Рост числа случаев сложной, мозаичной патологии. Средовые и генетические факторы. Аутизм при осложненных формах лобной олигофрении, детского церебрального паралича, задержки психического развития и т.д. Синдром аутизма может входить в состав сложного дефекта (органическое поражение ЦНС).
Дети со сложными и осложненными формами аутизма эндогенного и (или) органического генеза.
Совместная работа психиатра, психолога, педагога и невропатолога для случаев выраженных психических отклонений. Наличие эндогенных заболеваний и органического поражения ЦНС. Для исключения генетических синдромов, эндокринной патологии, органических поражений мозга и различных соматических нарушений необходимо полное медицинское обследование.
Определим характеристики заболеваний ЦНС с их названиями
мукополисахаридозы, гаргоилизм | комплекс нарушений: патология соединительной ткани, ЦНС, органов зрения, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Умственная отсталость различнойстепени выраженности сочетается с дефектами зрения, слуха и нарушениями общения по типу раннего РДА. Признаки РДА избирательны. |
синдром Леша-Нихана | наследственное заболевание: умственная отсталость, нарушения моторики (насильственные движения), аутоагрессия, спастические церебральные параличи; аутоагрессия, нарушения общения с окружающими |
синдром Ульриха- Нунана | наследственный;внешне –антимонголоидный разрез глаз, узкаяверхняя челюсть, малых размеров нижняя челюсть, низко расположены ушные раковины, опущены верхние веки («птоз»). Частота врождённых пороков сердца и дефектов зрения. |
синдром Ретта | психоневрологическое заболение у девочек с 12-18месяцев, ребёнок теряет сформировавшиеся навыки, появляются стереотипии, импульсивные признаки, низкий психический тонус. |
ранняя детская шизофрения | возникает на фоне аутизма, диссоциация всех психических процессов, эмоционального снижения и нарушения психической активности. Поведение стереотипно. |
|
Проявления аутизма у детей с церебральным параличом, слабовидящих, глухих, слабослышащих, при сложном дефекте –слепоглухонемоте –имеют менее выраженный и непостоянный характер.
У детей с органическим поражением ЦНС сохраняется потребность в общении, зрительный контакт, но недостаточными оказываются наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции.
При РДА возникает асинхронный вариант психического развития: ребёнок не владеет бытовыми навыками, но проявляет достаточный уровень психомоторного развития.
При психоневрологических заболеваниях РДА проявляется как своеобразный асинхронный тип психического развития, клиническая симптоматика видоизменяется с возрастом.
При детской шизофрении особенности психического развития ребёнка определяются характером основного нарушения, аутистические проявления временны, видоизменяются из-за основного заболевания.
Психолого-педагогическая диагностика. Начальный этап – структуризация полученной путем наблюдения информации, ведение формализованного протокола с отдельными параметрами поведения до получения полного представления о спонтанном поведении ребенка, о его реакциях на различные раздражители, о формах контакта с окружающими.
|
Сведения, данные родителями о различных сферах жизни ребенка. Критичность к родительской оценке.
Задачи диагностического процесса.
Консультирование родителей по вопросам обучения и социальной адаптации ребенка. Выбор коррекционного подхода (С.С. Морозова).
Основные принципы и направления коррекционной работы. Психоаналитический подход (Б. Беттельхейм, Э. Кланси). Поведенческий подход (О.И. Ловаас, М.Ю Веденина и др.). Холдинг-терапия (М. Уэлш). Роль медикаментозной коррекции.
Система комплексной медико-психолого-педагогической коррекции РДА (К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др.) Установление эмоционального контакта с ребенком. Специфика коррекционной работы с аутнчными детьми. Развитие познавательной и эмоциональной сферы, коррекция нарушений поведения, межличностных отношений и отношения к миру в целом. Принципы разработки коррекционных программ с учетом типа аутистического дизонтогенеза. Некоторые особенности обучения бытовым навыкам. Обучение элементарным школьным навыкам.
Работа с семьей аутичного ребенка. Необходимость психологической подготовки родителей и координации усилий различных специалистов в ходе коррекционной работы (психолога, психиатра, логопеда, педагога).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА(по рекомендациям Н. И. ПРАВЕДНИКОВОЙ)
Природа нарушений психического развития при синдроме раннего детского аутизма (РДА) подразумевает комплексный подход к ею коррекции, одним из важнейших аспектов которой является работа с родителями. Необходимость такой работы вызвана рядом причин:
|
1. Родитель представляет интересы ребенка, несет за него
ответственность и принимает решения по всем вопросам его жизни, и
том числе связанным с обучением и воспитанием.
2. В своих выборах и поступках ребенок ориентирован, как
правило, на родительскую оценку. От позиции родителя, его
поведения по отношению к ребенку во многом зависит эффективность
коррекционного процесса.
3. В связи с особенностями психики аутичного ребенка (в
частности, со стереотипностью) необходима постоянная работа
родителей по закреплению навыков и умений, приобретаемых
ребенком в образовательных учреждениях, и переносу их в другие
условия.
4. Родители обращаются к психологам за консультациями по
своей инициативе.
Наиболее часто звучат следующие проблемы: а) Неудовлетворенность общением с ребенком.
Родители жалуются на отсутствие стремления к контакту, эмоциональной привязанности со стороны ребенка, на его безразличие и, как следствие, ощущение своей невостребованности, ненужности. Это связано с тем, что в большинстве случаев поведение аутичного ребенка уже в младенческом возрасте не соответствует ожиданиям близких. Родительское поведение не встречает эмоционального отклика со стороны ребенка, не подкрепляется его ответным поведением в обычных формах (улыбка, гуление, комплекс оживления, принятие позы готовности при взятии на руки, взгляд в глаза, вербальное и невербальное обращение к родителю).1 Родитель при этом испытывает фрустрацию в контакте, растерянность, тревогу. Он начинает сомневаться не только в "нормальности" ребенка, но и в своей родительской состоятельности, которая обычно является важной составляющей образа Я, самооценки.
б) Изменение жизненных планов.
На основе представлений о развитии ребенка, сравнения с другими детьми -родитель (часто неосознанно) прогнозирует его достижения, рост его самостоятельности и возможностей, изменения собственной роли. Когда оказывается, что поведение ребенка не отвечает его ожиданиям, он тревожится, обращается к специалистам. Как правило, при этом взрослый надеется на быстрое излечение ребенка, возвращение его к нормальному состоянию и готон уделять больше времени и сил на занятия с ним. Он согласен на некоторый период жизни отдать приоритет своей родительской функции.2
Открытие, что его ребенок не болен, а развивается особенным образом, и для коррекции его развития понадобятся годы, а то и вся жизнь, становится поворотным моментом в жизни родителя. Он понимает, что, возможно, придется отказаться от реализации каких-то жизненных планов, связанных с определенными ценностями и потребностями. На эмоциональном уровне родитель реагирует на:>то открытие целой гаммой противоречивых чувств, иногда — депрессией.
1 Иногда ребенок демонстрирует сверхзависимость от матери, но и в этом случае *моцис>налыюе общение минимально. То есть, мать востребуетея не лично, а функционально, и потому легко заменяется любым человеком, который может помочь
' Речь идет о родителях, которые активно ищут помощи своему ребенку. Родители, оставившие своего ребенка на попечение системы соцзащиты населения, не попадают в поле нашего зрения.