Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791




Гений, вундеркинд, баловень судьбы, божественный талант — все это об од­ном человеке, одном из величайших ком­позиторов мира — австрийском компо­зиторе Вольфганге Амадее Моцарте. Преоставитель венской классической школы, музыкант универсального даро­вания. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск».

Если при жизни Моцарта его творческий гений осознавал­ся немногими, то после кончины композитора признала его ге­ниальность вся Европа.

В натуре Моцарта сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и глубокая меланхолия. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхи­щался, например о Гайдне, и бьш беспощаден к тем, кого счи­тал аилетантами.

Вольфганг Амадей Моцарт родился Л января 1756 года в Зальцбурге в Австрии и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Его отец — Леопольд Моцарт был композитором, теоретиком и скрипачом в при­дворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семе­рых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными данными: отец начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и со­чиненная отцом в 1759 году для нее «Нотная тетрадь» с лег­кими пьесками пригодилась затем при обучении маленько­го ВолыЬ ганга.

В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине тер­ции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять не­сложные менуэты. В 1762 году Леопольд повез своих чудо- детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского
курфюрста, а затем в другие города Германии и Австрии. Это путешествие положило начало ряду концертных поез­док, которые продолжались в течение десяти лет.

К этому времени Вольфганг освоил скрипку и свободно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как на клавишных инструментах. Во время путешествия он исполнил свой скрипичный концерт. Среди присутствовав­ших в зале был 14-летний Гёте.

География гастролей расширялась: Брюссель, Париж, Лондон. Считалось почетным, если талант признавался царствующими особами. Так, Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вни­манием аристократических кругов. В это же время в Пари­же были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В Лондоне они были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные кон­церты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристи­ан Бах, любимец лондонского общества, высоко оценил ог­ромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на ко­лени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.

В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана Баха, ставшего учителем маль­чика, и демонстрировали врожденное чувство формы и ин­струментального колорита.

Затем семья направилась в Голландию, Бельгию, далее снова в Париж, в Лион, Женеву. Берн, Цюрих, Аугсоург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо- ребенка и был поражен сделанными им успехами. По воз­вращении в родной Зальцбург Вольфганг написал свою пер­вую оперу — «Мнимая простушка». Написанная им первая большая месса для хора с оркестром была исполнена на от­крытии церкви при сиротском доме перед большой и доб­рожелательной аудиторией.

Целью следующей задуманной отцом Вольфганга поез- цки стала Италия — страна оперы и, конечно, страна музы­ки вообще. Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов — у папы и герцога, у короля Фердинанда IV и у кардинала и, самое главное, у музыкан­тов. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу- сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г Аллегри, которое потом за­писал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта и пожаловал ему орден Золотой шпоры.

После многочисленных поездок, возвратясь в Зальцбург Моцарт целиком посвятил все свое время сочинению новых музыкальных произведений в это время появляются симфо нии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а гакже первый струнный квартет. Эта музыка вскоре обеспечила ав­тору статус одного из самых талантливых композиторов Ав­стрии. Симфонии, созданные в этот период, отличаются вы­сокой драматургической цельностью и ясностью формы.

После зарубежных триумфов Моцарта стали постигать неприятности. В Зальцбурге, проработав недолго у архиепис­копа, он был уволен со службы и решил поискать счастья за рубежом. Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. По дороге они остановились в Маннгейме, где Мо­царт был дружески встречен местными оркестрантами и пев­цами, он влюбляется без памяти в певицу Алоизию Вебер. В Париже композитора преследовали неудачи: скончалась мать Вольфганга, парижские придворные круги утратили ин­терес к молодому композитору. По пути в Зальцбург Вольф­ганг задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия равнодушна к нему. Это было страшным ударом.

Спустя некоторое время Моцарт женился на Констанце Вебер, сесгре своей первой возлюбленной. Леопольд был про­тив этого брака, он умолял сына одуматься. Но Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Сте­фана в 1782 году. И хотя Констанца была столь ж^ беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак оказался удачным.

Появившиеся новые симфонические и инструменталь­ные произведения Моцарта в этот период отличаются отто­ченностью формы, филигранностью оркестровки, богат­ством и тонкостью эмоциональных нюансов и особой яр­кой индивидуальностью.

В 1782 году в Вене была поставлена опера Моцарта «Похищение из сераля». Она имела успех, и Моцарт стал кумиром Вены как в придворных и аристократических кругах, так и среди посетителей концертов из третьего со­словия. За несколько лет Моцарт достиг вершины славы. Жизнь в Вене протекала активно как в композиторской, так и в исполнительской деятельности. Билеты на его кон­церты, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью.

В этот период началась многолетняя искренняя дружба Моцарта и Й. 1айдна. Гайдн высоко оценил музыку молодо­го композитора. Он считал Моцарта величайшим компози­тором века, который значительно превосходит своим талан­том всех, кого он знает или о ком он слышал

В 1784 году Моцарт стал масоном, что наложило глубо­кий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в «Волшебной флейте». В те годы нема­ло известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкан­тов входили в масонские ложи, в их числе был и Гайдн. Масонство культивировалось и в придворных кругах.

После смерти отца в 1787 году Моцарта стали все боль­ше и больше посещать размышления, окрашенные глубо­ким пессимизмом. Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни — нищета. Постановка «Дон Жуана» в Вене в мае 1788 года закончилась провалом, на приеме пос ле спектакля оперу защищал один Гайдн.

В последние годы жизни Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой долж­ности жалованьем. Император мало что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта. О сочинениях Моцарта он выс­казался, что они «не во вкусе венцев».

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоя­тельствах в его доме явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф за­казал сочинение в память умершей жены, намереваясь ис­полнить его под своим именем. Моцарт сочинял реквием как для себя, лихорадочно раоотая над партитурой. 15 нояб­ря 1791 года он закончил Маленькую масонскую кантату. Ночью он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Около часа ночи он отвернулся к стене и перестал дышать. На кладби­ще св. Марка он был похоронен без свидетелей в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре забыто.

Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.

Безупречностью и совершенством моцартовского орке­стра восхищаются как музыканты, так и широкая публика, не всегда отдавая отчет, чем привлекают произведения это­го гениального композитора. Моцарт создал собственный, исключительно самооытный стиль. Только в XX веке было осознано удивительное богатство и глубина моцартовской музыки. Пришло понимание его внутренней трагичности, которая была скрыта внешней безмятежностью, солнечнос­тью его музыки.

До XX века только Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки, ныне же мно­гие музыканты и любители музыки считают, что это искус­ство нашло свое самое совершенное выражение в творениях Моцарта.

Основные сочинения

Оперы: свыше 20 опер, из них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».

Симфонии: свыше 50 симфоний, из них ми-бемоль ма­жор, соль минор, до мажор «Юпитер».

Кониерты: для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты) и др.

Фортепианные произведения: сонаты, вариации, фан­тазии.

Вокальные произведения: «Реквием» (закончен Ф.К. Зюс- майром); мессы и другие хоровые сочинения, песни.

Литература

Аберт Г. В.А. Моцарт: Ч. 1-2. - М., 1978-1985,

ВейсД. Возвышенное и земное: Роман о жизни Моцарта и его времени. — М., 1997.

Чичерин Г.В. Моцарт. Исследовательский этюд, — Л., 1987.

Эйнштейн Э. Моцарт. Личность. Творчество. — MJ^1Q77.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: