Произведения для слушания в начальных классах




1. Дуэты «Игры детей».

2. Марш Тореодора из оперы «Кармен».

3. «Ave Maria».

4. Фрагмент увертюры «Родина».

Александр Порфирьевич Бородин 1833-1887

Могучий талант, необузданная сила, яркая музыкальность, сочетание русской глубины и восточной страсти поставили Бородина в ряд с выдающи­мися композиторами XIX века. А. П. Бо­родин — русский композитор, учёный- химик Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объему, но яв­ляется ценнейшим вкладом в сокровищ­ницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции, отчетливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, сво­бодолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, му­жественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Бородин родился И ноября 1833 года в Санкт-Петер­бурге. Его отец — немолодой грузинский князь Лука Гедиа- нов и мать, умная состоятельная петербурженка Авдотья Антонова дали сыну блестящее образование. Он был вне­брачным ребенком, поэтому получил фамилию одного из крепостных отца. Его обучали дома языкам — немецкому, французскому, английскому, позже он овладел также италь­янским. В восемь лет его стали обучать игре на флейте, а затем — на фортепиано и виолончели. В девять лет он сочинил польку для фортепиано в 4 руки, в тринадцать лет стал автором концерта для флейты с фортепиано, в четыр­надцать — камерного ансамбля, в студенческие годы сочи­нил множество романсов, фуг, вокальных пьес.

Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. Уже в 17 лет он стал вольнослушателем петербургской Медико-хирурги­ческой академии, по окончании которой он стал препода­вателем, а в 25 лет получил степень доктора медицины. После успешной защиты диссертации он был отправлен Академией за границу, где познакомился со своей будущей женой — талантливой пианисткой Е. Протопоповой. По возвращении молодой ученый вел специальные курсы в Академии, читал лекции в Лесной академии и на женских медицинских курсах, одним из основателей которых был А.П. Бородин. Он является автором большого числа науч­ных трудов, что принесло ему известность в научном мире в России и за границей.

Музыку Бородин определил для себя как отдых от более серьезных трудов, но он никогда не оставлял занятия музы­кой. Важным событием в жизни Бородина стало знаком­ство с композитором М. Балакиревым и его кружком, кото­рый впоследствии стал называться «Могучей кучкой». В него входили Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков, М. Мусорг­ский.

Его привлекали величественные, богатырские образы русских былин и сказаний, героические эпизоды прошлого. В 1867 году он пишет оперу-фарс «Богатыри», своеобраз­ную пародию на распространенный в то время жанр роман­тической оперы на русскую историческую тему, с использо­ванием популярных в то время мелодий.

Под влиянием Н.А. Балакирева, А.П. Бородин написал Первую и Вторую симфонии, ряд замечательных романсов, поэтическую музыкальную картину «В Средней Азии». Ув­лекшись идеей В.В. Стасова создать оперу на сюжет эпоса «Слово о полку Игореве», композитор за одну ночь набро­сал план, а потом и либретто оперы, замечательное по сво­им поэтическим качествам. Учитывая огромную научную занятость, мучимый сомнениями о своей способности со­здать эпическое музыкальное произведение, соответствую­щее гениальному тексту, Бородин писал «Князя Игоря» на протяжении 18 лет. Однако произведение так и осталось не­завершенным.

Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Лис­та, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходи­лось быть «одновременно ученым, антрепренером, артис­том, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным».

А.П. Бородин умер 27 февраля 1887 года в период твор­ческих исканий и замыслов. На костюмированном балу в разгар веселья он неожиданно упал — от постоянных пере­грузок у него остановилось сердце.

Закончили и инструментовали оперу «Князь Игорь» Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Они также орга­низовали первую постановку этой оперы. Опера «Князь Игорь», несомненно, является крупнейшим творческим до­стижением Бородина. Вторая и незавершенная Третья сим­фонии, а также картина «В Средней Азии» по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического про­шлого России, который вызвал к жизни музыку замечатель ной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не вы­делялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены все­го мира.

Основные сочинения

Оперы: «Князь Игорь», опера-фарс «Богатыри».

Симфонии: 1-я, 2-я «Богатырская», 3-я Неоконченная (записана по памяти и оркестрована А. К. Глазуновым).

Музыкальная картина: «В Средней Азии».

Камерно-инструментальные ансамбли: 2 струнных трио, фортепианное трио, 2 струнных квартета, струнный и фор­тепианный квинтеты, струнный секстет.

Произведение....я Фортепиано: в 2 руки, в 4 руки, Ма­ленькая сюита для фортепиано.

Вокальные произведения: романсы на стихи А. С. Пуш­кина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, элегия «Для берегов от­чизны дальней», романсы «Спящая княжна», «Песня тем­ного леса»; сатирические, юмористические песни: «Спесь» и др.

Литература

Асафьев Б.В. Избр. Труды: В 5 т. — М., 1952-J 957.

Бородин А.П. О музыке и музыкантах. — М., 1958.

Цианин С.А. А.П. Бородин: жизнеописание, материалы и документы. — М., 1955.

Зорина А. А.П. Бородин. — М., 1488.

Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. — М, 1953. (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Слово о музыке: русские композиторы XIX в. / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. — М., 1990.

Сохор А.Н. А.П. Бородин. — М. — Л., 19ь5.

Стасов В. Избранные статьи о музыке. — М., 1952.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: