Первый этап рассматриваемой методики подразделяется на пять последовательных шагов, а именно:
1) различные цепочки поставок компании;
2) участники этих цепочек;
3) виды деятельности участников;
4) согласование - участники/виды деятельности;
5) используемые ИКТ.
Для систематизации собираемой информации использует таблицы, приведенные на рисунках ниже.
Определение различных цепочек поставок компании. Большинство компаний входят в несколько цепочек поставок, и, в зависимости от цепочки, внедряемые информационно-коммуникационные технологии могут сильно различаться.
Поэтому очень важно определить каждую цепочку поставок, в которую вовлечена компания, и описать ее специфику для того, чтобы прийти к наиболее подходящему решению в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Информация о цепочках поставок систематизируется в виде таблицы, представленной на рис. 6.1. Ее заполнение очень помогает, как представить общую картину, так и выбрать приоритетное направление при более или менее равных потенциалах цепочек.
По вертикали слева в таблице перечисляются сегменты рынка — основные группы клиентов, по горизонтали — основные группы продуктов или услуг компании. При этом для каждой цепочки (т. е. для сочетания «Продукт/Сегмент рынка») определяют, какой процент оборота компании составляет данная группа, процент прибыли (маржу) для данной группы. Также для группы «Продукт/Сегмент рынка»
Рис. 6.1
дают приблизительную оценку темпов роста в ближайшие три года и оценку роли ИКТ (1 — самая низкая, 5 — самая высокая).
Здесь и далее будут приводиться примеры заполненных форм ввода информации для различных предприятий, выбранных как наиболее показательные для каждой конкретной формы заполнения.
|
Определение различных цепочек поставок компании. На рис. 6.2 представлены аргументы в пользу внедрения ИКТ в виде трех наиболее приоритетных для компании цепочек поставок.
Рис. 6.2
Первой в таблице должна быть указана та цепочка поставок, на которой необходимо сосредоточить свое внимание при работе с данной методикой. Другие цепочки могут быть проанализированы в ходе последующей работы.
Примечание. Для дальнейшего анализа необходимо отобрать только одну самую приоритетную цепочку (с точки зрения совокупности четырех факторов), на которой сосредоточиваются при внедрении ИКТ.
Участники. Составляем список участников цепочки поставок, выбранной в качестве приоритетной.
Участниками могут быть, например:
‑ поставщики сырья,
‑ производитель товара/услуги (в качестве такового выступает анализируемая нами компания, она всегда — в центре нашего внимания и цепочки, независимо от того, чем данная компания занимается),
‑ покупатели / интеграторы,
‑ оптовые продавцы,
‑ розничные продавцы,
‑ конечные покупатели.
Можно менять набор участников — этот набор приведен в качестве примера. Тем не менее, указанные участники достаточно типичны и встречаются почти во всех цепочках.
Виды деятельности. Составляем список видов деятельности в цепочке поставок, выбранной в качестве приоритетной (рис. 6.3).
Рис. 6.3
Видами деятельности могут быть, например:
· разработка товара/услуги,
· поставка сырья/материалов,
|
· поставка компонентов,
· производство/сборка,
· маркетинг,
· логистика,
· розничная продажа,
· информирование/консультирование
· покупка/использование,
· послепродажное обслуживание.
Можно менять набор видов деятельности — этот набор приведен в качестве примера. Тем не менее, указанные виды деятельности достаточно типичны и встречаются почти во всех цепочках.
Участники / Виды деятельности. Накладываем список участников на список видов деятельности в цепочке поставок, определяя роль каждого участника в каждом выполняемом виде деятельности (рис. 6.4).
Рис. 6.4
При этом степень влияния / вовлеченности ИКТ может изменяться от – до +++.
Также в таблице, представленной на рис. 5.4, отмечают наличие ИКТ в каждом виде деятельности каждого участника (на данном этапе только наличие или отсутствие ИКТ, а не интенсивность их использования или эффективность).
Используемые ИКТ. На рис. 6.5 кратко представлены уже используемые в компании ИКТ (наличие которых было отмечено на предыдущемрисунке).
Рис. 6.5
Сценарии развития
Второй этап управления проектом внедрения информационной системы — это прогноз тех изменений, которые произойдут в микро- и макросреде компании в среднесрочной перспективе (три-пять лет), определение целей компании, с которыми будут соотноситься изменения ИКТ.
Второй этап работы свидетельствует о том, что позиция компании может измениться со временем. ИКТ-приложения — это инструмент, который позволит компании занять лучшую позицию в ближайшем будущем.
|
Второй этап состоит из трех шагов, которые определяют:
1. Изменения микросреды
2. Изменения макросреды
3. Цели компании
Изменения микросреды. Для того чтобы проанализировать развитие рынка, необходимо использовать вопросник для интервью с клиентами, вопросник для интервью с поставщиками, вопросник для интервью с сотрудниками, а также таблицу посещения веб-сайтов (примеры соответствующих форм приведены ниже).
Вопросники помогут в изучении текущей и планируемой деятельности других участников выбранной цепочки поставок, особенно с точки зрения использования ими информационно-коммуникационных технологий.
Клиенты, поставщики и сотрудники компании (пользователи основных коммуникационных средств) могут иметь свое сформировавшееся представление о том, что нужно делать в ближайшее время, что – нет, к чему они готовы, а к чему – нет.
Когда вы будете убеждать их все-таки принять отличную от высказанной ими точку зрения, важно знать те настроения, которые характеризуют данный момент времени — начало проекта.
И клиенты, и поставщики, и сотрудники — это ключевые пользователи приложений ИКТ, поэтому их мнение нельзя игнорировать.
Необходимо относиться к вопросникам как к иллюстрации, примеру — необходимо продумать и составить перечень именно тех вопросов, которые важны в конкретной ситуации.