Фридерик Францишек Шопен 1810-1849




Польский композитор, пианист, крупнейший представитель польского классического музыкального искусства, виртуоз и импровизатор. Музыка Шопе­на пронизана лиризмом, тончайшими оттенками различных настроений. Шо­пен — один из немногих композиторов, который сочинял практически только для фортепиано. Его многочисленные фортепианные пьесы представляют со­бой разнообразные отточенные жанровые миниатюры Ма­зурки, полонезы, баллады, ноктюрны, вальсы считались музы­кальным фольклором и благодаря композитору стали всеми признанными шедеврами музыкального искусства. Шопен вдохнул в них новую жизнь и новый смысл, превратив их в классические произведения для слушания, которые перекочева­ли с улиц в светские салоны. Шопен был настоящим новато­ром, часто отходившим от классических правил и норм. Он разработал лаконичные, замкнутые в себе музыкальные фор­мы, которые соответствовали природе его самобытного ме­лодического, гармонического, ритмического языка. Неповто­римый мелодический стиль Шопена склаоывался под влияни­ем Моцарта, польской национальной музыки и итальянской оперы. Опираясь на польский фольклор, он создал музыкаль­ные шедевры мирового значения и уровня: в репертуаре всех пианистов мира обязательно имеются произведения Шопена.


Фридерик Францишек Шопен родился в первый день весны 1 марта 1810 года, в маленьком флигеле поместья Желязова Воля под Варшавой. Его называли в семье Фри-
чек. Его отец Николай Шопен, французский эмигрант, слу­жил гувернером и школьным учителем. Мать воспитыва­лась в польской дворянской семье. Родился он в смешан­ной французско-польской семье, но всегда себя считал польским композитором.

Музыкальная восприимчивость маленького Фридерика проявилась очень рано. При звуках грустной песни, напева­емой матерью, ребенок начинал горько плакать. Трехлет­ний малыш смеялся и хлопал от радости в ладоши, когда мать играла веселые танцы.

Однажды ночью родители услышали звуки рояля. Ока­залось, что трехлетний Фричек потихоньку пробрался к ин­струменту и стал подбирать танцевальную мелодию, нака­нуне услышанную им в исполнении матери. Мать взяла его на руки и понесла в спальню, чтобы малыш не застудился. Фричек воскликнул: «Ах, мама, не сердись, я ведь играл это, чтобы тебя заменить, когда ты устанешь», — мать мно­го занималась с воспитанниками в пансионе, который от­крыл его отец для детей из состоятельных семей.

Мальчик рос и все чаще подходил к роялю, подбирая знакомые напевы, вслушиваясь в простые аккорды: за ин­струментом разучивали упражнения и нетрудные пьески воспитанники пансиона.

Систематические уроки игры на фортепиано начались в семилетнем возрасте. Первые композиторские опыты Шо­пена тоже относятся к 7 годам — он написал два полонеза для фортепиано. Уже в 9 лет он стал выступать как пианист в аристократических салонах Варшавы, о нем стали писать газеты, рассказывая о его талантах.

Все выступления маленького виртуоза принимались во­сторженно. Рассказывают, однажды, одетый в бархатный костюмчик с большим кружевным воротником, Фридерик после выступления оказался в центре внимания блистатель­ной публики. После концерта на вопрос матери о том, что больше всего понравилось публике, ребенок ответил: «Мой воротничок. Знаешь, мама, все на него смотрели».

Часто бывая в богатых домах польской знати, он приоб­рел вкус к роскоши, подчеркнутые изысканные утонченные манеры, которые в будущем отличали его в кругу творчес­кой элиты.

В 13 лет его определили в Варшавский лицей, к оконча­нию которого он опубликовал свое первое произведение под названием «Рондо». В этот же период он занимался му­зыкой частным образом с директором Варшавской консер­ватории.

В 15-летнем возрасте произошло для Фредерика памят­ное событие: его пригласили выступить перед российским императором Александром I, который высоко оценил спо­собности и дарования юного пианиста и от которого после концерта он получил награду — бриллиантовый перстень.

Необходимость серьезного музыкального образования привели юношу в варшавскую Главную школу музыки — консерваторию, где он учился с 16 до 19 лет. Юный музы­кант занимался музыкой не только с возрастающим увлече­нием, но и с внутренним чувством ответственности. По окончании консерватории завершилось его формальное му­зыкальное образование, но Шопен всю жизнь стремился к совершенствованию, как пианистической виртуозности, так и композиторского стиля. К этому периоду относятся сочиненные им Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром, Первая соната и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был офи­циально удостоен характеристики «музыкальный гений».

В том же году, стремясь познакомить со своим искусст­вом издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. Тогда же Р. Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях Шо­пена: «Шапки долой, господа, перед вами гений!».

В 1830 году он сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Гер­мании, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Исследователи творчества Шопена считают, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этю­да, который часто называют «Революционным». Шопен был убежденным сторонником польской независимости, поэтому, узнав о падении Варшавы, отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репу­тацию выдающегося педагога и пианиста

Шопену так и не удалось вернуться на родину. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познако­мился с популярными пианистами-виртуозами Ф Калькб- реннером и К. Плейелем, которые оказали ему практичес­кую помощь в первый период его парижской жизни, компо­зиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представите­лями парижской художественной элиты. Вскоре Шопен из- за болезни легких фактически отказался от карьеры пианис­та, ограничив свою концертную деятельность редкими выс­туплениями, преимущественно для немногочисленной аудитории. В этот период он активно сочиняет и публикует свои опусы в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Шопен любил выступать в домах своих друзей и покро­вителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял соб­ственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных кон­цертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобра­зен: по отзывам современников, этот стиль отличала нео­бычайная ритмическая свобода — Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом ар­тикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.


Осенью 1926 года в Париже он познакомился с выдаю­щейся женщиной — баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило немало сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд — 34. Их союз продолжался восемь лет, причем боль­шую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838— 1839 года, прожитая с Жорж Санд на Майорке. Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по- видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 году отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились. Это об­стоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, поверг­ло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже в начале 1848 года. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Фи­липпа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал не­сколько концертов — последний из них состоялся 16 нояб­ря 1848 года.

Через неделю он вернулся в Париж Он был не в силах более давать уроки. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора. Шопен умер в своей парижс­кой квартире 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. На отпевании Шопена в па­рижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало око­ло трех тысяч человек. Звучали его Прелюдии и «Реквием» Моцарта. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу, и оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочи­нял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невели­ко по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена со­ставляют юношеские виртуозные пьесы и произведения для фортепиано с оркестром, в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля».

Его этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, по­лонезы, экспромты — совершенные во всех деталях и мно­гообразные, как сама жизнь. Музыка Шопена почти цели­ком выдержана в гомофонно-гармоническом складе. Мно­гие его пьесы написаны в популярных бытовых салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый мас­штаб Слова Шумана об одном из этюдов Шопена: «Это не столько этюд, сколько поэма», — приложимы ко всем ос­тальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. Шопен по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелю­дию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и дра­матизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармо­нию и фортепианную Фактуру, сочетал классичность фор­мы с мелодическим богатством и фантазией.

Основные сочинения

Фортепианные пьегы малых форм: около 30 этюдов, 24 прелюдии, 4 скерцо, более 20 ноктюрнов, 4 баллады, эксп­ромты, ноктюрны, рондо, вальсы, мазурки, полонезы.

Крупные Формы: 3 фортепианных сонаты, 2 концерта, фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, вариации на тему Моцарта из оперы «Дон Жуан».

Песни для голоса с фортепиано на польские тексты.

Литература

Асафьев Б. (И. ГлеЬов) Шопен. Опыт характеристики. — М., 1922.

Бэлза И. Шопен. — М., 1968.

Ивашкевич Я. Шопен. — М., 1963.

Лейхтентритт Г. Ф. Шопен / Пер. с нем. — М., 1930.

Лист Ф. Ф. Шопен, перевод с французского. — М., 1956.

Мазель Л. Исследования о Шопене. — М.. 1971.

Соловцов А. Шопен. Жизнь и творчество. — М., 1960.

Шопен Ф. Письма: Т. 1-2. - М., 1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: