Составляющие маркетинга проектов




Название этапа Описание этапа
1. Маркетинговые исследования Активность по поиску, сбору и предварительному анализу информации, которая значима для рыночной успешности проекта. Это базовая деятельность обеспечивает все дальнейшие мероприятия по маркетингу нужной информацией. Определение структуры целей и функций проекта, формирование основной стратегии и отдельных значимых ее аспектов. Содержит три базовых блока: организация исследований; внешний анализ; внутренний анализ.
2. Разработка стратегии маркетинга Формирование совокупности глобальных целевых установок, которые направляют весь маркетинг проекта для достижения наилучшего рыночного результата. Выполняется детальный анализ информации, ее переосмысление и разработка базовых целевых установок для проекта в области маркетинга.
3. Формирование концепции маркетинга Это тактический срез маркетинговой деятельности. Здесь определяются направления, целевые ориентиры по стадиям (среднесрочная перспектива), методы реализации стратегии, которая была определена на этапе 2
4. Программа маркетинга проекта Комплекс практических, мероприятий (краткосрочных), которые реализуют стратегию и тактику маркетинга проекта (разработанных на этапах 2 и 3 соответственно). Программа базируется на концепции маркетинга
5. Бюджет маркетинга проекта Это план денежных поступлений и выплат, при реализации программы маркетинга

 

Окончание табл. 5.3

Название этапа Описание этапа
6. Осуществление мероприятий по маркетингу проекта Непосредственное осуществление действий, которые были запланированы на предыдущих, контроль результатов этих работ, планирование и реализация корректирующих мероприятий Структура реализации маркетинга проекта совпадает со структурой концепции и программы маркетинга.

 

Под SWOT-анализом понимаем анализ, направленный на идентификацию и оценку сильных и слабых сторон проекта, оценку его возможностей и потенциальных угроз. Возможности дают участникам проекта шанс сделать что-то уникальное, новое. Например, создать новую технологию, продукт, услугу; завоевать новые рынки, внедрить новую технологию. Угрозы могут нанести проекту ущерб, уменьшить или совсем потерять его преимущества (появление опасных конкурентов, вывод на рынок товаров-заменителей).

Стадия формирования концепции маркетинга включает позиционирование продукта (создаваемого в проекте) и проекта. Вначале необходимо определить пространство «товар—рынок—технология». Взаимосвязи в пространстве «товар», «рынок», «технология» определяют, какие товары, на каких рынках будут продаваться и с помощью каких технологий, методов и подходов они станут создаваться и продвигаться. Проект может иметь несколько комплексов «товар—рынок—технология». На основе анализа разрабатывается тактика конкурентной борьбы. Разработка тактики конкурентной борьбы базируется также на анализе конкуренции, целевых позициях проекта и его продукции, а также на выбранной базовой стратегии.

Тактика содержит основные принципы действий и взаимоотношений с конкурентами, а также действия по использованию позитивных аспектов конкуренции и нейтрализации негативных. Для разработки укрупненных мероприятий в принципиальных областях практического маркетинга (продукция; цена; сбыт; продвижение) необходимо формирование этих основных направлений маркетинга.

При составлении программы маркетинга проекта необходимо учитывать тот факт, что при выборе ширины продуктового набора проекта нужно учесть следующее: чем шире продуктовый набор, тем устойчивей проект и больше капиталовложений потребуется для проекта.

Ширина продуктового набора — это разнообразие видов продуктов проекта. Продукты здесь не обязательно должны пониматься как технологически связанные продуктовые линии. В качестве продуктов рассматриваются и промежуточные (внешние и внутренние) продукты и результаты.

Глубина продуктового набора — это количество модификаций нового вида продуктов проекта. Управление ценой включает в себя формирование цены и разработку системы скидок и условий платежа, на предварительно необходимо провести действия общеэкономического характера:

· формулирование целей ценообразования;

· коррекция спроса;

· оценка издержек;

· анализ продуктов и цен конкурентов;

· выбор метода ценообразования;

· определение окончательной цены и диапазона ее возможного изменения.

Продвижение — любая форма сообщений, действий, используемых менеджментом проекта для информирования, убеждения или напоминания людям о продуктах, услугах. Продвижение тесно связано с управлением сбытом. Последнее включает разработку системы сбыта, выбор схемы реализации конечного продукта проекта. Управление сбытом осуществляют, на основе следующих подходов:

· интуитивного — на основе имеющегося опыта и интуиции руководство проекта выбирает способ реализации товара;

· метода проб и ошибок — проект выходит на рынок самостоятельно, не прибегая к услугам посредников.

Вначале проводится предварительное сегментирование рынка. Далее осуществляется широкомасштабное исследование емкости рынка. Следом, на основе накопившегося опыта, и, используя новые, открывающиеся в проекте возможности маркетингового анализа, выбирают предварительный способ выхода на рынок, собираются сведения о возможных партнерах и условиях их участия в процессе сбыта товара. Проводится сравнительный анализ различных вариантов (например, многокритериальный анализ), его результаты представляются высшему руководству проекта для принятия окончательного решения.

В рамках общего бюджетирования проекта производится формирование бюджета маркетинга. Это тесно связано с бизнес-планированием и оценкой эффективности проекта. Проектирование поступлений от продаж базируется на таких видах прогнозов как:

· объемы продаж по периодам;

· объемы продаж по продуктам и услугам;

· объемы продаж по группам потребителей;

· доля рынка.

Все данные по расходам и доходам по маркетингу проекта группируются в одном документе, в бюджете маркетинга показываются статьи доходов и расходов по периодам реализации проектов.

Объемы продаж по периодам представляются как временная функция. Это дает возможность показать ожидаемый рост и сезонность. Зачастую полезно выполнять множественные прогнозы объемов продаж.

Перечисли основные механизмы контроля, применяемые при реализации маркетинга:

· сбор данных и информации о результатах маркетинговых мероприятий;

· оценка эффективности маркетинговых мероприятий;

· сравнение с запланированными показателями;

· сравнение в динамике с результатами последних маркетинговых исследований;

· реализация корректирующих действий;

· выполнение предупреждающих действий.

Максимальный объем маркетинговых исследований выполняется на прединвестиционной фазе (старте) проекта. В этот же период проводится разработка стратегии, концепции и программы маркетинга. На инвестиционной фазе (стадиях проекта) объемы исследований существенно меньше. В период эксплуатации продукта проекта (например, информационной системы) объемы маркетинга несколько возрастают.

Как уже упоминалось ранее, на всех фазах жизненного цикла проект подвергается изменениям (в разной степени). А значит, выполняется корректировка и адаптация к текущим изменениям стратегии, концепции и программы. На разных уровнях управления корректировка реализуется в различной степени. Как правило, большим изменениям подвергается оперативный слой маркетинга. Изменения в программу вносятся чаще, чем в концепцию маркетинга. Изменения на уровне стратегии в ходе реализации проекта обычно еще менее существенны.

Что касается бюджета маркетинга проекта, то его формирование и разработка происходит на прединвестиционной (стартовой) стадии проекта, но на стадии инвестиций бюджет может подвергаться существенной корректировке и внесению необходимых на текущий момент изменений.

Реализация маркетинга осуществляется на всех последующих стадиях до завершения проекта. Но необходимо отметить, что в некоторых ситуациях мероприятия по маркетингу могут выполняться и после того, как основная деятельность по проекту уже окончилась.

Это еще раз демонстрирует, что выгоды и результаты проекта далеко не всегда достигаются непосредственно сразу после закрытия проекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: