Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1906-1975




Дмитрий Дмитриевич Шостако­вич — русский композитор советского периооа. Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры XX века.

Особенно велико значение Шоста­ковича-симфониста. В его 15 симфони­ях воплощены глубокие философские размышления, сложный мир человеческих переживаний, ост­рые, трагические конфликты, звучит голос хуоожника-гума- ниста, борца против зла и социальной несправедливости. Его симфонии, а также ряо фортепианных сочинений получили признание во всем мире. Прооолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки, Шостакович создал свой неповторимый стиль, который заключается в динамике, контрастах, тема- тизме и ярких музыкальных образах.

Великий советский композитор, пианист, пеоагог и обще­ственный деятель. Народный артист СССР, доктор искусст­воведения, Герой Социалистического Труда, секретарь Союза композиторов СССР, депутат Верховных Советов РСФСР и СССР, почетный доктор Оксфороского университета, почет­ный член множества иностранных академий музыки, член Со­ветского и Всемирного комитетов защиты мира, Славянского комитета СССР.

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в семье польских иммигрантов. Начал обучение музыке в де­вять лет сначала у матери, затем у детских педагогов. У него была превосходная музыкальная память, абсолютный слух, он быстро овладел свободным чтением нот с листа. Контра­сты его жизни уже просматривались с детства. Музыковеды называют его музыкальным вундеркиндом и обычным го­родским мальчишкой.

Его мызыкальные способности были замечены дирек­тором Петроградской консерватории А.К. Глазуновым, ко­
торый взял мальчика под постоянную опеку. И в тринадцать лет будущий композитор стал студентом консерватории.

Глазунов не любил музыку Шостаковича и называл ее «отвратительной», но он понимал, что за этим талантливым студентом стоит будущее музыкальной культуры России.

Смерть отца в 1922 году, увольнение матери, голод, разруха в послереволюционном Петрограде привели к необходимости работать тапером в грязных, душных кинозалах за мизерную оплату. Сопровождая на фортепиано немые киноленты, Шо­стакович развивал искусство импровизации и постигал нова­торский, «монтажный» способ организации времени, харак­терный для раннего кинематографа. Это сказалось на его произведениях в будущем. Параллельно благодаря консерва­торским преподавателям молодой композитор освоил луч­шие классические традиции русской музыки: лирико-драма­тический симфонизм П.И Чайковского, сатиру с реалистич­ной вокальной интонацией М.П. Мусоргского.

В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году — по классу композиции. Уже к окончанию учения в консерватории в качестве дип­ломной работы Шостакович представил Первую симфо нию, которая привлекла публику своим новаторством в со­четании с лучшими традициями классической музыки. Юношеский оптимизм и свежесть звучания были высоко оценены музыкантами, поэтому симфония сразу же вошла в репертуар многих отечественных и зарубежных оркестров.

Этому восхождению на мировую сцену как композито­ра способствовал случай. По традиции русской музыкаль­ной школы, Шостакович собирался выступать как кон­цертирующий пианист и как композитор. В 1927 году он направился в Варшаву на 1-й Международный конкурс пианистов им. Ф Шопена с уверенностью, что победит. Однако он получил только почетный диплом участника. Случилось так, что в конкурсной программе Шостакович исполнял сонату собственного сочинения, и один из чле­нов жюри, дирижер и композитор Бруно Вальтер, предло­жил Шостаковичу поиграть еще какие-либо сочиненные им музыкальные произведения. Первая симфония поразила

Вальтера, и он попросил Шостаковича прислать ему парти­туру симфонии. В этом же сезоне симфония была исполне­на в Берлине. Так начался путь произведений Шостаковича по миру.

В этом же знаменательном году Шостакович, под впе­чатлением услышанной оперы А. Берга «Воццек», начал писать оперу «hoc» по повести Гоголя. Театральное чутье и сатирическое дарование автора помогли ему создать произ­ведение, которое было оценено по достоинству публикой.

Шостакович работал очень много, и к тридцати годам он уже имел множество сочинений, для фортепиано и струнных инструментов, для голоса с фортепиано, четыре симфонии, три балета две оперы и целый ряд партитур для кино и драматического театра.

Его первый балет «Золотой век», вторая опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова с мрачным сюжетом были приняты с большим воодушевлением. Но через некоторое время «кровавая» опера «Леди Макбет Мценского уезда» была подвергнута разгрому в печати за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание из­вращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергаю­щейся, крикливой, неврастенической музыкой».

Опубликованная статья на страницах центральной со­ветской газеты «Правда» под названием «Сумбур вместо музыки» стала приговором для композитора. На несколько лет до 1937 года такой приговор стал препятствием дня ис­полнения музыки Шостаковича. Лишь написание прекрас ной Пятой симфонии, которая была исполнена в Ленинг радской филармонии, реабилитировало ее автора

Так на протяжении всего творческого пути перемежа­лись восхищение талантом великого музыканта и его осуж дение за написание формалистической и декадентской му зыки. Шостакович покорно принимал в свой адрес обвине­ния, что и спасло его от тяжких последствий критики.

Появление каждой симфонии Шостаковича станови­лось огромным событием в жизни советской интеллиген­ции. Пожалуй, ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою. Особенно это касается Седьмой симфонии Шостакович, которую он закончил в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые ее исполнил. Симфония стала символом сопротивления советского на­рода фашистам. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению сим­фонии в осажденном Ленинграде был отдан приказ пода­вить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслужива­ла. Гениальный «эпизод нашествия», мужественные и воле­вые темы сопротивления, скорбный монолог фагота, кото­рый назван «реквиемом жертвам войны», при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художе­ственного и духовного воздействия.

Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975 года, похоро­нен он на Новодевичьем кладбище.

Биографы называют Шостаковича пессимистом с изло­манной нервной системой и необычайно приветливым и великодушным по отношению к коллегам и их творчеству. Святой страдалец, страстотерпец, голос распятой больше­виками России, высказавший то, чего не могли высказать другие. Русский патриот, борец поотив фашизма, певец и защитник еврейского народа. Гениальный продолжатель романтических и реалистических традиций музыки XIX века, доказавший возможность творческого их развития в новейшие музыкальные времена Смелый авангардист и эк­спериментатор в начале творческого пути. Величайший симфонист XX столетия, композитор, которому удалось со­здать в музыке масштабные трагические концепции огром­ной силы воздействия

Основные сочинения

Оперы: «Нос» (по Н.В. Гоголю), «Леди Макбет Мценско- го уезда» (по Н. С. Лескову), «Игроки» (по Гоголю).

балеты: «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей».

Музыкальная комедия: «Москва, Черемушки».

Поэмы: «Поэма о Родине», «Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко).

Симфонические произведения: 15 симфоний, симфони­ческая поэма «Октябрь», Праздничная увертюра; концерты: 2 для фортепьяно, 2 для скрипки.

Сюиты: на музыку к балету «Золотой век», на музыку к кинофильму «Златые горы», «Сонеты Микеланджело Буо- нарроти».

Камерно-инструментальньШ ансамбли: соната для скрип­ки и фортепьяно (посвящена Д. Ф. Ойстраху); соната для альта и фортепьяно; 15 струнных квартетов; фортепьянный квинтет.

Фортепианные произведения: 24 прелюдии (1933), 24 пре­людии и фуги (1951), 8 прелюдий. Афоризмы (10 пьес), Дет­ская тетрадь, Танцы кукол.

Вокальные произведения: оратория «Песнь о лесах», кан­тата «Над Родиной нашей солнце сияет», 6 романсов на сло­ва японских поэтов, 8 английских и американских народ­ных песен, вокальный цикл «Из еврейской народной по­эзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно, «Гимн Москве», «Гимн РСФСР» для хора и оркестра.

Музыка к спектаклям драматических театров: «Клоп» Маяковского, «Выстрел» Безыменского, «Гамлет» Шекспи­ра, «Салют, Испания» Афиногенова, «Коиоль Лир» Шекс­пира.

Музыка к кинофильмам «Новый Вавилон», «Златые горы», «Встречный», «Любовь и ненависть», трилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгс­кая сторона», «Друзья», «Человек с ружьем», «Великий гражданин», «Глупый мышонок» (мультфильм;, «Приклю­чения Корзинкиной», «Зоя», «Пирогов», «Молодая гвар­дия», «Мичурин», «Встреча на Эльбе», «Белинский», «Овод», «Гамлет». «Год, как жизнь», «Король Лир» и др.

Литература

Делъспн В.Ю. Фортепианное творчество Д.Д. Шостако­вича. — М., 1971.

Сабинина М. Шостакович-симфонист. — М., 197b.

Д. Шостакович о времени и о себе, 1926—1975 — М., 1980.

Данилевич Л.В. Дмитрий Шостакович. — М., 1980.

Шостакович Д.Д. Письма к другу Дмитрий Шостако­вич— Исааку Гликману. — М -СПб, 1993.

Хентова С. В мире Шостаковича. Записи бесед. — М., 1996.

Дмитрий Шостакович в письмах и фактах — М., 2000



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: