Традиционно материей считают то, что можно видеть. Но формула энергии, которая уже давно открыта в науке, противоречит этому пониманию материи. Энергия — это материя, умноженная на скорость света: Е - тс2, где Е — энергия, т — масса (материя), с — скорость света. Из этого следует, что энергия материальна, но невидима. Таким образом, изменив скорость, мы можем изменить материю и даже превратить ее из одного вида в другой. Этот переход можно сравнить с пылинками видимой материи и с ветром, который мы ощущаем, но не видим. Ветер — это быстрое перемещение невидимых частиц. При этом чем быстрее скорость, тем менее материально, т. е. видимо, явление.
Не значит ли это, что ускорение социальных процессов указывает на стремление к нематериальности, т е. на тенденцию к духовности? Но мы знаем и обратное. Чрезмерный темп приводит к проблемам: «Поспешишь — людей насмешишь» — гласит русская пословица. Выскочки, торопливые люди нередко поступают поспешно и часто ошибаются. Скорость должна соответствовать материи. Однако человек все равно пытается ускорить темп своей жизни, потому что душа как энергия требует движения вперед, а тело как материя инертно. Этим можно объяснить суть русской непознаваемой души. Лень, пассивность и постоянные философские размышления приводят к внутреннему конфликту: душа начинает чего-то требовать. Единственное лекарство в данном случае — это активная деятельность.
Темп, т. е. скорость, любых процессов является показателем энергии, чем выше скорость, тем более энергично (энергетично) явление. Темп звукового потока музыки зависит от темпа жизни.
Так, в древние времена одолевали путь из одной страны в другую за годы, месяцы. Чтобы добраться из одного города в другой в небольшом государстве, надо было потратить несколько дней. «Три дня и три ночи скакал богатырь» — читаем мы в русских народных сказках.
|
В прошлом веке встречи назначались без указания определенного времени: утром, в полдень или вечером. Сейчас мы живем не только по часам, но и по минутам, в некоторых случаях и по секундам, если того требует работа. Урок в школе может начинаться не ровно в 10 часов, а в 10 часов 25 минут. Если темпы жизни будут так же ускоряться, то, следовательно, и урок в школе XXI века, возможно, будет начинаться в 10 часов 25 минут 15 секунд. Парадокс? Нет, развитие истории показывает, что это реальность, которую надо предвидеть и быть к ней готовыми.
Примером стремления к ускорению могут стать «Новости за 60 секунд» на канале НТВ, когда диктор укладывается ровно в 60 секунд и последнее слово произносит с последней секундой на табло. Необходимо осознать, что стремление к духовности не может быть основано на постоянном ускорении видимой материи, гак как переход человека материального в форму человека нематериального в земных измерениях невозможен. Энергия лишь одушевляет (дает жизнь), одухотворяет (дает духовную силу) человека.
Основываясь на том, что скорость может быть двух видов — скорость как перемещение материальных предметов и скорость как движение невидимой материи, можно определить два вида скорости в музыке:
1) временная, линейная скорость, которая зависит от темпа музыкального произведения;
2) пространственная скорость, т. е. энергетические потоки звуковых волн, которые зависят от высоты звука.
|
Дети научаются в школе определять темп музыкального произведения, но даже и не предполагают, что сущность музыки, ее сила заключается в скорости звуковых волн, которые она «излучает». Методы музыкотерапии, которые предлагаются в этой работе, могут помочь детям ощутить звук как энергию, научат их бережно, с большим вниманием и осторожностью относиться к звуковому миру, в кото ром они живут.
Таким образом, именно темп становится связующим звеном между материей и энергией, проявлением динамич ности, показателем энергетичности всех явлений жизни Темп аккумулирует энергию, придает динамичность материи. Темп урока в классе, темп раОоты всего коллектива и отдельных детей — показатель активности. Не быстрота, а легкость — главное качество темпа. Быстрый темп люоого явления: речи, поступка, урока — не означает качества темпа. Медленная речь может оыть выразительна и гармонична, а быстрый темп урока можег быть сумбурным и некачественным.
Хаос — ритм — гармония
Ежедневно, ежечасно, ежеминутно на нас оказывает мощное воздействие противоестественная звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков. Хаотичность звукового фона сопровождает человека целый день: включенное радио, звуки из соседских квартир, шум бесконечного потока машин под окнами, гудки, крики — все это создает средовую аритмичность и оказывает отрица тельное воздействие на жизненные ритмы человека. Безус ловно, социальный, культурный хаос влияет на. деятельность и психику человека. Эти процессы непредсказуемы и неуправляемы, когда они касаются развития ребенка. Хаос разрушительно действует на живые организмы. Подчинение хаоса ритму ведет к гармонии.
|
Действительно, вся наша жизнь пронизана разнооб разными ритмами. Естественные природные ритмы жизненны. Они благотворно влияют на человека, или, точнее, совпадают с его природными, биологическими, соматическими ритмами. Социальные, созданные человеком ритмы могут вызвать дисгармонию. Более того, полиритмия цивилизованного общества изначально предполагает ритмическую неоднородность, ингармоничность, которая отрицательно сказывается на состоянии человека.
Оказывают негативное влияние также ритмическое од нообразие, монотонность социальной среды. Как, напри мер, воздействуют пространственно-визуальные ритмы городской среды? Монотонный ритм «спальных» районов со временных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию, чувство одиночества. Не случайно в таких районах часто происходят преступления, самоубийства и т.д.
Невольно вспоминается особая атмосфера в Лидзори (Италия). Стилевое единство, гармония, но при этом разнообразие, индивидуальность каждого пространственного элемента, строений. Художественные работы А. Менегетти создают полиритмическое богатство, неповторимость, что позволяет испытать вдохновение и спокойствие. Металл и ческие разноцветные скульптурные композиции, вазоны с цветами, свисающие ветви деревьев, зеленый плющ, покрывающий ровным полотном стены, разнообразные ступеньки и разноуровневые уступы, арки и полуарки, изги бы узких улочек, низкие ажурные металлические решетки у каждого дома, выгравированные имена хозяев на табличках у дверей — это только малая часть того ритмического богатства и разнообразия, каким себя окружили жители Лидзори.
Музыкальные ритмы также способны изменять и усиливать физические, психические и ментальные процессы человека. Известно, что музыка усиливает наркотическое воздействие. Наркоманы, находясь в наркотическом опья нении, слушают так называемую «кислотную» или другую возбуждающую музыку. Однообразная ритмическая основа, с маловыраженной мелодией, с постепенным динамическим нарастанием возбуждает нервные окончания и приводит организм к запредельным чувственным реакциям: сознание отключается, начинаются галлюцинации, возникают фантастические образы.
Известна также зависимость умственного развития человека от его ритмичности как качества личности. Об этом подробно писал еще в начале века К. Бюхер[24]. Исследуя вли яние трудовых песен на человека, он описал изменения мышечных состояний, ритмических действий человека в процессе труда. Оказывается, ритмичность трудовых действий зависит от уровня развития человека. Хаотичность и нерациональность движений отмечается у племен, которые находятся на низкой стадии развития. Современный цивилизованный человек ритмичен, его действия целесообраз ны и оптимальны.
Ритмичность зависит также от психического состояния и здоровья человека Это ярко проявляется у детей. На основании результатов многолетнего исследования значения ритмов в деятельности детей младшего школьного возраста в обычных и коррекционных классах мы пришли к следующим выводам. Дети, отстающие в умственном развитии, с трудом выполняли ритмические упражнения, как индивидуальные, так и групповые. Для выполнения самых легких ритмических заданий им требовалось много времени. Это касалось и ритма трудовых действий, и графического рит ма, и музыкального ритма, т. е. ритмичности как качества личности.
Объяснить подобное явление можно следующими причинами. Любые внутренние зажимы приводят ребенка к «тугодумию», к мышечной несвободе, т. е. его сущность подавляется и блокирует центры головного мозга. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга. Источником подавления ребенка всегда является взрослый. Любые методы воспитания, любые действия, применяемые в отношении ребенка, должны быть направлены на сохранение, развитие и совершенствование индивидуального бытия.
По мнению А. Менегетти, природа сообщает нам значительную, глубинную, многоаспектную информацию, или, иначе, сигналы, что является своего рода тестом на определение психического, биологического, химического состояния организма. Человек живет реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразны ми ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уров не (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности.
Открытие семантического (от греч. setna — знак) поля человека позволяет рассмотреть влияние ритмов жизни, среды на весь его организм в целом. «Прочтение» семанти ческого поля позволяет диагностировать нарушения ритмов у детей, не прибегая к диагностическим методикам, в процессе одного занятия. Таковы возможности, например, метода онтодиагностики, который разработал и активно применял на практике А. Менегетти. Но овладение этим методом требует специального обучения. Особое значение в онтодиагностике придается выявлению и восстановлению такого качества человека, как ритмичность.
Ритмичность — одно из основных свойств любого живого организма. Человека называют системой, пронизанной ритмами. Удивительна синхронизация ритмов в природе. Например, приближение пробуждения у человека сопровождается повышением артериального давления, увеличением частоты пульса, мышечной силой и др. Известны многообразные реакции животных на заход или восход солнца, очевидна ритмизация явлений природы на Земле, в движении планет, других космических явлений.
Чувство ритма относится к врожденным свойствам человека, поэтому язык ритмов общезначим. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. Не случайно именно в искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. Еще В.М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.
Всем известно о значении ритмов, создаваемых педагогом в течение дня. Важно научить детей начинать день вовремя, научить включаться в процесс деятельности, организовывать режим дня после занятий. Но необходимо развести два понятия, которые в музыке имеют четкое разграничение, а в жизни постоянно подменяются. Это ритм и метр.
Нередко изменения времен года, смену дня и ночи, пульс сердца и другое называют ритмами. В действительности это всего лишь метрические закономерности жизни. Ритм времен года заключается в уникальности, неповторимости каждого года. Нет ни одной одинаковой весны: бурные ритмы ранней весны, ее быстрое буйное цветение, солнечные, яркие дни и холодные короткие ночи одного года нельзя спутать с весной другого года. Каждая весна уникальна, каждое утро неповторимо, каждое сердце бьется не только с разной силой, но и с разной наполняемостью. Полнокровные жизненные процессы — это и есть ритмы жизни.
Ритмы можно классифицировать по нескольким направлениям ритмы окружающего мира — природные (биологические, физиологические), социальные (бытовые, общественные, художественные), космические (планетарные, галактические); ритмы человека — соматические (ритмы организма), психические (ритмы эмоциональной сферы), ментальные (ритмы общественной деятельности), духовные (энергетические); ритмы, которые зависят от способа восприятия, — динамические (временные) и статические (визуальные).
Мы остановимся на последней классификации, потому что педагогика занимается проблемами развития ребенка в процессе воздействия особо организованной среды, т. е. об разовательной среды. Весь образовательный процесс пронизан положительными динамическими (все, что слышит ребенок) и визуальными (все, что он видит) ритмами, если жизнь в школе организована ритмично, она протекает полноценно и разнообразно.
К динамическим ритмам относят речь человека, всю ритмично организованную аудиальную среду, все ритмы художественных произведений, которые разворачиваются во времени: поэзия, проза, музыка, хореография. Визуальные ритмы могут быть заложены во всей предметной среде, ко торая окружает ребенка, а также в живописи, скульптуре, архитектуре. Некоторые искусствоведы относят архитектуру по степени выразительности к динамическим видам искусства. Но ритм в архитектуре и градостроительстве воспринимается зрением, поэтому в данной классификации мы причисляем их к визуальным видам искусства.
Если учесть, что к динамическим ритмам относятся не только ритмы искусства но и ритмические жизненные процессы, то их можно также классифицировать по разным признакам- шумовые, звуковые, музыкальные; вербальные и невербальные; временные (слышимые) и пространственные (неслышимые, но воздействующие на человека, т. е. энергетические).
Визуальные ритмы тоже очень разнообразны. Можно выделить плоскостные и пространственные, композиционные и последовательные, цветовые и графические.
Природа искусства такова, что ригмы являются его сущностью, поэтому искусство играет важную роль в жизни ребенка. Уроки музыки, изобразительного искусства органично дополняют и уравновешивают «интеллектуальные» учебные предметы, развивая правое (эмоциональное) полушарие. Однако, как уже было сказано, центр чувства ритма находится в левом (интеллектуальном) полушарии. Из этого следует, что ритм музыки влияет на интеллектуальную активность ребен ка. Вот почему музыку Моцарта психологи рекомендуют включать перед написанием контрольной раооты.
Напротив, музыка с однообразным, упрощенным, повторяющимся на протяжении всего произведения ритмом снижает внимание детей, их психологические реакции, оказывает подавляющее воздействие. Учителю необходимо помнить, что отупляющий, однообразный ритм некоторых направлений современной музыки может снижать не только работоспособность, но и, при длительном и постоянном воздействии, интеллектуальные способности детей.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности у ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности развить музыкальные способности ре бенка и осуществить его общее развитие невозможно.
Тишина, молчание, пауза
Потребность в тишине ощущается особенно остро с возрастом. Именно тишина позволяет человеку сосредоточиться на внутреннем мире, а ребенку помогает научиться слушать себя.
В XX веке возникло направление, которое было определено как «Искусство тишины»[25]. Представители этого направления считают, что искусство способно снимать стрессы, напряжение повседневной жизни. Поэтому оно должно быть беспредметным, чтобы не возбуждать, озадачивать, волновать, а успокаивать. В 50-е годы был выпущен альбом с «музыкой» «Искусства тишины»: за 30 минут вращения пластинки не воспроизводился ни один музыкальный звук. Один композитор «написал» произведение под названием «12». На концерте, объявив название «музыки», он сел за инструмент и молча просидел 12 минут. По окончании «музыкального произведения» публика встретила находчивого композитора шквалом аплодисментов.
Издавали книги с чистыми пронумерованными страницами, которые читатель мог «читать», просматривая одну за другой, рисовали картины с размытыми, еле заметными пятнами, которые мог рассматривать зритель. Можно ли это назвать искусством? Этот вопрос не имеет смысла. Нужна ли тишина человеку? Безусловно, нужна. Лишь в тишине рождаются новые идеи, приходят в порядок мысли, кото рые гармонизируют чувства. Театрализация же тишины берет свои истоки в искусстве.
Тишина — это безмолвие, точнее тихое звучание, кото- оое не воспринимает слух, но на которое реагирует наше тело. Умение слушать тишину — это искусство. Предложите детям послушать тишину в классе. Она бывает разная: напряженная, звенящая, «глухая», легкая. Как белый цвет включает все цвета, так и тишина включает ультра— и инфразвуки, а также все шумы и звуки, которые находятся далеко и еле слышны.
Лишь в искусственных условиях может быть полная тишина. Космонавты утверждают, что в сурдокамерах — специальных изолированных помещениях, в которых отсутствуют какие-либо звуки, находиться намного сложнее, чем даже испытывать тяжелые физические перегрузки. Оказывается, отсутствие колебаний лишает человека информации о среде, поэтому появляется, на первый взгляд, беспричинная тревога. Мышцы не вибрируют, мозг в недоумении: «Что происходит? Почему все вокруг замерло?»
«Молчание — золото» — гласит народная пословица. Молчание означает внешнюю тишину человека, которая, возможно, сопровождается внутренней бурей. Когда человек не произносит вслух, что думает, это совсем не означает, что у него на душе тишина. Молчание может быть связано с нежеланием говорить о сокровенном, может быть связано с желанием сдержать эмоции. Молчание — неизвестность, тишину же можно познать.
Пауза представляет собой перерыв, остановку, в момент которой можно отдохнуть, сосредоточиться или обдумать происходящее. Пауза может быть не только внешней стороной явления, но и внутренней, например, когда человек прерывает мысль, останавливает себя на несколько секунд: «Стоп, я делаю не так, надо остановиться и принять решение». Но абсолютной паузы в мыслях не может быть: мозг работает постоянно, хотим мы этого или нет.
В речи, как и в музыке, паузы являются выразительным средством. Вспомним фильм по пьесе У. Моэма «Театр», в котором великолепная В. Артмане в роли актрисы говорит о значении паузы в игре актера: чем дольше актер держит паузу, тем она значительнее. В речи большие паузы — способ осмыслить уже сказанное, поиск подходящих слов, желание подчеркнуть высказанную мысль. Подобные состояния, но в абсолютной беспредметной форме, выражают музыкальные паузы.
Обратите внимание детей на то, что практически нет музыки, в которой не было бы паузы. Пауза придает значительность, выразительность музыке.
Но самое главное, паузы помогают прислушаться, послушать самого себя. Что происходит во мне, что «говорит» мое тело, о чем «шепчут» или «кричат» мои эмоции, о том ли я говорю, о чем думаю про себя? Есть ли тишина, т. е. покой, в моей душе?
Слушая паузы, ребенок научается слушать и слышать сначала самого себя, затем окружающих и лишь потом музыку.
В православии даже помыслы о плохом греховны. Действительно, каждая мысль в зависимости от степени желания человека может материализоваться. Поэтому важно, чтобы ребенок понял: правильно поступать надо не для других, а прежде всего для самого себя. Музыка может, но лишь в потенциале, помочь ребенку желать и испытывать удовольствие от правильного поступка, положительной эмоции, хорошей мысли.
Можно провести тест с детьми, который поможет им «услышать» себя. Его можно назвать тестом Л. Толстого, так как он основан на известном факте из жизни писателя. Однажды Толстой, обдумывая волновавшие его проблемы рождения мысли и внутреннего мира человека, решил записать все «пробегающие» полные и отрывочные мысли, которые возникали в течение всего дня.
Задайте вопрос детям, смог ли Толстой их записать? И почему ему это не удалось? Предложите детям закрыть глаза и в течение минуты последить за своим внутренним миром в полной тишине. По истечении минуты дети рассказывают о том, что они чувствовали, видели, слышали, где побывали и какие события представляли.
Оказывается, когда в классе полная тишина, внутри нас продолжается активная, разнообразная, нередко шумная жизнь. Не выходя из класса, в своем воображении мы можем побывать во дворе и погонять мяч на лужайке, хотя сейчас за окном зима. Мы можем оказаться в другом городе, в другой стране, даже той, в которой никогда не были. Мы можем услышать шум дождя, раскаты грома, плеск морской волны при полной тишине в классе.
В музыке мы можем услышать и тишину, и молчание с помощью паузы и без нее. Важно научить детей слушать и слышать тишину в жизни и в музыке. Молчание помогает человеку научиться оставаться с самим собой, слушать себя и получать удовольствие от общения с собой. Есть дети, которые не могут молчать, потому что им не интересно оставаться с самим собой. Это значит, что их внутренний мир беден.
Рассмотрим несколько заданий, которые помогут ребенку научиться слушать самого себя.
• Детям предлагается закрыть глаза и собраться в комочек, при этом напрягая все тело. Затем напряжение сменить расслаблением, представив, что они превращаются в мягкую гряпочку. Научив детей напрягаться и расслабляться, педагог заменяет образные выражения «собраться в комочек», «превратиться в мягкую тряпочку» словами «напряжение», «расслабление».
• Затем эти ощущения переводятся на энергетический уровень. Детям предлагается испытать чувство силы и слабости, легкости и тяжести, радости и грусти. Упражнения
/j,wtatUiv^>i С jdNpbiibiMH ijitudimi. l ic;uuui Lfi^uniibiM, ivijii-
ким голосом может комментировать эти состояния. Важно научить детей физически ощутить, эмоционально пережить и осмыслить контрасты, для того чтобы затем развить в себе глубинное чувствование нюансов.
• Детям предлагается с закрытыми глазами повторить несколько раз слова: «Я слушаю самого себя», затем прислушаться к себе и посидеть с закрытыми глазами 30 секунд. Педаго1 засекает время, Затем обсуждаются те ощущения, которые дети испытали в этот момент.
• Детям предлагается напеть про себя одну фразу знако-* мой мелодии. Затем все закрывают глаза и каждый произвольно пропевает 3—4 раза эту фразу, мысленно пред ставляя, что эта мелодия разливается по всему телу.
• Детям предлагается прогеть по одной фразе из двух знакомых, контрастных по характеру песен, например «Во поле береза стояла» и «Уж как по мосту, мосточку». Сначала дети поют вслух все вместе, затем про себя, по руке педагога, артикулируя мелодию губами. Лишь после этого детям предлагается закрыть глаза и пропеть в произвольном темпе поо себя эти мелодии по одной фразе несколько раз. Каждая фраза исполняется в разном характере.
• Предыдущее задание усложняется. Детям предлагается пропеть про себя по 2—4 фразы каждой из двух песен, замещая или, точнее, «вымещая» одну мелодию другой, в любой момент по своему желанию. Задание выполняется также с закрытыми глазами в произвольном темпе сначала с артикуляцией, затем без нее.
• Задание можно еще усложнить. Детям предлагается с закрытыми глазами пропеть про себя две мелодии одновременно. Это развивает полифонический слух и может послужить полезным упражнением для развития навыков многоголосия.
Так дети научаются осмысливать и контролировать свои внутренние эмоциональные движения. Эти упражнения являются элементом музыкотерапии, которая в данном случае используется как способ саморегуляции ребенка.
Нередко ребенок, у которого отсутствует самостоятель ность, не способен получать удовольствие от многообразия собственных переживаний, от осмысления внутренней жизни. Такой ребенок не способен оставаться один, он часто испытывает чувство одиночества даже среди детей и взрослых.
Осмысленное молчание — возможность избавиться от одиночества. Слушая тишину, передаваемую в музыке, и прислушиваясь к паузам в любом произведении, дети учатся познавать себя.
Ребенок младшего школьного возраста особенно первоклассник, легче различает звуковые контрасты. Именно тихое звучание помогает ребенку ощутить нюансы. Переходя от контрастов к нюансам в жизни и музыке, ребенок будет способен физически ощутить одухотворенность, которая приведет его от одноцветия к многоцветию мира, от однообразия к разнообразию, от категоричности к эмпа- тии, от крайностей к уравновешенности своих поступков, эмоций, мыслей. Научить детей слышать тишину, понимать молчание и применять паузы — вот путь постепенного движения ребенка к обогащению своего внутреннего мира.