Иоганн Себастьян Бах 1685-1750




Иоганна Себастьяна Баха, немец­кого композитора, заложившего основы классической музыки, пожалуй, знают все: и любители музыкальной классики, и те, кто к ней относится с равнодуши­ем. Его яркая, но проОуманная импрови­зация, мощная фантазия стали источ­ником рожоения новых музыкальных форм, удивительно разнообразной и притягивающей мелодики. В творчестве Баха препставлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его огромное наслеоие включает сочинения бля солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку.

Фамилия Бахов насчитывает более 60 музыкантов, ком­позиторов, но именно Иоганну Себастьяну суждено было ос­таться в веках. Бах в пеорвоае с немецкого означает «ручей». Но музыка Баха не ручей и даже не море, а целый музыкальный океан, который разливается по всему миру уже на протяже­нии нескольких веков.

Иоганн Себастьян Бах родился в весенний месяц 1685 года в Эйзенахе, в маленьком городке Германии, где его отец служил городским музыкантом, дядя — органистом. Он был шестым ребенком. Мальчик рано начал заниматься музыкой. Он пел в церковном хоре, отец обучал его игре на скрипке, а дядя — на органе. В 8 лет мальчик поступил в церковную школу, где делал большие успехи.

Он был поздним ребенком и уже в девятилетнем возрас­те потерял мать, а через год и отца. Мальчика взял на вос­питание в свой скромный дом старший брат, органист. Му­зыкальные занятия Иоганн продолжил с братом, который был очень требовательным педагогом. Методы обучения были очень просты — необходимо играть пьесу до тех пор, пока она не будет выучена и исполнена без единой ошибки. И фая одну пьесу долгие месяцы. Иоганн должен был дос­тичь совершенства в исполнении этого музыкального про­изведения.

Однажды брат показал Иоганну сборник современных пьес, которые поразили его воображение. Мальчик очень хотел их исполнять, но ему было запрещено прикасаться к ним, поскольку брат считал, что прежде надо достичь успе­хов в исполнении знакомых пьес. Тогда Иоганн по ночам стал доставать из шкафа ноты и переписывать их при лун­ном свете. Когда опус был практически завершен, его обна­ружил брат, отобрал у Иоганна и запретил помышлять об исполнении этой музыки. Горю не было предела.

Долгое время мальчик не имел доступа к современной музыке того времени. Но ночные бдения оказали свое воз­действие — Бах рано начал терять зрения и к концу жизни практически ослеп.

Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он продолжил образование в церковной школе в северной Германии. Для этого ему пришлось пройти пешком три сотни километров. Там он познакомился с лучшими образцами хоровой лите­ратуры, получал представление о французской музыке, слу­шал виртуозную Ифу крупнейших представителей германс­кой органной школы.

В семнадцать лет Бах вернулся в Тюрингию и послужил недолго в качестве скрипача при Веймарском дворе. После­дующие годы Бах часто менял работу, поскольку музыканты были подневольными людьми и к музыкантам относились, как к лакеям.

Постепенно Бах приобретал известность как автор кан­тат и специалист по ремонту и реконструкции органов. Он достиг вершин мастерства как органист-виртуоз и компози­тор, и благодаря многочисленным поездкам по Германии его известность распространилась далеко за пределы гер­цогства, в котором он жил Его известность еще больше укрепилась благодаря исходу организованного в Дрездене соревнования с французским органистом Луи Маршаном Современники рассказывают, что Маршан не рискнул всту­пить в соперничество с Бахом и спешно покинул соревно­вание, тем самым признав превосходство соперника.

В 1722 году появилась вакансия кантора в знаменитой школе св. Фомы в Лейпциге. Бах, которому снова захоте лось вернуться к церковным жанрам, подал прошение. Пос­ле конкурса, в котором участвовали несколько кандидатов, он стал лейпцигским кантором.

Последнее десятилетие жизни композитора ознамено­валось огромным успехом, благодаря его поездке к прусско­му королю Фридриху II в Берлин, страстному любителю музыки. Иоганн играл на превосходных королевских клаве­синах и продемонстрировал восхищенным слушателям свое непревзойденное мастерство импровизатора. Без всякой подготовки он сымпровизировал фугу на тему, заданную королем, а по возвращении в Лейпциг использовал ту же тему как основу для грандиозного полифонического цикла в строгом стиле. Это произведение Бах напечатал под на­званием «Музыкальное приношение с посвящением Фрид­риху II Прусскому».

Вскоре зрение Баха, на которое он жаловался уже дав­но, стало стремительно ухудшаться. В последние годы жиз­ни он практически не видел. 18 июля 1750 года к нему вне­запно вернулось зрение, но всего на несколько часов до ухода из жизни

Несколько десятилетий творения Баха оставались по­чти в забвении. Лишь ученики великого кантора сохраняли память о нем, да еще время от времени в учебниках приво дились примеры его особого контрапункта. За это время не было издано ни одного сочинения Баха.

Однажды Моцарт посетил Лейпциг, и для него в одной из школ исполнили мотет Баха «Пойте Господу». Моцарт слы­шал о Бахе, но не знал его сочинений. Когда хор пропел начало мотета, композитор изумился: что это? Произведение на него оказало сильное впечатление. Композитор захотел познакомиться со всеми произведениями, которые храни­лись в школе. В полной тишине присутствующие с удоволь­ствием наблюдали, с каким увлечением Моцарт раскладыва­ет вокруг себя партии — на коленях, на ближайших стульях. Забыв все на свете, он не вставал с места, пока тщательно не просмотрел все, что имелось из произведений Баха.

Но истинное признание к этому великому композитору пришло спустя полтора века благодаря композитору Мен­дельсону, которого покорили баховские произведения. Мен­дельсон стал активно исполнять его произведения и вклю­чать в концертные программы. С тех пор произведения Баха стали украшением концертов во всех странах мира.

Основные сочинения

Органное и клавионое творчество: токката и фуга ре ми­нор, пассакалья до минор; «большие» прелюдии и фуги, 15 двухголосных инвенций, 15 трехголосных инвенций- симфоний; Хорошо темперированный клавир из 48 прелю­дий и фуг; ь Английских сюит, 6 Французских сюит.

Оркестровая и камерная лг шка: 6 Бранденбургских кон­цертов, 4 оркестровые сюиты; концерты для скрипки со струнным оркестром и Двойной концерт для двух скрипок с оркестром, цикл вариаций для скрипки, 6 сюит для виолон­чели соло; 6 партит под названием «Клавирные упражнения».

Вокальные произведения 5 циклов духовных кантат, 6 мотетов на немецкие тексты, Магнификат для пятиголос- ного хора, солистов и оркестра, Рождественская оратория; 5 циклов пассионов (до нас дошло два: «Страсти по Иоан­ну» и «Страсти по Матфею»), Месса си минор.

Литература

Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. — М., 1912.

Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / Сост. Х.Й. Шульце — М., 1980.

Друскин М С. Иоганн Себастьян Бах. — М., 1982.

Милка А., Шабалина Г. Занимательная бахиниана. Вып. 1, 2 - СПб., 2001.

Морозов С.А. Бах. — М., 1975. (Из серии «Жизнь замеча­тельных людей»)

Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. - М, 1987.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. — М., 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: