Практическое занятие «Изучение эмоциональной сферы личности»
Цели: стабилизация психоэмоционального состояния, интеграция знаний учеников о человеческих эмоциях и повышение их эмоциональной компетентности.
Задачи:
· дать определение понятия «эмоция»;
· ознакомиться с общими вехами в «истории развития» человеческих эмоций;
· изучить основные функции эмоций;
· ознакомиться с основными классификациями эмоций;
· научиться «разграничивать» эмоции, понимать градацию эмоциональных состояний в ходе практического занятия (практикума).
Ход занятия
Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о человеческих эмоциях. Наверняка вам кажется, что вы уже все знаете об эмоциях, но я сегодня предлагаю вам краткий практикум с новой интересной информацией о человеческих эмоциях.
Эмоции, в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие эмоция уже, чем понятие чувство. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Функции эмоций: являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, например, страх, гнев, к конкретным достижениям в ней радость, огорчение, к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках. К ним относятся знак: положительный, отрицательный и модальность: удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д. В динамике протекания самих эмоций длительность, интенсивность и др. и их внешнего выражения эмоциональной экспрессии в мимике, речи, пантомимике.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечетливают в памяти. Например, эмоция «успех-неуспех» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности.
Мобилизирующая (побудительная) функция. То есть прямое побуждение к действию, определенные эмоции побуждают человека совершать то или иное действие (поступок), добиваться того или иного предмета с той целью, чтобы испытать те яркие эмоции, которые «запускает» это действие.
Функция «запуск стереотипных реакций». Как правило, срабатывает в критических (экстренных ситуация), когда нет времени на размышление (например, эмоция страх побуждает бегство (спасение) и т.д.). Дополнительные функции эмоций: отражательная (определении пользы и вреда события), регулятивная (снятие избытка эмоционального напряжения), переключательная (переоценка мотивов).
Классификация эмоций.
I. По качественным параметрам.
1. По знаку (положительные и отрицательные).
2. По влиянию на деятельность человека (стенические и астенические).
Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность горы свернуть. И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность тогда идет речь об астенических эмоциях.
3. По рангу, по сложности/простоте (высшие и низшие).
Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественной (трудовой) деятельности. Например, эмоции нравственные (моральные) (чувства симпатии/антипатии, сочувствие, чувство долга), интеллектуальные (понимание), эстетические (проявляются при реакции на прекрасное).
Низшие (простые) эмоции вытекают из органических потребностей (неудовольствие от употребления горького продукта, раздражение от резких звуков и т.д.)
II. По силе длительности:
1. Настроение.
2. Страсть.
3. Аффект (физиологический).
Задание 1 «Шкала эмоций».(Приложение №1)
Инструкция к первому этапу: Ваша задача разделить по группам все эмоции так, чтобы в группе были соответствующие состояния по шкале эмоций и сама эмоция.
Инструкция ко второму этапу: распределить в порядке возрастания эмоциональные состояния.
Задание 2 «О себе и других».(Приложение №2)
Инструкция: распределить все предложенные эмоции на две группы: «Эмоция о себе», «Эмоция о ближнем».
Список литературы:
1. Изард, К.Э. Психология эмоций / пер. с англ., - Спб. – 2009. – 464 с.
Приложение 1
Шкала эмоциональных проявлений | Эмоция | ||
Внимательный | Концентрированный | Собранный | Интерес |
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | Радость |
Удивленный | Изумленный | Пораженный | Удивление |
Унылый | Печальный | Сломленный | Горе |
Возбужденный | Гневный | Безумный | Гнев |
Чувствующий неприязнь | Чувствующий отвращение | Чувствующий омерзение | Отвращение |
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | Презрение |
Пугающий | Страшный | Сеющий панику | Страх |
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | Стыд |
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | Вина |
Приложение 2
Доверие | Страх | Брезгливость |
Жалость | Любовь | Радость |
Скука | Досада | Печаль |
Гнев | Грусть | Ярость |