1. Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда», «Полет шмеля»),
2. Фрагменты из оперы «Садко» (1 и 2 картины, Песни Индийского, Варяжского и Веденецкого гостей).
3. Фрагменты из оперы «Золотой петушок».
4. Фрагменты из оперы «Снегурочка» («Ария Снегурочки», «Первая песня Леля», «Проводы масленицы», Заключительный хор).
5. «Шахеразада».
Камиль Сен-Санс 1835-1921
К. Сенс-Сане — яркий французский композитор, пианист, органист, дирижер, музыкальный критик и общественный оеятель Менее известна, но не менее важна его деятельность в других направлениях. Сен-Санс — музыкальный парооист, писал стихи и пьесы, рисовал карикатуры. Он — ученый- любитель в области математики и астрономии, археологии, автор эссе по ботанике, путешественник, драматург, поэт, исследователь античной музыки, музыкальный редактор, автор более чем трехсот музыкальных произведений во всех жанрах.
![]() |
Исследователи посчитали, что за восемьоесят пять лет, которые прожил Сен-Санс, успели родиться и уйти из жизни Бизе, Римский-Корсаков, Дебюсси и Чайковский. Его произведения отличаются светлой лирикой и благороиной патетикой, красочностью оркестрового письма и особым индивидуальным стилем. Сен-Санс творил легко, без виоимых усилий, он обладал виртуозной техникой игры на фортепиано. Он как- то признался, что созОает музыку, как яблоня рожоает яблоки. Его мастерство и вкус безупречны, его художественная утонченность неповторима. Он испытывал радость от общения с музыкой и считал, что композитор, который не получает
полпого удовлетворения от красивой последовательности ак- короов, не понимает искусства музыки [41] .
Родился 9 октября 1835 года в Париже в семье выходцев из Нормандии. Его музыкальная одаренность проявилась еще в детстве. В детстве Сен-Санс был одним из самых одаренных вундеркиндов, каких только знала история музыки, некоторые исследователи высказывали мнение, что его музыкальные способности даже ярче моцартовских.
|
С двух с половиной лет будущего композитора начала обучать игре на фортепьяно сестра его бабушки. Уже в пять лет Сен-Санс публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку. В семь лет он свободно играл на фортепиано, и уже в этом возрасте его интересовала теория гармонии и композиции. А в десять состоялся его дебют как пианиста в зале «Плейель». Поразительно было то, что на этом концерте на бис он предложил на выбор публики сыграть наизусть одну из тридцати двух сонат Бетховена. В 11 лет будущий композитор с огромным успехом выступил как пианист. Поступив в Парижскую консерваторию по классам композиции и органа, уже в 18 лет сочинил Первую симфонию. Орган был его духовным инструментом: с 23-х лет и в течение 20 лет служил органистом в церкви.
Несмотря на потрясающие успехи у широкой публики, Сен-Сансу дважды было отказано в присуждении Римской премии. Но его музыкальная энергия была неисчерпаема, и в 1867 году он победил в государственном конкурсе на лучшее сочинение для Выставки года, заслужив признание современников. Уже в тридцать три года был удостоен ордена Почетного легиона.
В этот период он интенсивно занимался творчеством, и темпы написания музыки были невероятны, например, за три недели он написал и затем исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром. Следующее десятилетие он посвятил созданию музыкальных произведений: в этот период появляются четыре симфонические поэмы — в том числе знаменитые «Пляска смерти» и «Прялка Омфалы», завершил Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и ораторию «Потоп». Опера «Самсон и Далила» благодаря поддержке Ференца Листа впервые прозвучала в Германии, снискала популярность и затем ставилась во многих театрах. Позже, после успеха в Германии, опера была поставлена во Франции. Из множества сценических сочинений Сен- Санса только эта опера сохраняет свое место в репертуарах оперных театров. Это образец музыки французской национальной школы.
|
На особом месте стоит искрящаяся юмором «Большая зоологическая фантазия» — цикл пьес «Карнавал животных». Это произведение выходит за рамки серьезного классического музыкального творчества композитооа. «Карнавал животных» написан по частному заказу в i 866 году, однако ее публичное исполнение и издание, за исключением одной части — знаменитой пьесы «Лебедь», были включены в завещание в перечень музыкальных произведений для публикации и были изданы только в 1922 году, после смерти композитора.
Первое публичное представление «Карнавала животных» состоялось только после смерти композитора. Но после написания цикла в 1886 году композитор представил пьесы своим близким друзьям с комментариями. Второе представление «Карнавала животных» в исполнении Сен-Санса состоялось для Ференца Листа в том же году, когда великий композитор и пианист приехал в Париж. С тех пор «Карнавал животных» при жизни Сен-Санса никогда не исполнялся. За исключением «Лебедя»: Сен-Санс позволил появиться в печати при своей жизни лишь пьесе «ЛеЬедь», в будущем ставшему самым знаменитым из всех виолончельных соло.
|
Карнавал животных состоит из 14 пьес, каждое из них имеет образное ироничное название, кроме «Лебедя».
1. «Королевский марш льва».
2. «Курицы и петух».
3. «Антилопы».
4. «Черепахи».
5. «Слоны».
6. «Кенгуру».
7. «Аквариум».
8. «Персонаж с длинными ушами».
9. «Кукушка в глубине леса».
10. «Птичник».
11. «Пианисты».
12. «Ископаемые».
13. «Лебедь».
14. Финал.
В этом цикле пьес Сен-Санс прибегнул к музыкальным цитатам, что сделали это произведение еще более привлекательным и забавным, поскольку мелодии из серьезных произведений изменены и характеризуют образы животных. Так, в «Черепахах» медленно и торжественно звучит тема канкана из «Орфея в аду» Оффенбаха, она настолько узнаваема, что вызывает ассоциации с танцевальным эпизодом. В «Слонах» контрабас тяжеловесно наигрывает тему из «Вальса сильфов» Берлиоза. Удивительна история с темой из «Пианистов». В «Ископаемых» ксилофон исполняет тему из «Пляски смерти» самого Сен-Санса, и одновременно звучат мелодии популярных песенок и каватины Розины из «Севильского цирюльника» Россини.
Почти через тридцать лет после написания «Карнавала животных» Клод Дебюсси в одном из «Двенадцати этюдов» — «Этюде для пяти пальцев по г-ну Черни» — сочинил поразительно похожее по идее и приемам композиторского письма. При этом Дебюсси не мог знать о существовании этой пьесы Сен-Санса, так как к этому времени цикл еще не был опубликован. Эти два произведения написаны в тональности до мажор, в них звучат гаммообразные пассажи.
Удивительно светлым и поэтичным исключением в цикле является пьеса «Лебедь». Это произведение обошло все балетные сцены мира благодаря музыке Сен-Санса и удачной постановке балетного номера Михаила Фокина. Мало что можно поставить рядом с этим одним из лучших творений Сен-Санса. Блистательная судьба «Лебедя» не случайна, пьеса выделилась из «Карнавала животных» и зажила сооственной жизнью.
Сен-Санс вел активную концертную деятельность — выступал как пианист. Для него не существовало никаких технических трудностей. Велики его заслуги перед Францией как педагога-музыканта. В 1861 году он становится профессором фортепьяно в Институте духовной и классической музыки в Париже. Десять лет спустя он принимает участие в создании Национального музыкального общества с целью пропаганды музыки французских композиторов. Сочинял Сен-Санс с невероятной быстротой. Биографы утверждают, что он мог круп ное произведение написать за два часа, ораторию — за несколько дней фортепьянный концерт — за несколько недель.
После 1890 года его композиторская активность значительно снизилась — он увлекся путешествиями. Южная Америка, Африка, Азия, Канарские острова, Алжир, Гре ция, Египет, США, Россия — вот тот неполный перечень континентов и стран, где побывал Сен-Санс. Практически до конца жизни он выступал с концертами как пианист За три месяца до своей смерти он завершил концертное турне по Алжиру и Греции. В августе 1921 году Сен-Санс объявил на своем выступлении, что выходит перед публикой в последний раз Это выступление совпало с его семидесятипятилетней концертной деятельностью.
Умер Сен-Санс в Алжире 16 декабря 1921 года и захоронен в Париже. Его творчество и музыкальная деятельность признаны во всем мире: он является Членом Института Франции, почетным доктором Кембриджского университета, почетным членом Петербургского отделения Русского музыкального общества.
Основные сочинения
Оперы: «Самсон и Далила», «Прозерпина», «Асканио», «Варвары», «Генрих VIII» и др.
Балет, оратории.
Для оркестра: 5 симфоний, симфонические поэмы, в том числе «Прялка Омфалы», «Пляска смерти», «Алжирская сюита» и др.
Кониерты с оркестром: 5 для фортепиано, 3 для скрипки, 2 для виолончели, в том числе Пятый фортепьянный концерт «Египетский».
Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра.
Цикл пьес: «Карнавал животных» для инструментального ансамбля.
Другие жанры: камерно-инструментальные ансамбли; произведения для фортепиано, для органа; романсы; музыка для драматического театра и др.
Наиболее популярные произведения: «Персидские мелодии», «Алжирская сюита», «Арагонская хота», Каприччио на датские и русские народные темы, «Гаванка», Фантазия «Африка», «Арабский каприс».
Критические работы: Гармония и мелодия», «Портреты и воспоминания».
Литература
Алексеев И. Новое о Сен-Сансе: Советская музыка, 1960. Кремнев Ю. К. Сен-Санс. — М., 1970. Роллан Р. Музыканты наших дней // Собр. соч. Т. 16, — Л., 1935.
Французская музыка второй половины XIX века / Под ред. М. Друскина. — М., 1938.