Произведения для слушания в начальных классах




1. Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда», «Полет шмеля»),

2. Фрагменты из оперы «Садко» (1 и 2 картины, Песни Индийского, Варяжского и Веденецкого гостей).

3. Фрагменты из оперы «Золотой петушок».

4. Фрагменты из оперы «Снегурочка» («Ария Снегуроч­ки», «Первая песня Леля», «Проводы масленицы», Заклю­чительный хор).

5. «Шахеразада».

Камиль Сен-Санс 1835-1921

К. Сенс-Сане — яркий французский композитор, пианист, органист, дири­жер, музыкальный критик и обще­ственный оеятель Менее известна, но не менее важна его деятельность в дру­гих направлениях. Сен-Санс — музы­кальный парооист, писал стихи и пье­сы, рисовал карикатуры. Он — ученый- любитель в области математики и астрономии, археологии, автор эссе по ботанике, путешественник, драматург, поэт, исследователь античной музыки, музыкальный редактор, автор более чем трехсот музыкальных произведений во всех жанрах.

Исследователи посчитали, что за восемьоесят пять лет, которые прожил Сен-Санс, успели родиться и уйти из жизни Бизе, Римский-Корсаков, Дебюсси и Чайковский. Его произве­дения отличаются светлой лирикой и благороиной патети­кой, красочностью оркестрового письма и особым индивиду­альным стилем. Сен-Санс творил легко, без виоимых усилий, он обладал виртуозной техникой игры на фортепиано. Он как- то признался, что созОает музыку, как яблоня рожоает ябло­ки. Его мастерство и вкус безупречны, его художественная утонченность неповторима. Он испытывал радость от обще­ния с музыкой и считал, что композитор, который не получает
полпого удовлетворения от красивой последовательности ак- короов, не понимает искусства музыки [41] .

Родился 9 октября 1835 года в Париже в семье выходцев из Нормандии. Его музыкальная одаренность проявилась еще в детстве. В детстве Сен-Санс был одним из самых ода­ренных вундеркиндов, каких только знала история музыки, некоторые исследователи высказывали мнение, что его му­зыкальные способности даже ярче моцартовских.

С двух с половиной лет будущего композитора начала обучать игре на фортепьяно сестра его бабушки. Уже в пять лет Сен-Санс публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку. В семь лет он свободно играл на фортепиано, и уже в этом возрасте его интересовала теория гармонии и композиции. А в десять состоялся его дебют как пианиста в зале «Плейель». Пора­зительно было то, что на этом концерте на бис он предло­жил на выбор публики сыграть наизусть одну из тридцати двух сонат Бетховена. В 11 лет будущий композитор с ог­ромным успехом выступил как пианист. Поступив в Па­рижскую консерваторию по классам композиции и органа, уже в 18 лет сочинил Первую симфонию. Орган был его духовным инструментом: с 23-х лет и в течение 20 лет слу­жил органистом в церкви.

Несмотря на потрясающие успехи у широкой публики, Сен-Сансу дважды было отказано в присуждении Римской премии. Но его музыкальная энергия была неисчерпаема, и в 1867 году он победил в государственном конкурсе на лучшее сочинение для Выставки года, заслужив признание современников. Уже в тридцать три года был удостоен орде­на Почетного легиона.

В этот период он интенсивно занимался творчеством, и темпы написания музыки были невероятны, например, за три недели он написал и затем исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром. Следующее десятилетие он посвятил созданию музыкальных произведений: в этот пе­риод появляются четыре симфонические поэмы — в том числе знаменитые «Пляска смерти» и «Прялка Омфалы», завершил Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и ораторию «Потоп». Опера «Самсон и Далила» благодаря поддержке Ференца Листа впервые прозвучала в Германии, снискала популярность и затем ставилась во многих теат­рах. Позже, после успеха в Германии, опера была поставле­на во Франции. Из множества сценических сочинений Сен- Санса только эта опера сохраняет свое место в репертуарах оперных театров. Это образец музыки французской нацио­нальной школы.

На особом месте стоит искрящаяся юмором «Большая зоологическая фантазия» — цикл пьес «Карнавал живот­ных». Это произведение выходит за рамки серьезного клас­сического музыкального творчества композитооа. «Карна­вал животных» написан по частному заказу в i 866 году, од­нако ее публичное исполнение и издание, за исключением одной части — знаменитой пьесы «Лебедь», были включены в завещание в перечень музыкальных произведений для публикации и были изданы только в 1922 году, после смерти композитора.

Первое публичное представление «Карнавала животных» состоялось только после смерти композитора. Но после на­писания цикла в 1886 году композитор представил пьесы сво­им близким друзьям с комментариями. Второе представле­ние «Карнавала животных» в исполнении Сен-Санса состоя­лось для Ференца Листа в том же году, когда великий компо­зитор и пианист приехал в Париж. С тех пор «Карнавал животных» при жизни Сен-Санса никогда не исполнялся. За исключением «Лебедя»: Сен-Санс позволил появиться в пе­чати при своей жизни лишь пьесе «ЛеЬедь», в будущем став­шему самым знаменитым из всех виолончельных соло.

Карнавал животных состоит из 14 пьес, каждое из них имеет образное ироничное название, кроме «Лебедя».

1. «Королевский марш льва».

2. «Курицы и петух».

3. «Антилопы».

4. «Черепахи».

5. «Слоны».

6. «Кенгуру».

7. «Аквариум».

8. «Персонаж с длинными ушами».

9. «Кукушка в глубине леса».

10. «Птичник».

11. «Пианисты».

12. «Ископаемые».

13. «Лебедь».

14. Финал.

В этом цикле пьес Сен-Санс прибегнул к музыкальным цитатам, что сделали это произведение еще более привлека­тельным и забавным, поскольку мелодии из серьезных про­изведений изменены и характеризуют образы животных. Так, в «Черепахах» медленно и торжественно звучит тема канкана из «Орфея в аду» Оффенбаха, она настолько узна­ваема, что вызывает ассоциации с танцевальным эпизодом. В «Слонах» контрабас тяжеловесно наигрывает тему из «Вальса сильфов» Берлиоза. Удивительна история с темой из «Пианистов». В «Ископаемых» ксилофон исполняет тему из «Пляски смерти» самого Сен-Санса, и одновременно звучат мелодии популярных песенок и каватины Розины из «Севильского цирюльника» Россини.

Почти через тридцать лет после написания «Карнавала животных» Клод Дебюсси в одном из «Двенадцати этю­дов» — «Этюде для пяти пальцев по г-ну Черни» — сочинил поразительно похожее по идее и приемам композиторского письма. При этом Дебюсси не мог знать о существовании этой пьесы Сен-Санса, так как к этому времени цикл еще не был опубликован. Эти два произведения написаны в то­нальности до мажор, в них звучат гаммообразные пассажи.

Удивительно светлым и поэтичным исключением в цик­ле является пьеса «Лебедь». Это произведение обошло все балетные сцены мира благодаря музыке Сен-Санса и удач­ной постановке балетного номера Михаила Фокина. Мало что можно поставить рядом с этим одним из лучших творе­ний Сен-Санса. Блистательная судьба «Лебедя» не случай­на, пьеса выделилась из «Карнавала животных» и зажила сооственной жизнью.

Сен-Санс вел активную концертную деятельность — выс­тупал как пианист. Для него не существовало никаких техни­ческих трудностей. Велики его заслуги перед Францией как педагога-музыканта. В 1861 году он становится профессором фортепьяно в Институте духовной и классической музыки в Париже. Десять лет спустя он принимает участие в создании Национального музыкального общества с целью пропаганды музыки французских композиторов. Сочинял Сен-Санс с не­вероятной быстротой. Биографы утверждают, что он мог круп ное произведение написать за два часа, ораторию — за не­сколько дней фортепьянный концерт — за несколько недель.

После 1890 года его композиторская активность значи­тельно снизилась — он увлекся путешествиями. Южная Америка, Африка, Азия, Канарские острова, Алжир, Гре ция, Египет, США, Россия — вот тот неполный перечень континентов и стран, где побывал Сен-Санс. Практически до конца жизни он выступал с концертами как пианист За три месяца до своей смерти он завершил концертное турне по Алжиру и Греции. В августе 1921 году Сен-Санс объявил на своем выступлении, что выходит перед публикой в пос­ледний раз Это выступление совпало с его семидесятипя­тилетней концертной деятельностью.

Умер Сен-Санс в Алжире 16 декабря 1921 года и захоро­нен в Париже. Его творчество и музыкальная деятельность признаны во всем мире: он является Членом Института Франции, почетным доктором Кембриджского университе­та, почетным членом Петербургского отделения Русского музыкального общества.

Основные сочинения

Оперы: «Самсон и Далила», «Прозерпина», «Асканио», «Варвары», «Генрих VIII» и др.

Балет, оратории.

Для оркестра: 5 симфоний, симфонические поэмы, в том числе «Прялка Омфалы», «Пляска смерти», «Алжир­ская сюита» и др.

Кониерты с оркестром: 5 для фортепиано, 3 для скрип­ки, 2 для виолончели, в том числе Пятый фортепьянный концерт «Египетский».

Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и орке­стра.

Цикл пьес: «Карнавал животных» для инструментально­го ансамбля.

Другие жанры: камерно-инструментальные ансамбли; произведения для фортепиано, для органа; романсы; музы­ка для драматического театра и др.

Наиболее популярные произведения: «Персидские мело­дии», «Алжирская сюита», «Арагонская хота», Каприччио на датские и русские народные темы, «Гаванка», Фантазия «Африка», «Арабский каприс».

Критические работы: Гармония и мелодия», «Портреты и воспоминания».

Литература

Алексеев И. Новое о Сен-Сансе: Советская музыка, 1960. Кремнев Ю. К. Сен-Санс. — М., 1970. Роллан Р. Музыканты наших дней // Собр. соч. Т. 16, — Л., 1935.

Французская музыка второй половины XIX века / Под ред. М. Друскина. — М., 1938.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: