1. Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда», «Полет шмеля»),
2. Фрагменты из оперы «Садко» (1 и 2 картины, Песни Индийского, Варяжского и Веденецкого гостей).
3. Фрагменты из оперы «Золотой петушок».
4. Фрагменты из оперы «Снегурочка» («Ария Снегурочки», «Первая песня Леля», «Проводы масленицы», Заключительный хор).
5. «Шахеразада».
Камиль Сен-Санс 1835-1921
К. Сенс-Сане — яркий французский композитор, пианист, органист, дирижер, музыкальный критик и общественный оеятель Менее известна, но не менее важна его деятельность в других направлениях. Сен-Санс — музыкальный парооист, писал стихи и пьесы, рисовал карикатуры. Он — ученый- любитель в области математики и астрономии, археологии, автор эссе по ботанике, путешественник, драматург, поэт, исследователь античной музыки, музыкальный редактор, автор более чем трехсот музыкальных произведений во всех жанрах.
Исследователи посчитали, что за восемьоесят пять лет, которые прожил Сен-Санс, успели родиться и уйти из жизни Бизе, Римский-Корсаков, Дебюсси и Чайковский. Его произведения отличаются светлой лирикой и благороиной патетикой, красочностью оркестрового письма и особым индивидуальным стилем. Сен-Санс творил легко, без виоимых усилий, он обладал виртуозной техникой игры на фортепиано. Он как- то признался, что созОает музыку, как яблоня рожоает яблоки. Его мастерство и вкус безупречны, его художественная утонченность неповторима. Он испытывал радость от общения с музыкой и считал, что композитор, который не получает
полпого удовлетворения от красивой последовательности ак- короов, не понимает искусства музыки [41] .
Родился 9 октября 1835 года в Париже в семье выходцев из Нормандии. Его музыкальная одаренность проявилась еще в детстве. В детстве Сен-Санс был одним из самых одаренных вундеркиндов, каких только знала история музыки, некоторые исследователи высказывали мнение, что его музыкальные способности даже ярче моцартовских.
|
С двух с половиной лет будущего композитора начала обучать игре на фортепьяно сестра его бабушки. Уже в пять лет Сен-Санс публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку. В семь лет он свободно играл на фортепиано, и уже в этом возрасте его интересовала теория гармонии и композиции. А в десять состоялся его дебют как пианиста в зале «Плейель». Поразительно было то, что на этом концерте на бис он предложил на выбор публики сыграть наизусть одну из тридцати двух сонат Бетховена. В 11 лет будущий композитор с огромным успехом выступил как пианист. Поступив в Парижскую консерваторию по классам композиции и органа, уже в 18 лет сочинил Первую симфонию. Орган был его духовным инструментом: с 23-х лет и в течение 20 лет служил органистом в церкви.
Несмотря на потрясающие успехи у широкой публики, Сен-Сансу дважды было отказано в присуждении Римской премии. Но его музыкальная энергия была неисчерпаема, и в 1867 году он победил в государственном конкурсе на лучшее сочинение для Выставки года, заслужив признание современников. Уже в тридцать три года был удостоен ордена Почетного легиона.
В этот период он интенсивно занимался творчеством, и темпы написания музыки были невероятны, например, за три недели он написал и затем исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром. Следующее десятилетие он посвятил созданию музыкальных произведений: в этот период появляются четыре симфонические поэмы — в том числе знаменитые «Пляска смерти» и «Прялка Омфалы», завершил Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и ораторию «Потоп». Опера «Самсон и Далила» благодаря поддержке Ференца Листа впервые прозвучала в Германии, снискала популярность и затем ставилась во многих театрах. Позже, после успеха в Германии, опера была поставлена во Франции. Из множества сценических сочинений Сен- Санса только эта опера сохраняет свое место в репертуарах оперных театров. Это образец музыки французской национальной школы.
|
На особом месте стоит искрящаяся юмором «Большая зоологическая фантазия» — цикл пьес «Карнавал животных». Это произведение выходит за рамки серьезного классического музыкального творчества композитооа. «Карнавал животных» написан по частному заказу в i 866 году, однако ее публичное исполнение и издание, за исключением одной части — знаменитой пьесы «Лебедь», были включены в завещание в перечень музыкальных произведений для публикации и были изданы только в 1922 году, после смерти композитора.
Первое публичное представление «Карнавала животных» состоялось только после смерти композитора. Но после написания цикла в 1886 году композитор представил пьесы своим близким друзьям с комментариями. Второе представление «Карнавала животных» в исполнении Сен-Санса состоялось для Ференца Листа в том же году, когда великий композитор и пианист приехал в Париж. С тех пор «Карнавал животных» при жизни Сен-Санса никогда не исполнялся. За исключением «Лебедя»: Сен-Санс позволил появиться в печати при своей жизни лишь пьесе «ЛеЬедь», в будущем ставшему самым знаменитым из всех виолончельных соло.
|
Карнавал животных состоит из 14 пьес, каждое из них имеет образное ироничное название, кроме «Лебедя».
1. «Королевский марш льва».
2. «Курицы и петух».
3. «Антилопы».
4. «Черепахи».
5. «Слоны».
6. «Кенгуру».
7. «Аквариум».
8. «Персонаж с длинными ушами».
9. «Кукушка в глубине леса».
10. «Птичник».
11. «Пианисты».
12. «Ископаемые».
13. «Лебедь».
14. Финал.
В этом цикле пьес Сен-Санс прибегнул к музыкальным цитатам, что сделали это произведение еще более привлекательным и забавным, поскольку мелодии из серьезных произведений изменены и характеризуют образы животных. Так, в «Черепахах» медленно и торжественно звучит тема канкана из «Орфея в аду» Оффенбаха, она настолько узнаваема, что вызывает ассоциации с танцевальным эпизодом. В «Слонах» контрабас тяжеловесно наигрывает тему из «Вальса сильфов» Берлиоза. Удивительна история с темой из «Пианистов». В «Ископаемых» ксилофон исполняет тему из «Пляски смерти» самого Сен-Санса, и одновременно звучат мелодии популярных песенок и каватины Розины из «Севильского цирюльника» Россини.
Почти через тридцать лет после написания «Карнавала животных» Клод Дебюсси в одном из «Двенадцати этюдов» — «Этюде для пяти пальцев по г-ну Черни» — сочинил поразительно похожее по идее и приемам композиторского письма. При этом Дебюсси не мог знать о существовании этой пьесы Сен-Санса, так как к этому времени цикл еще не был опубликован. Эти два произведения написаны в тональности до мажор, в них звучат гаммообразные пассажи.
Удивительно светлым и поэтичным исключением в цикле является пьеса «Лебедь». Это произведение обошло все балетные сцены мира благодаря музыке Сен-Санса и удачной постановке балетного номера Михаила Фокина. Мало что можно поставить рядом с этим одним из лучших творений Сен-Санса. Блистательная судьба «Лебедя» не случайна, пьеса выделилась из «Карнавала животных» и зажила сооственной жизнью.
Сен-Санс вел активную концертную деятельность — выступал как пианист. Для него не существовало никаких технических трудностей. Велики его заслуги перед Францией как педагога-музыканта. В 1861 году он становится профессором фортепьяно в Институте духовной и классической музыки в Париже. Десять лет спустя он принимает участие в создании Национального музыкального общества с целью пропаганды музыки французских композиторов. Сочинял Сен-Санс с невероятной быстротой. Биографы утверждают, что он мог круп ное произведение написать за два часа, ораторию — за несколько дней фортепьянный концерт — за несколько недель.
После 1890 года его композиторская активность значительно снизилась — он увлекся путешествиями. Южная Америка, Африка, Азия, Канарские острова, Алжир, Гре ция, Египет, США, Россия — вот тот неполный перечень континентов и стран, где побывал Сен-Санс. Практически до конца жизни он выступал с концертами как пианист За три месяца до своей смерти он завершил концертное турне по Алжиру и Греции. В августе 1921 году Сен-Санс объявил на своем выступлении, что выходит перед публикой в последний раз Это выступление совпало с его семидесятипятилетней концертной деятельностью.
Умер Сен-Санс в Алжире 16 декабря 1921 года и захоронен в Париже. Его творчество и музыкальная деятельность признаны во всем мире: он является Членом Института Франции, почетным доктором Кембриджского университета, почетным членом Петербургского отделения Русского музыкального общества.
Основные сочинения
Оперы: «Самсон и Далила», «Прозерпина», «Асканио», «Варвары», «Генрих VIII» и др.
Балет, оратории.
Для оркестра: 5 симфоний, симфонические поэмы, в том числе «Прялка Омфалы», «Пляска смерти», «Алжирская сюита» и др.
Кониерты с оркестром: 5 для фортепиано, 3 для скрипки, 2 для виолончели, в том числе Пятый фортепьянный концерт «Египетский».
Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра.
Цикл пьес: «Карнавал животных» для инструментального ансамбля.
Другие жанры: камерно-инструментальные ансамбли; произведения для фортепиано, для органа; романсы; музыка для драматического театра и др.
Наиболее популярные произведения: «Персидские мелодии», «Алжирская сюита», «Арагонская хота», Каприччио на датские и русские народные темы, «Гаванка», Фантазия «Африка», «Арабский каприс».
Критические работы: Гармония и мелодия», «Портреты и воспоминания».
Литература
Алексеев И. Новое о Сен-Сансе: Советская музыка, 1960. Кремнев Ю. К. Сен-Санс. — М., 1970. Роллан Р. Музыканты наших дней // Собр. соч. Т. 16, — Л., 1935.
Французская музыка второй половины XIX века / Под ред. М. Друскина. — М., 1938.