Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с проблемами в развитии речи основаны на известных принципах общей и специальной педагогики. Наиболее актуальными из них являются:
- комплексный подход как один из основных принципов диагностики отклонений в развитии: всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка – соматического состояния, состояния слуха, зрения, двигательной сферы, особенностей психического развития;
- принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений; установление «иерархии» обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений;
- принцип динамического изучения, опирающийся на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития. Реализация этого принципа возможна только в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действия;
- принцип педагогической конфиденциальности: беречь ребенка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «Ребёнок - взрослый»;
- принцип многоуровневой дифференциации – организация групп, детей не по возрасту, а по уровню развития;
- принцип занимательности: учитывая несформированность познавательной деятельности детей, этот принцип необходим для вовлечения их в целенаправленную деятельность, формирования желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата;
- принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника;
|
- принцип динамичности заключается в постоянном углублении и расширении целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач занятий – одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению;
- принцип комплексности – это решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом воздействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятия и его формы, интенсивности работы;
- принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе;
- принцип полезности тесно связан с предыдущим и предусматривает не только получение положительной динамики психофизического развития, но и практическую пользу: у детей формируются способы адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения);
- принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
- принцип культуросообразности предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь и др.)
Содержание коррекционной работы
Коррекционная работа осуществляется в логопедических группах и в логопедических пунктах.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
|
$ выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками речевого развития;
$ осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с недостатками в развитии речи с учетом особенностей психо-физического развития и индивидуального развития детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
$ возможность освоения детьми с нарушениями речи Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Организация и проведение коррекционной работы в логопедических группах и в логопедическом пункте осуществляется в несколько этапов:
- отбор и комплектование групп;
-комплексное обследование детей;
- составление перспективных планов, индивидуальной и фронтальной работы;
- основной этап, связанный с реализацией планов занятий;
- контроль – обеспечение промежуточного и итогового контроля;
-результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей).
Организация коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в условиях логопедических групп и логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Логопедические группы и логопедический пункт создан на базе образовательного учреждения в целях своевременного выявления детей с нарушениями речевого развития и оказания практической помощи воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения в развитии устной речи. Логопедические группы и логопедический пункт осуществляют свою деятельность в соответствии с образовательной программой ДОУ и адаптированной основной образовательной программой ДОУ.
|
Основными задачами логопедических групп и логопедического пункта являются:
- своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста (воспитанников ДОУ);
- коррекция нарушений в развитии устной речи у воспитанников ОУ;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам ДОУ по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- профилактика и устранение нарушений речевого развития у воспитанников ДОУ, их подготовка к обучению в школе.
Комплектование логопедических групп осуществляет ДОУ, по одновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ. Комплектование логопункта осуществляет ДОУ, на базе которого функционирует логопункт по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ. В первую очередь в логопедические группы и логопедический пункт зачисляются дети, имеющие нарушения речи, препятствующие формированию предпосылок учебной деятельности.
На логопункт зачисляются дети, имеющие:
- общее недоразвитие речи II – III уровня;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- нарушение произношения - фонетический дефект;
Основанием для зачисления ребёнка в логопедическую группу или логопункт является заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого развития у воспитанников образовательного учреждения, подготовку к обучению в школе. Содержание образовательного процесса определяется индивидуальными планами работы на каждого ребенка, образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Организация образовательного процесса регламентируется планом работы учителя-логопеда логогруппы или логопункта, режимом работы и графиком занятий, согласованным с администрацией ДОУ.
Основные формы работы с детьми - индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгруппы формируются с учетом возраста и имеющиеся речевых нарушений у детей. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушений речевого развития.
Работа учителя-логопеда ведется в тесном контакте с воспитателями, педиатром и педагогом-психологом, а также с родителями (законными представителями) воспитанников образовательного учреждения. Учитель - логопед осуществляет пропаганду знаний о задачах и специфике коррекционной работы по преодолению речевых нарушений среди педагогов и родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Учитель-логопед ведёт необходимую документацию (график работы, перспективный план работы; журнал первичного обследования; списки нуждающихся в логопедической коррекции; журнал посещаемости; список детей, зачисленных на логопедический пункт; речевые карты; календарно - тематические планы подгрупповых занятий; планы индивидуальной работы; индивидуальные тетради детей; отчет о работе за учебный год, консультации для родителей).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ