При подготовке внеклассных занятий по музыке учитель должен учитывать специфику музыкального искусства и выполнять определенные требования при подготовке мероприятия. Прежде всего необходимо адаптировать для детского восприятия информационно-теоретический материал, который ложится в основу музыкального занятия. Для этого требуется подготовка анализа музыкального произведения; подбор наглядных пособий; рассмотрение возможности использования других видов искусств; включение творческих заданий, активизирующих слушание музыки.
Комплексные занятия предполагают использование различных видов искусств. Занятия строятся свободно, в центре которых находится не художественное произведение, а человек, герой, образ. И, если это даже сказочный герой, он все же всегда наделен человеческими качествами. Все занятия можно разделить на несколько разделов по содержанию.
Раздел 1. Чудеса, сказки (чудо, чудесные превращения, ситуации, сказочные герои).
Раздел 2. Сказания, былины, мифы, былинные герои.
Раздел 3. Исторические герои, обобщенные художественные образы, личность в истории и искусстве.
Основными методами работы являются методы переноса, ассоциации, смещения, аналогии, оживления, одушевления, одухотворения. Можно использовать методы импровизации, создавать ситуации сакрального действия, драматургической целостности, коммуникативной насыщенности, отслеживать и создавать условия для создания динамического эмоционального фона.
Первый раздел включает в основном тематику для первого класса. Хотя подобные занятия можно проводить и во втором классе. Героями занятий могут стать Гномы, Тролли, Кобольды, Эльфы, Баба-Яга, Петрушка или его ближайшие родственники из разных стран: Пульчинелло, Панч, Ванька Рутютю и др.
|
Организация работы должна осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, поэтому содержание деятельности может включать тайну, волшебство, чудеса, выдумки, загадки. Музыкальные произведения станут эмоциональной основой характеристики героев, их выразительности и динамического развития.
Возможны сравнения нескольких произведений об одних и тех же сказочных героях, например, дети сравнивают образ Бабы-Яги из детского альбома П.И. Чайковского и образ Бабы Яги, созданный Э. Григом. Необходимо срав нить музыкальный образ с образом, изображенным в народных сказках. Дети определяют музыкальные средства, которыми изображен этот сказочный образ.
Второй раздел (включает тематику для второго класса) рассчитан на более глубокое изучение образов, которые остались в культурном наследии. Это и сказочные герои (Снегурочка, Конек-Горбунок, Русалки, Шехерезада), и собирательные образы былин, сказаний, мифов (русские богаты ри, скоморохи, гусляры), и персонифициронанные образы (Садко, Орфей, ьаян, Прометей).
При проведении занятия привлекаются сюжеты из былин, сказок, их иллюстраций и музыкальных произведений. При этом проводятся аналогии между образами героев сказок, опер или балетов и зрительных иллюстраций. Так, например, зачитываются фрагменты сказки Ершова «Конек- Горбунок» и параллельно прослушиваются фрагменты из одноименного балета Р. Щедрина. Вспоминаются изображения маленьких коньков из народных сказок и просматриваются иллюстрации к ним.
|
Возможна организация занятия с сочинением детьми сказочного сюжета. Детям предлагается представить этих сказочных героев в реальных и сказочных ситуациях, определить, как бы они в этих ситуациях поступали. Для этого дети вспоминают, кто может творить чудеса (волшебники, колдуны, маги, чародеи, таинственные существа); с помощью чего им удается это делать (волшебная палочка, золотой волос, живая вода, заклинания, колдовство, скатерть-самобранка, волшебное блюдечко, ларец). Таким образом, детям предлагается активизировать имеющийся опыт и соотнести его с поставленной задачей. Музыка станет эмоциональным фоном и драматургической основой занятия.
Третий раздел предполагав.. накомство третьеклассников с реальными историческими личностями (Александром Невским, Иваном Сусаниным, Князем Игорем, Спартаком) и реальными историческими событиями.
Занятия могут проводиться в виде исследования исторических фактов, событий и их осмысления. Музыка в данном случае будет играть роль эмоционального камертона и усилителя эмоций.
Каждый образ обязательно сопровождается его характеристикой различными средствами, словом, зрительным об разом, музыкой. Для этого привлекаются различные художественные произведения Так, образ Александра Невского и события, происходящие на Руси, характеризуются фрагментами из кантаты С.С. Рахманинова «Александр Невский», сопровождаются показом триптиха Корина «Александр Невский» и фрагментами из художественного произведения Симонова «Ледовое побоище».
|
Комплексные занятия могут охватывать и другую тематику, например времена года, природу в искусстве и др. Примером комплексного занятия по музыке с использованием других видов искусства может служить внеклассное занятие на тему «Береза как символ России».
Тема: Береза как символ России.
Цель занятия: расширить представления о березе как о символе, ооразе России. Познакомить детей с традициями и обычаями, связанными с березой.
Иллюстративный материал:
— репродукции картин И. Левитана «Март», «Березовая роща», «Золотая осень»; Куинджи «Березовая роща»;
— фонограммы: фрагмент финала 4-й симфонии П.И. Чайковского, фрагмент из I симфонии Калинникова, фрагмент концерта С.С. Рахманинова.
Виды деятельности и методы работы: рассказ учителя- слушание музыки; анализ картин; показ репродукций; рисование березы; исполнение песен.
Этапы занятия
I. Вступительная беседа.
1. Береза в пейзаже России.
2. Этимология слова «Береза».
3. Место березы в жизни человека.
II. Знакомство с традициями и обычаями.
1. «Березовый» новый год.
2. Свадебные обряды.
III. Поэтический образ березы.
1. Обиаз березы в стихах русских поэтов.
2. С. Есенин — певец березовой Руси.
3. Береза в стихах современных поэтов.
IV. Художественный образ березы.
1. Левитан — великий поэт природы.
2. Анализ картины.
V. Музыкальный образ березы.
1. Народные песни о березе.
2. Современные песни о березе.
3. Произведения С.С. Рахманинова.
Практический материал для занятия
Пейзаж России невозможно представить без березы, без ее ажурной листвы и белоснежного ствола. Она воспета в прозе и стихах, запечатлена на полотнах выдающихся художников. Хороша береза во все времена года. Это красивое и полезное дерево занимало и занимает особое место в нашей жизни. Вот как воспринимает нашу березку в чужой стороне современный поэт Прокофьев в своем стихотворении «Березка». (Педагог читает стихотворение: «Больше всех украсила полянку, встала, золотиста и светла...»).
Вопросы детям:
Скажите, ребята, как о березке отзывается поэт? (Тепло, задушевно.)
Почему поэт называет березку «моя сестренка»? (Он любит русские березки.)
Что значит: «Ты ведь до Швейцарии дошла»? (В других странах тоже растут березы); «От твоих подруг, моя сестренка, я тебе поклон передаю»? (Передает привет от березок из Швейцарии).
Сколько понимания и заботы о человеке на чужбине выразил поэт в глаголах шумится, зеленеется Поэт выделяет нашу березу из окружения, которому, казалось бы, она должна быть подвластна.
Береза — одно из самых распространенных деревьев северного полушария, но только в северней и средней полосе России, да еще в Белоруссии, растет береза чистыми сплошными рощами, которые называют березник или березняк. Поэтому и считают березу русским деоевом.
Об осо&ом отношении к березе на русских землях говорят многочисленные названия сел и рек — Березовки, Бере зовские селения и города Пермской, Свердловской, Орловской, Курской областей, Березовые горы по Уральскому хребту. Обычны и русские фамилии, производные от слова береза: Березкины, Березины, Березовые (космонавт Анатолий Березовой).
Слово «береза» звучит похоже в разных языках многих народов: и славянских, и не славянских. В общем корне этих наименований просвечивает единая индоевропейская основа, связанная с понятиями «белый», «белеет», «светлый», «ясный». Тем самым название дерева определено цветом его коры: береза — русское слово, береза — украинское, бяроза — белорусское. Этот же корень в болгарском — бреза, сербохорватском — бреза и др. Доброе и ласковое слово «береза» объединяет и сближает эти народы.
Было время, когда в русском языке слово «береза» являлось и наименованием берез, и означало также дерево вообще. Такое обобщенное значение — свидетельство преобладающего распространения берез и предпочтительного к ним обращения.
Береза занимала, пожалуй, ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека.
Есть аерево об четыре дела:
Первое — мир освещает лучина,
Второе — разбитому связь береста,
Третье — больных исцеляет,
Четвертое — чистоту соблюдает.
Эта сложившаяся в народе мудрая загадка говорит о том, что нужно было знать о березе, чтобы ценить ее. Сама форма сочетания «об четыре дела» говорит об очень давнем времени, когда считали добрые дела березы. Загадка хранит ценность березы, определенную народом. Береза согревала избу, дом, освещала, мыла. Береза лечила. Исстари березовый сок ценился как лакомство. Листья и кора березы выделяют особую ароматическую смолу, она — враг всяких микробов, оттого в березовой роще воздух здоровый, чистый.
Поистине драгоценна у березы береста. Из нее делали сосуды: кузовки для грибов и ягод, туеса для сметаны и тво рога. А самое главное, на бересте писали.
«Я послал тебе бересту, написав...» — так говорили когда-то в минувшие века (XI-XV века) новгородцы, посылая берестяные грамоты друг другу. Березовая кора — береста — доносит до нас рассказ о жизни, кульгуре, грамотности на ших предков. А народные присловья напоминают о том, как грамоте учили лентяев, наказывали нерадивых тонкими березовыми ветками, розгами, постегать которыми лентяя было больно, но безопасно, «Накормить березовой кашей» — означало наказать лентяя. Отсюда — «береза ума дает» Так думали в старину. Но, прежде всего, береза — добрый и неприхотливый друг.