Реализация данной программы рассчитана на первый год обучения, осуществлялась в три этапа. В таблице 2.1. можно увидеть задачи того или иного этапа и сроки его реализации.
Таблица 2.1.
Этапы реализации программы
Название этапа | Задачи этапа | СОДЕРЖАНИЕ |
Диагностический этап | 1. оценить соматический, психологический и социальный статус обучающихся-сирот, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в профессиональном училище. 2. оценить социальный, психологический и соматический статус обучающихся-сирот, их информированность об условиях, организации и содержании учебной деятельности в училище. | 1. Изучение научной и методической литературы по проблеме адаптации обучающихся-сирот. 2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы. 3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации обучающихся-сирот к самостоятельной жизни. |
Организационно-деятельностный этап | 1. выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения. 2. определить способы устранения имеющихся противоречий, 3. внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса. | Реализация системы занятий по программе. Мое «Я», как внутренний мир. Гармонии ли «Я» с собой. Взаимодейсвие моего «Я» с окружающим миром. Что угрожает здоровью человека. Вредные привычки: табакокурение, наркомания, алкоголизм. Здоровье и профессия. Роль семьи в жизни человека. Бюджет. Доходы и расходы. И др. |
Итоговый этап | 1. использовать полученную информацию для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. 2. организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для форсирования сплоченного студенческого коллектива. 3. проводить консультации и просвещение родителей и опекунов студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде. | 1. Анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы. 2. Диагностика изменений, произошедщих с обучающимися в ходе реализации программы. 3. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом. 4. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем. |
На основании проведенного исследования и реализации разработанной программы можно определить ряд методических рекомендаций для успешной адаптации обучающихся-сирот в условиях профессионального училища.
|
Качественно организовать сопровождение адаптации обучающихся-сирот к условиям профессионального училища позволит совместная социально-педагогическая работа: психолога, социального педагога, педагогов-предметников, мастеров п/о, воспитателей общежития.
Не забывайте о некоторых правилах:
1. Прежде чем планировать работу по адаптации нужно собрать информацию об обучающихся-сиротах, спрогнозировать течение адаптации и выявить группу «риска».
2. На первых занятиях стоит познакомить обучающихся с системой обучения в училище, требованиям к занятиям.
3. Стоит учитывать индивидуальные особенности студентов при опросе.
|
4. Необходимо уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, профилактике заболеваний и др.
5. Всячески предупреждайте повышение тревожности у обучающихся-сирот.
6. Стоит применять такие формы и методы обучения, которые будут позволять студентам общаться с целью скорейшей адаптации и устранения психологического барьера.
7. Для того чтобы адаптация проходила как можно успешней, обеспечьте возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение успехов, развития способностей).
8. Никогда не сравнивайте между собой студентов-сирот. Анализируя поведение подростков, находите положительные и отрицательные стороны поступка, а не самого студента.
.
Выводы к Главе II.
Адаптация обучающихся-сирот в условиях профессионального училища достаточно сложный и длительный процесс. Процесс осложняется тем, что обучающиеся данной категории часто не желают или не готовы к нему.
В ходе нашего исследования выделились следующие особенности обучающихся-сирот: неприспособленность к самостоятельной жизни, высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптированности, слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим. Результаты исследования показали необходимость социально-педагогической работы с данной категорией студентов.
На основе полученных данных была разработана программа социально-педагогической деятельности по адаптации обучающихся-сирот в условиях профессионального училища. Проведенный анализ реализации программы подтверждает ее эффективность.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей вынуждены жить и воспитываться в государственных учреждениях, в частности в детских домах.
Детей данной категории характеризует повышенное беспокойство, тревожность, низкая самооценка, что в итоге приводит к социальной дезадаптации.
В литературе существует несколько точек зрения к определению понятий как социальной адаптации, так и понятия тревожности.
В широком смысле слова, социальная адаптация - это приспособление личности к новым условиям социальной среды.
В свою очередь тревожность рассматривают как устойчивое свойство, черту личности, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым переживаниям и как эмоциональное состояние (ситуативная тревога), понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и другое.
На основе полученных данных мною была разработана программа социально-педагогической адаптации обучающихся-сирот в условиях детского дома, которая включала следующие направления: психологическая адаптация, социальная адаптация, педагогическая адаптация, профессиональная адаптация. Все эти направления находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствуют адаптации обучающихся-сирот.
Проведенный анализ реализации программы подтверждает эффективность представленной программы.
Проведенная работа подтвердила поставленную мной гипотезу: успешная адаптация обучающихся-сирот в условиях профессионального училища будет возможна если:
⎯ выявлены и учитываются в процессе адаптации особенности обучающихся-сирот (уровень адаптированности);
⎯ организована регулярная целенаправленная внеаудиторная работа по адаптации обучающихся-сирот;
⎯ имеется позитивная мотивация у обучающихся-сирот.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных сиротских учреждениях: моногр. / В.А. Абельбейсов. – М.: УНЦ ДО, 2011. – 260 с.
2. Аксенова, В.И. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения / В.И. Аксенова, Н.П. Бушкова, Н.А. Палиева. ‒ Минск: Совр. слово, 2003. – 154 с.
3. Анисимов, В.И. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях / В.И. Анисимов // Социальные проблемы сиротства. – М.: Институт социологии РАО, 1992. – 158 с.
4. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
5. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2003. – №2. – С.64-73.
6. Дерманова И.Б., ред. и сост. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002. С.126-129.
7. Дубровина, И.В. Психологическое развитие воспитанников детского дома М.: Педагогика, 1990. – 264 с.
8. Загребельная, Л. М. Итальянкина О. Ю., Социальная адаптация детей детского дома // Детский дом. – 2004. – №10. – С. 6-7.
9. Казанская В. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
10. Кон, И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
11. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
12. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология (Полный жизненный цикл развития человека) 2001. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
13. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
14. Настенкова, А.И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А.И. Настенкова // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С.321-323.
15. Нелидов, А.Л., Щелин, Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома /А.Л. Нелидов,Т.Т. Щелина // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. – № 2. – С. 31 - 39.
16. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.–М.: Генезис, 2003. – 160 с.
18. Функции современного детского дома // Детский дом. – 2008. – №29. –С. 31-34.
19. Хорни К. Тревожность. // Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2 –С. 174 – 180.
20. Шакурова, В.М. Методика и технология работы социального педагога/ В.М. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.