Гений, вундеркинд, баловень судьбы, божественный талант — все это об одном человеке, одном из величайших композиторов мира — австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте. Преоставитель венской классической школы, музыкант универсального дарования. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск».
Если при жизни Моцарта его творческий гений осознавался немногими, то после кончины композитора признала его гениальность вся Европа.
В натуре Моцарта сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и глубокая меланхолия. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, и бьш беспощаден к тем, кого считал аилетантами.
Вольфганг Амадей Моцарт родился Л января 1756 года в Зальцбурге в Австрии и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Его отец — Леопольд Моцарт был композитором, теоретиком и скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными данными: отец начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 году для нее «Нотная тетрадь» с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького ВолыЬ ганга.
В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты. В 1762 году Леопольд повез своих чудо- детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского
курфюрста, а затем в другие города Германии и Австрии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет.
|
К этому времени Вольфганг освоил скрипку и свободно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как на клавишных инструментах. Во время путешествия он исполнил свой скрипичный концерт. Среди присутствовавших в зале был 14-летний Гёте.
География гастролей расширялась: Брюссель, Париж, Лондон. Считалось почетным, если талант признавался царствующими особами. Так, Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.
В Лондоне они были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, высоко оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.
В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана Баха, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита.
Затем семья направилась в Голландию, Бельгию, далее снова в Париж, в Лион, Женеву. Берн, Цюрих, Аугсоург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо- ребенка и был поражен сделанными им успехами. По возвращении в родной Зальцбург Вольфганг написал свою первую оперу — «Мнимая простушка». Написанная им первая большая месса для хора с оркестром была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией.
|
Целью следующей задуманной отцом Вольфганга поез- цки стала Италия — страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов — у папы и герцога, у короля Фердинанда IV и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу- сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г Аллегри, которое потом записал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта и пожаловал ему орден Золотой шпоры.
После многочисленных поездок, возвратясь в Зальцбург Моцарт целиком посвятил все свое время сочинению новых музыкальных произведений в это время появляются симфо нии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а гакже первый струнный квартет. Эта музыка вскоре обеспечила автору статус одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в этот период, отличаются высокой драматургической цельностью и ясностью формы.
После зарубежных триумфов Моцарта стали постигать неприятности. В Зальцбурге, проработав недолго у архиепископа, он был уволен со службы и решил поискать счастья за рубежом. Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. По дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами, он влюбляется без памяти в певицу Алоизию Вебер. В Париже композитора преследовали неудачи: скончалась мать Вольфганга, парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. По пути в Зальцбург Вольфганг задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия равнодушна к нему. Это было страшным ударом.
|
Спустя некоторое время Моцарт женился на Констанце Вебер, сесгре своей первой возлюбленной. Леопольд был против этого брака, он умолял сына одуматься. Но Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана в 1782 году. И хотя Констанца была столь ж^ беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак оказался удачным.
Появившиеся новые симфонические и инструментальные произведения Моцарта в этот период отличаются отточенностью формы, филигранностью оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов и особой яркой индивидуальностью.
В 1782 году в Вене была поставлена опера Моцарта «Похищение из сераля». Она имела успех, и Моцарт стал кумиром Вены как в придворных и аристократических кругах, так и среди посетителей концертов из третьего сословия. За несколько лет Моцарт достиг вершины славы. Жизнь в Вене протекала активно как в композиторской, так и в исполнительской деятельности. Билеты на его концерты, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью.
В этот период началась многолетняя искренняя дружба Моцарта и Й. 1айдна. Гайдн высоко оценил музыку молодого композитора. Он считал Моцарта величайшим композитором века, который значительно превосходит своим талантом всех, кого он знает или о ком он слышал
В 1784 году Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в «Волшебной флейте». В те годы немало известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи, в их числе был и Гайдн. Масонство культивировалось и в придворных кругах.
После смерти отца в 1787 году Моцарта стали все больше и больше посещать размышления, окрашенные глубоким пессимизмом. Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни — нищета. Постановка «Дон Жуана» в Вене в мае 1788 года закончилась провалом, на приеме пос ле спектакля оперу защищал один Гайдн.
В последние годы жизни Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем. Император мало что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта. О сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев».
Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах в его доме явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт сочинял реквием как для себя, лихорадочно раоотая над партитурой. 15 ноября 1791 года он закончил Маленькую масонскую кантату. Ночью он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Около часа ночи он отвернулся к стене и перестал дышать. На кладбище св. Марка он был похоронен без свидетелей в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре забыто.
Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.
Безупречностью и совершенством моцартовского оркестра восхищаются как музыканты, так и широкая публика, не всегда отдавая отчет, чем привлекают произведения этого гениального композитора. Моцарт создал собственный, исключительно самооытный стиль. Только в XX веке было осознано удивительное богатство и глубина моцартовской музыки. Пришло понимание его внутренней трагичности, которая была скрыта внешней безмятежностью, солнечностью его музыки.
До XX века только Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки, ныне же многие музыканты и любители музыки считают, что это искусство нашло свое самое совершенное выражение в творениях Моцарта.
Основные сочинения
Оперы: свыше 20 опер, из них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
Симфонии: свыше 50 симфоний, из них ми-бемоль мажор, соль минор, до мажор «Юпитер».
Кониерты: для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты) и др.
Фортепианные произведения: сонаты, вариации, фантазии.
Вокальные произведения: «Реквием» (закончен Ф.К. Зюс- майром); мессы и другие хоровые сочинения, песни.
Литература
Аберт Г. В.А. Моцарт: Ч. 1-2. - М., 1978-1985,
ВейсД. Возвышенное и земное: Роман о жизни Моцарта и его времени. — М., 1997.
Чичерин Г.В. Моцарт. Исследовательский этюд, — Л., 1987.
Эйнштейн Э. Моцарт. Личность. Творчество. — MJ^1Q77.