ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Часть, формируемая участниками образовательных отношений Программы разработана с учетом специфики условий (региональных, национальных и др.). Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Всё содержание образовательного процесса представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которые предполагают три вектора решения:
1) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов через взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности;
2) самостоятельная деятельность детей;
3) взаимодействие с семьями детей.
Образовательная область
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Этнографический компонент – краеведение
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Данное направление реализуется на основе краеведческого материала. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены принципы дошкольного образования: «...приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; учёт этнокультурной ситуации развития детей».
Кроме того, в Стандарте охарактеризована образовательная область «познавательное развитие дошкольников», в содержании которой записано «...формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа...» Использование краеведческого материала - важное условие для понимания своеобразия, присущего родному краю.
|
Одним из средствпатриотического воспитаниядошкольников является ознакомление с историей родного края, его людьми.
Цели и задачи
Целью образовательной работы является формирование интереса у детей к малой родине, элементарных представлений об истории родного города, его культурного наследия, уникальности, а также обогащение кругозора, развития любознательности, формирование интереса к окружающему миру.
Цели достигаются через решение следующих задач:
- приобщение к истории родного города Пензы; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими наш край;
- формирование представлений о достопримечательностях родного города, его государственных символах;
- воспитание любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе;
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Пензенской области.
Эффективность решения задач патриотического воспитания обеспечивается:
- целенаправленным и планомерным педагогическим воздействием на личность ребенка на основе разработанной системы деятельности детского сада, предусматривающей комплексное сочетание форм и методов работы;
- формированием системы знаний, стержнем которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
- включением ребенка в разные виды деятельности, поддержанием его интереса и активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления;
|
- вовлечением родителей в педагогический процесс по данной теме.
Принципы и подходы
Выстраивая работу по ознакомлению детей с родным краем, необходимо учитывать следующие принципы и подходы:
- принцип историзма – сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего, так как дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;
- принцип единства эмоций, действий и интеллекта: то, что получает ребенок в процессе образовательной деятельности, должно быть пропущено им через сердце, руки и голову (чувства, пережитые в детстве, остаются в памяти на всю жизнь);
- ориентир на общечеловеческие понятия – восприятие ребенка как равноправного партнера;
- создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний с учетом его возраста, пола, накопленного опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;
- интегрирование различных видов деятельности и отраслей знаний; сотрудничество с семьей и социумом.
Планируемые результаты по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста об истории, культуре Пензенского края.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
Ребёнок:
- проявляет интерес к народному искусству разных национальностей родного края;
- эмоционально отзывается на общение с предметами и события культурной жизни своего народа;
|
- испытывает чувство гордости за свою малую родину и причастности к её жизни;
- свободно общается и высказывает свои предпочтения по поводу разных видов и жанров народного искусства;
- знает произведения народных мастеров и название традиционного промысла, его основные отличительные признаки (форма, пропорции, колорит, орнамент, материал);
- различает народные костюмы: русский, мордовский, татарский чувашский;
- с увлечением занимается продуктивными видами деятельности (лепка, вышивание, вязание, ткачество), связанными с декоративно-прикладным искусством;
- использует в речи пословицы, поговорки, потешки, загадки, участвует в народных играх, праздниках;
- стремится к творческому самовыражению при воплощении собственных замыслов, используя выразительные средства (линия, силуэт, пропорции, форма, композиция и др.) при создании художественных образов и произведений по народным мотивам;
- доброжелательно относится к детям разных национальностей, охотно общается с ними и стремится к сотрудничеству в разных видах деятеьности.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Особенностью в работе по приобщению дошкольников к истории Пензенского края – нравственное, познавательное, эстетическое развитие детей. Осваиваемые ребенком знания о прошлом края через свою биографию, историю семьи и родного города (села) должны стать основой для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине, гордости за людей, известных своим трудом и талантами, должны стать основой осознания течения времени и самого себя как части истории.
Представления о многонациональном составе населения края являются одним из условий воспитания у детей доброжелательного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности.