Тема 1. Язык и его основные функции.Речь: виды и формы речи. (3 ч.)




План

1. Язык и его основные функции

2. Речь: виды и формы речи.

3. Система языка и основные функции языка.

4. Общая характеристика форм и видов речи.

5. Устная речь: ее ведущие признаки.

6. Письменная речь.

7. Основные жанры письменной речи.

8.Текст как ведущая единица словесной коммуникации.

9. Основные признаки текста.

 

Задания

1.Прочитайте, правильно интонируя предложения. Озаглавьте текст.

Какая функция языка реализуется в данном тексте?

Республика Казахстан – многонациональное государство. Законом о языках определены статусы языков, функционирующих в нем. Казахский язык является государственным языком, русский язык официально употребляется наравне с казахским языком в государственных организациях и органах местного самоуправления.

Законом о языках утверждается, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.

Для ведения документации в системе государственных органов, в государственных и негосударственных организациях используются казахский и русский языки.

Текст 1

Прочитайте выразительно текст. Вспомните, что Вы знаете об этом человеке.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Лугани (ныне город Луганск).

Отец Владимира Ивановича Даля получил образование в Йенском университете, где изучил многие языки: немецкий, французский, английский, русский, еврейский, латынь и греческий, причем владел ими блестяще.

Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина IIрешила пригласить Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Отец В. Даля хотел выбрать самую полезную специальность. По его мнению, в те годы в России (не)хватало врачей, и он решил посвятить себя медицине. Даль отправился в Йену, получил диплом доктора медицины, вернулся в Россию и никогда больше ее (не)покидал. С тех пор и имя свое стал писать на русский лад – Иван Матвеев сын Даль.

Вскоре он женился на Марии Фройтах, матери В.И. Даля. Она в совершенстве владела немецким, русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью.

Владимир Иванович Даль получил домашнее начальное образование, затем обучался в Петербургском Морском Кадетском корпусе и, наконец – на медицинском факультете Дерптского университета.

Он служил офицером на Черноморском и Балтийском флотах, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном губернаторе. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., (не)раз отличался в сражениях.

Даль много ездил по России, (не)сколько раз пересекал ее с севера на юг и с запада на восток, объехал Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и Украину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось бывать, он (не)изменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, лингвист, статистик. Кроме русского языка он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, сербский, болгарский, латинский, татарский, башкирский, казахский. Он хорошо разбирался в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, возведении домов и судостроении; знал многие ремесла, умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, соорудить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла.

В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника «Морские досуги», (не)сколько статей и очерков. Известны также его учебники «Ботаника» и «Зоология», есть и заметки и проекты об улучшении быта помещичьих крестьян, о преобразовании суда, монетной системе и других.

Но главное дело всей жизни В.И. Даля – его знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Кроме множества слов Даль записал тысячу сказок. Он отдал их безвозмездно составителю знаменитого издания «Народные русские сказки» Афанасьеву. Свои записи народных песен (около 300) Даль подарил собирателю Петру Киреевскому.

В скупой автобиографической заметке, подводя итоги, Даль писал: «Во всю жизнь я искал случая поездить по России, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень…»

(По М. Бессараб)

Методические рекомендации

1. Составьте простой, вопросный и назывной планы по тексту.

2. Составьте диалог по материалу текста.

3. Напишите свою автобиографию.

4. Выполните синтаксический разбор предложений последних 2-х абзацев.

Список литературы

1.Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақ университеті, 2012 с. – C. 4-19.

2.Абаева Ж.С. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений факультета международных отношений. – Алматы: Қазақ университеті, 2014.

3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М.: 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: