Игра на шумовых музыкальных инструментах




Музыкально-ритмические движения являются одним из ви­дов музыкальной деятельности, в котором ведущая роль отво­дится разнохарактеоным движениям, передающим характер, настроение, музыкальный образ. Немаловажное значение му­зыкально-ритмические движения имеют в развитии сомати­ческой свободы детей в процессе «физического вчувствова- ния». В процессе этого вида деятельности у детей развивается чувство ритма, пластичность, выразительность и музыкаль­ность не тальке движений, но и общая музыкальность.


Используются различные виды ритмических движений под музыку: речевые упражнения, пальчиковые упражне­ния, музыкальные игры, театрализация песен, простейшие танцевальные элементы, эмоционально-пластическая пере­дача музыкального образа, пластическое образное дирижи­рование, упражнения на релаксацию и активизацию дея­тельности под музыку.

Можно выделить группы музыкально-ритмических движений в зависимости от области, из которой они заим­ствованы. Ходьба, бег, прыжки, приседания основаны на физических упражнениях. В основу танцевальных музы­кально-ритмических движений положены танцевальные элементы из популярных ганцев: русская пляска, полька, вальс, летка-енька, ча-ча и др. Притопы, приседания, «удар шпорами» нога об ногу, переход с носка на пятку и наоборот, — все эти повторяющиеся движения легко запо­минаются и исполняются под музыку соответствующего характера.

Образные музыкально-ритмические движения пред­ставляют собой передачу пластики, выразительности рит­мичных движений животного мира и растений: полет пти­цы, прыжки зайца, танец бегемота, мягкие движения Кота в Сапогах, охота пантеры, движение листвы и веток деревьев, изображение легкой морской волны и бурного морского потока.

Сюжетно-ролевые музыкально-ритмические движения связаны с изображением музыкального образа в развитии. Так, в первом классе дети, изображай картинку приключе­ния зайца в лесу, предвосхищая слушание пьесы Фрида «Как заяц в лесу заблудился», изображают развитие собы­тий от веселого движения зайца по тропинке к блужданию его по зарослям темного леса и нахождению дорожки к сво­ему дому.

Сюжетно-ролевые музыкально-ритмические движения представляют собой творческую деятельность и могут быть организованы в различных формах музыкального фантази­рования: тембрового, ритмического, пластического, дина­мического, графического, мелодического, вербального с изображением гласных в жестах, которое описано в преды­дущей главе.

Игра на шумовых музыкальных инструментах представляет собой активное музицирование детей. Это наиболее есте­ственный и оптимальный путь вхождения ребенка в мир му­зыки. Музицирование на детских инструментах также помо­гает детям познакомиться с детскими инструментами, их му­зыкально-выразительными возможностями и устройством. Инструментами для исполнения ритмов могут стать не толь­ко ксилофон, румба, маракасы, треугольник и другие реаль­ные музыкальные инструменты, но и кубики, ложки, линей­ки, т. е. все звучащие предметы, которые окружают детей.

Навыки сочинения несложных ритмических аккомпа­нементов могут появиться лишь тогда, когда этот вид дея­тельности будет применяться постоянно. При этом каче­ство звучания и полиритмия таких аккомпанементов будет зависеть от умения записывать эти ритмы, т. е. составлять партитуры. Написание «партитур» для оркестра детских ин­струментов может увлечь детей, и они сами будут придумы­вать условные знаки для обозначения инструментов. При аккомпанировании песен такие знаки можно подписывать под словами.

На первом этапе (ознакомительный этап) дети знако­мятся со звучанием различных шумовых инструментов, с их характером и особым голосом — тембром. Важно, чтобы каждый ребенок попробовал исполнить что-либо на каж­дом из инструментов, которые будут использоваться на уро­ках или во внеклассной работе. Для этого можно провести одно занятие «Хаотического оркестра». В классе расклады­ваются три группы музыкально-шумовых инструментов:

1) звучащие предметы (металлические линейки, детские кирпичики, медные пластинки, связки старых ключей, ем­кости с песком, камушками, погремушки и т.д.);

2) музыкально-шумовые инструменты (барабаны, тре­щотки, ложки, коробочки, тарелки, бубны, треугольники);

3) музыкальные инструменты с определенной высотой (металлофоны, свистульки, свирели, гусли).

Условием является то, что инструментов должно быть не меньше, а лучше больше, чем детей. Дети переходят от одного инструмента к другому, знакомятся со звучанием каждого и рассматривают, как они изготовлены и как изда­ют звук. При этом детям предлагается «опробовать» инстру­менты очень тихо, чтобы не мешать другим, и музыкально, чтобы услышать особенности тембра и возможности каждо­го из них.

Затем дети выбирают с помощью учителя какой-либо образ или ситуацию и изображают их на одном из инстру­ментов.

На этом же этапе дети знакомятся с названиями и исто­рией создания инструментов.

На втором этапе (художественно-исполнительский этап) дети учатся аккомпанировать при исполнении песен или создавать ритмические сопровождения во время слу­шания музыки. Сначала детям предлагаются простейшие ритмические фигуры: исполнение сильных долей музыки, простого ритма, выделение начала и конца фразы Затем ритм усложняется, но дети исполняют все один и тот же ритмический рисунок.

На третьем этапе (художественно-творческий этап) дети постепенно переходят к игре по партиям: одна группа исполняет ритм мелодии, вторая — выделяет сильные доли, третья — отмечает начало и конец фраз. На этом же этапе дети переходят к сочинению своих мелодий, передающих характер какого-либо образа.

При этом первая и вторая группы инструментов исполь­зуются в качестве ударно-шумовых инструментов, которые подчеркивают метро-ритмическую основу музыкального произведения и обычно используются лишь для сопровож­дения пения и слушания музыки, а третья группа инстру­ментов может представлять собой средство для сочинения собственных мелодий для передачи какого-либо образа. При этом группы шумовых инструментов будут исполнять аккомпанемент к этой мелодии.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте особенности детского голоса и оп­ределите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.

2. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

3. Охарактеризуйте значение и функции музыкально- ритмических движений как вида музыкальной деятельнос­ти.

4. Охарактеризуйте основные знания и умения по музы­кальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: