Вокально-хоровые навыки формируются не отдельно каждый, а в комплексе, во взаимосвязи с другими, однако в 1—2-х классах акцент делается на вокальную работу. С этой целью в программе рекомендуются песни с простыми, легко запоминающимися мелодиями, легкими в интонационном отношении, небольшими по диапазону. В 3-4-х классах на первый план выступает работа над хоровыми навыками, которые формируются как во взаимосвязи, так и на основе вокальных.
Ошибочно наиболее трудным считают пение без сопровождения — а капелла. На самом деле целесообразно, необходимо и единственно интонационно верное и физиологически оправданное пение может быть без сопровождения. Желательно в первом классе в течение нескольких месяцев петь без сопровождения, как пели народные песни на протяжении многих веков.
Это связано с тем, что звучание музыкального инструмента кардинально отличается от звучания естественного певческого голоса. Сопровождение музыкального инструмента позволяет исполнять голосом лишь полутоны. Голос же интонационно богаче, он обладает способностью воспроизводить и четверть, и восьмую часть тона, поэтому ребенку достаточно трудно фиксировать полутоновое звучание. При этом полноценность и звучность голос приобретает лишь в процессе пения без какой-либо инструментальной поддержки.
Учитель должен очень бережно относиться к детскому голосу. Первое условие правильной работы — «не навредить». Нередко у учителя появляется желание разучить с детьми популярную песню, которую поют известные детские хоровые коллективы. Однако сложная мелодия, большой диапазон не соответствуют возможностям голоса младшего школьника.
|
При разучивании песни необходимо следить за тем, чтобы дети пели все гласные округло, в единой манере, ясно и четко, но мягко произносили согласные, особенно в конце фраз. Исполнение мелодического скачка снизу вверх требует особого внимания. В этом случае нижний звук необходимо исполнить тише и легче, а верхний как бы «положить» сверху вниз, «опереться» на него.
Нечисто интонируемый звук необходимо подержать, послушать, подстроить к голосу учителя или инструмента. Важно приучать детей слушать и слышать себя и своих товарищей, а также оценивать свое пение. Очень полезно: а) петь мелодии про себя с активным беззвучным произношением слов в ритме песни; б) петь через фразу: одну вслух, другую про себя; в) чередовать исполнение фраз по рядам (одну фразу поет первый ряд, другую — второй ряд, или одну фразу поют девочки, другую — мальчики) и т.д.
Разучивание песни обычно проводится по фразам, при этом каждый раз ставится перед исполнением определенная задача. Например, при первом исполнении ставится задача работы над дикцией, при повторном исполнении ведется работа над кантиленой, перед итоговым исполнением учитель добивается точного начала, акцентировки и окончания фразы. При итоговом исполнении всего куплета главной задачей становится эмоциональная передача музыкального образа в пении.
При разучивании нового куплета недопустимо прогова- ривание текста. Проговаривание слов без мелодии приводит к нечистому интонированию, так как тест песни и мелодия едины. Для лучшего запоминания можно записать
текст на доске или проговорить его беззвучно, хорошо артикулируя каждый слог.
|
Недопустимо бесцельное, скучное, однообразное, неэмоциональное пропевание мелодии. Учитель должен искренне любить песню, которую он разучивает с детьми, заражать своей любовью и заинтересованностью к ней Эф фективных результатов можно добиться в том случае, если разучивание будет сопровождаться повышенным положительным эмоциональным настроем поющих. Надо приучить детей к мысли, что хорошее исполнение песни требует большого труда, однако этот труд очень радостный. Только в этом случае состоится встреча с настоящим искусством и участие в его создании.
Песенный репертуар
Помимо имеющегося в программе репертуара песен ре комендуется использовать на уроках и во внеклассной работе песни, интересные по содержанию и в соответствии с тематикой дополнительно.
Предложенный репертуар учитывает возрастные особенности развития голоса детей. Однако песни, разученные в первом классе, можно повторить в последующих классах в зависимости от темы, которые дети проходят.
Песни имеют разнообразный характер, в репертуаре предложены веселые и бодрые, спокойные и плавные, маршевые и танцевальные песни.
Тематика песен учитывает интересы детей и воспитательные задачи. В репертуаре есть песни разных народов, песни о жизни и занятиях детей. Большое место уделяется теме дружбы и взаимопомощи, развитию патриотических чувств. Особый раздел занимают песни о природе, о птицах, животных, явлениях природы.
1-й класс
«Начинаем краковяк». Муз. Ю Чичкова, сл. В. Емельянова. «Возле дома огород». Муз. Е. ботярова, сл. О. Высоцкой. «Улетаем на луну». Муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой. «К нам приходит Новый год». Муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой.
|
«Слон и скрипочка». Муз. В. Кикгы, сл. В. Татаринова. «Ласточки». Муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель. «Мой конек». Чешская народная песня. «Братец Яков». Французская народная песня. «Про лягушку и комара». Муз. А. Филипенко, сл. Т. Волгиной. «Много песен мы споем». Венгерская народная песня.
2 класс
«Солнечный май» Муз. Г. Фрида, сл. Н. Найденовой. «По грибы». Муз. Т. Бражниковой, сл. В. Лившица. «Снежинки». Муз Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой. «Песенка-небылица». Муз. П. Чисталева, сл. О. Высотской. «Собираем виноград». Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Татаринова.
«Любопытный дрозд». Польская народная песня. «Соловей и лягушка». Немецкая народная песня. «Кукушка» Эстонская народная песня. «Три маленьких дружка». Французская народная песня.
3- й класс
«Родина моя». Муз. А. Абрамова, сл. И. Мазнина. «Давайте играть». Муз. Е. Туманян, сл. О.Высоцкой. «Лес поет». Муз. О. Фельцмана, сл Н. Найденовой. «Все дети на планете». Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С Богомазова.
«Просим, просим». Эстонская народная песня. «Жаворонок». Якутская народная песня. «Веснянка». Украинская народная песня «Выходили раз ребятушки». Русская народная песня. «Маленький охотник». Французская народная песня.
4- й класс
«Музыкант гурист» Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Белякова. «Мир похож на цветной луг». Муз. В. Шаинского, сл. М Пляцковского.
«Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. школьницы Ирины Вахрушевой.
«Давайте дружить». Муз. Е. Ботярова, сл. М. Пляцковского.
«Родина моя». Муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского. «Пропала собака». Муз. В Шаинского, сл. А. Ламм. «Физкульт-ура!». Муз Ю. Чичкова. сл. 3. Петровой. «Надо только захотеть». Муз. П. Аедоницкого, сл. 3. Петровой.
«Кукушка». Французская народная песня.
Слушание музыки
Слушание музыки в начальных классах будет полноценным, если в программе используются и классические произведения, и народная музыка, и музыкальные произведения современников. Наиболее интересен для младших школьников мир детства в произведениях композиторов- классиков и современников. Поэтому необходимо при выборе музыкального репертуара учитывать их возрастные особенности.
Слушание музыки является одним из важных, но и наиболее сложных видов музыкальной деятельности. Дети младшего школьного возраста еще не имеют большого багажа и навыков слушательской культуры, поэтому нередко серьезные классические произведения для них становятся «иностранным языком», который, может быть, и звучит красиво, но совеошенно не понятен им. Однако если учитывать возрастные особенности восприятия музыки и тягу детей к познанию нового, то классические произведения могут выполнять разнообразные функции: познавательную, эстетическую, нравственную, патриотическую, творческую, коммуникативную. Для этого необходимо учитывать следующие условия.
Детям младшего школьного возраста наиболее близка музыка с несложной, четкой ритмической основой, с яркими музыкальными интонациями, наличием контрастных частей и регистров, поскольку все это активизирует внимание детей. Но это не значит, что учитель должен выбирать легкие для восприятия музыкальные произведения. В результате накопления слухового опыта, знакомства с музыкально-выразительными средствами, закономерностями музыкального искусства и характерными чертами творчества
7. Зак. 887
композиторов формируется способность восприятия более сложной музыки.
Методика организации и проведения слушания музыки имеет свои особенности. В отличие от других видов музыкальной деятельности (исполнения песен, музыкальной грамоты, музыкально-ритмических движений), восприятие музыки требует не внешних проявлений, а внутренней сосредоточенности и внимания. В процессе подготовки и восприятия музыки выделяют 4 этапа.
1. Подготовка к восприятию музыки.
2. Непосредственно восприятие музыки.
3. Обсуждение прослушанного музыкального произведения.
4. Повторное прослушивание музыки.
Проведение каждого этапа имеет свои особенности.
Подготовка к восприятию музыки может быть проведена в виде рассказа, беседы, вступительного слова или может ограничиться одним вопросом. При этом надо отличать беседу перед прослушиванием музыки как этап слушания от беседы как формы внеклассной музыкальной работы, например, форма внеклассного мероприятия — беседа «Чьи песни ты поешь».
Вступительное слово, рассказ или беседа должны быть краткими, главная цель — подготовить учащихся к восприятию музыки, активизировать и направить внимание на содержание. Короткий рассказ — это сведения о композиторе, об исполнителях и музыкальных инструментах, о характере, настроении музыки. В беседе с учениками учитель выясняет, в каких жизненных обстоятельствах может звучать эта музыка, что они знают о композиторе, написавшем это музыкальное произведение, о сюжете, на основе которого оно написано (при прослушивании, например, фрагментов из опер). Назвав произведение, можно предложить детям мысленно сочинить музыку и рассказать, какая она будет по характеру и настроению
В беседе учитель должен искусно использовать интонационное богатство человеческой речи, тем самым подготовить детей к восприятию музыки. Неуместны веселые, радостные интонации перед прослушиванием грустной музыки, и наоборот. О маршевой музыке лучше говорить твердым, уверенным голосом, четко произнося слова, а о мелодичной песенной музыке рассказывать мягким, певучим голосом.
Непосредственно перед слушанием предложить детям занять удобное положение, напомнить, как надо слушать:
— «как на концерте»;
— «на одном дыхании», пока последний звук не растает;
— при полной тишине в классе (обязательное условие);
— можно предложить закрыть глаза, опустить или положить голову на парту. Для детей важно переживать музыку вместе с учителем, этому может способствовать «встреча» «слушающих» глаз учителя с глазами детей. Большое значение имеет выражение лица учителя в зависимости от характера музыки: или сосредоточенное, или ласковое, или задумчивое, но обязательно искреннее.
При исполнении живой подвижной музыки детям, особенно первоклассникам, трудно усидеть спокойно. Можно им предложить маршировать, танцевать, скакать под музыку, но только мысленно.
После того как отзвучит музыка, необходимо провести обсуждение, поделиться своими впечатлениями о ней. Иногда дети увлекаются рассуждениями и пытаются рассказать, что они увидели, представили, при этом смысл всего прослушанного пропадает. Разговор желательно вести о самой музыке, о ее характере, настроении, о том, какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать свои мысли и чувства
Цель повторного слушания — более детальный анализ и углубленное вслушивание в музыку, закрепление и запоминание музыкального произведения. При повторном слушании можно включить не всю музыкальную пьесу, а лишь ее фрагмент.
Чтобы вызвать у детей интерес к музыке, можно применять различные методы активизации восприятия: использовать репродукции картин, рисунки, стихи, портреты композиторов; демонстрировать музыкальные инструменты, диафильмы, слайды; привлекать детей к исполнению музыки и с этой целью применять игру на шумовых музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. При использовании музыкально-ритмических упражнений во вре мя звучания музыки необходимо предварительно провести репетиционный момент.
Первые дни и недели ребенка в школе являются адаптационным периодом к аудиальной информации. Дети в этот период испытывают напряжение от поступающей аудиальной информации, поскольку приходится слушать учителя практически на протяжении всех уроков. Для детей данного возраста вся аудиальная информация представляет собой еще недостаточно дифференцированный шумовой, звуковой и музыкальный поток У первоклассника формируется аудиальное внимание в учебно-воспитательном процессе.
Однако у них еще сохраняется голографическое (целостное) и субсенсорное (сконцентрированное) восприятие музыки, что позволяет детям целостно и с повышенной чув ствительностью реагировать на музыкальные произведения и аудиальную информацию.
Для детей младшего школьного возраста характерно восприятие музыки более эмоциональное и непосредственное. Музыкальный образ воспринимается детьми обобщенно, детям легче слушать программные музыкальные произведения, и чем полнее программа, тем лучше, в этом возрасте им понятнее и доступнее визуальные образы. Слушание музыки помогает детям внимательно относиться к окружающему звуковому миру, активизирует их произвольное слуховое внимание и, самое главное, развивает их слушательский багаж, который лежит в основе музыкальной культуры каждой личности.