Рекомендации но работе над вокально-хоровыми навыками




Вокально-хоровые навыки формируются не отдельно каждый, а в комплексе, во взаимосвязи с другими, однако в 1—2-х классах акцент делается на вокальную работу. С этой целью в программе рекомендуются песни с простыми, лег­ко запоминающимися мелодиями, легкими в интонацион­ном отношении, небольшими по диапазону. В 3-4-х клас­сах на первый план выступает работа над хоровыми навы­ками, которые формируются как во взаимосвязи, так и на основе вокальных.

Ошибочно наиболее трудным считают пение без сопро­вождения — а капелла. На самом деле целесообразно, необ­ходимо и единственно интонационно верное и физиологи­чески оправданное пение может быть без сопровождения. Желательно в первом классе в течение нескольких месяцев петь без сопровождения, как пели народные песни на про­тяжении многих веков.

Это связано с тем, что звучание музыкального инстру­мента кардинально отличается от звучания естественного певческого голоса. Сопровождение музыкального инстру­мента позволяет исполнять голосом лишь полутоны. Голос же интонационно богаче, он обладает способностью вос­производить и четверть, и восьмую часть тона, поэтому ре­бенку достаточно трудно фиксировать полутоновое звуча­ние. При этом полноценность и звучность голос приобретает лишь в процессе пения без какой-либо инструментальной поддержки.

Учитель должен очень бережно относиться к детскому голосу. Первое условие правильной работы — «не навре­дить». Нередко у учителя появляется желание разучить с детьми популярную песню, которую поют известные детс­кие хоровые коллективы. Однако сложная мелодия, боль­шой диапазон не соответствуют возможностям голоса млад­шего школьника.

При разучивании песни необходимо следить за тем, что­бы дети пели все гласные округло, в единой манере, ясно и четко, но мягко произносили согласные, особенно в конце фраз. Исполнение мелодического скачка снизу вверх требу­ет особого внимания. В этом случае нижний звук необходи­мо исполнить тише и легче, а верхний как бы «положить» сверху вниз, «опереться» на него.

Нечисто интонируемый звук необходимо подержать, послушать, подстроить к голосу учителя или инструмента. Важно приучать детей слушать и слышать себя и своих то­варищей, а также оценивать свое пение. Очень полезно: а) петь мелодии про себя с активным беззвучным произно­шением слов в ритме песни; б) петь через фразу: одну вслух, другую про себя; в) чередовать исполнение фраз по рядам (одну фразу поет первый ряд, другую — второй ряд, или одну фразу поют девочки, другую — мальчики) и т.д.

Разучивание песни обычно проводится по фразам, при этом каждый раз ставится перед исполнением определен­ная задача. Например, при первом исполнении ставится за­дача работы над дикцией, при повторном исполнении ве­дется работа над кантиленой, перед итоговым исполнением учитель добивается точного начала, акцентировки и окон­чания фразы. При итоговом исполнении всего куплета глав­ной задачей становится эмоциональная передача музыкаль­ного образа в пении.

При разучивании нового куплета недопустимо прогова- ривание текста. Проговаривание слов без мелодии приво­дит к нечистому интонированию, так как тест песни и ме­лодия едины. Для лучшего запоминания можно записать

текст на доске или проговорить его беззвучно, хорошо арти­кулируя каждый слог.

Недопустимо бесцельное, скучное, однообразное, не­эмоциональное пропевание мелодии. Учитель должен ис­кренне любить песню, которую он разучивает с детьми, заражать своей любовью и заинтересованностью к ней Эф фективных результатов можно добиться в том случае, если разучивание будет сопровождаться повышенным положи­тельным эмоциональным настроем поющих. Надо приучить детей к мысли, что хорошее исполнение песни требует боль­шого труда, однако этот труд очень радостный. Только в этом случае состоится встреча с настоящим искусством и участие в его создании.

Песенный репертуар

Помимо имеющегося в программе репертуара песен ре комендуется использовать на уроках и во внеклассной ра­боте песни, интересные по содержанию и в соответствии с тематикой дополнительно.

Предложенный репертуар учитывает возрастные осо­бенности развития голоса детей. Однако песни, разученные в первом классе, можно повторить в последующих классах в зависимости от темы, которые дети проходят.

Песни имеют разнообразный характер, в репертуаре предложены веселые и бодрые, спокойные и плавные, мар­шевые и танцевальные песни.

Тематика песен учитывает интересы детей и воспита­тельные задачи. В репертуаре есть песни разных народов, песни о жизни и занятиях детей. Большое место уделяется теме дружбы и взаимопомощи, развитию патриотических чувств. Особый раздел занимают песни о природе, о пти­цах, животных, явлениях природы.

1-й класс

«Начинаем краковяк». Муз. Ю Чичкова, сл. В. Емельянова. «Возле дома огород». Муз. Е. ботярова, сл. О. Высоцкой. «Улетаем на луну». Муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой. «К нам приходит Новый год». Муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой.


«Слон и скрипочка». Муз. В. Кикгы, сл. В. Татаринова. «Ласточки». Муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель. «Мой конек». Чешская народная песня. «Братец Яков». Французская народная песня. «Про лягушку и комара». Муз. А. Филипенко, сл. Т. Волгиной. «Много песен мы споем». Венгерская народная песня.

2 класс

«Солнечный май» Муз. Г. Фрида, сл. Н. Найденовой. «По грибы». Муз. Т. Бражниковой, сл. В. Лившица. «Снежинки». Муз Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой. «Песенка-небылица». Муз. П. Чисталева, сл. О. Высотской. «Собираем виноград». Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Татари­нова.

«Любопытный дрозд». Польская народная песня. «Соловей и лягушка». Немецкая народная песня. «Кукушка» Эстонская народная песня. «Три маленьких дружка». Французская народная песня.

3- й класс

«Родина моя». Муз. А. Абрамова, сл. И. Мазнина. «Давайте играть». Муз. Е. Туманян, сл. О.Высоцкой. «Лес поет». Муз. О. Фельцмана, сл Н. Найденовой. «Все дети на планете». Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С Богомазова.

«Просим, просим». Эстонская народная песня. «Жаворонок». Якутская народная песня. «Веснянка». Украинская народная песня «Выходили раз ребятушки». Русская народная песня. «Маленький охотник». Французская народная песня.

4- й класс

«Музыкант гурист» Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Белякова. «Мир похож на цветной луг». Муз. В. Шаинского, сл. М Пляцковского.

«Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. школьницы Ири­ны Вахрушевой.

«Давайте дружить». Муз. Е. Ботярова, сл. М. Пляцковского.

«Родина моя». Муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского. «Пропала собака». Муз. В Шаинского, сл. А. Ламм. «Физкульт-ура!». Муз Ю. Чичкова. сл. 3. Петровой. «Надо только захотеть». Муз. П. Аедоницкого, сл. 3. Пет­ровой.

«Кукушка». Французская народная песня.

Слушание музыки

Слушание музыки в начальных классах будет полноцен­ным, если в программе используются и классические про­изведения, и народная музыка, и музыкальные произведе­ния современников. Наиболее интересен для младших школьников мир детства в произведениях композиторов- классиков и современников. Поэтому необходимо при вы­боре музыкального репертуара учитывать их возрастные особенности.

Слушание музыки является одним из важных, но и наи­более сложных видов музыкальной деятельности. Дети младшего школьного возраста еще не имеют большого ба­гажа и навыков слушательской культуры, поэтому нередко серьезные классические произведения для них становятся «иностранным языком», который, может быть, и звучит красиво, но совеошенно не понятен им. Однако если учи­тывать возрастные особенности восприятия музыки и тягу детей к познанию нового, то классические произведения могут выполнять разнообразные функции: познавательную, эстетическую, нравственную, патриотическую, творческую, коммуникативную. Для этого необходимо учитывать следу­ющие условия.

Детям младшего школьного возраста наиболее близка музыка с несложной, четкой ритмической основой, с ярки­ми музыкальными интонациями, наличием контрастных частей и регистров, поскольку все это активизирует внима­ние детей. Но это не значит, что учитель должен выбирать легкие для восприятия музыкальные произведения. В ре­зультате накопления слухового опыта, знакомства с музы­кально-выразительными средствами, закономерностями музыкального искусства и характерными чертами творчества

7. Зак. 887

композиторов формируется способность восприятия более сложной музыки.

Методика организации и проведения слушания музыки имеет свои особенности. В отличие от других видов музы­кальной деятельности (исполнения песен, музыкальной грамоты, музыкально-ритмических движений), восприятие музыки требует не внешних проявлений, а внутренней со­средоточенности и внимания. В процессе подготовки и вос­приятия музыки выделяют 4 этапа.

1. Подготовка к восприятию музыки.

2. Непосредственно восприятие музыки.

3. Обсуждение прослушанного музыкального произве­дения.

4. Повторное прослушивание музыки.

Проведение каждого этапа имеет свои особенности.

Подготовка к восприятию музыки может быть проведена в виде рассказа, беседы, вступительного слова или может ог­раничиться одним вопросом. При этом надо отличать бесе­ду перед прослушиванием музыки как этап слушания от бе­седы как формы внеклассной музыкальной работы, напри­мер, форма внеклассного мероприятия — беседа «Чьи пес­ни ты поешь».

Вступительное слово, рассказ или беседа должны быть краткими, главная цель — подготовить учащихся к восприя­тию музыки, активизировать и направить внимание на со­держание. Короткий рассказ — это сведения о композиторе, об исполнителях и музыкальных инструментах, о характере, настроении музыки. В беседе с учениками учитель выясня­ет, в каких жизненных обстоятельствах может звучать эта музыка, что они знают о композиторе, написавшем это му­зыкальное произведение, о сюжете, на основе которого оно написано (при прослушивании, например, фрагментов из опер). Назвав произведение, можно предложить детям мыс­ленно сочинить музыку и рассказать, какая она будет по характеру и настроению


В беседе учитель должен искусно использовать интона­ционное богатство человеческой речи, тем самым подгото­вить детей к восприятию музыки. Неуместны веселые, радо­стные интонации перед прослушиванием грустной музыки, и наоборот. О маршевой музыке лучше говорить твердым, уверенным голосом, четко произнося слова, а о мелодичной песенной музыке рассказывать мягким, певучим голосом.

Непосредственно перед слушанием предложить детям занять удобное положение, напомнить, как надо слушать:

— «как на концерте»;

— «на одном дыхании», пока последний звук не растает;

— при полной тишине в классе (обязательное условие);

— можно предложить закрыть глаза, опустить или поло­жить голову на парту. Для детей важно переживать музыку вместе с учителем, этому может способствовать «встреча» «слушающих» глаз учителя с глазами детей. Большое значе­ние имеет выражение лица учителя в зависимости от харак­тера музыки: или сосредоточенное, или ласковое, или за­думчивое, но обязательно искреннее.

При исполнении живой подвижной музыки детям, осо­бенно первоклассникам, трудно усидеть спокойно. Можно им предложить маршировать, танцевать, скакать под музы­ку, но только мысленно.

После того как отзвучит музыка, необходимо провести обсуждение, поделиться своими впечатлениями о ней. Иногда дети увлекаются рассуждениями и пытаются рас­сказать, что они увидели, представили, при этом смысл все­го прослушанного пропадает. Разговор желательно вести о самой музыке, о ее характере, настроении, о том, какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать свои мысли и чувства

Цель повторного слушания — более детальный анализ и углубленное вслушивание в музыку, закрепление и запоми­нание музыкального произведения. При повторном слуша­нии можно включить не всю музыкальную пьесу, а лишь ее фрагмент.


Чтобы вызвать у детей интерес к музыке, можно приме­нять различные методы активизации восприятия: использо­вать репродукции картин, рисунки, стихи, портреты компо­зиторов; демонстрировать музыкальные инструменты, диа­фильмы, слайды; привлекать детей к исполнению музыки и с этой целью применять игру на шумовых музыкальных ин­струментах и музыкально-ритмические движения. При ис­пользовании музыкально-ритмических упражнений во вре мя звучания музыки необходимо предварительно провести репетиционный момент.

Первые дни и недели ребенка в школе являются адапта­ционным периодом к аудиальной информации. Дети в этот период испытывают напряжение от поступающей аудиаль­ной информации, поскольку приходится слушать учителя практически на протяжении всех уроков. Для детей данного возраста вся аудиальная информация представляет собой еще недостаточно дифференцированный шумовой, звуко­вой и музыкальный поток У первоклассника формируется аудиальное внимание в учебно-воспитательном процессе.

Однако у них еще сохраняется голографическое (целос­тное) и субсенсорное (сконцентрированное) восприятие музыки, что позволяет детям целостно и с повышенной чув ствительностью реагировать на музыкальные произведения и аудиальную информацию.

Для детей младшего школьного возраста характерно восприятие музыки более эмоциональное и непосредствен­ное. Музыкальный образ воспринимается детьми обобщен­но, детям легче слушать программные музыкальные произ­ведения, и чем полнее программа, тем лучше, в этом возра­сте им понятнее и доступнее визуальные образы. Слушание музыки помогает детям внимательно относиться к окружа­ющему звуковому миру, активизирует их произвольное слу­ховое внимание и, самое главное, развивает их слушательс­кий багаж, который лежит в основе музыкальной культуры каждой личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: