Выражение настроения, характера
|
живой |
Выражение ассоциаций
|
Выражение состояния
|
Отгадай-ка!
п и________ ч__________
Щ__________ к
JI__________ е о_____ о
С______ я к__________ а
Эти три балета написал великий русский композитор, который в детстве любил «исполнять» музыку на стекле и однажды его разбил. Назови его фамилию и впиши названия балетов.
|
Н ЙА чР_________ й-К ___________ в
С____ о
Ш____________ а
3_______ й П_________ к
Вспомни фамилию русского композитора-сказочника, который в юности совершил кругосветное путешествие. Впиши названия произведений и имя, отчество, фамилию композитора.
м |
ч Г |
а |
л И
И___ н С_________ н
Р______ н и JI_________ а
К_____________ я
г | |||||
У | |||||
н | |||||
г |
Русский композитор, который любил в детстве исполнять колокольный звон на тазах. Впиши имя отчество, фамилию и названия произведений.
Кроссворд
Отгадай, кто жил в Тролль-хаузе. Впиши в свободные клетки недостающие буквы слов. По вертикали:
У — первоначальная буква пьесы из «Пер Понта», в которой изображен рассвет.
Н — первоначальная буква имени одной из героинь «Пер Понта»
Г — первоначальная буква маленького лесного жителя, о котором композитор написал пьесу.
По горизонтали:
Г — первоначальная буква фамилии норвежского композитора, который написал угаданные произведения.
а |
Найди автора
Моцарт Глинка Бетховен Чайковский Бородин |
Соедини линией название музыкального произведения с фамилией композитора, который его написал.
Князь Игорь Детский альбом Рондо в турецком стиле К Элизе Арагонская хота
Карнавал животных
|
|
Замени цифры на буквы, и ты узнаешь, какие животные побывали на карнавале и кто написал произведение «Карнавал животных».
al ч2 кЗ л4 с5 нб е7 т8 ь9 рЮ 611 о12 и13 в14 п15 г16 д17 ы18 у19 х20 -21
Ответы
Отгадай-ка
Петр Ильич Чайковский: Щелкунчик, Лебединое озеро, Спящая красавица.
Николай Андреевич Римский-Корсаков: Садко, Шахеразада, Золотой петушок.
Михаил Иванович Глинка: Иван Сусанин, Руслан и Людмила, Камаринская.
Кроссворд
По горизонтали-. Утро, Наина, Гном: по вертикали: Григ.
Найои автора
Князь Игорь — Бородин
Детский альбом — Чайковский
Рондо в турецком стиле — Моцарт
К Элизе — Бетховен
Арагонская хота — Глинка
Карнавал животных
Сен-Санс
Антилопы
Черепахи
Кенгуру
Лебедь
Слоны
Музыкальный глоссарий
А капелла — хоровое пение без инструментального сопровождения.
Аккомпанемент — сопровождение, чаще инструментальное, которое дополняет, поддерживает главный голос, основной инструмент, ведущую мелодию.
Аккорд (от фр. — согласие) — согласованное сочетание нескольких, не менее трех звуков, различных по высоте. Аккордом называют также комплект струн для какого-то струнного инструмента — скрипки, гитары, арфы и др.
Акцент — ударение на звуке; обозначается знаками.
Ансамбль (от фр. — вместе) — совместное исполнение музыки (определяя его качество, говорят: великолепный ансамбль, плохой ансамбль). Ансамблем называют коллектив музыкантов (ансамбль скрипачей, вокальный ансамбль), а также произведение для небольшого числа исполнителей.
|
Ария — песня главного героя в опере, завершенная часть оперы, оперетты, оратории, кантаты, в которой герой передает глубоко личные переживания. Арией может назваться пьеса для какого-либо певучего инструмента.
Балет (от франц. ballett, от лат. ballo — танцую) — художественное произведение, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Балет соеди няет в театральном действии музыку, танец, пантомиму, а также включает декорации, костюмы. Музыка в балете не только сопровождает танец, но выражает драматическое содержание. Танцы в балете принято различать на классические и характерные, которые зачастую основаны на народных танцах.
Баритон — мужской певческий голос, средний между тенором и басом (от гр. barytonos — тяжеловесный), отличается насыщенной, сочной тембровой окраской. К известным баритонам относятся Тито Гобби, Георг Отс, Павел Лисициан Дмитрий Головин, Александр Батурин, Владимир Маторин.
Баркарола (от ит. — песня лодочника) — песня венецианского гондольера, а также вокальная или инструментальная миниатюра в характере такой песни.
Бас — низкий певческий мужской голос, глубокий, рокочущий. Известные басы — Борис Гмыря, Паата Бурчуладзе, Николай Гяуров, Борис Христов, Федор Шаляпин.
Бельканто (от ит. be! canto — прекрасное пение) — стиль вокального исполнения, который возник в Италии к середине XVII века и стал основой итальянской вокальной школы. Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, легкость, полетность, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку, изящество исполнения.
Гармония (от греч. harmonia — соразмерность, созвучие) — музыкальная наука, изучающая правила, по которым строятся и следуют друг за другом аккорды.
Диапазон (от греч. dia pason — через все струны) — звуковой ооъем какого-либо музыкального инструмента или голоса, иоъем диапазона определяется расстоянием между звуками от самого низкого до самого высокого звука, которые доступны музыкальному инструменту или голосу. В переносном смысле диапазон означает объем чего-либо: широта знаний, большой кругозор.
Динамика — сила звучания произведений или голоса. Различают динамические оттенки: пианиссимо (очень тихо), пиано (тихо), меццо пиано (не очень тихо), меццо форте (не очень громко), форте (громко), фортиссимо (очень громко).
Жанр — характеристика музыкальных произведений, объединенных по какому-либо признаку сходства: сходству строения (симфония, соната, концерт и т.д.), одинаковому составу исполнителей (струнный квартет, фортепианная пьеса, симфоническая музыка), общему предназначению (концертная музыка, камерная музыка, эстрадная музыка).
Имитация (от лат. imitatio — подражение) — перекличка голосов, при которой мелодический оборот переходит из голоса в голос, не меняясь или почти не меняясь.
Импровизация — это искусство сочинять музыку в процессе ее исполнения, а также пьеса свободного строения, предполагающая импровизационную манеру исполнения.
Канон — представляет собой вид двухголосного или многоголосного пения, при котором каждый из одинаковых голосов вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.
Кантата (от ит. cantare — петь) — масштабное, многочастное произведение для певцов-солистов и хора, с участием оркестра или ансамбля инструментов.
Кода (от ит. — хвост, шлейф) — завершающий раздел произведения или его самостоятельная часть, окончание произведения.
Контральто — самый низкий по звучанию из женских голосов, бархатный, густой, насыщенный. Это один из редких тембров голосов, обладательницами которого были Анна Воробьева-Петрова, Дарья Леонова. Нередко этому голосу композиторы поручают мужские партии: Ваня (М. Глинка «Иван Сусанин»), Ратмир (М. Глинка «Руслан и Людмила»), Лель (Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»),
Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений, а также произведение, чаще в трех частях, основанное на принципе состязания между ведущим, солирующим, инструментом и оркестром.
Либретто (от ит. libretto — книжечка) — словесный текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, литературный сценарий балета, а также краткое изложение содержания музыкальных произведе ний крупной формы. Название связано с тем, что оперные либретто в XVII века часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. Либретто представляет собой литературно-драматическую основу оперы.
Мелодия (от греч. — песнопение) — одноголосная последовательность звуков, которая представляет собой выразительную, рельефную музыкальную мысль.
Метр (от фр. metre — мера) — порядок чередования опорных и неопорных равнодлительных временных долей. В ритме выражается соотношение звуков во времени. Метр служит мерилом этих соотношений, создает норму отсчета ритмического движения.
Меццо-сопраш — женский певческий голос, средний между контрально и сопрано. Отличается насыщенностью и грудным звучанием. К меццо-сопрано относятся Тереза Берганце, Тамара Синявская, Надежда Обухова, Зара До- луханова, Елена Образцова, Ирина Богачева, Мария Славина.
Мотив (от нем. Motive, от фр. motif, от лат. moveo — двигаю) — наименьший элемент музыкальной фразы. В повседневной речи термин «мотив» обозначает мелодию, напев, наигрыш.
Музыкальная форма заключает в себе особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей. Каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми чертами.
Опера — это музыкально-драматическое произведение, в котором действие сопровождается пением. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а не композитор. Затем опера превратилась в костюмированный концерт. В XIX веке окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как сейчас. Главное в опере — музыка. Опера включает арии, ариозо, каватины, баллады хоровое пение, танцы.
Пауза — знак молчания, перерыв в звучании, связанный с ха рактером произведения, с выразительностью исполнения.
Регистр — часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте или голосе принято различать нижний, средний и верхний регистры, хотя границы их условны.
Реприза — это повторение музыкальной части или музыкальной фразы, которое часто используется в музыкальных произведениях для того, чтобы подчеркнуть важную музыкальную мысль.
Речитатив (от лат. recitare — читать вслух, громко произносить) — это пение, похожее на декламацию. Речитатив помогает развитию действия в опере. Оперы без речитатива не существует. Бывают оперы, полностью построенные на речитативе.
Ритм — чередование длительностей в определенной последовательности. Ритм каждого произведения неповторим.
Сопрано — самый высокий женский певческий голос (от ит. sopra — наверху выше), яркий, светлый, гибкий. Известные сопрано — Валерия Барсова, Мария Каллас, Ренато Тибальди, Мантсерат Кабалье Мария Биешу.
1ёмбр — специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу, которая зависит от природы инструмента, голоса, а также от музыканта-исполнителя, от его умения придавать звучанию разнообразные оттенки. Характер тембра зависит от обертонов, сопро вождающих звук, и от их силы. В обиходе принято говорить о «глухом», «звонком», «ясном» тембре и т.д.
Темп — скорость исполнения музыки. Начальный темп и последующие отклонения от него обозначаются в нотах словами по традиции на итальянском языке, а также цифрами, показывающими количество тактовых долей в минуту.
Тенор — мужской певческий голос, самый высокий по звучанию, светлый, яркий, сочный по тембру. Популярными тенорами являются Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Юрий Марусин, Николай Басков. Феномены: Марио Дель Монако, Энрико Карузо.
Тесситура — часть диапазона голоса или музыкального инструмента, используемая в данном произведении. Естественность исполнения достигается в том случае, когда мелодическая ткань (от гр. tessitura ткань) опирается на звуки средней тесситуры. Низкая и высокая тесситуры обычно связаны с неудобствами для исполнения.
Тон имеет несколько значений, это звук, имеющий определенную высоту; единица измерения интервала, состоящая из двух полутонов; качество звучания.
Унисон — одновременное слитное звучание двух или нескольких голосов (от лат. unis — один, schus — звук).
Фермата (от ит. остановка) — это знак который обычно ставится над нотой или пау зой, обозначающий их продление.
Фраза — это легко определяемая на слух, законченная по смыслу единица музыкальной речи.
Штрих (от нем. — линия, черта) — прием игры, способ извлечения звука на каком-либо инструменте (легато, нон легато, маркато, стаккато).
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ
1. Написание письменных диктантов по музыкальному словарю.
2. Сдача письменных анализов в детской песне и плана работы над ней.
3 Разучивание школьной песни на практическом занятии по методике музыкального воспитания.
4. Сдача анализа произведения по слушанию и плана работы учителя по организации эстетического восприятия музыки детьми.
5. Работа студентов на группе по разделу слушания музыки.
6. Составление конспектов по работе над музыкально- ритмическими упражнениями и игре на детских музыкальных инструментах на уроке и внеклассных занятиях.
7. Работа студентов на группе по разделу «Музыкально- ритмическое воспитание младших школьников»
8. Составление конспектов внеклассных комплексных и творческих занятий с детьми.
9. Проведение пробных внеклассных эстетических занятий с детьми на практических занятиях по методике му зыки.
10. Составление планов и конспектов бесед о музыке с детьми на практических занятиях по методике музыки.
11. Проведение бесед о музыке с детьми на практичес ких занятиях по методике музыки.
12. Слушание, исполнение музыкальных произведений для учащихся 1—3-х классов начальной школы, их музыковедческий, педагогический, методический анализ.
13. Разработка приемов разучивания музыкальных игр, хороводов, танцев. Составление отдельных комплексов физкультминуток и подбор музыкального сопровождения к ним
14. Анализ материла «Книг для чтения» (1—3-е классы), учеоника природоведения с целью выявления возможностей использования музыки на уроках чтения и природоведения.
15. Анализ материала программы по изооразительному искусству и выявление возможностей использования музыки на уроках изобразительного искусства.
16. Самостоятельное изучение биографий русских, зарубежных, советских композиторов-классиков и выступления (демонстрацией музыкальных произведений этих композиторов) на практических занятиях по методике музыку перед группой студентов.
17. Посещение уроков музыки в начальной школе и их анализ.
Темы бесед о музыке
1. Образы природы в музыке.
2. Сказки А.С. Пушкина в музыке.
3. Образы добрых и злых волшебников в музыкальных сказках.
4. Оперы-сказки.
5. Балеты-сказки.
6. Детские музыкальные альбомы.
7. Мир детства в музыкальных произведениях.
8. Страницы русской истории в музыке.
9. Праздники и обряды на Руси.
10. Композиторы Урала — детям.
И. Истории создания музыкальных инструментов.
12. Беседы о жизни и творчестве композиторов.
13. Чьи песни ты поешь?
14. Песни люоимых литературных героев (мультфильмов, кино;.
15. Музыкальный зоопарк.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку каждый педагог уникален и каждый урок или занятие неповторимы, автор уверена, что молодой специалист внесет свое, личное в работу по музыкальному и, шире, аудиальному развитию детей. В пособии отражены наиболее важные и целесообразные направления музыкальной деятельности будущего учителя начальных классов, но самый мощный и серьезный учитель — это жизнь, и самый главный в этой жизни — сам человек, именно он творец своей судьбы. И насколько полноценно, качественно он слышит самого себя, окружающих, весь мир, настолько его жизнь будет богаче, разнообразнее и успешнее.
Пожалуй, особенно существенным для учителя начальных классов в области музыкального образования является стремление помочь ребенку сформировать культуру «слушания» и «слышания». Определяя аудиальное развитие детей как предмузыкальное, мы предполагали донести глав ную мысль, которая является сверхзадачей педагога: если ребенок научится слушать и слышать мир, самого себя, тогда он будет способен понять и принять музыку. При этом необходимо помнить, что музыка представляет собой не цель, а средство воспитания.
Особое внимание в пособии уделено различным видам музыкальной деятельности. При этом на первый план выдвигается работа по развитию творческой личности, способ ной воссоздать целостную музыкальную картину мира. С этой целью предлагаются различные виды фантазирования, которые способны включить все сенсорные системы детей и дать целостные сенсорные представления о мире под воздействием музыки и в процессе создания «музыки жизни».
Наряду с новым подходом к музыкальному развитию детей, в пособии подробно рассмотрена отечественная традиционная методика музыкального воспитания в начальной школе, которая на протяжении десятилетий отшлифовывалась и аккумулировалась в практике общеобразовательной школы.
Обогащение музыкальной педагогики разнообразными подходами и новыми материалами, сохранение уже имеющегося положительного опыта музыкального воспитания детей и творчество самого педагога являются составляющими мастерства молодого специалиста и основой массового музыкального воспитания детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Обязательная литература
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1983.
2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. — М., 1987.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.
4. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
5. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1984.
6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.,1982.
7. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. — М„ 1986.
8. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. — М„ 1976.
9. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1976.
10. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. — Екатеринбург, 1999.
11. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.
12. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1980.
13. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет / Авт.-сост. С.И. Бекина и др. — М., 1984.
14. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под ред. JI.B. Школяр. - М., 2001.
15. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. — Киев, 1981.
16. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М., 2001.
17. Петрушин В.И. Музыкальная психология — М., 1997.
18. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.
Рекомендуемая литература
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. — Воронеж, 1998.
2. Аристотель. Политика // Соч. В 4 т.— М., 1983. Т. 4.
3. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М., 1984.
4. Асафьев Б. О народной музыке. М., 1987.
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — JI., 1973.
6. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. — JL, 1984.
7. Бахтияров Б. Магия звуков. — Минск, 1984.
8. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие. М„ 2000.
9. Бенестад Ф. Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ — человек и художник. — М., 1986.
10. БонфельО М.Ш. Введение в музыкознание. — М., 2001.
11. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельное ти. - М., 1997.
12. Булучевский Ю.С., Фомин В С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — JL, 1980.
13. Бюхер К. Работа и ритм. — М., 1899.
14. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М„ 1967.
15. Виноградов В. Музыка в Китайской народной республике. — М, 1959.
16. Витрувий. Десять книг об архитектуре. — М., 1936.
17. Вишнякова Н.Ф. Музыкальная импровизация. — Минск, 1992.
18. Владимиров А.В. Золотые струны. М, 1991.
19. Волошинов А. В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М, 1993.
20. Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пи- гарева. — М., 1991.
21. Гаврилов А. Что такое рок? / Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 8. — М., 1989.
22. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. — СПб., 1995.
23. Готсдинер Л.А О восприятии музыки и музыкальном слухе // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества — JI., 1980.
24. Гродзенская Н.И. Школьники слушают музыку. — М„ 1969.
25 Гоубер Р.И. Всеобщая история музыки. — М., I960.
26. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. — Кишинев, 1993.
27 Доброволоская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. — М., 1972.
28. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. — J1., 1982.
29. Древнеиндийская философия. — М., 1972.
30. Дружинин Н.Г. Звучащий «свет» и «светящийся» звук. — М., 1989.
31. Ефимов В.В. Светомузыка? Это интересно! — Киев, 1985.
32. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. JL, 1990.
33. Зайцев Г.Б. Зарубежное изобразительное искусство XIX—XX вв. Взгляд на развитие. — Екатеринбург, 1997.
34. Знаете ли вы музыку? / Сост. М. Батицкий — М., 1987.
35. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. — М., 1980.
36 Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М., 1984.
37. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. — М., 1984.
38. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. — Л., 1990.
39. Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе (1-3 кл.). - М., 1986.
40. Кленов А.С. Там, где музыка живет. — М., 1997.
41. Коваленко Н.Г. и др. Музыка / Примерные программы начального общего образования. — М., 2001
42. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М., 1976.
43. Кок У.Е. Видимый звук. — М., 1974.
44. Комиссарова Л.П., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М.,1986.
45. Левашева Г. Твой друг музыка. — Л., 1977.
4Ь. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. — Екатеринбург, 1999.
47. Лобова А. Ф. Мир звуков — Пермь, 1996.
48. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. — Свердловск, 1991.
49. Map А. Кобольды живут в Норвегии. — М., 1991.
50. Мархасев Л. Любимые и другие. Л., 1978.
51. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1476.
52. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотера-. пию. — СПб., 1992.
53. Методика музыкального воспитания школьников 1-4 классов. — М., 1965.
54. Музыка — кудесница: Сказки о музыке. — М., 1987
55. Музыка и ты: Альманах для школьников. — М., 1076-1986. Вып. 1-5.
5Ь. Музыкальная энциклопедия. — М., 1973—1982. — Т. 1—Ь.
57. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. — М., 1966.
58. Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983.
59. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О. Апраксина — М., 1961-1986. Вып. 1-17.
60. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Школяр. — М., 2001.
61. Музыкальное путешествие / Сост. Е.Л. Даттель — М„ 1978.
62. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях — М.. 1930.
63. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М., 1488.
64. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального вое приятия. — М.,1972.
65. Нечаева О.С. Программа «Музыка»: Интегрированный курс для младших школьников. — Серпухов, 1996.
6b. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М., 2001.
67. Очаковская И.О. Музыкальный журнал для школьников в грампластинках // Музыкальное воспитание в школе. - М„ 1985. Вып. 16.
68. Петр В. О голосниках в античных театрах. — СПб., 1910.
69. Пиличаускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе, 1989, №1.
70. Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. — М., 1992.
71. Пионерский музыкальный клуб / Сост. О. Очаковская. - М„ 1969-1986. Вып. 1-21.
72. Пифагорейские Золотые стихи с коммент. философа Гиерокла. — М., 1956.
73. Платон. Государство // Соч. В 3 т. — М., 1971. Т. 3/1.
74. Плутарх. О музыке / Пер. с греч. Н. Томасова. — Пг., 1922.
75. Поауровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М„ 2001.
76. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. — М„ 1979.
77. Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко. —
М„ JO90.
78. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классов / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1983.
79. Пухначев Ю. Колокол // Наше наследие 1991. № 5. С. 5-20.
80. Радынова О.П. Слушаем музыку — М.,1990
81. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М„ 1980.
82. Расторгуев Б.П. Окно в мир звуков. — М., 1978.
83. Ригина С.Г. Музыка / Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа(1—4). По системе Л.В. Занкова. — М., 2000.
84. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. Т. 2.
85. Рыцарева М.Г. Музыка и я. — М., 1994
86. Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка:сущность, история, проблемы — М., 1989.
87. Смолянинов И.Ф Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.
88. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. — JL, 1975.
89. Страницы музыкальной жизни / Сост. О.О. Очаковская. — М., 1969.
90. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителей. — М., 1981.
91. Тагилъцева Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки: Учебное пособие. — Екатеринбург, 2001.
92. Тарасов Л. Музыка в семье муз. — JL, 1985.
93. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.
94. Tee айна В. К. Вокально-хоровая работа / Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. — М., 1982.
95. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. — М.,1986.
96. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / JI.B. Школяр, М.С. Кра- сильникова, Е.Д. Критская и др. — М., 1998.
97. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. Т. 1.
98. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки. — М., 1990.
99. Терентьева Н А., Шитикова Р.Г. Программа «Му зыка»: Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 кл. — М„ 1994.
100. Термен Л.С Физика и музыкальное искусство. — М„ 1966.
101. Третьякова Л.С. Страницы русской музыки. — М., 1979.
102. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство / Программы четырехлетней начальной школы. — М, 2004. (Начальная школа XXI века).
103. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Собр соч. — М.; JI., 1948. Т. 2.
104. Флоренский П. Философия имени. — М., 1991.
105. Франк Л. Убежище: Дневник в письмах. — М., 1994.
106. Хей JI. Сила внутри нас. — М., 1993.
107. Хигер Б. Тайна имени. — М., 1990.
108. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987.
109. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М., 1994.
110. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. — М., 1972.
111. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. — М., 1983.
112. Шацкая В.Н. Музыка в школе. — М., 1963.
113. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителей музыки и студентов средних и высших учебных заведений. — М., 1998.
114. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. — М., 1952.
115. Элементарное музыкальное воспитание по системе К Орфа / Под ред. JI.A. Баренбойма. — М., 1978.
116. Энциклопедия для детей: Искусство, музыка, театр, кино. — М., 2004.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................... 3
Глава I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ................................ 9
1.1. Истоки музыкального воспитания
в европейских странах........................................................ 9
1.2. Особенности музыки и музыкального воспитания в восточных странах 17
vlJv Традиции музыкального воспитания на Руси с_38
1.4. Носители музыкальной культуры......................... 42
1.5. Тенденции музыкального воспитания
в современном мире........................................................ (4f>
1.6. Воздействие на ребенка современного музыкального искусства. 52
1.7. 3 тема. Музыкотерапия и ее педагогические возможности 56
Глава И. АУДИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМУЗЫКАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ............................................................ 63
2.1. Пространственно-временные основы аудиального развития 64
2.2. Основные средства аудиального развития детей... 67
2.3. Музыкальность как свойство аудиально развитой личности 87
2.4. Синестетическое воздействие аудиальной информации 95 TJ5
2.5. Воспитательная сила хороводов.................... ЦОД"
2.6. Музыкальное творчество как созидание.............. '
2.7. Виды музыкального фантазирования............... (Т1
8 тема. Глава III. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ............... 155
3.1. Методологические основы ii поиннипы музыкального воспитанк в начяпьмои шко - 15е
3.2. Музыкальное развитие, воспитание
и образование детей...................................................... 167
____________________ Оглавление____________________ g-J
3.3. Виды музыкальной деятельности..................... 175)
3.4. Методика преподавания музыки
в начальных классах....................................................... 206
3.5. Драматургия музыкального занятия................... 212
3.6. Формы и содержание внеклассной музыкальной работы U6
3.7. Организация комплексных внеклассных занятий по музыке 231
3.8. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии 237
Глава IV. «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКа»............................................. 268
4.1. Рассказы о композиторах...................................... 269
Иоганн Себастьян Бах................................................... 269
Людвиг ван Бетховен....................................................... 274
Жорж Визе.......................................................................... 280
Александр Порфирьевич Бородин............................... 283
Михаил Иванович Глинка............................................. 287
Эдвард Григ....................................................................... 291
Вольфганг Амадей Моцарт........................................... 295
Сергей Сергеевич Прокофьев........................................ 300
Сергей Васильевич Рахманинов.................................. 306
Николай Андреевич Римский-Корсаков................... 310
Камиль Сен-Санс.............................................................. 315
Петр Ильич Чайковский.............................. 320
Фридерик Францишек Шопен....................................... 32b
Дмитрий Дмитриевич Шостакович............................ 332
Родион Константинович Щедрин................................ 337
4.2. Музыкальная картина мира:
тексты, материалы........................................................... 342
4.3. Стихотворные тексты............................................. 356
Вербальное выражение эмоций................................... 359
Отгадай-ка!......................................................................... 360
4.4. Музыкальный глоссарий....................................... 363
Перечень практических заданий по курсу................................. 369
Заключение........................................................................................ 371
Библиографический список........................................................... 373