В современной России снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности, со стороны государства и общества привели к увеличению числа детей-сирот. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве их проживания, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые делятся на государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, приюты) и негосударственные (усыновление, опека). Государственные формы устройства детей данной категории наиболее развитые и широко используются в нашей стране. Особое место среди них занимают детские дома. Их в России насчитывается порядка двух тысяч.
Детский дом – это образовательно-воспитательное государственное учреждение закрытого типа, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Существуют детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), для детей школьного возраста (7-18 лет), а также детские дома смешанного типа.
Основная задача детского дома - создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Дети обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.
|
Большое значение для изучения проблем воспитания детей в подобных учреждениях имеют работы А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной [14], М.И. Лисиной [21], А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых [39], посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к самому себе [39].
В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от родителей, родственников, из приемников-распределителей системы МВД. Братьев и сестер не разлучают, их помещают в один детский дом. Детей, имеющих недостатки в физическом, умственном развитии и страдающих различными заболеваниями, определяют в специализированные детские дома или иные учреждения.
Основные виды деятельности в детском доме должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, то есть на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально-волевое развитие, в том числе -развитие самостоятельности, а также его физическое развитие. Особую роль в этом процессе следует отвести таким видам деятельности как: познавательная, деятельность по интересам, трудовая, игровая.
|
Познавательная имеет особое значение для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы. Главную роль в полноценном развитии личности играет познание себя: своих способностей, особенностей характера и тому подобное, а также познание и принятие окружающего мира.
Деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Особое значение она имеет для подросткового возраста. Деятельность по интересам для детей-сирот - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.
Труд для воспитанников детского дома - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками в детском доме должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников - подростков, покидающих детский дом, овладение ими одной или несколькими профессиями. Это поможет им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысит чувство уверенности в себе.
Игровая деятельность так же является важным средством развития воспитанников. Особое значение имеет для дошкольников и младших школьников. Дети-сироты принадлежат к той категории детей, которые практически не умеют играть. Научить их различным видам игровой деятельности - задача психологов и педагогов детских домов.
|
Конечно, предпочтение отдается семейным типам устройства детей-сирот, поэтому в нашей стране создается принципиально новая форма воспитания детей-сирот - детские дома семейного типа. В состав этих детских домов включаются: детские городки из одноквартирных многокомнатных домов для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или в группах таких домов. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи [34].
Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет, а если они продолжат учёбу в ВУЗе или другом учебном заведении - то до окончания учёбы. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа [34].
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного учреждения или медицинской организации, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
Таким образом, детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основная задача которого - создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни, трудовой деятельности и успешном функционировании в обществе.
Выводы к Главе I
В настоящее время увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вынуждены проживать в детских домах - государственных учреждениях, основная задача которых - создать детям условия для воспитания и получения образования, подготовка их к самостоятельной жизни, трудовой деятельности и успешном функционировании в обществе.
Социальная адаптация - это успешное включение личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления к новым условиям, принятие социальной роли, норм и ценностей новой социальной среды.
Младшим подросткам очень важно наладить социальные контакты со сверстниками и окружающими людьми, несформированность которых, прежде всего, выражается в высокой тревожности, агрессивности, социальной дезадаптации. Подростки, воспитывающиеся в детских домах, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, ядром которой должно быть общение взрослого с ребёнком.