Современная музыкальная педагогика учитывает тенденции развития общества, системы образования и музыкального искусства, а также основывается на научных исследованиях смежных наук: философии, психологии, физиологии Различные подходы_к музыкальному образованию, вое итанию и развитию детей активно разрабатывали Б.В. Асафьев, Э.Б. Абдуллин А.Н Сохоо._Г.М. Ныпир В психологии значительный вклад в систему музыкального развития внесли Б.М. Теплов, В.В. Медушевский, Е.Н. На зайкинский, В.И. Петрушин. Отечественная музыкальная педагогика основана на методиках О А. Апраксиной, Ю.Г. Алиева, Н.А. Ветлугиной, H.J1. Гродзенской, М.А. Ру- мер, В.Н. Шацкой. Особое место в системе музыкального образования в школе занимает программа по музыке, разработанная под руководством Д. Б. Кабалевского, которая получила широкое распространение в последние десятилетия XX века. В последние годы в области музыкального воспитания в начальной школе особый вклад внесли JI.A. Без- бородова, М.С. Осеннева, J1.B. Школяр, В.О. Усачева.
В музыковедческой и психолого-педагогической лите- ^.уре существуют несколько взглядов на развитие ребенка под воздействием музыки.
Ь Эмоциональное воздействие музыки на личность - наиболее распространенная и обоснованная позиция. Об этом говорили многие значительные личности, писатели, художники, музыканты педагоги. JI.H. Толстой назвал музыку «стенографией чувств». «Музыка — это звучащая душа эпохи» (В. Ворона), «Музыка — язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств» (Д. Джербан). «Музыка — непосредственный язык души», — писал известный русский музыкальный критик А.Н. Серов. Действительно, музыка возбуждает яркие эмоции, благородные чувства, лучшие устремления души. Практически все исследователи музыки как средства воспитания сильную ее сторону видели в способности выражать чувства, эмоции, настроения, страсти.
|
2. Многие теоретики и практики рассматривали специфику музыкального мышления и возможность интеллектуального развития детей в процессе музыкального образования. Правомерность данной позиции подтверждается исследованиями в области нейропсихологии. В результате исследования было доказано, что мелодия «фиксируется» в области правого полушария, т. е. активно влияет на эмоциональную сферу человека, за ритм же «отвечает» левое (логическое) полушарие. Эти исследования показывают, что мелодия, условно говоря, воздействует на эмоции, а ритмическая основа музыки активизирует интеллектуальные процессы
3. Следующая позиция заключается в утверждении, что музыка является одним из способов познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, с одной стороны, и окружающего мира, с другой. Действительно, ребенок может познавать окружающий мир посредством музыки, но музыка является способом познания не материального, а духовного мира, она имеет специфический образный язык, который не совпадает с социальными реалиями и зачастую вступает с ними в противоречие.
4. Важным является направление, которое связано с осмыслением воздействия музыки на физиологические процессы человека. Русские физиологи И.М. Догель и И.Р. Тарханов экспериментально доказали, что музыка влияет на дыхание, пульс, кровообращение человека, при этом разрозненные звуки воздействуют значительно слабее, чем мелодия, т. е. музыкально организованные звуки.
|
5. Не менее важным в области общих проблем воспитания детей является направление, связанное с развитием творческого потенциала человека. В данном направлении фундаментальными считаются труды Б.М. Теплова, который разработал систему выявления и формирования музыкальных способностей.
Данные подходы оказали значительное влияние на систему музыкального развития детей в общеобразовательной школе. Несмотря на разнообразие подходов, многие исследователи выделяют основные содержательные компоненты, которые являются определяющими в общей системе музыкального образования и развития детей.
Особое значение в музыкальной педагогике отводится полноценному восприятию музыкального произведения, потому что восприятие является результатом активной позиции слушателя (О.А. Апраксина, H.JI. Гродзенская, В.Н. Шацкая).
К основополагающим принципам активизации восприятия музыки Б.В. Асафьев относит принципы «непрерывного течения-развития музыкальных процессов», «слухового наблюдения музыки», «осмысления интонационного строя музыкального произведения».
Б.В. Асафьев предлагает проводить работу с детьми с учетом следующих этапов: вначале постепенно накапливать слуховой опыт, затем переходить к усвоению все более сложных слуховых навыков, от них к развитию творческих инстинктов, которые ведут к сознательной оценке музыкальных впечатлений.
К необходимым условиям активизации музыкального восприятия как одного из основных способов творческого развития детей многие педагоги относят: расширение и улучшение качества общего аудиального развития; включение детей в активные виды музыкальной деятельности по освоению музыкальных произведений (пение основных музыкальных тем, использование музыкально-ритмических упражнений в процессе слушания); активное освоение особенностей музыкального языка, овладение средствами музыкальной выразительности и свободное применение их в новых условиях. Наиболее действенным методом активизации музыкальной деятельности, на наш взгляд, является импровизация.
|
Принципиально важным является умение детей слушать и слышать музыку. Этот принцип Д.Б. Кабалевский выделил как один из ведущих в музыкальной педагогике. Говоря о музыке как о способе познания мира, В.В. Ванс- лов, А.Н. Сохор, Д.Б. Кабалевский отмечали, что музыка специфическим образом, т. е. в звуках, отражает жизнь природы и общества, причем главный, наиболее интересный для нее предмет — человек в его разнообразных связях с окружающей действительностью. Овладение музыкальной и шире — аудиальной культурой позволяет человеку услышать этот окружающий его мир.
Можно выделить четыре этапа развития у детей полноценного умения слушать:
1) развитие умения слушать, слышать и понимать самого себя;
2) умение дифференцировать звуковой поток окружающего мира;
3) понимание звукового и интонационного строя речи окружающих людей;
4) на основе предыдущих умений и погружения в музыкальную культуру у ребенка развивается способность слушать, слышать и понимать музыку.
Однако данный процесс протекает не линейно, воздействие зачастую протекает параллельно или объемно. Если ребенок вслушался, услышал и понял музыкальный образ, то он сможет более тонко и дифференцированно относиться к окружающему звуковому миру. При этом педагогу необходимо научить детей применять это умение не только в специально организованных условиях: на уроках музыки или музыкальных занятиях, — но и в различных жизненных ситуациях.
Проблемы музыкального мышления изучали Э.Б. Аб- дуллин, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Пет- рушин, А.В. Ражников, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпин. Интерпретация данного понятия достаточно широкая — от понимания музыкального мышления как процесса осмысления ритмомелодической логики музыкального содержания и формы до философского осмысления музыки как гармонии мироздания и творческого осмысления жизни.
Нередко музыкальное мышление связывают с отражением в сознании человека музыкального образа, который включает в себя единство рационального и эмоционального, реального и вымышленного, осознанного и неосознанного. Г.М. Цыпин, вслед за Б.В. Асафьевым, утверждает, что любая музыкально-мыслительная деятельность основывается на способности человека откликаться на воспринимав мые интонации. На начальном этапе развития музыкального мышления в сознании ребенка происходит движение от простых образов к более сложным и содержательным, от разрозненных и несвязных к более крупным, обобщенным. Известно, что у цетей младшего школьного возраста еще преобладает наглядно-образное мышление, т. е. восприятие ярких, конкретных музыкальных образов активизирует мыслительную, в том числе и креативную, деятельность детей Но уже с первого класса активно развивается ооразно- логическое мышление, что позволяет активно развивать музыкальное мышление детей.
Музыкальное мышление рассматривают как реальную психическую деятельность, с помощью которой личность приобщается к музыкальному искусству, постигает смысл заключенных в нем духовных ценностей и осуществляет «процесс моделирования отношения человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах» (В.И. Петрушина). На основе этого можно сформулировать определение музыкального мышления младших школьников с учетом их возрастных особенностей.
Музыкальное мышление детей представляет собой процесс наглядно-образного и образно-логического осмысления интонационно-звукового строя музыки и моделирования возникающих образов в соответствии с действительностью.
Основываясь на определении музыкального мышления младших школьников, на возрастных особенностях детей данного возраста, идеях Д.Б Кабалевского и В.И. Петрушина, выделим особенности музыкального мышления детей, которое представляет собой:
1) способ общения с духовным и материальным миром;
2) процесс постижения музыкального образа в соотношении с действительностью;
3) одну из форм проявления наглядно-образного мышления по реальному освоению музыкальных образов;
4) способ освоения невидимых и неосязаемых звуков, возникающих в информационно-энергетической форме;
5) основу проявления творческой активности на ментальном уровне;
6) одно из проявлений креативной личности.
Ценно для музыкального развития детей положение В.И. Петрушина о «двойной динамике», возникающей в процессе осмысления воспринимаемого музыкального произведения. По мнению автора, мышление как процесс, который разворачивается во времени, имеет такую же процессуальную природу, как и музыкальный образ. Процесс мышления и процесс развертывания музыкального произведения накладываются друг на друга и образуют сложную «двойную динамику», которая значительно усиливает вхождение ребенка в творческий процесс[30].
Так, на первом этапе восприятия и осмысления музыки происходит акт принятия мыслительной задачи, поскольку мыслительные процессы возникают под воздействием каких-либо потребностей, побуждений, мотивов или чисто практических интересов. Данный акт означает желание, стремление понять смысл музыкального произведения, т. е. направленность на освоение музыкального образа.
На втором этапе анализируется ситуация, которая стала предметом размышления, рассматриваются как свойства отдельных элементов, так и связи между ними. Этот этап протекает в виде исследования-вслушивания в смысл музыкального языка. Для этого необходимо тонкое дифференцированное слышание, а также владение определенными знаниями. Музыкальный образ приобретает определенные очертания, становится понятным.
Третий этап носит поисковый характер, в результате которого возникает внезапно вспыхнувшая догадка. Процесс развертывания музыкального текста «растягивает» догадку на время звучания всего произведения, что помогает интуитивно ощутить духовное начало музыки и одновременно объемно охватить все события и музыкальные образы. То есть музыка развивает у детей объемное восприятие и нелинейные, целостные представления о музыке. Музыкальный образ приобретает емкость, целостность, объемность и представляется в развитии.
Большое значение в музыкальном развитии детей имеет педагогическая концепция П.П. Блонского, в основе которой лежит идея о том, что ребенок от природы является творцом: музыкантом, художником, певцом, скульптором. Задача же взрослого — сохранить стремление и жажду детей к творчеству. По мнению Б.Л. Яворского, вовлечение детей в творческую деятельность также является одним из условий музыкального развития детей. Причем творческими он считает практически все виды музыкальной деятельности детей: активное слушание, хоровое пение, ритмические движения, музыкальные игры, танцы, свободную импровизацию, инсценировки, игру на музыкальных инструментах, сочинение.
Активизация творческой деятельности обосновывается в педагогических работах Ю.Г. Алиева. По его мнению, современная методика музыкальной работы с детьми должна представлять собой способ самореализации ребенка. Привлекая детей к разным видам музыкальной деятельности, педагог должен предполагать «не простое развлечение, а активную работу чувств, мыслей».
Разрабатывая программу для детей, Г.С. Ригина, В.А. Алексеев предлагают использовать на музыкальных занятиях различные виды импровизаций. Организуя путешествие в страну «Музыка», Г.С. Ригина вводит импровизацию в различные виды музыкальной деятельности: в процессе движения под музыку (различные ритмические аккомпанементы выбираются самими детьми); в процессе хорового пения (импровизация музыки без текста в заданном характере,
6. Зак. 887
мелодизация стихотворений, сочинение подголосков к известным мелодиям)и др.
JI.B. Школяр выделяет как основополагающий в музыкальном развитии детей универсальный метод моделирования художественно-творческого процесса или сочинение уже сочиненного. Предложенный метод позволяет организовывать работу с детьми таким образом, что практически любой вид музыкальной деятельности каждый раз создает у них ощущение рождения музыки и нового открытия. Такой подход является важным в развитии творческой активности и осуществляется на музыкальных занятиях постоянно в процессе различных видов фантазирования, которые пронизывают практически всю деятельность детей.
В программе «Музыкальное искусство» в рамках концепции «Начальная школа XXI века» авторы (В.О. Усачева, JI.B. Школяр, В.А. Школяр) сформулировали концептуальные принципы уроков музыки:
— преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
— возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
— деятельностное освоение искусства;
— моделирование художественно-творческого процесса. Последний принцип можно реализовать, если детей
включать в процесс музыкального фантазирования, импровизации. Музыкальная импровизация как вид активной деятельности и способ творческого развития личности подробно изучена Н.Ф. Вишняковой. Автор предлагает осуществлять подготовку к детской музыкальной импровизации в следующей последовательности:
— определение характера музыкального образа, соотнесение с образной структурой стихотворного текста;
— определение ритма и темпоритма музыкального образа;
— выявление интонационного движения и его вариантов, ярких, запоминающихся мотивов;
— выявление особенностей развития мелодической интонации;
— определение фразировки и ее ритмической основы;
— определение характера лада и устойчивых звуков, с которых начинается и заканчивается мелодия;
- характеристика жанра, колорита и стиля.
После анализа музыкального материала, который формирует опорные знания о музыке, автор придает важное значение воспитанию «внутреннего слуха», которое позволяет включать детей в вокальные импровизации. В упрощенном виде такие внутренние «импровизации» используются как метод включения детей в фантазирование, которое предлагается нами в рамках аудиального развития.
Разнообразные педагогические условия, принципы, методы и приемы, направленные на эстетическое и творческое развитие детей, на формирование у них внимания, фантазии, воображения, используются в методических пособиях A.JI. де Арисменди, JI.H. Комиссаровой, Э.П. Костиной, И.П. Манаковой, Н.Г. Салминой.
В ряде современных методик идея ролевого включения детей в процесс освоения художественного произведения достаточно популярна и подробно разработана (Д.Б. Кабалевским, Е.М. Торшиловой и др.). При реализации данного подхода уже с первых занятий дети пытаются ощутить себя слушателями, композиторами, исполнителями, художниками, декораторами, критиками, что позволяет им вообразить соответствующую ситуацию и выразить это в конкретном виде деятельности. К уже сочиненному композиторскому или народному произведению дети находят звуковые эффекты, отыскивают в процессе звучания музыкального фрагмента эмоционально-выразительный жест занимают ся сочинительством и выявлением различных цветовых композиций и т.д.
Немаловажное значение в музыкальном развитии личности имеет учет влияния всех сенсорных систем ребенка. Визуальная культура ребенка выступает в качестве важной и определяющей в младшем школьном возрасте Рассматривая взаимосвязь музыкального развития детей с активизацией их творческой деятельности, J1.H. Комиссарова, Э.П. Костина особое значение на музыкальных занятиях придают наглядным средствам. Вслед за Б.М. Тепловым авторы утверждают что внемузыкальные средства на музыкальных занятиях активизируют деятельность детей и позволяют обогащать музыкальные (аудиальные) образы визуальными. По мнению Н.А. Ветлугиной, ребенок не только воспринимает и эмоционально переживает музыкальное произведение, но и стремится сопоставить его с чем-то реальным. К наглядным средствам, активизирующим процесс самовыражения детей, педагоги относят картины, рисунки, схемы, знаки, символы, муляжи, диапозитивы, диафильмы, кино, телевидение. С развитием мультимедиа и компьютерных технологий в учебный процесс активно включаются другие средства наглядности посредством компьютера.
В последние годы активно разрабатывается система освоения музыки в знаках, символах, образах. К данному направлению можно отнести методики, предложенные В.В. Кирюшиным, И.П. Манаковой и Н.Г. Салминой. Так, основываясь на положении о том, что бессознательные процессы оказывают значительное влияние на процесс запоминания, активизируют творческий потенциал ребенка, его музыкальные способности, В.В. Кирюшин разработал систему символов, знаков и образов по освоению музыкального языка. Ценным для творческого развития детей являются сочиненные им и его учениками музыкальные мифы и сказки.
И.П Манакова и Н.Г. Салмина раскрывают возможность реализации в практической деятельности семиотического подхода в освоении детьми музыкального искусства. Семиотический подход в процессе музыкальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях решает ряд возрастных проблем не только музыкального развития, но и развития образно-ассоциативного мышления. Данный подход решает ряд психолого-педагогических задач музыкального образования и творческого развития детей:
1) обладая образным мышлением, дети легче осваивают музыкальный образ в знаках и символах;
2) отсутствие навыков чтения и письма позволяет детям выразить свое отношение к музыке не вербально, а в знаковой системе;
3) рассмотрение музыкального языка как семиотической системы помогает на основе визуального ряда легче понять его смысл и значение;
4) визуальная система у дошкольников преобладает над другими сенсорными системами (аудиальной и кинестетической), поэтому семиотический подход позволяет активизировать восприятие и творческую деятельность детей.
Разработанная знаково-символическая система, которая включает такие наглядные средства, как матрицы, таблицы, схемы, благодаря своей наглядности и доступности способствует углубленному и осознанному пониманию и воспроизведению усваиваемого музыкального материала.
По мнению авторов, если научить ребенка осваивать музыкальный образ посредством использования выразительных средств других видов искусств, которые также обладают знаково-символическим содержанием, то деятельность детей значительно активизируется. Именно семиотический подход в освоении музыки развивает творческую активность детей, способствует формированию у них полимодальных знаний
С учетом антропологического подхода и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста разработана нами система аудиального развития детей, которая предполагает не только систему музыкального развития детей, но и развитие их общей аудиальной культуры и творческой направленности. Система аудиального развития детей описана во второй главе данного пособия.
Ценность проанализированных методик заключается в новых идеях, подходах, принципах, методах и приемах развития детей, которые позволяют сформировать у них следующие умения:
1) аудиальное развитие детей, которое предполагает постепенное постижение ребенком звуков окружающего мира: от шумов, звуков до музыки жизни;
2) умение ребенка слушать, слышать и понимать себя, окружающий звуковой мир, смысл речи окружающих людей, музыку;
3) овладение мелодическим, пластическим, графическим, вербальным, ритмическим, тембровым фантазированием;
4) умение накапливать энергию и концентрировать свое внимание (энергию) на внутренних и внешних процессах и явлениях;
7) умение переключать внимание с внутренних процессов на внешние и наоборот;
8) умение самостоятельно тренировать память и отбирать нужную звуковую и музыкальную информацию;
9) умение управлять своими мыслям в процессе и восприятия, и исполнения музыки, переключаться с одного музыкального образа на другой;
10) умение прислушиваться к себе и бережно относиться к любым внутренним сигналам организма;
11) умение «переводить» музыкальные образы в знако- во-символическую систему;
12) умение переносить освоенные способы творчества и фантазирования в новые условия.
Современная музыкальная педагогика обладает достаточным объемом подходов, систем, способов, методов и приемов активизации творческой деятельности ребенка, воспитания их аудиальной и музыкальной культуры. Наиболее эффективными методами музыкального развития детей младшего школьного возраста, на наш взгляд, являются методы:
• яркого контраста, сравнения и сопоставления, опосредованного воздействия музыки;
• перспективы и ретроспективы;
• моделирования творческого процесса;
• семиотического освоения шумовой, звуковой, музыкальной реальности;
• пластического, графического, мелодического, ритмического, тембрового, вербального фантазирования. Методика музыкального воспитания младших школьников подробно освещена в ряде учебных пособий, одним из наиболее обоснованных является учебное пособие О.А. Апраксиной, по которому учились несколько поколений будущих учителей му?ыки и учителей начальных классов. Учебное пособие JI.A. Безбородовой и М.С. Осенневой «Методика музыкального воспитания младших школьников» рассчитано на подготовку учителей начальных классов к ведению уроков музыки. В учебном пособии даны сведения о свойствах музыкального звука, интервалах, аккордах, ладо- тональной организации музыки. Теоретические знания предполагают изучение основ сольфеджио, теории музыки и на основе школьного репертуара интонирования песен.
Авторы освещают вопросы методологических и научных основ музыкального воспитания детей, раскрывают формы и методы музыкального образования и развития детей, рассматривают виды музыкальной деятельности, анализируют современные программы по музыке для начальной школы.
Освоение методики построено на разнообразных практических заданиях, особенностью которых является исследовательская деятельность требующая от студентов самостоятельности и творчества.
Вопросы и задания
1. Раскройте и обоснуйте методологические и научные основы музыкального развития, образования и воспитания младших школьников.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные дидактические принципы музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Обоснуйте связь методики музыкального воспитания с возрастной психологией и общей педагогикой.
4. Охарактеризуйте методы музыкального развития детей младшего школьного возраста.