1. Пьесы из цикла «Карнавал животных»: «Лебедь», «Слоны», «Черепахи», «Персонаж с длинными ушами» и др.
2. «Арагонская хота».
Петр Ильич Чайковский
1840-1893
Певец русской природы, психолог рус ской души — так называют Петра Ильича Чайковского — замечательного русского композитора, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Богатство лирической мелодики Чайковского, его мастерское владе
ние практически всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника, глубоко оригинальный характер его творчества, которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора, — все это действительно делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры.
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в маленьком городке или заводском поселке Воткинске Вятской губернии, в семье начальника завода, горного инженера. Именно здесь, в провинции слышались русские народные песни, выразительные, напевные, яркие. Будущий композитор рос очень нежным, чувствительным ребенком, поэтому народные песни ему открывались чистой, первозданной красотой.
Семья Чайковских была большая, но все дети получили хорошее домашнее образование. Игра на музыкальном инструменте и знание иностранных языков было нормой для такой образованной семьи. Первые музыкальные впечатления, которые остались в памяти мальчика, — это звуки ор- кестрины. Особенно ему нравились мелодии из произведений Моцарта. В детстве огромное влияние на будущего композитора оказала воспитательница Фанни Дюрбах. По словам Фанни, мальчик не отличался большой аккуратностью, с вихрами, небрежно одетый рассеянный маленький Петя покорял очарованием ума и сердечности.
|
Музыкой будущий композитор начал заниматься рано, и необычный музыкальный слух и память помогали ему делать большие успехи. В четырехлетнем возрасте он сочинил пьеску под названием «Наша мама в Петербурге». Известен случай, когда мальчик, увлекшись «игрой» на стекле окна, так разошелся, что разбил его. Это послужило поводом для серьезных занятий музыкой. В восемь лет он довольно хорошо играл и импровизировал на рояле.
По воспоминаниям брата Модеста, Петя в любую свободную минуту пытался играть на фортепиано, и часто было трудно его оторвать от инструмента. Так, однажды в спальне Фанни застала мальчика с заплаканными глазами. На вопрос, что случилось, мальчик ответил: «О эта музыка, музыка!
11. Зак. 887
Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь!» — рыдая, мальчик указывал на голову.
Впечатлительность будущего композитора приводила его к эмоциональным срывам. Так, когда мальчику исполнилось десять лет, его отвезли в Петербург для получения более серьезного образования в училище правоведения. При прощании мальчик не хотел отпускать свою мать. Когда карета с матерью и сестрами тронулась с места, мальчик вырвался из рук воспитателя и бросился догонять экипаж с криком безумного отчаяния. Он долго не мог успокоиться и потом всю жизнь с содроганием вспоминал этот момент разлуки с матерью. Его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери, когда ему было 14 лет.
В петербургском училище правоведения большое внимание уделяли музыкальному образованию. По окончании его в 1859 году Чайковский стал чиновником Департамента юстиции, Но в 21 год, совершив путешествие по Западной Европе, решил серьезно заняться музыкой, прежде всего гармонией. Он поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию и оставляет государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Чайковский занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории Антона Рубинштейна. Уже в годы учебы в консерватории он создал несколько произведений, в том числе увертюру «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского и кантату «К Радости» на стихи Ф. Шиллера.
|
В 1866 году, сразу после окончания консерватории, его пригласили на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна — Николаем Рубинштейном.
В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию «Зимние грезы» и первую оперу «Воевода». Вторая опера «Ундина» была представлена в дирекцию Императорских театров, но не была принята к постановке. Впоследствии она была уничтожена Чайковским. Ее материал частично вошел в балет «Лебединое озеро».
Затем последовали произведения, которые принесли композитору мировую славу: оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта», Вторая и Третья симфонии, три струнных квартета, Первый фортепианный концерт, затем оркестровая фантазия «Франческа да Римини» и «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром.
В этот же период композитор много путешествовал, он побывал в Швейцарии, в Италии, во Франции. Именно впечатления от поездок повлияли на многие последующие произведения. В этот период произошло важное событие — начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку Чайковского. Много лет она поддерживала композитора, но не желала с ним встречаться. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год, что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве.
|
Очень плодотворным и интересным для композитора был 1888 год. В этом году он преодолел неприязнь к публичным выступлениям и начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. В этом же году он совершил большое зарубежное турне и провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. В 1888 году были сочинены Пятая симфония ми минор, увертюра-фантазия «Гамлет» и завершен балет «Спящая красавица».
В этом же году он перебрался в село Фроловское рядом с Клином и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных и друзей, особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского — Александры.
Весной 1891 года Чайковский совершил единственную поездку в Соединенные Штаты. Оказалось, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он с энтузиазмом взялся за сочинение новых произведений, появились баллада для голоса с оркестром «Воевода», одноактная опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик». В последний год своей жизни Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией. Сочинение было начато, но завершено лишь после поездки в Англию, где Чайковский получил присужденную ему степень почетного доктора музыки в Кембриджском университете.
Шестая Симфония — «венец», «лебединая песня» его творчества — была исполнена под управлением композитора в Петербурге. Накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок «Патетическая». Через пять дней Чайковский внезапно заболел, и его не стало 6 ноября 1893 года.
Петр Ильич Чайковский писал во всех жанрах, но самый существенный вклад он внес в симфонические произведения, оперы и балеты. Сочинения для оркестра приобретают особую глубину передаваемых чувств, тембровое богатство, широту мелодии — именно такие особенности музыки характерны для лучших творений Чайковского.
Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было значительным. С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева музыковеды называют последователями Петра Ильича Чайковского. В XX веке в России симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы. Чайковский очень популярен за рубежом, с его именем олицетворяется русское классическое музыкальное искусство.
Основные произведения
Оперы: «Воевода», «Ундина» (уничтожена Чайковским), «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта».
Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
6 симфоний: из них «Зимние грезы», «Манфред».
Увертюры-фантазии: «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», Торжественная увертюра «1812 год», «Гамлет».
Кониерты: 3 концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром.
Инструментальные произведения: «Меланхолическая серенада», «Вальс-скерцо для скрипки», «Вариации на тему рококо» для виолончели, трио «Памяти великого художника», 3 струнных квартета, струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»
Фортепианные произведения: свыше ста, из них фортепианные альбомы «Времена года», «Детский альбом», «думка».
вокальные произведения: ода «К радости», 4 кантаты (одна из них «Москва»), произведения для хора с оркестром, Литургия св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение, камерно-вокальные ансамбли, свыше 100 романсов, обработка русских народных песен.
Музыка к спектаклям: «Снегурочка», «Гамлет».
Литература
Асафьев Б. В. Избранные работы о Чайковском. — М., 1954.
Асафьев Б. О музыке П.И. Чайковского. — Л., 1972.
Берлянд-Черная Е.С. Пушкин и Чайковский. — М., 1950.
Воспоминания о П.И. Чайковском. — Л., 1980
Кунин И.Ф. Петр Ильич Чайковский. — М., 1958. (Серия «Жизнь замечательных людей»),
Полякова Л. «Времена года» П.И.Чайковского. — М., 1960.
Ручьевская Е.А. Петр Ильич Чайковский: Книга для юношества. — Л., 1963.
Чаковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: В 3 т. - М.; Лейпциг, 1901-1902.
Чайковский П.И. Полн. собр. соч.: Литературные произведения и переписка. — М., 1953—1981.