветов у детей начались групповые истерии, спазмы головного мозга. До этого после просмотра 30-минутных серий этого фильма у детей наблюдались понижение зрения, психические расстройства. Об этом писали все газеты и сообщали все средства массовой информации России и цругих стран.
Видеоряд телевизионных и компьютерных средств небезопасен для детей. Оказавшись в виртуальной действительности, ребенок, обладая голографическим сознанием, начинает верить увиденному и соучаствовать в событиях. Известен случай самоубийства мальчика после гибели его компьютерного друга.
Необходимо очень осторожно относиться к современным увлечениям детей. Но и лишить их этих развлечений невозможно. Следует помочь им управлять этим процессом. Безопасны для детей добрые, спокойные мультфильмы. Особенно благоприятны мелодии из этих фильмов.
Споры о том, мешает или помогает музыка восприятию фильма, ведутся до сих пор в среде профессионалов. Но музыка как звучала в мультфильмах, так и будет звучать до тех пор, пока они существуют. Любовь детей к музыке мультфильмов подтверждается тем, что самые популярные и узнаваемые песни у детей — это песни, впервые прозвучавшие в мультфильмах Вспомните с ребятами такие песни, поговорите о их месте в фильме, о характере, содержании (добрые, веселые, забавные, грустные, но всегда нестрашные), исполнителях и пропойте их вместе с ребятами.
Можно прочитать или пересказать ребятам фрагмент любой сказки, а затем этот же эпизод включить в записи и сравнить эмоциональное настроение литературного произведения и мультфильма, характеры героев.
Задание 1. Назови своего любимого героя мультфильма. Почему он тебе нравится? С помощью какой музыки ты бы характеризовал этого героя?
Задание 2. Перечисли знакомые песни из мультфильмов, вспомни, в каких мультфильмах они звучали?
Задание 3. Нарисуй серию рисунков на тему любимой песни в определенной последовательности, которая поможет понять сюжет песни. Дети рисуют в дневнике.
Может быть дано дополнительное задание: перечислить и записать названия песен из мультфильмов.
Звуки и цвета
Педагог предлагает детям рассказ о композиторах, которые имели цветной слух, слушает с ними небольшой фрагмент музыкального произведения Скрябина «Прометей» («Поэма огня»), предварительно прочитав им в сокращенном варианте легенду о Прометее. Пусть дети попытаются определить содержание эпизода, к какому относится музыка. В каком цвете им видится этот фрагмент?
Можно расширить работу по развитию синестетических ощущений — предложить ребятам увидеть в цвете любое стихотворение (см. «Музыкальная копилка»), или согласные звуки, или дни недели, или тембры инструментов, или эмоции. Никаких ограничений в такой работе быть не должно. Пусть дети видят цвет звука вне зависимости от авторитетов. Цель задания, как можно полнее ощутить любое явление и включить все или хотя бы две сенсорные системы: визуальную и аудиальную.
Чтобы на уроке ввести детей в творческое состояние, необходимо рассказать и выразительно прочитать следующие фразы А. Белого. В своей поэме о звуке «Глоссалолия» он сравнивает рождение слова, звука с бурей, рождение вибрации голоса — с космосом («Космос твердел, стал полостью рта»), мысли — с явлениями природы («опрокинут пейзаж наших мыслей»). Ему блестяще удалось в образах передать переход энергии (материи, движущейся со скоростью света) в материю (остановившуюся энергию). Не надо бояться, что дети не поймут содержание фрагмента поэмы. Они почувствуют всю глубину произведения, если педагогу удастся выразительно, вдохновенно, чуть-чуть загадочно прочитать их и прокомментировать.
Любопытно характеризует А. Белый звуки а, е, и. Предложите детям передать их с помощью жестов.
Звук а — белый, летящий открыто. Многообразие рук выражает его (дети медленно и плавно разводят руки, расставив пальцы каждый по-своему).
Звук е — желто-зеленый (скрестив руки, дети постепенно поднимают их вверх, оставив скрещенными до конца фразы). Е — наблюдение, наука. Здесь душа, рассуждая, колеблется в перекрещенности рук...
Звук и: синева, вышина, заостренность, восторги, восхищение, мистика... (руки в замедленном темпе расходятся, одна вверх вперед, другая вниз назад).
Этот фрагмент поэтичен, и повторить его надо с движениями несколько раз, пока дети не почувствуют его таинственную силу. Движения выполняются медленно, пластично, плавно, одно переходит в другое.
Это творческое действо может провести лишь тот педагог, который сам принял, понял, почувствовал поэтику А. Белого, а также уверен в том, что сможет донести ее до детей. Иначе эта работа не имеет смысла
Можно использовать более простое функциональное стихотворение А. Яфальян, которое написано специально для учебных целей:
А — звонкий, кричащий, открытый, ии О — крупный, широкий, большой. () У — длинный, зовущий нас в небо, 11 Е — легкий, капризный, простой. X Дети медленно переводят одно движение в другое. Сочетая звук, слог с пластическим движением рук, педагог помогает детям физически (эвритмически) почувствовать стихи.
Многие поэты вышли на эмоциональное осмысление звукового фона слова (Пушкин, Лермонтов, Вознесенский, Чуковский, Барто). И нередко их эмоциональное восприятие звуков совпадало с физиологическим. Фоносе- мантические эксперименты показали взаимосвязь гласных с цветовыми характеристиками: а — светло-желтый или белый; и — светло-синий; е — светлый, желто-зеленый;
у — темно-синий; о — красный; ы — тусклый, темно-коричневый или черный. Предложите детям представить свою цветовую палитру, «окрашивающую» звуки вокальных произведений.
Педагог приготавливает с детьми цветные ленточки, карточки или цветные воздушные шарики и предлагает им создать цветовую партитуру песни, музыкального фрагмента пьесы.
Например, работу по цветовой партитуре над песней можно провести следующим образом. Дети делятся на шесть групп, каждой группе присваивается согласный звук и вручаются воздушные шарики соответствующего цвета. Затем работа ведется в следующей последовательности:
— слушание песни в записи;
— во время слушания создание пластической партитуры с использованием движений (подробно в параграфе «Пластическое фантазирование»);
— исполнение песни всем классом, сопровождающееся пластическими движениями и поднятием шариков того или иного цвета, в зависимости от ударных гласных звуков.
С этой целью можно использовать русские народные песни, легкие популярные детские песенки. Создание партитуры фрагмента песни может быть произвольным в зависимости от эмоционального напряжения, характера музыки: чем легче и спокойнее музыка, тем светлее, прозрачнее цвет (голубой), чем напряженнее музыка, тем более насыщенный цвет (красный). Такое действо можно подготовить к итоговому занятию четверти или года. Это красочное и яркое событие запомнится детям надолго.
Страницу «Звуки и цвета» дети могут заполнять постепенно, накапливая музыкальный тембровый «багаж».