Произведения для слушания в начальных классах




1. Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» (Сцена Фар- лафа и Наины», «Марш Черномора», «Персидский хор»),

2. Музыка из оперы «Иван Сусанин» (Вступление к опе­ре, Песня Вани, Ария Сусанина, заключительный хор «Славься»).

3. «Камаринская».

4. «Патриотическая песня».

5. «Вальс-фантазия».

6. «Я помню чудное мгновенье».

7. «Ноченька».

8. «Арагонская хота».

Эдвард Г^иг 1843-1907

 

Крупнейший норвежский компози тор Эдвард Григ по праву считается основоположником классической нор вежской музыки. Он не столько исполь­зовал музыкальный фольклор в своих произведениях, сколько отражал в сво­ем творчестве атмосферу, картины народной жизни, саержанную, но чрезвычайно красивую при­роду Норвегии. Он выработал специфические мелооические и

гармонические приемы, которые отличали его музыку и делали яркой и незабываемой. Григ — мастер малых форм: фортепиан­ных миниатюр, оркестровых пьес, а также песенного жанра.

Эдвард Григ не только прославленный норвежский компо­зитор, но и яркий пианист и дирижер. Крупнейший предста­витель национальной композиторской школы, творчество ко­торого оказало сильное влияние на развитие музыкального ис­кусства конца XIX — начала XX века.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене. Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене, происхо­дил из шотландского рода Грей г (Greig). В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой. Его первой учитель­ницей была мать. В пятнадцать лет Григ отправился учиться в Лейпцигскую консерваторию. Впоследствии композитор признавался, что консерваторские занятия не оказали на него большого влияния. Действительно самобытная худо­жественная натура музыканта тяготела больше не к акаде­мическим формам, а к их синтезу с музыкальным фолькло­ром. Решающим оказалось знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком. «Покровы спали с моих глаз, — рассказывал Григ впоследствии, — и благодаря Нурдроку я познакомил­ся с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Молодые музыканты выступили против «вялой» скандинавской музыки и решили создавать более сильный и самобытный «северный стиль»

В 1865 году Григ отправляется в Италию, чтобы попра­вить здоровье и окунуться в художественную атмосферу ро­дины бель канто. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф. Листом, который выразил восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор.

По возвращении на родину Григ некоторое время дири­жировал симфоническими концертами в Осло, основал там Норвежскую музыкальную академию. С 1873 году он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью по­святить себя творчеству.

В 1885 году он поселился в прекрасной загородной вил­ле под Бергеном, которую трогательно назвал вместе со сво­ей женой «Грольхауген» — «Дом троллей». Это сказочное место он покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением и популярнос­тью, как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почет­ного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии. В 1898 году Григ органи­зовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фести­валь, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 года оплакивала вся Норвегия. Его останки были захо­ронены в скале недалеко от любимого дома композитора.

Его произведения были признаны как мировой музы­кальной общественностью, так и широкой публикой. Де­сять тетрадей Лирических пьес для фортепиано — вершина творчества композитора. Он написал около 250 песен, они были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах, но стали популярными во всей стране и зачастую принимались за народные песни. Они отлича­ются глубиной выразительности и тонкой передачей поэти­ческого текста. Хотя Григ максимально убедителен в мини­атюре, он проявил свой талант также в камерно-инструмен­тальных циклах: он создал три скрипичные сонаты, виолончельную сонату ля минор, струнный квартет соль минор. Несмотря на академичность музыкальных форм композитора, его музыка стала поистине народной.

Действительно, кто хочет понять душу норвежского на­рода, должен обратиться к музыке Эдварда Грига, и она при откроет завесы страстных душевных переживаний норвеж­цев, которые скрываются за внешней сдержанностью и не­возмутимостью.

Основные сочинения

Инструментальная музыка: симфония, увертюра «Осе­нью», Старонорвежский романс с вариациями, 3 оркест­ровых пьесы из музыки к трагедии Б. Бьёрнсона «Сигурд

Крестоносец», Норвежские танцы и Симфонические танцы; Концерт для фортепиано с оркестром, струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано

Фортепианные произведения: Поэтические картинки, Юморески, Лирические пьесы (10 тетрадей), Из народной жизни, Баллада, Листки из альбома, Настроения.

Вокальные сочинения: около 150 романсов и песен (во­кальные циклы «Мелодии сердца», «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»).

Сюита на музыку к драматической поэме Генрика Иб­сена «Пер Гюнт» (пьесы: Смерть Озе, Танец Анитры, В пе­щере горного короля, Арабский танец, Песня Сольвейг).

Литература

Асафьев Б. В. Григ,— М.-Л., 1948.

Бенестао Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Э. Григ — человек и художник. — М., 1986.

Левашева О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. — М., 1962.

Кремлев Ю. Эдвард Григ — М., 1958.

Левашева О. Эдвард Григ. — М., 1962.

Финдейзен Н. Эдвард Григ. Очерк его жизни и музыкаль­ной деятельности — СПб.-М., 1908



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: