Композитор — сказочник, мири- нист в музыке, певец русской природы — такими эпитетами награждали Николая Андреевича Римского-Корсакове — русского композитора, дирижера, музыкально-общественного деятеля. Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта.
Николай Андреевич Римский-Корсаков как-то сказал: «Мой род — это сказка, былина и непременно русские». Композитора воохновляла красота народного искусства, русских песен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзотические образы Востока, картины природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова.
Профессор Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка, глава композиторской школы.
Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в маленьком провинциальном городке Тихвине Новгородской губернии. Поэтическая скромность и нежность северной природы затем отразилась в музыке композитора. С ранних лет мальчик проявлял музыкальные способности. Уже в два года он хорошо различал мелодии. А в трехлетнем возрасте он отлично исполнял ритмы на игрушечном барабане, «аккомпанируя» отцу, который играл на фортепиано. Причем малыш очень чутко реагировал на любые изменения темпа и ритма и остановки, которые отец нарочно делал.
Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано. В восемь лет будущий композитор уже начал сочинять музыку. Но занятия музыкой считались проявлением высокой культуры и были лишь ссмсйной традицией. Для него была из
брана дорога в морские офицеры, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте.
|
Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он обучался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А. Римского-Корсакова, просвещенного и одаренного человека.
Будущий композитор понимал, что нужны систематические и серьезные занятия музыкой, и начал брать уроки у музыканта. В этот период он познакомился с Балакиревым, который впоследствии стал главой группы русских композиторов — «Пятерки», или «Могучей кучки». Балакирев настоятельно советовал талантливому 17-летнему юноше, едва знакомому с азами музыкальной теории, сочинить серьезное произведение. Так появилась первая симфония, созданная русским композитором.
По окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трехгодичное кругосветное плавание, и его связь с петербургской музыкальной жизнью была прервана. Море поразило молодого Корсакова своей удивительной разнохарактерной красотой. Из его писем известно, что он наблюдал, тонко чувствовал и запоминал картины океана. Он писал о том, как вода в океане могла превратиться после шторма из зелено-серого в чудный синий цвет. Его поражали изящно выскакивающие из воды летучие рыбы. Незабываемыми для него казались ночи, когда океан светился великолепным фосфорическим светом.
Возвратился он в Петербург с огромными впечатления ми, которые ему хотелось воплотить в музыкальных образах. Он отдавал музыке все время, свободное от службы. Очень скоро его репутация как музыканта стала столь высокой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию.
|
Занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины, восполняя имеющие пробелы в музыкальном образовании. В этот же период он не оставлял свое любимое занятие: сочинение музыки. Так, в этот период была закончена Первая симфония, созданы опера «Псковитянка», ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 году Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей и первым ценителем его музыки.
Римский-Корсаков, помимо творчества, успешно занимался организаторской деятельностью: он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, затем руководителем Бесплатной музыкальной школы, помощником управляющего Придворной певческой капеллой.
Одной из ведущих тем его творчества и источником вдохновения является тема моря. Совершив кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы, Римский-Корсаков многократно обращался к теме моря в своих произведениях. Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко, и он создает симфоническую картину «Садко», а затем одноименную оперу, в которых особое место отводится теме моря. Используя разнообразные сюжеты: от старинных русских легенд («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») до восточных сказок «Тысяча и одна ночь» («Шахеразада»), — Римский-Корсаков неизменно включает картины морских просторов.
|
Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» по «весенней сказке» А.Н. Островского показывает жизнь сказочных берендеев, не отделимой от природы, ее одушевленных фантастических сил.
Музыка Римского-Корсакова чрезвычайно лирична, поэтична и изобразительна. Например, фрагменты «Три чуда» из оперы «Сказки о царе Салтане» и программные симфонические произведения «Шехеразада», «Испанское каприччио» чаруют красками оркестра, который создает не-
повторимые картины могучего моря, битв, волшебных превращений.
Из камерных сочинений художественную ценность представляют романсы. Он написал всего 79 романсов, и каждый из них представляет собой завершенное художественно ценное камерное музыкальное произведение.
Римский-Корсаков — автор популярных красочных музыкальных произведений, которые знают до сих пор. Отдельные его произведения являются его визитной карточкой в наше время: всем знакомы и очень популярны, на пример, «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» или «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».
В операх «Царская невеста» по драме JI.A. Мея, «Моцарт и Сальери» по одноименной трагедии А.С. Пушкина композитор обращается к драматической теме, музыкальными средствами он повест вует о судьбе отдельных личностей, трагических событиях и личной драме Здесь проявляется его активная социальная позиция, и в искусстве, и в жизни.
Так, в 1905 году во время революционных волнений Н. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов. За это его исключили из состава профессоров. Вся музыкальная общественность и молодежь встали на защиту прав Римского-Корсакова, и он был возвращен в консерваторию. Испытав воздействие прогрессив ных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты, силы и мощи про грессивных идей, в неиссякаемый источник музыкального творчества.
Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова повлияла на русскую музыкальную культуру. Много сил и времени он отдал завершению произведений А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, обработке народных песен. Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижера сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников такие замечательные композиторы XX века, как А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский.
Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петербургской губернии) 21 июня 1908 года. Почтить его память пришли многие музыкальные деятели, его ученики и последователи. Его музыкальное наследие огромно, его музыкальная школа развивается до сих пор, он встал в ряд с величайшими русскими композиторами XIX века: П.И. Чайковским, М.П. Мусоргским, А.П. Бородиным.
Основные сочинения
15 опер: эпические, сказочные, историко-бытовые, в том числе «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кашей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Вймфонические и инструментальные произведения: 3 симфонии, «Испанское каприччио», «Шехеразада», концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая сюита «Анчар», Воскресная увертюра «Светлый праздник», инструментальные ансамбли.
Вокальные произведения: кантаты «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге»; около 80 романсов, из них «Пророк», «Нимфа», «Анчар», цикл «У моря», обработки русских народных песен.
Завершил ряд произведений М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, А.С. Даргомыжского.
Литература
Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 2004.
Данилевич Л. Последние оперы Н.А. Римского-Корсакова. — М, 1961.
Гнесин М.Ф. Мысли и воспоминания О Н.А. Римском Корсакове — М., 195b.
Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. — М., 1988.
Образцова И. Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1844—1908: Краткий очерк жизни и творчества: Книжка для юношества. — Л., 1964.
Ястребцев В. В. Воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове: В 2 т. — Л., 1959-1960.