1. Геометрическая вероятность. Классическое определение вероятности предполагает, что число всех элементарных событий конечно. Но на практике часто встречаются опыты, для которых множество таких событий бесконечно. Например, пусть на отрезке [0; 1] числовой прямой ставят наудачу точку. Что подсказывает нам интуиция о вероятностях событий «точка попала на правую половину отрезка» и «точка попала на левую половину отрезка»? Поскольку точка ставится наудачу, то естественно считать эти события равновероятными — вероятность каждого 0,5 (поскольку это противоположные события). Ну, а если мы разделим отрезок на 10 равных отрезков и рассмотрим события «точка попала на левый отрезок», «точка попала на второй слева отрезок»,..., «точка попала на правый отрезок»? Это опять равновероятные события. А вероятность каждого из них оказывается равной 0,1, поскольку это совокупность всех элементарных событий нашего опыта. Поставим теперь вопрос: «Какова вероятность попадания точки на отрезок [0,3; 0,7]?» Поскольку этому событию благоприятствуют четыре из указанных выше элементарных события, то искомая вероятность равна 0,4, т. е. длине отмеченного отрезка. В общем случае смысл выражения «точка поставлена наудачу на отрезок длины l » состоит в том, что вероятность попадания точки на часть этого отрезка длины l равна этому числу l(если вместо отрезка [0; 1] взять отрезок [0; s], s>1, то искомая вероятность будет равна 1/s ).
Аналогично уясняется смысл выражения «точка поставлена наудачу в квадрат со стороной 1 (или в прямоугольник площадью 1)»,— это значит, что вероятность попадания точки на любую часть этого квадрата (или прямоугольника) равна площади этой части.
В более сложных случаях (на плоскости) может оказаться, что при геометрической интерпретации получится такая картина: имеется фигура площадью s, и на нее наудачу ставится точка. Тогда вероятность попадания точки на часть этой фигуры, имеющую площадь q, оказывается равной q/s.
Аналогично в трехмерном случае (в пространстве) здесь берется отношение соответствующих объемов. Такое определение вероятности получило название геометрического.
Чтобы преодолеть недостаток классического определения вероятности, состоящий в том, что оно неприменимо к испытаниям с бесконечным числом исходов, вводят геометрические вероятности — вероятности попадания точки в область (отрезок, часть плоскости и т. д.).
Пример. В окружность вписан квадрат. В круг наудачу ставят точку. Какова вероятность того, что эта точка попадет в квадрат?
Событие А – точка попадает в квадрат
Отношение площадей квадрата и круга дает искомую вероятность:
P(А) = , где S1 = а2 (площадь квадрата), S2 =pR2 (площадь круга).
P(А) = =
=
.
2. Относительная частота. Статистическое определение вероятности. Классическое определение вероятности оказывается непригодным для изучения произвольных случайных событий. Так, оно неприемлемо, если результаты испытания не равновозможны. Например, при бросании неправильной игральной кости выпадение ее различных граней не равновозможно.
В таких случаях используется так называемое статистическое определение вероятности.
Пусть произведено п испытаний, при этом некоторое событие А наступило т раз.
Определение 1. Число т называется абсолютной частотой (или просто частотой) события А, а отношение
P*(A)= .
называется относительной частотой события А.
Пример 1. При транспортировке из 10000 арбузов испортилось 26. Здесь т = 26 — абсолютная частота испорченных арбузов, а
P*(A)= = 0,0026.
относительная.
Результаты многочисленных опытов и наблюдений, многие из которых описаны, например, в работах [1—4], помогают заключить: при проведении серий из nиспытаний, когда число nсравнительно мало, относительная частота Р*(А)принимает значения, которые могут довольно сильно отличаться друг от друга. Но с увеличением n — числа испытаний в сериях — относительная частота
Р*(А) = .
приближается к некоторому числу Р(А), стабилизируясь возле него и принимая все более устойчивые значения.
Пример 2. Было проведено 10 серий бросаний монеты, по 1000 бросаний в каждой. Относительные частоты выпадения герба оказались равными 0,501; 0,485; 0,509; 0,536; 0,485; 0,488; 0,500; 0,497; 0,494; 0,484. Эти частоты группируются около числа 0,5.
Определение 2 (статистическое определение вероятности). Вероятностью события Ав данном испытании называется число Р(А), около которого группируются значения относительной частоты при больших n в различных сериях испытаний.
В условиях только что приведенного примера указанная вероятность равна 0,5.
Пример 3. По данным шведской статистики, относительные частоты рождения девочек по месяцам одного года характеризуются следующими числами (расположены в порядке следования месяцев, начиная с января): 0,486; 0,489; 0,490; 0,471; 0,478; 0,482; 0,462; 0,484; 0,485; 0,491; 0,482; 0,473. Эти частоты группируются около числа 0,482.
Таким образом, относительная частота события приближенно совпадает с его вероятностью, если число испытаний достаточно велико. Имеется огромный опытный материал по проверке последнего утверждения. Приведем еще один такой пример с бросанием монеты.
Экспериментатор | Число бросаний | Число выпадений герба | Относительная частота |
Бюффон К. Пирсон К. Пирсон К. Пирсон | 6 019 | 0,5080 0,5016 0,5005 |
Здесь относительные частоты незначительно отличаются от числа 0,5, причем тем меньше, чем больше число испытаний. При 4040 испытаниях отклонение равно 0,008, а при 24 000 — 0,0005.
Таким образом, относительная частота события приближенно совпадает с его вероятностью в статистическом смысле, если число испытаний достаточно велико.
С этой точки зрения величина m=npпредставляет собой среднее значение числа появления события Aпри nиспытаниях.
При широких предположениях доказывается, что вероятности события в классическом и статистическом смысле совпадают между собой.
3. Аксиоматическое определение вероятности. В современных математических курсах вероятность определяется аксиоматически. При аксиоматическом построении теории вероятностей исходят из свойств вероятности событий, к которым применимо классическое или статистическое определение. Отдельные свойства вероятности известны из предыдущую изложения. Поэтому естественно принять следующие аксиомы.
Аксиома 1. Каждому событию А поставлено в соответствие неотрицательное число Р(А), называемое его вероятностью.
Аксиома 2. Вероятность достоверного события равна единице.
Аксиома 3. Вероятность суммы попарно несовместимых событий равна сумме вероятностей этих событий.
Последняя аксиома называется аксиомой сложения вероятностей.
Исходя из этих аксиом, свойства вероятностей и зависимости между ними выводят в качестве теорем.
1. Известно, что электронный луч попал в мишень радиуса R. Какова вероятность, того что он отклонился от центра не более чем на r?
Решение:
Площадь все области: мера(G) = S = p , площадь области, отвечающей событию А: мера(g) = s = p
поэтому, используя, находим P(A) =
.
2. Оценить вероятность появления признака А, если в серии из 500 испытаний этот признак наблюдается 20 раз.
Решение: В качестве оценки вероятности принимаем относительную частоту W(A) = = 0,04.
3. Какова вероятность того, что сумма двух положительных чисел меньше 1, если каждое в отдельности не превышает 1?
, y < 1 – x, x + y < 1, x ≤ 1, y ≤ 1.
Решение: Первое число xÎ(0;1], аналогично второе число yÎ(0;1]. Общее пространство G, как видно из рисунка 1, представляет событию А, есть заштрихованный треугольник (s=0,5). Поэтому P(A) = s/S = = 0,5.(ε-окрестность целиком принадлежит области G).
Вопросы:
1. Дайте определение геометрической вероятности?
2. Сформулируйте определение абсолютной частоты?
3. Сформулируйте определение относительной частоты?
4. Дайте определение статистической вероятности?
5. Сформулируйте аксиомы вероятности?
Урок №2.
Вариант 1.
1. Отдел технического контроля обнаружил в партии из 1000 изделий 20 бракованных. Найти частоту изготовления бракованного изделия.
2. После бури на участке между 40-м и 70-м километрами телефонной линии произошел обрыв провода. Какова вероятность того, что разрыв произошел между 45-м и 50-м километрами линии?
Вариант 2.
1. При испытании партии приборов частота появления годных приборов составила 0,7. Найти число годных приборов, если всего проверено 200 штук.
2. В круг радиуса r наудачу брошена точка. Найти вероятность того, что эта точка окажется внутри вписанного в данный круг правильного треугольника.
Вариант 1*.
1. В результате сдачи государственного экзамена частота получения «хороших» и «отличных» оценок оказалась равной 0,6. Сколько выпускников выдержало экзамен, если, кроме того, ими получено, 48 «неудовлетворительных» оценок?
2. На окружности радиуса r наудачу поставлены три точки A, B и C. Найти вероятность того, что треугольник ABC остроугольный.
Вариант 2*.
1. Найти число n выстрелов по цели, если частота попаданий оказалась равной p, а промахов было совершено k.
2. Двое договорились о встрече в определенном месте. Каждый из них приходит в условленное место независимо друг от друга в случайный момент времени из [0;T] и ожидает не более, чем время tÎ(0;T). Какова вероятность встречи на таких условиях?
Свойства вероятности