Как правило, наибольшую трудность для родителей представляет
»
купирование самоагрессии и афессии ребенка, а наибольшую остроту и актуальность имеют проблемы, связанные с управлением ребенком на людях, когда риск получения негативной оценки со стороны социума обостряет самооценочные реакции взрослого.
Имея в виду, что основная цель работы психолога с родителями - сотрудничество родителей со специалистами в интересах ребенка, можно выделить следующие задачи:
1.Выяснение и (в случае необходимости) коррекция мотивации
обращения родителей к специалистам. Формирование и поддержка
мотивации к активному и осознанному участию в помощи, своему
ребенку;
2. Помощь родителям в анализе и уточнении их представлений о
развитии ребенка, о роли родителя, о необходимости их участия в
психокоррекционном процессе и возможных формах такого
участия;
3) Помощь родителям в изменении поведения на основе новых представлений, в формировании необходимых для этого навыков."'
Для реализации поставленных задач можно предложить несколько форм работы с родителями: 1. Запись на первичный прием.4
В том числе, коррекциошшх, когнитивных, общения, эмоционального реагирования.
Эту форму нельзя отнести к собственно психологической работе с родителями, но она, на наш взгляд, очень важна для четкого построения отношений учреждения с родителями воспитанников и распределения ответственности сторон.
Встреча родителей со специалистом
1. После записи осуществляется первичный приём, который ведёт дефектолог, работающий в учреждении (или иной специалист, в зависимости от конкретных условий учреждения)
2.Беседа с родителями на первичном приеме.
|
3.Вводная консультация.
4.Обучение родителей ведению дневника наблюдений за ребенком.
5.Разработка домашних программ занятий с детьми и обучение
родителей их проведению.
6.Тренинга навыков, необходимых для выполнения рекомендаций
специалистов, работающих с ребенком.
7.Личностао-ориентированные психотерапевтические группы.
8.Индивидуальное и семейное консультирование.
Запись на первичный прием.
Работа с родителями начинается в момент их обращения за помощью, обычно с: телефонного разговора сотрудника, осуществляющего запись ребенка на консультативный прием. Важно с самого начала объяснить родителям обязательства, которые они берут на себя, обращаясь за профессиональной помощью.
Предлагается следующая инструкция для сотрудников, отвечающих за запись на консультацию:
а) выяснить основания обращения родителей за помощью в учреждение именно данного профиля, их жалобы и принять решение о записи ребенка на прием или отказе в консультации; основаниями для отказа являются:
* обращение не но профилю учреждения (формально, сотрудник может отказать в записи на прием при отсутствии у ребенка диагноза РДА и направления на консультацию; однако на практике часто возникают
трудности с постановкой точного диагноза, отмечаются разногласия среди врачей по этому вопросу, и и:>юм случае сотрудник может записать ребенка нл консультацию по результатам, опроса родителей (если они, описывая симптоматику, говорят об особенностях, характерных для детей с РДА); важно отметить, что значение для принятия такого решения имеют сведения о поведении ребенка в конкретных ситуациях, в отличие от его интерпретации, которая часто бывает ошибочной и отвечает скорее желанию родителей "пристроить" своего ребенка, нежели фактам);
|
- ограничения по возрастному признаку, но месту
проживания и т.п. (в соответствии с особеностями
функционирования учреждения);
б) в случае отказа в записи на консультацию объяснить родителям основания такого решения;
в) проинформировать родителей об их обязанностях:
- предоставлять на первичном приеме необходимую
специалистам информацию:
- медицинскую карту ребенка,
- результаты обследования ребенка (если такое
проводилось),
- сведения о посещении им различных медицинских и
образовательных учреждений,
- результаты творческой деятельности ребенка (рисунки,
поделки и т.д.), его фотографии - если таковые имеются;
» предупредить, что на консультацию должен придти член семьи, наиболее осведомленный в вопросах раннего развития ребенка;
* заблаговременно предупреждать о неявке на консультацию;
г) выяснить, какие игрушки или другие предметы, явления, привлекают ребенка и какие могут его испугать, вызвать тревогу, беспокойство;
д) проинформировать родителей о последствиях
невыполнения вышеперечисленных обязательств (перенесение
консультации на намного более поздний срок, отмена
консультации);
е) выяснить, как родители понимают цель консультации, их
ожидания.'
Такая форма проведения записи на первичный прием послужит созданию у родителей установки на построение договорных отношений с коррекционным учреждением.
Беседа с родителями на первичном приеме
|
Основной целью беседы с родителями на первичном приеме является сбор информации для подтверждения диагноза РДА, осуществления дифференциальной диагностики.
Помимо достижения основной цели психолог решает ряд задач, направленных на мотивирование родителей к активному участию в коррекционной работе с ребенком и построение доверительных отношений с ними. Для этого специалист управляет ходом беседы, меняя ее форму, стиль, тональность, тему и осознанно предоставляя
информацию в соответствии с реакциями родителей, их установками и представлениями.
Как правило, родители стараются получить информацию о состоянии своего ребенка, понять, что с ним происходит, как им к этому относиться, кто и как может помочь их сыну или дочери.
В начале беседы следует выяснить запрос и ожидания родителей от приема и скорректировать их в соответствии с реальными возможностями консультации.
Чаще всего родителей волнуют результаты диагностики и прогноз; иногда они полагают, что их ребенка должны сразу же взять на занятия в учреждение или организацию, куда они обратились, или дать какую-то чудесную рекомендацию, выполнение которой приведет к «выздоровлению».
Важно объяснить родителям цели и необходимость диагностического этана, лишь по окончании которого может быть принято решение о зачислении ребенка в коррекционное учреждение и определены основные параме'фы обучения (динамическое наблюдение или постоянные занятия).
Следующей задачей является выявление и коррекция представлений родителей об РДА. Многие считают РДА неким заболеванием, которое можно лечить медикаментозно, что не требует активного участия членов семьи, и спрашивают, «выздоровеет» ли ребенок, станет ли он «таким, как все», и, если станет, то когда.
Обсуждая вопрос о прогнозе, можно выявить отношение родителей к статусу ребенка и разъяснить им роль близких к коррекционном процессе. При этом целесообразно обсудить с родителями:
* что является для них критерием «нормальности» их ребенка, как они узнают, что он «выздоровел»;
* какой смысл имеет для них этот вопрос; зачем им так важно знать прогноз развития ребенка, что изменится в их отношении к ребенку, в их жизни в целом в зависимости от ответа.
Осознание родителями своих ролевых установок подготавливает почву для содержательного разговора о формах взаимодействия с ребенком, эффективной помощи ему. Это особенно важно, если ребенку по каким-то причинам отказано в приеме на занятия, и дальнейшей работы с родителями проводиться не будет.
3. В конце беседы с родителями обговаривается форма дальнейи гего сотрудничества.
Вводная консультация
Если по окончании диагностического этапа принято решение о зачислении ребенка в коррекциоштае учреждение, психолог1 проводит консультацию с его родителями (родителем). В настоящее время нами разрабатывается примерная схема проведения беседы и форма отчета психолога по ее результатам. Мы рассмотрим основные этапы консультации - задачи каждого из них и некоторые приемы их решения.
1. В начале беседы психолог предлагает родителю рассказать о наиболее актуальных проблемах ребенка в период, прошедший после первичного приема (иногда это несколько недель или даже один-два месяца). Это отвечает ожиданиям родителя, дает ему возможность высказать приготовленные жалобы. Рассказав о том, что его волнует, и убедившись, что его услышали и поняли, он будет лучше воспринимать слова психолога. Можно расспросить родителя о его впечатлениях от первичного приема, тогда предстоящая беседа станет для него продолжением уже знакомого опыта.
Такое начало консультации позволит установить доверительные отношения с родителем и понять, как он воспринимает своего ребенка, и какие достижения для него значимы.
2. На следующем этапе корректируется запрос родителя к коррекционному учреждению, его ожидания по поводу работы с ребенком.
На основе проведенного диагностического обследования ребенка специалисты составили представление об уровне и особенностях его актуального развития, зоне ближайшего развития и направлениях и чадачах психокоррекционного процесса. Возникает большой соблазн приписать аналогичное понимание и родителям ребенка. Опыт показывает, что это далеко не всегда так.6
Обсуждая выводы специалистов, проводивших диагностику, можно обратить внимание родителя на неточности в его восприятии ребенка7.
'' Например, в коррекцнонное учреждение обратилась мама мутичного ребенка 8 лет с диагнозом РДА с просьбой о проведении занятий с сыном. На вопрос о ее ожиданиях от занятий она ответила: «В общем-то, все более-менее нормально, мне только надо, чтобы он с детьми иногда общался, а в школу его не берут».
' Как правило, искажение восприятия ребенка связано с защитным реагированием родителя. В нашем опыте наиболее часто встречались два типа такого реагирования: редукция своей роли и отрицание проблемы с ребенком. В первом случае, родитель, заметив, что ребенок ведет себя несоответственно ожиданиям, обращается к разным специалистам за помощью и одновременно ишет разные подходы к ребенку. После постановки диагноза РДЛ родитель сужает поиск пу!ей взаимодействия, формализует общение, опасаясь "причинить вред больному ребенку". Неточность интерпретации поведения ребенка «обеспечивает» механизм рационализации: родители формируют ожидания от ребенка на основе собственных страхов, отказываются от попыток наладить с ним контакт в желаемой форме, мотивируя свой отказ тем, что "такого ребенка невозможно понять, нечего и пытаться" и "от него нельзя этого добиться - он же аутист". У некоторых родителей такая позиция звучит с акцентом на интеллектуальном развитии ребенка. Считая его умственно отсталым, родители снимают с себя ответственность за помощь в его достижениях. При варианте, когда отдельные интеллектуальные способности ребенка развиты с опережением, родители часто отрицают проблему. Они признают некоторые особенности развития ребенка, но не считают необходимой коррекционную работу. Они убеждены, чю их ребенок -«гений, которого никто не понимает», а некоторые «чудачества» - необходимый атрибут гениальности. Ведущим защитным механизмом здесь является перенос ответственности. Родители высказывают обиды и претензии несправедливому обществу. Важно, чтобы родители отделяли борьбу за права аутичных детей от конкретной, повседневной помощи ребенку,
Затем мы предлагаем выбрать вместе с родителем одну из актуальных проблемных ситуаций его взаимодействия с ребенком и дальнейшие вопросы обсуждать на ее материале.
Это позволяет:
* использовать мотивацию родителя к изменению данной
конкретной ситуации (и других «проблемных» ситуаций -~ с каждой
успешно решенной ситуацией мотивация, как правило, возрастает);
* помочь ему точнее сформулировать проблему, определить
ее фокус;
* обратить внимание родителя на различие между описанием
и интерпретацией поведения, на произвольность интерпретаций;
* на этапе ассимиляции полученной информации
поставить конкретные задачи по опробованию новых форм
поведения.
3. Психолог предлагает родителю описать поведение (свое и ребенка) в проблемной ситуации и отмечает соскальзывания на интерпретации и оценки.
Родители, говоря о проблемах ребенка, так или иначе определяют его эмоциональные реакции, иногда пользуясь для этого специальными терминами, как правило -- неточно. Так, одна мама жаловалась, что ее сын «стал очень атрессивным, особенно в школе». Приехав в школу, психолог увидел мальчика, который стоял спиной к стене, втянув голову в плечи и описывая руками круги вокруг себя. Мимо него проносились игравшие в догонялки мальчишки, и он иногда задевал кого-то из них.
Выявляя ту или иную защитную позицию родителя, психолог строит беседу с ее учетом.
Часто родители неверно интерпретируют напряженный смех ребенка, считая что «ему весело», «он радуется», и т.д.
Иногда взрослые, идентифицируясь с ребенком, приписывают
ему свои эмоции. Например, одна мама со слезами на глзчах
жаловалась, что ее сьша дразнят мальчишки во дворе, л ему; «конечно
же, обидно». Психолог, беседовавший с мамой, к этому времени уже
проработал с ребенком достаточно, чтобы знать, цто тот еще не
способен придать такого смысла действиям мальчишек. На вопрос как
она определила, что сыну обидно, мама ответила: «Ну как же, Вы бы
видели... мне было так обидно за него». Обращая внимание родителя
на его проекцию, можно показать, что для более точного восприятия
ребенка необходимо учиться сознавать свои эмоции.
Своего поведения родители нередко вообще н? могут вспомнить: они настолько захвачены эмоциями, что не отдают себе отчета в собственных действиях и мыслях.
Большинство родителей способны поставить под сомнение правильность своих действий (именно правильность, так как критерием для них является соответствие поведения некоторым правилам или моральным нормам) и испытывают чувство вины за «неправильные» или «нехорошие» действия. Однако свои эмоциональные реакции они считают естественными, единственно возможными в данной ситуации. Часто в родительских рассказах •звучит: «естественно, я рассердилась... понимаю, я должна была сдержаться... я потом чувствовала себя очень виноватой...».
4. Важно продемонстрировать родителю, как его эмоциональная реакция зависит от оценки, которую он выносит, сравнивая
наблюдаемую ситуацию с тем, что по его представлениям, должно быть.8
Далее, мы предлагаем обсудить, какие ролевые представления реализует родитель в.этой ситуации.
5. Затем можно предложить рассмотреть ее в другой «системе координат». Для этого можно попросить родителя нарисовать свой вариант идеальной (желаемой) ситуации.
Следует помочь родителю, исхода из выраженных им желаний, сформулировать цели, которые он хочет достичь в анализируемой ситуации, с учетом конкретных условий (реальных возможностей ребенка, самого родителя и т.п.). Затем можно рассмотреть поведение родителя, приняв за критерий его оценки эффективность, то есть соответствие этим, целям (например, закреплению или редукции какой-то реакции ребенка). Особенно актуально это для родителей детей, которых можно отнести к Зей группе но классификации О.С.Никольской). Такие дети склонны провоцировать негативную аффективную реакцию взрослого. Если это удается, они фиксируются на таком способе аутостимуляции.
Обычно родители хотят изменить «проблемное» поведение ребенка: оно дискредитирует их само по себе и, будучи (в их глазах) причиной их собственных «неблаговидных» действий. При этом большинство из них не принимает во внимание обратного влияния -влияния своих реакций на поведение ребенка в обсуждаемой ситуации и в дальнейшем. Родители не рассматривают поведение ребенка как
Если в дальнейшем родитель принимает участие в работе группы, он может убедиться, что такие представления различны у всех членов группы и различны их эмоциональные реакции в одной и той же ситуации, На группе одна из мам рассказывала, как однажды дочь искромсала ножницами ее платье, и она «конечно же, пришла а ярость, долго кричала и топала ногами... потом плакала и ругала себя что сорвалась». Другая мама сказала: «Я слушаю тебя и завидую Я была бы счастлива, если бы мой сын проделал что-нибудь в этом роде. Он такой тихоня никогда ничего не нарушит. Совсем непохож на нормального ребенка Дети должны озорничать, хотя бы иногда. Он какой-то неживой». Через некоторое время ее ребенок начал, наконец, проказничать, и она радовалась его выходкам как важному достижению.
Внимание, направленное на взрослого, как акт коммуникации (за исключением прямого обращения), а свои действия - как ответ, удовлетнориющий или не удовлетворяющий ребенка. Важно прояснить для родителя его роль в формировании привычных паттернов поведения и эмоционального реагирования ребенка.
Как правило, уже само изменение позиции родителя (он становится активным исследователем своего взаимодействия с ребенком) ведет к изменению его отношения, к ситуации и эмоциональных реакций на нее. Важно обратить внимание родителя на То, как он реагирует теперь.
Опыт изменения своих эмоций становится для многих откровением, его переживание способствует формированию начальной мотивации к работе по осознанию и уточнению своих представлений о роли родителя и роли ребенка. Затем мы предлагаем рассказать о возможных формах и перспективах такой работы (участие в психотерапевтических группах, индивидуальная и семейная психотерапия).
6. Кроме того, можно поискать вместе с родителем варианты •эффективного поведения и предложить ему попробовать их, разьнрав обсуждаемую ситуацию. При этом следует помнить, что основная задача этого этана - формирование у родителя мотивации к обучению рефлексии и коррекции своего поведения во взаимодействии с ребенком, и не переносить акцент на решение конкретной «проблемной» ситуации. Важно объяснить родителю преимущества групповых форм такого обучения (получение поддержки группы, например).
7. Далее, мы предлагаем наметить пути реализации такой
мотивации:
а) в контексте ее сосуществования с другими желаниями
родителя, другими ролевыми предписаниями;
б) в конкретных условиях жизни данной семьи и возможностей ее
сотрудничества с коррекционным учреждением.
Можно расспросить мать и отца ребенка, был ли ребенок «запланированным», как они восприняли известие о беременности матери, что они чувствовали, какие планы строили, и какие изменения произошли в их жизни в связи с этим, а также - обсудить способы взаимодействия матери и отца с их родителями, в их детстве10.
Кроме того, важно расспросить родителя о том, какие еще члены семьи проживают вместе с ними и ребенком, кто из родственников участвует в жизни ребенка и как (кто-то из родственников может помогать ребенку, матери или отцу и/или сам нуждаться в их помощи -престарелые родители, например). Нелишне было бы получить информацию и о других людях, оказывающих значительное влияние па жизнь ребенка.
Нужно узнать, кто из родителей работает, какую часть дня занят па работе, каким его (их) интересам эта работа отвечает, кто обеспечивает семью, каков уровень материальною достатка (есть ли возможность нанять няню, например) и т.п.
Беседуя с родителем на эти темы, психолог помогает ему выявить ресурсы и определить реальную меру (реальные возможности) своего участия в помощи ребенку.
При этом важно учитывать, что анализ ролевых предписаний не является самостоятельной задачей этого этапа консультации, а служит формированию у родителя реалистического представления о своем участии в помощи ребенку - в противовес глобальным, ни к чему не обязывающим формулам «Я для него на все готов» и «Я за него жизнь отдам».
К таким ресурсам относится и решение так называемых «личных» или «семейных проблем», что позволяет родителям общаться с ребенком чаше и с удовольствием.
8. Далее, психолог предлагав'] родителю возможные формы сотрудничества:
» ведение дневника наблюдений за ребенком (после соответствующего обучения у специалистов);
* проведение домашних занятий с детьми по разработанным
специалистами программам (также после соответствующего
обучения);
* тренинги навыков, необходимых для выполнения рекомендаций
специалистов, работающих с ребенком;
* личностно-ориентированные психотерапевтические группы;
индивидуальное и семейное консультирование.
Заканчивается консультация заключением с родителем
(родителями) контракта на участие в тех или иных формах работы.