1. Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» (Сцена Фар- лафа и Наины», «Марш Черномора», «Персидский хор»),
2. Музыка из оперы «Иван Сусанин» (Вступление к опере, Песня Вани, Ария Сусанина, заключительный хор «Славься»).
3. «Камаринская».
4. «Патриотическая песня».
5. «Вальс-фантазия».
6. «Я помню чудное мгновенье».
7. «Ноченька».
8. «Арагонская хота».
Эдвард Г^иг 1843-1907
Крупнейший норвежский компози тор Эдвард Григ по праву считается основоположником классической нор вежской музыки. Он не столько использовал музыкальный фольклор в своих произведениях, сколько отражал в своем творчестве атмосферу, картины народной жизни, саержанную, но чрезвычайно красивую природу Норвегии. Он выработал специфические мелооические и
гармонические приемы, которые отличали его музыку и делали яркой и незабываемой. Григ — мастер малых форм: фортепианных миниатюр, оркестровых пьес, а также песенного жанра.
Эдвард Григ не только прославленный норвежский композитор, но и яркий пианист и дирижер. Крупнейший представитель национальной композиторской школы, творчество которого оказало сильное влияние на развитие музыкального искусства конца XIX — начала XX века.
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене. Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене, происходил из шотландского рода Грей г (Greig). В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой. Его первой учительницей была мать. В пятнадцать лет Григ отправился учиться в Лейпцигскую консерваторию. Впоследствии композитор признавался, что консерваторские занятия не оказали на него большого влияния. Действительно самобытная художественная натура музыканта тяготела больше не к академическим формам, а к их синтезу с музыкальным фольклором. Решающим оказалось знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком. «Покровы спали с моих глаз, — рассказывал Григ впоследствии, — и благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Молодые музыканты выступили против «вялой» скандинавской музыки и решили создавать более сильный и самобытный «северный стиль»
|
В 1865 году Григ отправляется в Италию, чтобы поправить здоровье и окунуться в художественную атмосферу родины бель канто. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф. Листом, который выразил восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор.
По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Осло, основал там Норвежскую музыкальную академию. С 1873 году он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству.
В 1885 году он поселился в прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую трогательно назвал вместе со своей женой «Грольхауген» — «Дом троллей». Это сказочное место он покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением и популярностью, как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почетного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии. В 1898 году Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 года оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.
|
Его произведения были признаны как мировой музыкальной общественностью, так и широкой публикой. Десять тетрадей Лирических пьес для фортепиано — вершина творчества композитора. Он написал около 250 песен, они были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах, но стали популярными во всей стране и зачастую принимались за народные песни. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Хотя Григ максимально убедителен в миниатюре, он проявил свой талант также в камерно-инструментальных циклах: он создал три скрипичные сонаты, виолончельную сонату ля минор, струнный квартет соль минор. Несмотря на академичность музыкальных форм композитора, его музыка стала поистине народной.
Действительно, кто хочет понять душу норвежского народа, должен обратиться к музыке Эдварда Грига, и она при откроет завесы страстных душевных переживаний норвежцев, которые скрываются за внешней сдержанностью и невозмутимостью.
Основные сочинения
Инструментальная музыка: симфония, увертюра «Осенью», Старонорвежский романс с вариациями, 3 оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б. Бьёрнсона «Сигурд
Крестоносец», Норвежские танцы и Симфонические танцы; Концерт для фортепиано с оркестром, струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано
|
Фортепианные произведения: Поэтические картинки, Юморески, Лирические пьесы (10 тетрадей), Из народной жизни, Баллада, Листки из альбома, Настроения.
Вокальные сочинения: около 150 романсов и песен (вокальные циклы «Мелодии сердца», «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»).
Сюита на музыку к драматической поэме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» (пьесы: Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля, Арабский танец, Песня Сольвейг).
Литература
Асафьев Б. В. Григ,— М.-Л., 1948.
Бенестао Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Э. Григ — человек и художник. — М., 1986.
Левашева О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. — М., 1962.
Кремлев Ю. Эдвард Григ — М., 1958.
Левашева О. Эдвард Григ. — М., 1962.
Финдейзен Н. Эдвард Григ. Очерк его жизни и музыкальной деятельности — СПб.-М., 1908