Произведения для слушания в начальных классах




1. Пьесы из цикла «Карнавал животных»: «Лебедь», «Слоны», «Черепахи», «Персонаж с длинными ушами» и др.

2. «Арагонская хота».

Петр Ильич Чайковский

1840-1893


Певец русской природы, психолог рус ской души — так называют Петра Иль­ича Чайковского — замечательного рус­ского композитора, музыка которого отличается красочностью, романтично­стью и необычайным мелодическим бо­гатством. Богатство лирической мело­дики Чайковского, его мастерское владе­
ние практически всеми музыкальными жанрами, его блестя­щая композиторская техника, глубоко оригинальный харак­тер его творчества, которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора, — все это действительно делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в ма­леньком городке или заводском поселке Воткинске Вятс­кой губернии, в семье начальника завода, горного инжене­ра. Именно здесь, в провинции слышались русские народ­ные песни, выразительные, напевные, яркие. Будущий композитор рос очень нежным, чувствительным ребенком, поэтому народные песни ему открывались чистой, перво­зданной красотой.

Семья Чайковских была большая, но все дети получили хорошее домашнее образование. Игра на музыкальном ин­струменте и знание иностранных языков было нормой для такой образованной семьи. Первые музыкальные впечатле­ния, которые остались в памяти мальчика, — это звуки ор- кестрины. Особенно ему нравились мелодии из произведе­ний Моцарта. В детстве огромное влияние на будущего ком­позитора оказала воспитательница Фанни Дюрбах. По словам Фанни, мальчик не отличался большой аккуратнос­тью, с вихрами, небрежно одетый рассеянный маленький Петя покорял очарованием ума и сердечности.

Музыкой будущий композитор начал заниматься рано, и необычный музыкальный слух и память помогали ему де­лать большие успехи. В четырехлетнем возрасте он сочинил пьеску под названием «Наша мама в Петербурге». Известен случай, когда мальчик, увлекшись «игрой» на стекле окна, так разошелся, что разбил его. Это послужило поводом для серьезных занятий музыкой. В восемь лет он довольно хо­рошо играл и импровизировал на рояле.

По воспоминаниям брата Модеста, Петя в любую сво­бодную минуту пытался играть на фортепиано, и часто было трудно его оторвать от инструмента. Так, однажды в спальне Фанни застала мальчика с заплаканными глазами. На воп­рос, что случилось, мальчик ответил: «О эта музыка, музыка!

11. Зак. 887

Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь!» — рыдая, мальчик указывал на голову.

Впечатлительность будущего композитора приводила его к эмоциональным срывам. Так, когда мальчику испол­нилось десять лет, его отвезли в Петербург для получения более серьезного образования в училище правоведения. При прощании мальчик не хотел отпускать свою мать. Ког­да карета с матерью и сестрами тронулась с места, мальчик вырвался из рук воспитателя и бросился догонять экипаж с криком безумного отчаяния. Он долго не мог успокоиться и потом всю жизнь с содроганием вспоминал этот момент разлуки с матерью. Его болезненность особенно обостри­лась после смерти любимой матери, когда ему было 14 лет.

В петербургском училище правоведения большое внима­ние уделяли музыкальному образованию. По окончании его в 1859 году Чайковский стал чиновником Департамента юс­тиции, Но в 21 год, совершив путешествие по Западной Ев­ропе, решил серьезно заняться музыкой, прежде всего гармо­нией. Он поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию и оставляет государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Чайковский занимался композицией и оркестровкой у директора консер­ватории Антона Рубинштейна. Уже в годы учебы в консерва­тории он создал несколько произведений, в том числе увер­тюру «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского и кан­тату «К Радости» на стихи Ф. Шиллера.

В 1866 году, сразу после окончания консерватории, его пригласили на должность профессора гармонии в Московс­кую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна — Николаем Рубинштейном.

В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию «Зимние грезы» и первую оперу «Воевода». Вторая опера «Ундина» была представлена в ди­рекцию Императорских театров, но не была принята к поста­новке. Впоследствии она была уничтожена Чайковским. Ее материал частично вошел в балет «Лебединое озеро».

Затем последовали произведения, которые принесли композитору мировую славу: оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта», Вторая и Третья симфонии, три струнных квартета, Первый фортепианный концерт, затем оркестро­вая фантазия «Франческа да Римини» и «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром.

В этот же период композитор много путешествовал, он побывал в Швейцарии, в Италии, во Франции. Именно впечатления от поездок повлияли на многие последующие произведения. В этот период произошло важное собы­тие — начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состоя­ния, обожавшей музыку Чайковского. Много лет она под­держивала композитора, но не желала с ним встречаться. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год, что позволило ему оставить пе­дагогическую деятельность и сосредоточиться исключи­тельно на творчестве.

Очень плодотворным и интересным для композитора был 1888 год. В этом году он преодолел неприязнь к пуб­личным выступлениям и начал дирижировать своими про­изведениями в Петербурге и Москве. В этом же году он совершил большое зарубежное турне и провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. В 1888 году были сочинены Пятая симфония ми минор, увертюра-фантазия «Гамлет» и завершен балет «Спящая красавица».

В этом же году он перебрался в село Фроловское рядом с Клином и незадолго до смерти наконец приобрел соб­ственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих род­ных и друзей, особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского — Александры.

Весной 1891 года Чайковский совершил единственную поездку в Соединенные Штаты. Оказалось, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он с энтузиазмом взялся за сочинение новых про­изведений, появились баллада для голоса с оркестром «Вое­вода», одноактная опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик». В последний год своей жизни Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией. Сочинение было начато, но завершено лишь после поездки в Англию, где Чайковс­кий получил присужденную ему степень почетного доктора музыки в Кембриджском университете.

Шестая Симфония — «венец», «лебединая песня» его творчества — была исполнена под управлением композитора в Петербурге. Накануне премьеры композитор дал симфо­нии подзаголовок «Патетическая». Через пять дней Чайковс­кий внезапно заболел, и его не стало 6 ноября 1893 года.

Петр Ильич Чайковский писал во всех жанрах, но са­мый существенный вклад он внес в симфонические про­изведения, оперы и балеты. Сочинения для оркестра при­обретают особую глубину передаваемых чувств, тембро­вое богатство, широту мелодии — именно такие особенности музыки характерны для лучших творений Чайковского.

Воздействие творчества Чайковского на следующее по­коление русских музыкантов было значительным. С.В. Рах­манинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева музыковеды называ­ют последователями Петра Ильича Чайковского. В XX веке в России симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные ком­позиторы. Чайковский очень популярен за рубежом, с его именем олицетворяется русское классическое музыкальное искусство.

Основные произведения

Оперы: «Воевода», «Ундина» (уничтожена Чайковским), «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Орле­анская дева», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», «Пико­вая дама», «Иоланта».

Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

6 симфоний: из них «Зимние грезы», «Манфред».

Увертюры-фантазии: «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», Торже­ственная увертюра «1812 год», «Гамлет».

Кониерты: 3 концерта для фортепиано с оркестром, кон­церт для скрипки с оркестром.


Инструментальные произведения: «Меланхолическая се­ренада», «Вальс-скерцо для скрипки», «Вариации на тему рококо» для виолончели, трио «Памяти великого художни­ка», 3 струнных квартета, струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»

Фортепианные произведения: свыше ста, из них фортепи­анные альбомы «Времена года», «Детский альбом», «думка».

вокальные произведения: ода «К радости», 4 кантаты (одна из них «Москва»), произведения для хора с оркест­ром, Литургия св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение, камерно-вокальные ансамбли, свыше 100 романсов, обра­ботка русских народных песен.

Музыка к спектаклям: «Снегурочка», «Гамлет».

Литература

Асафьев Б. В. Избранные работы о Чайковском. — М., 1954.

Асафьев Б. О музыке П.И. Чайковского. — Л., 1972.

Берлянд-Черная Е.С. Пушкин и Чайковский. — М., 1950.

Воспоминания о П.И. Чайковском. — Л., 1980

Кунин И.Ф. Петр Ильич Чайковский. — М., 1958. (Се­рия «Жизнь замечательных людей»),

Полякова Л. «Времена года» П.И.Чайковского. — М., 1960.

Ручьевская Е.А. Петр Ильич Чайковский: Книга для юношества. — Л., 1963.

Чаковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: В 3 т. - М.; Лейпциг, 1901-1902.

Чайковский П.И. Полн. собр. соч.: Литературные произ­ведения и переписка. — М., 1953—1981.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: