Польский композитор, пианист, крупнейший представитель польского классического музыкального искусства, виртуоз и импровизатор. Музыка Шопена пронизана лиризмом, тончайшими оттенками различных настроений. Шопен — один из немногих композиторов, который сочинял практически только для фортепиано. Его многочисленные фортепианные пьесы представляют собой разнообразные отточенные жанровые миниатюры Мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, вальсы считались музыкальным фольклором и благодаря композитору стали всеми признанными шедеврами музыкального искусства. Шопен вдохнул в них новую жизнь и новый смысл, превратив их в классические произведения для слушания, которые перекочевали с улиц в светские салоны. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он разработал лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые соответствовали природе его самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка. Неповторимый мелодический стиль Шопена склаоывался под влиянием Моцарта, польской национальной музыки и итальянской оперы. Опираясь на польский фольклор, он создал музыкальные шедевры мирового значения и уровня: в репертуаре всех пианистов мира обязательно имеются произведения Шопена.
Фридерик Францишек Шопен родился в первый день весны 1 марта 1810 года, в маленьком флигеле поместья Желязова Воля под Варшавой. Его называли в семье Фри-
чек. Его отец Николай Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем. Мать воспитывалась в польской дворянской семье. Родился он в смешанной французско-польской семье, но всегда себя считал польским композитором.
|
Музыкальная восприимчивость маленького Фридерика проявилась очень рано. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Трехлетний малыш смеялся и хлопал от радости в ладоши, когда мать играла веселые танцы.
Однажды ночью родители услышали звуки рояля. Оказалось, что трехлетний Фричек потихоньку пробрался к инструменту и стал подбирать танцевальную мелодию, накануне услышанную им в исполнении матери. Мать взяла его на руки и понесла в спальню, чтобы малыш не застудился. Фричек воскликнул: «Ах, мама, не сердись, я ведь играл это, чтобы тебя заменить, когда ты устанешь», — мать много занималась с воспитанниками в пансионе, который открыл его отец для детей из состоятельных семей.
Мальчик рос и все чаще подходил к роялю, подбирая знакомые напевы, вслушиваясь в простые аккорды: за инструментом разучивали упражнения и нетрудные пьески воспитанники пансиона.
Систематические уроки игры на фортепиано начались в семилетнем возрасте. Первые композиторские опыты Шопена тоже относятся к 7 годам — он написал два полонеза для фортепиано. Уже в 9 лет он стал выступать как пианист в аристократических салонах Варшавы, о нем стали писать газеты, рассказывая о его талантах.
Все выступления маленького виртуоза принимались восторженно. Рассказывают, однажды, одетый в бархатный костюмчик с большим кружевным воротником, Фридерик после выступления оказался в центре внимания блистательной публики. После концерта на вопрос матери о том, что больше всего понравилось публике, ребенок ответил: «Мой воротничок. Знаешь, мама, все на него смотрели».
|
Часто бывая в богатых домах польской знати, он приобрел вкус к роскоши, подчеркнутые изысканные утонченные манеры, которые в будущем отличали его в кругу творческой элиты.
В 13 лет его определили в Варшавский лицей, к окончанию которого он опубликовал свое первое произведение под названием «Рондо». В этот же период он занимался музыкой частным образом с директором Варшавской консерватории.
В 15-летнем возрасте произошло для Фредерика памятное событие: его пригласили выступить перед российским императором Александром I, который высоко оценил способности и дарования юного пианиста и от которого после концерта он получил награду — бриллиантовый перстень.
Необходимость серьезного музыкального образования привели юношу в варшавскую Главную школу музыки — консерваторию, где он учился с 16 до 19 лет. Юный музыкант занимался музыкой не только с возрастающим увлечением, но и с внутренним чувством ответственности. По окончании консерватории завершилось его формальное музыкальное образование, но Шопен всю жизнь стремился к совершенствованию, как пианистической виртуозности, так и композиторского стиля. К этому периоду относятся сочиненные им Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром, Первая соната и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».
В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. Тогда же Р. Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях Шопена: «Шапки долой, господа, перед вами гений!».
|
В 1830 году он сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Германии, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Исследователи творчества Шопена считают, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который часто называют «Революционным». Шопен был убежденным сторонником польской независимости, поэтому, узнав о падении Варшавы, отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста
Шопену так и не удалось вернуться на родину. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф Калькб- реннером и К. Плейелем, которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни, композиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты. Вскоре Шопен из- за болезни легких фактически отказался от карьеры пианиста, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории. В этот период он активно сочиняет и публикует свои опусы в Париже, Лондоне и Лейпциге.
Шопен любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайная ритмическая свобода — Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.
Осенью 1926 года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной — баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило немало сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд — 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838— 1839 года, прожитая с Жорж Санд на Майорке. Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по- видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 году отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже в начале 1848 года. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов — последний из них состоялся 16 ноября 1848 года.
Через неделю он вернулся в Париж Он был не в силах более давать уроки. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора. Шопен умер в своей парижской квартире 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. На отпевании Шопена в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек. Звучали его Прелюдии и «Реквием» Моцарта. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу, и оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.
Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы и произведения для фортепиано с оркестром, в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля».
Его этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе. Многие его пьесы написаны в популярных бытовых салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб Слова Шумана об одном из этюдов Шопена: «Это не столько этюд, сколько поэма», — приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. Шопен по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную Фактуру, сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Основные сочинения
Фортепианные пьегы малых форм: около 30 этюдов, 24 прелюдии, 4 скерцо, более 20 ноктюрнов, 4 баллады, экспромты, ноктюрны, рондо, вальсы, мазурки, полонезы.
Крупные Формы: 3 фортепианных сонаты, 2 концерта, фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, вариации на тему Моцарта из оперы «Дон Жуан».
Песни для голоса с фортепиано на польские тексты.
Литература
Асафьев Б. (И. ГлеЬов) Шопен. Опыт характеристики. — М., 1922.
Бэлза И. Шопен. — М., 1968.
Ивашкевич Я. Шопен. — М., 1963.
Лейхтентритт Г. Ф. Шопен / Пер. с нем. — М., 1930.
Лист Ф. Ф. Шопен, перевод с французского. — М., 1956.
Мазель Л. Исследования о Шопене. — М.. 1971.
Соловцов А. Шопен. Жизнь и творчество. — М., 1960.
Шопен Ф. Письма: Т. 1-2. - М., 1989.