Вербальное выражение эмоций




Выражение настроения, характера
бодрый жизнерадостный привлекательный
безропотный задорный покорный
беззлобный задумчивый радушный
безвольный крепкий решительный
беззаботный ласковый сердитый
бойкий ленивый смущенный
веселый наивный строгий
грубый настойчивый степенный
гордый непокорный сдержанный
доверчивый неуклюжий суровый
добродушный отважный смелый
доброжелательный печальный уверенный
душевный приветливый чуткий

живой

 

 

Выражение ассоциаций
ажурный лучистый роскошный
блестящий механический сказочный
бойкий воинственный монументальный
набатный триумфальный твердый
дьявольский начальственный угловатый
загадочный невесомый феерический
забавный ослепительный филигранный
звучный объемный царственный
звонкий пламенный церемонный
игривый полетный чинный
искрящийся проворный широкий
квадратный праздничный юркий
легкий пышный  

Выражение состояния
активный опустошенный светлый
безжизненный отстраненный скрытый
безразличный отрешенный смущенный
блеклый освещенный странный
вялый осторожный темный
глухой отвлеченный томный
дремотный отчужденный трогательный
изломанный простой трепетный
изящный прозрачный угрюмый
мрачный раскованный хмурый
напряженный расплывчатый чистый
  рассеянный  

 

Отгадай-ка!

п и________ ч__________

Щ__________ к

JI__________ е о_____ о

С______ я к__________ а

Эти три балета написал великий русский композитор, который в детстве любил «исполнять» музыку на стекле и однажды его разбил. Назови его фамилию и впиши назва­ния балетов.

Н ЙА чР_________ й-К ___________ в

С____ о

Ш____________ а

3_______ й П_________ к

Вспомни фамилию русского композитора-сказочника, который в юности совершил кругосветное путешествие. Впиши названия произведений и имя, отчество, фамилию композитора.


м
ч Г
а

л И


 

 


И___ н С_________ н

Р______ н и JI_________ а

К_____________ я

  г  
У          
н          
  г      

Русский композитор, который любил в детстве испол­нять колокольный звон на тазах. Впиши имя отчество, фа­милию и названия произведений.

Кроссворд

Отгадай, кто жил в Тролль-хаузе. Впиши в свободные клетки недостающие буквы слов. По вертикали:

У — первоначальная буква пьесы из «Пер Понта», в которой изобра­жен рассвет.

Н — первоначальная буква име­ни одной из героинь «Пер Понта»

Г — первоначальная буква ма­ленького лесного жителя, о котором композитор написал пьесу.

По горизонтали:

Г — первоначальная буква фамилии норвежского ком­позитора, который написал угаданные произведения.

а

Найди автора

Моцарт Глинка Бетховен Чайковский Бородин

Соедини линией название музыкального произведения с фамилией композитора, который его написал.

Князь Игорь Детский альбом Рондо в турецком стиле К Элизе Арагонская хота

Карнавал животных
            б  
  б            
               
             
               
                 
                           

 

Замени цифры на буквы, и ты узнаешь, какие животные побывали на карнавале и кто написал произведение «Кар­навал животных».

al ч2 кЗ л4 с5 нб е7 т8 ь9 рЮ 611 о12 и13 в14 п15 г16 д17 ы18 у19 х20 -21

Ответы

Отгадай-ка

Петр Ильич Чайковский: Щелкунчик, Лебединое озеро, Спя­щая красавица.

Николай Андреевич Римский-Корсаков: Садко, Шахеразада, Золотой петушок.

Михаил Иванович Глинка: Иван Сусанин, Руслан и Людмила, Камаринская.

Кроссворд

По горизонтали-. Утро, Наина, Гном: по вертикали: Григ.

Найои автора

Князь Игорь — Бородин

Детский альбом — Чайковский

Рондо в турецком стиле — Моцарт

К Элизе — Бетховен

Арагонская хота — Глинка

Карнавал животных

Сен-Санс

Антилопы

Черепахи

Кенгуру

Лебедь

Слоны

Музыкальный глоссарий

А капелла — хоровое пение без инструментального сопро­вождения.

Аккомпанемент — сопровождение, чаще инструментальное, которое дополняет, поддерживает главный голос, основ­ной инструмент, ведущую мелодию.

Аккорд (от фр. — согласие) — согласованное сочетание не­скольких, не менее трех звуков, различных по высоте. Ак­кордом называют также комплект струн для какого-то струнного инструмента — скрипки, гитары, арфы и др.

Акцент — ударение на звуке; обозначается знаками.

Ансамбль (от фр. — вместе) — совместное исполнение музы­ки (определяя его качество, говорят: великолепный ан­самбль, плохой ансамбль). Ансамблем называют коллек­тив музыкантов (ансамбль скрипачей, вокальный ан­самбль), а также произведение для небольшого числа исполнителей.

Ария — песня главного героя в опере, завершенная часть оперы, оперетты, оратории, кантаты, в которой герой пе­редает глубоко личные переживания. Арией может на­зваться пьеса для какого-либо певучего инструмента.

Балет (от франц. ballett, от лат. ballo — танцую) — художе­ственное произведение, содержание которого воплощает­ся в музыкально-хореографических образах. Балет соеди няет в театральном действии музыку, танец, пантомиму, а также включает декорации, костюмы. Музыка в балете не только сопровождает танец, но выражает драматичес­кое содержание. Танцы в балете принято различать на классические и характерные, которые зачастую основаны на народных танцах.

Баритон — мужской певческий голос, средний между тено­ром и басом (от гр. barytonos — тяжеловесный), отличается насыщенной, сочной тембровой окраской. К известным баритонам относятся Тито Гобби, Георг Отс, Павел Лиси­циан Дмитрий Головин, Александр Батурин, Владимир Маторин.

Баркарола (от ит. — песня лодочника) — песня венецианс­кого гондольера, а также вокальная или инструментальная миниатюра в характере такой песни.

Бас — низкий певческий мужской голос, глубокий, рокочу­щий. Известные басы — Борис Гмыря, Паата Бурчуладзе, Николай Гяуров, Борис Христов, Федор Шаляпин.

Бельканто (от ит. be! canto — прекрасное пение) — стиль вокального исполнения, который возник в Италии к сере­дине XVII века и стал основой итальянской вокальной школы. Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, легкость, полетность, гибкость и свобода пе­ния, плавность переходов от звука к звуку, изящество ис­полнения.

Гармония (от греч. harmonia — соразмерность, созвучие) — музыкальная наука, изучающая правила, по которым стро­ятся и следуют друг за другом аккорды.

Диапазон (от греч. dia pason — через все струны) — звуковой ооъем какого-либо музыкального инструмента или голоса, иоъем диапазона определяется расстоянием между звука­ми от самого низкого до самого высокого звука, которые доступны музыкальному инструменту или голосу. В пере­носном смысле диапазон означает объем чего-либо: широ­та знаний, большой кругозор.

Динамика — сила звучания произведений или голоса. Раз­личают динамические оттенки: пианиссимо (очень тихо), пиано (тихо), меццо пиано (не очень тихо), меццо форте (не очень громко), форте (громко), фортиссимо (очень громко).


Жанр — характеристика музыкальных произведений, объе­диненных по какому-либо признаку сходства: сходству строения (симфония, соната, концерт и т.д.), одинаково­му составу исполнителей (струнный квартет, фортепиан­ная пьеса, симфоническая музыка), общему предназна­чению (концертная музыка, камерная музыка, эстрадная музыка).

Имитация (от лат. imitatio — подражение) — перекличка голосов, при которой мелодический оборот переходит из голоса в голос, не меняясь или почти не меняясь.

Импровизация — это искусство сочинять музыку в процессе ее исполнения, а также пьеса свободного строения, пред­полагающая импровизационную манеру исполнения.

Канон — представляет собой вид двухголосного или много­голосного пения, при котором каждый из одинаковых го­лосов вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.

Кантата (от ит. cantare — петь) — масштабное, многочаст­ное произведение для певцов-солистов и хора, с участием оркестра или ансамбля инструментов.

Кода (от ит. — хвост, шлейф) — завершающий раздел про­изведения или его самостоятельная часть, окончание про­изведения.

Контральто — самый низкий по звучанию из женских го­лосов, бархатный, густой, насыщенный. Это один из ред­ких тембров голосов, обладательницами которого были Анна Воробьева-Петрова, Дарья Леонова. Нередко этому голосу композиторы поручают мужские партии: Ваня (М. Глинка «Иван Сусанин»), Ратмир (М. Глинка «Руслан и Людмила»), Лель (Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»),

Концерт — публичное исполнение музыкальных произве­дений, а также произведение, чаще в трех частях, основан­ное на принципе состязания между ведущим, солирую­щим, инструментом и оркестром.

Либретто (от ит. libretto — книжечка) — словесный текст музыкально-драматического произведения: оперы, опе­ретты, оратории, литературный сценарий балета, а также краткое изложение содержания музыкальных произведе ний крупной формы. Название связано с тем, что опер­ные либретто в XVII века часто выпускались для посети­телей театров в виде маленьких книжечек. Либретто представляет собой литературно-драматическую основу оперы.

Мелодия (от греч. — песнопение) — одноголосная последо­вательность звуков, которая представляет собой вырази­тельную, рельефную музыкальную мысль.

Метр (от фр. metre — мера) — порядок чередования опор­ных и неопорных равнодлительных временных долей. В ритме выражается соотношение звуков во времени. Метр служит мерилом этих соотношений, создает норму отсчета ритмического движения.

Меццо-сопраш — женский певческий голос, средний между контрально и сопрано. Отличается насыщенностью и грудным звучанием. К меццо-сопрано относятся Тереза Берганце, Тамара Синявская, Надежда Обухова, Зара До- луханова, Елена Образцова, Ирина Богачева, Мария Сла­вина.

Мотив (от нем. Motive, от фр. motif, от лат. moveo — дви­гаю) — наименьший элемент музыкальной фразы. В по­вседневной речи термин «мотив» обозначает мелодию, на­пев, наигрыш.

Музыкальная форма заключает в себе особенности пост­роения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материа­ла, соотношение и чередование тональностей. Каждое музыкальное произведение обладает своими неповтори­мыми чертами.

Опера — это музыкально-драматическое произведение, в котором действие сопровождается пением. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а не композитор. Затем опера превратилась в костюмиро­ванный концерт. В XIX веке окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как сейчас. Главное в опере — музыка. Опера включает арии, ариозо, каватины, баллады хоровое пение, танцы.

Пауза — знак молчания, перерыв в звучании, связанный с ха рактером произведения, с выразительностью исполнения.

Регистр — часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте или голосе принято различать нижний, средний и верхний регистры, хотя границы их условны.

Реприза — это повторение музыкальной части или музы­кальной фразы, которое часто используется в музыкаль­ных произведениях для того, чтобы подчеркнуть важную музыкальную мысль.

Речитатив (от лат. recitare — читать вслух, громко произ­носить) — это пение, похожее на декламацию. Речитатив помогает развитию действия в опере. Оперы без речитати­ва не существует. Бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Ритм — чередование длительностей в определенной после­довательности. Ритм каждого произведения неповторим.

Сопрано — самый высокий женский певческий голос (от ит. sopra — наверху выше), яркий, светлый, гибкий. Извест­ные сопрано — Валерия Барсова, Мария Каллас, Ренато Тибальди, Мантсерат Кабалье Мария Биешу.

1ёмбр — специфическая окраска звука, свойственная данно­му музыкальному инструменту или голосу, которая зависит от природы инструмента, голоса, а также от музыканта-ис­полнителя, от его умения придавать звучанию разнообраз­ные оттенки. Характер тембра зависит от обертонов, сопро вождающих звук, и от их силы. В обиходе принято говорить о «глухом», «звонком», «ясном» тембре и т.д.


Темп — скорость исполнения музыки. Начальный темп и пос­ледующие отклонения от него обозначаются в нотах словами по традиции на итальянском языке, а также цифрами, пока­зывающими количество тактовых долей в минуту.

Тенор — мужской певческий голос, самый высокий по зву­чанию, светлый, яркий, сочный по тембру. Популярными тенорами являются Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Юрий Марусин, Ни­колай Басков. Феномены: Марио Дель Монако, Энрико Карузо.

Тесситура — часть диапазона голоса или музыкального ин­струмента, используемая в данном произведении. Есте­ственность исполнения достигается в том случае, когда ме­лодическая ткань (от гр. tessitura ткань) опирается на звуки средней тесситуры. Низкая и высокая тесситуры обычно связаны с неудобствами для исполнения.

Тон имеет несколько значений, это звук, имеющий опреде­ленную высоту; единица измерения интервала, состоящая из двух полутонов; качество звучания.

Унисон — одновременное слитное звучание двух или не­скольких голосов (от лат. unis — один, schus — звук).

Фермата (от ит. остановка) — это знак который обыч­но ставится над нотой или пау зой, обозначающий их про­дление.

Фраза — это легко определяемая на слух, законченная по смыслу единица музыкальной речи.

Штрих (от нем. — линия, черта) — прием игры, способ из­влечения звука на каком-либо инструменте (легато, нон легато, маркато, стаккато).


 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ

1. Написание письменных диктантов по музыкальному словарю.

2. Сдача письменных анализов в детской песне и плана работы над ней.

3 Разучивание школьной песни на практическом заня­тии по методике музыкального воспитания.

4. Сдача анализа произведения по слушанию и плана работы учителя по организации эстетического восприятия музыки детьми.

5. Работа студентов на группе по разделу слушания му­зыки.

6. Составление конспектов по работе над музыкально- ритмическими упражнениями и игре на детских музыкаль­ных инструментах на уроке и внеклассных занятиях.

7. Работа студентов на группе по разделу «Музыкально- ритмическое воспитание младших школьников»

8. Составление конспектов внеклассных комплексных и творческих занятий с детьми.

9. Проведение пробных внеклассных эстетических за­нятий с детьми на практических занятиях по методике му зыки.

10. Составление планов и конспектов бесед о музыке с детьми на практических занятиях по методике музыки.

11. Проведение бесед о музыке с детьми на практичес ких занятиях по методике музыки.

12. Слушание, исполнение музыкальных произведений для учащихся 1—3-х классов начальной школы, их музыко­ведческий, педагогический, методический анализ.

13. Разработка приемов разучивания музыкальных игр, хороводов, танцев. Составление отдельных комплексов физ­культминуток и подбор музыкального сопровождения к ним

14. Анализ материла «Книг для чтения» (1—3-е классы), учеоника природоведения с целью выявления возможностей использования музыки на уроках чтения и природоведения.

15. Анализ материала программы по изооразительному искусству и выявление возможностей использования музы­ки на уроках изобразительного искусства.

16. Самостоятельное изучение биографий русских, за­рубежных, советских композиторов-классиков и выступле­ния (демонстрацией музыкальных произведений этих ком­позиторов) на практических занятиях по методике музыку перед группой студентов.

17. Посещение уроков музыки в начальной школе и их анализ.

Темы бесед о музыке

1. Образы природы в музыке.

2. Сказки А.С. Пушкина в музыке.

3. Образы добрых и злых волшебников в музыкальных сказках.

4. Оперы-сказки.

5. Балеты-сказки.

6. Детские музыкальные альбомы.

7. Мир детства в музыкальных произведениях.

8. Страницы русской истории в музыке.

9. Праздники и обряды на Руси.

10. Композиторы Урала — детям.

И. Истории создания музыкальных инструментов.

12. Беседы о жизни и творчестве композиторов.

13. Чьи песни ты поешь?

14. Песни люоимых литературных героев (мультфиль­мов, кино;.

15. Музыкальный зоопарк.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку каждый педагог уникален и каждый урок или занятие неповторимы, автор уверена, что молодой специа­лист внесет свое, личное в работу по музыкальному и, шире, аудиальному развитию детей. В пособии отражены наибо­лее важные и целесообразные направления музыкальной деятельности будущего учителя начальных классов, но са­мый мощный и серьезный учитель — это жизнь, и самый главный в этой жизни — сам человек, именно он творец своей судьбы. И насколько полноценно, качественно он слышит самого себя, окружающих, весь мир, настолько его жизнь будет богаче, разнообразнее и успешнее.

Пожалуй, особенно существенным для учителя началь­ных классов в области музыкального образования является стремление помочь ребенку сформировать культуру «слу­шания» и «слышания». Определяя аудиальное развитие де­тей как предмузыкальное, мы предполагали донести глав ную мысль, которая является сверхзадачей педагога: если ребенок научится слушать и слышать мир, самого себя, тог­да он будет способен понять и принять музыку. При этом необходимо помнить, что музыка представляет собой не цель, а средство воспитания.

Особое внимание в пособии уделено различным видам музыкальной деятельности. При этом на первый план выд­вигается работа по развитию творческой личности, способ ной воссоздать целостную музыкальную картину мира. С этой целью предлагаются различные виды фантазирова­ния, которые способны включить все сенсорные системы детей и дать целостные сенсорные представления о мире под воздействием музыки и в процессе создания «музыки жизни».

Наряду с новым подходом к музыкальному развитию детей, в пособии подробно рассмотрена отечественная тра­диционная методика музыкального воспитания в началь­ной школе, которая на протяжении десятилетий отшлифо­вывалась и аккумулировалась в практике общеобразова­тельной школы.

Обогащение музыкальной педагогики разнообразными подходами и новыми материалами, сохранение уже имею­щегося положительного опыта музыкального воспитания детей и творчество самого педагога являются составляющи­ми мастерства молодого специалиста и основой массового музыкального воспитания детей.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Обязательная литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обуче­ния в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1983.

2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. — М., 1987.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.

5. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1984.

6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.,1982.

7. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. — М„ 1986.

8. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. — М„ 1976.

9. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое дру­гое. — М., 1976.

10. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. — Екате­ринбург, 1999.

11. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.

12. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1980.

13. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет / Авт.-сост. С.И. Бекина и др. — М., 1984.

14. Музыкальное образование в школе: Учебное посо­бие / Под ред. JI.B. Школяр. - М., 2001.

15. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. — Киев, 1981.

16. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкаль­ного воспитания младших школьников. — М., 2001.

17. Петрушин В.И. Музыкальная психология — М., 1997.

18. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.

Рекомендуемая литература

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. — Воронеж, 1998.

2. Аристотель. Политика // Соч. В 4 т.— М., 1983. Т. 4.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М., 1984.

4. Асафьев Б. О народной музыке. М., 1987.

5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном про­свещении и образовании. — JI., 1973.

6. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследова­ние. — JL, 1984.

7. Бахтияров Б. Магия звуков. — Минск, 1984.

8. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие. М„ 2000.

9. Бенестад Ф. Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ — чело­век и художник. — М., 1986.

10. БонфельО М.Ш. Введение в музыкознание. — М., 2001.

11. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельное ти. - М., 1997.

12. Булучевский Ю.С., Фомин В С. Краткий музыкаль­ный словарь для учащихся. — JL, 1980.

13. Бюхер К. Работа и ритм. — М., 1899.

14. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М„ 1967.

15. Виноградов В. Музыка в Китайской народной рес­публике. — М, 1959.

16. Витрувий. Десять книг об архитектуре. — М., 1936.

17. Вишнякова Н.Ф. Музыкальная импровизация. — Минск, 1992.

18. Владимиров А.В. Золотые струны. М, 1991.

19. Волошинов А. В. Пифагор: союз истины, добра и кра­соты. М, 1993.

20. Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пи- гарева. — М., 1991.

21. Гаврилов А. Что такое рок? / Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 8. — М., 1989.

22. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. — СПб., 1995.

23. Готсдинер Л.А О восприятии музыки и музыкальном слухе // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества — JI., 1980.

24. Гродзенская Н.И. Школьники слушают музыку. — М„ 1969.

25 Гоубер Р.И. Всеобщая история музыки. — М., I960.

26. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказан­ная им самим. — Кишинев, 1993.

27 Доброволоская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. — М., 1972.

28. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. — J1., 1982.

29. Древнеиндийская философия. — М., 1972.

30. Дружинин Н.Г. Звучащий «свет» и «светящийся» звук. — М., 1989.

31. Ефимов В.В. Светомузыка? Это интересно! — Киев, 1985.

32. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. JL, 1990.

33. Зайцев Г.Б. Зарубежное изобразительное искусство XIX—XX вв. Взгляд на развитие. — Екатеринбург, 1997.

34. Знаете ли вы музыку? / Сост. М. Батицкий — М., 1987.

35. Из истории музыкального воспитания: Хрестома­тия / Сост. О.А. Апраксина. — М., 1980.

36 Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М., 1984.

37. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. — М., 1984.

38. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. — Л., 1990.

39. Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе (1-3 кл.). - М., 1986.

40. Кленов А.С. Там, где музыка живет. — М., 1997.

41. Коваленко Н.Г. и др. Музыка / Примерные програм­мы начального общего образования. — М., 2001

42. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX ве­ка. - М., 1976.

43. Кок У.Е. Видимый звук. — М., 1974.

44. Комиссарова Л.П., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М.,1986.

45. Левашева Г. Твой друг музыка. — Л., 1977.


4Ь. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. — Екате­ринбург, 1999.

47. Лобова А. Ф. Мир звуков — Пермь, 1996.

48. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Му­зыка. — Свердловск, 1991.

49. Map А. Кобольды живут в Норвегии. — М., 1991.

50. Мархасев Л. Любимые и другие. Л., 1978.

51. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах ху­дожественного воздействия музыки. — М., 1476.

52. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотера-. пию. — СПб., 1992.

53. Методика музыкального воспитания школьников 1-4 классов. — М., 1965.

54. Музыка — кудесница: Сказки о музыке. — М., 1987

55. Музыка и ты: Альманах для школьников. — М., 1076-1986. Вып. 1-5.

5Ь. Музыкальная энциклопедия. — М., 1973—1982. — Т. 1—Ь.

57. Музыкальная эстетика западноевропейского Сред­невековья и Возрождения. — М., 1966.

58. Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983.

59. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О. Апраксина — М., 1961-1986. Вып. 1-17.

60. Музыкальное образование в школе: Учебное посо­бие / Под ред. Л.В. Школяр. — М., 2001.

61. Музыкальное путешествие / Сост. Е.Л. Даттель — М„ 1978.

62. Музыкально-ритмическое воспитание в дошколь­ных учреждениях — М.. 1930.

63. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М., 1488.

64. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального вое приятия. — М.,1972.

65. Нечаева О.С. Программа «Музыка»: Интегрирован­ный курс для младших школьников. — Серпухов, 1996.

6b. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музы­кального воспитания младших школьников. — М., 2001.

67. Очаковская И.О. Музыкальный журнал для школь­ников в грампластинках // Музыкальное воспитание в шко­ле. - М„ 1985. Вып. 16.

68. Петр В. О голосниках в античных театрах. — СПб., 1910.

69. Пиличаускас А.А. Познание музыки как педагогичес­кая проблема // Музыка в школе, 1989, №1.

70. Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитатель­ная проблема: Пособие для учителя. — М., 1992.

71. Пионерский музыкальный клуб / Сост. О. Очаков­ская. - М„ 1969-1986. Вып. 1-21.

72. Пифагорейские Золотые стихи с коммент. философа Гиерокла. — М., 1956.

73. Платон. Государство // Соч. В 3 т. — М., 1971. Т. 3/1.

74. Плутарх. О музыке / Пер. с греч. Н. Томасова. — Пг., 1922.

75. Поауровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М„ 2001.

76. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. — М„ 1979.

77. Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко. —

М„ JO90.

78. Программа по музыке для общеобразовательной шко­лы 1-3 классов / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1983.

79. Пухначев Ю. Колокол // Наше наследие 1991. № 5. С. 5-20.

80. Радынова О.П. Слушаем музыку — М.,1990

81. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М„ 1980.

82. Расторгуев Б.П. Окно в мир звуков. — М., 1978.

83. Ригина С.Г. Музыка / Программы общеобразова­тельных учреждений. Начальная школа(1—4). По системе Л.В. Занкова. — М., 2000.

84. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. Т. 2.

85. Рыцарева М.Г. Музыка и я. — М., 1994

86. Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка:сущность, история, проблемы — М., 1989.

87. Смолянинов И.Ф Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.

88. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. — JL, 1975.

89. Страницы музыкальной жизни / Сост. О.О. Очаков­ская. — М., 1969.

90. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителей. — М., 1981.

91. Тагилъцева Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки: Учебное пособие. — Екате­ринбург, 2001.

92. Тарасов Л. Музыка в семье муз. — JL, 1985.

93. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способнос­тей. - М., 1988.

94. Tee айна В. К. Вокально-хоровая работа / Музыкаль­ное воспитание в школе. Вып. 15. — М., 1982.

95. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. — М.,1986.

96. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / JI.B. Школяр, М.С. Кра- сильникова, Е.Д. Критская и др. — М., 1998.

97. Теплое Б.М. Психология музыкальных способнос­тей // Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. Т. 1.

98. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки. — М., 1990.

99. Терентьева Н А., Шитикова Р.Г. Программа «Му зыка»: Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 кл. — М„ 1994.

100. Термен Л.С Физика и музыкальное искусство. — М„ 1966.

101. Третьякова Л.С. Страницы русской музыки. — М., 1979.

102. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкаль­ное искусство / Программы четырехлетней начальной шко­лы. — М, 2004. (Начальная школа XXI века).

103. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспи­тательном значении // Собр соч. — М.; JI., 1948. Т. 2.

104. Флоренский П. Философия имени. — М., 1991.

105. Франк Л. Убежище: Дневник в письмах. — М., 1994.

106. Хей JI. Сила внутри нас. — М., 1993.

107. Хигер Б. Тайна имени. — М., 1990.

108. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Пет­ровского. — М., 1987.

109. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельнос­ти: проблемы, суждения, мнения. — М., 1994.

110. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркес­тра. — М., 1972.

111. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым кол­лективом. — М., 1983.

112. Шацкая В.Н. Музыка в школе. — М., 1963.

113. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителей музыки и сту­дентов средних и высших учебных заведений. — М., 1998.

114. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. — М., 1952.

115. Элементарное музыкальное воспитание по системе К Орфа / Под ред. JI.A. Баренбойма. — М., 1978.

116. Энциклопедия для детей: Искусство, музыка, театр, кино. — М., 2004.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................... 3

Глава I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ................................ 9

1.1. Истоки музыкального воспитания

в европейских странах........................................................ 9

1.2. Особенности музыки и музыкального воспитания в восточных странах 17

vlJv Традиции музыкального воспитания на Руси с_38

1.4. Носители музыкальной культуры......................... 42

1.5. Тенденции музыкального воспитания

в современном мире........................................................ (4f>

1.6. Воздействие на ребенка современного музыкального искусства. 52

1.7. 3 тема. Музыкотерапия и ее педагогические возможности 56

Глава И. АУДИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМУЗЫКАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ............................................................ 63

2.1. Пространственно-временные основы аудиального развития 64

2.2. Основные средства аудиального развития детей... 67

2.3. Музыкальность как свойство аудиально развитой личности 87

2.4. Синестетическое воздействие аудиальной информации 95 TJ5

2.5. Воспитательная сила хороводов.................... ЦОД"

2.6. Музыкальное творчество как созидание.............. '

2.7. Виды музыкального фантазирования............... (Т1

8 тема. Глава III. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ............... 155

3.1. Методологические основы ii поиннипы музыкального воспитанк в начяпьмои шко - 15е

3.2. Музыкальное развитие, воспитание

и образование детей...................................................... 167

____________________ Оглавление____________________ g-J

3.3. Виды музыкальной деятельности..................... 175)

3.4. Методика преподавания музыки

в начальных классах....................................................... 206

3.5. Драматургия музыкального занятия................... 212

3.6. Формы и содержание внеклассной музыкальной работы U6

3.7. Организация комплексных внеклассных занятий по музыке 231

3.8. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии 237

Глава IV. «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКа»............................................. 268

4.1. Рассказы о композиторах...................................... 269

Иоганн Себастьян Бах................................................... 269

Людвиг ван Бетховен....................................................... 274

Жорж Визе.......................................................................... 280

Александр Порфирьевич Бородин............................... 283

Михаил Иванович Глинка............................................. 287

Эдвард Григ....................................................................... 291

Вольфганг Амадей Моцарт........................................... 295

Сергей Сергеевич Прокофьев........................................ 300

Сергей Васильевич Рахманинов.................................. 306

Николай Андреевич Римский-Корсаков................... 310

Камиль Сен-Санс.............................................................. 315

Петр Ильич Чайковский.............................. 320

Фридерик Францишек Шопен....................................... 32b

Дмитрий Дмитриевич Шостакович............................ 332

Родион Константинович Щедрин................................ 337

4.2. Музыкальная картина мира:

тексты, материалы........................................................... 342

4.3. Стихотворные тексты............................................. 356

Вербальное выражение эмоций................................... 359

Отгадай-ка!......................................................................... 360

4.4. Музыкальный глоссарий....................................... 363

Перечень практических заданий по курсу................................. 369

Заключение........................................................................................ 371

Библиографический список........................................................... 373



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: