Индивидуальность почерка




 

В основе формирования почерка лежит письменно-двигатель­ный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этого определения видно, что навык формируется в результате определенных целенаправленных действий человека, которые носят целостный характер; Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий. Для уяснения, обладает ли этими свойствами почерк, необходимо обратиться к процессу формирования письменно-двигательного навыка в период обучения письму.

Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается за­долго до поступления ребенка в школу, еще в раннем и дошколь­ном возрасте. Многочисленными экспериментами, проведенными психологами, доказано, что в этот период (за пять-шесть лет до поступления в школу) ребенок при благоприятных обстоятельст­вах в состоянии овладеть некоторыми движениями, необходимыми ему в дальнейшем для усвоения навыков письма. Так, благодаря постоянным упражнениям с карандашом, он овладевает движени­ями, необходимыми для легкого прикосновения и скольжения ка­рандаша по бумаге, начинает различать письменные элементы по конфигурации, их соотношению и взаиморасположению.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. Его знакомят с элементарными понятиями фонетики, он может научиться выделять некоторые звуки в словах и даже трансформировать их в виде печатных или иных знаков. С психологической точки зрения здесь ребенок уже начинает ста­вить перед собой элементарные графические задачи и сознательно их контролировать. Другими словами, в период дошкольного воз­раста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графи­ческих упражнений, отношения родителей и воспитателей до­школьных учреждений к этим занятиям детей.

Если в дошкольном возрасте упражнения по овладению графи­кой письма носят главным образом характер детской игры, то в период обучения письму в школе эти упражнения подчинены оп­ределенным целям. Конечная цель всех упражнений — овладение письменно-двигательным навыком. Учитель в процессе обучения ставит перед учеником определенные задачи, относящиеся к тех­нике, графике и содержанию письма. В зависимости от целей и задач упражнений у школьника в процессе обучения вырабатыва­ются три навыка: технический, графический и орфографический.

Под этими навыками понимается умение учащегося, во-первых, обращаться с письменными принадлежностями (правильно дер­жать ручку по отношению к бумаге), сохранять правильную позу ученика (положение кисти, корпуса, рук по отношению к поверх­ности стола) и др.; во-вторых, изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро и красиво, связывать буквы в слова; в-треть­их, правильно определять звуки, входящие в состав слов и пра­вильно употреблять буквы при образовании слов.

Овладение письменно-двигательным навыком в школе — тру­доемкий и длительный процесс. В отличие от дошкольного обуче­ния графике письма упражнения школьника носят сознательный, целенаправленный характер. Каждая серия упражнений направ­лена на решение определенной задачи. Ученик анализирует свое собственное письмо, сопоставляет полученный результат с образ­цами (содержащимися в букваре или изображенными учителем на доске), анализирует отмеченные учителем ошибки в выполнении письменных (графических) элементов, выясняет условия, от ко­торых зависит достижение цели конкретной серии упражнений.

В зависимости от целей и содержания задач, поставленных пе­ред обучающимся, процесс формирования письменно-двигатель­ного навыка расчленяется на четыре этапа: элементное, буквен­ное, связное и скорописное письмо.

Элементное письмо является начальным этапом. Основная цель здесь состоит в ознакомлении ученика со звуковым составом слов, графическими обозначениями звуков, с требованиями, предъявляе­мыми к форме письменных элементов, правилами их соединения, с гигиеническими и техническими правилами письма.

Чтобы научиться хорошо выполнять графические элементы, ученик должен в первую очередь овладеть техническим навыком, быть знакомым с гигиеническими правилами письма. Процесс письма может происходить при различной позе пишущего, разном положении корпуса, головы, рук, пера по отношению к бумаге и бумаги по отношению к столу. Многочисленные эксперименты по­казали прямую зависимость формирования четкого, красивого, бы­строго почерка от степени соблюдения правил гигиенического и технического порядка. Наблюдения школьных врачей свидетель­ствуют о том, что некоторые недостатки физического развития ре­бенка во многом зависят от степени нарушения им гигиенических правил письма. Такими недостатками могут быть искривления позвоночника, частичная потеря зрения, неодинаковая острота зре­ния правого и левого глаза и др. Физические же недостатки влияют па формирование письменно-двигательного навыка.

На этапе элементного письма ученик выполняет различные по степени сложности упражнения. Задача всех этих упражнений в конечном счете сводится к обучению ученика выполнять графиче­ские элементы письменных знаков. В этот период обучения дети знакомятся с наиболее общими требованиями, предъявляемыми к выполнению письменных элементов: соблюдением правильной формы элементов, линейностью письма, выполнением одноимен­ных элементов равномерно по высоте, наклону, нажиму, расста­новке их на одинаковом расстоянии друг от друга и др. Все эти элементы и их правильное правописание демонстрируется учите­лем на доске.

Анализ даже первых, наиболее простых упражнений, включа­ющих минимальное число графических задач, показал, что у зна­чительного числа учеников их выполнение вызывает определенные затруднения. Главной причиной, мешающей правильному выпол­нению упражнений по написанию графических элементов, являет­ся отсутствие у обучающегося технических навыков. Ученик часто меняет позу, положение головы, рук, корпуса. При этом изменяет­ся и первоначальное положение тетради, что нарушает правильное соотношение линии строки с линией предплечья. В свою очередь неправильная посадка при письме, низкое положение головы и другие нарушения создают излишнюю напряженность мышц, уча­ствующих в работе плечевого пояса и руки. Пишущий быстро утомляется. Такое состояние мышц усложняет процесс формирова­ния письменно-двигательного навыка, делает почерк неустойчи­вым. Неустойчивость почерка сказывается на выполнении пись­менных элементов. Они различны по форме и протяженности дви­жения, нажим неравномерный и сильный, некоторые буквы выполняются зеркально.

Таким образом, на начальном этапе формирования письменно-двигательного навыка в период обучения элементному письму задача учителя заключается в принятии мер по устранению при­чин и условий, вызывающих нарушение гигиенических и техниче­ских правил.

В формировании технических навыков на этом этапе обучения письму большую роль играет и зрительный самоконтроль ученика за соблюдением основных гигиенических правил. В полном объеме контролировать гигиенические правила (например, соблюдать правильную позу, наклон головы и др.) на этапе элементного письма ученик не может, так как наряду с самоконтролем он дол­жен решать и графические задачи — выполнять на бумаге различ­ные письменные элементы. Следовательно, внимание ученика на­правлено на правильное изображение элементов письменных зна­ков, на овладение техническими навыками.

Второй этап овладения письменно-двигательным навыком — буквенное письмо. Здесь основное внимание ученика сосредоточе­но на правильном изображении букв. Он должен научиться четко соединять элементы и правильно располагать их относительно друг друга. К этой стадии обучения письму ученик приходит уже с некоторым запасом знаний в выполнении элементов письменных знаков, им в определенной степени усвоены технические навыки письма. Задачи первого этапа—правильное написание элементов и соблюдение при их выполнении гигиенических и технических правил—отступают на второй план.

Для буквенного письма характерно преобладание зрительного контроля за выполнением письменных знаков. Этот контроль вы­ражается в том, что нарушения правил изображения одних и тех же букв и элементов не повторяются систематически. Наблюдает­ся картина чередования отклонений от принятой прописи в напи­сании одноименных букв и их элементов; общее количество откло­нений в процессе неоднократных упражнений постепенно умень­шается. Ученик, допустив при написании букв те или иные отклонения от принятых норм, при повторном их выполнении со­знательно пытается их устранить.

Анализ упражнений, выполненных детьми в этот период фор­мирования письменно-двигательного навыка, показывает, что для успешного зрительного контроля за процессом письма ребенку не­обходимо снижать его темп; графические элементы следует выпол­нять отдельно, с отрывом пера от бумаги. Естественно, ученик не всегда фиксирует допускаемые им отклонения от принятых пропи­сей при выполнении букв и элементов и соответственно не во всех случаях может принять меры к их устранению. Письмо при этом характеризуется неравномерностью нажима, наклона, расстояний между элементами письменного знака, искривлением прямых ли­ний, наличием лишних элементов в буквах и др.

На этом этапе цель упражнении—сформировать у ученика четкие зрительные представления о правильной форме письмен­ных знаков и привить умение отличать отклонения от принятых прописей. Ученик наблюдает образцы правильного письма на дос­ке, выполненные учителем, в букваре, прописях и т. д. Глядя на букву, написанную учителем на доске или в тетради, ученик еще не может правильно самостоятельно ее выполнить на бумаге. Дело в том, что при таком простом наблюдении ребенок не в состоянии запомнить и перенести на бумагу все графические особенности буквы.

Правильное изображение буквы на бумаге для ученика—про­цесс очень сложный. Основная задача—научиться правильно выполнять письменные знаки — разбивается на ряд частных. Напри­мер,— выполнение составных элементов буквы с одинаковым на­клоном, нажимом и т. д.

Главной причиной нарушения норм правописания на этом этапе обучения письму, так же как и на предыдущем, являются труд­ности управления движениями руки. Ученику при освоении бук­венного письма еще трудно устанавливать связь между слыши­мыми звуками, зрительным образом письменного знака, графиче­ским изображением и движениями руки при его выполнении. Так же как и в начале обучения письму, мышцы рук и предплечья ученика скованы, координация движений при выполнении пись­менных знаков крайне низкая.

Поэтому на буквенном этапе еще преждевременно говорить о формировании почерка (письменно-двигательного навыка). А. И. Винберг, анализируя эту стадию формирования письменно-двигательного навыка, отмечал, что «отсутствие у обучающегося письму графических и технических навыков, изменчивость в изо­бражении букв, наличие недостаточно координированных движе­ний плохо управляемой руки, быстрая утомляемость в результате значительного мышечного напряжения, скованность всех движе­ний, замедленных и маловыработанных—все это позволяет утвер­ждать, что по существу здесь и нет понятия почерка, ибо под по­черком разумеется система выработанных движений».

Следующий этап формирования письменно-двигательного на­выка— связное письмо. Здесь внимание ребенка сосредоточено на правильном связывании элементов письменного знака, на соеди­нении букв в слова, а также на соблюдении правил расстановки письменных знаков относительно линовки. Ученик старается вы­полнить буквы одинаковыми по размеру, нажиму, наклону. В про­цессе связного письма закрепляются и автоматизируются навыки, приобретенные на первых двух стадиях обучения.

Ни на одном из названных этапов письма (элементное, буквен­ное, связное) нельзя еще говорить о сформированности почерка как о системе выработанных движений. Индивидуальность навыка в этот период обучения письму слабо выражена, так как ребенок механически подражает видам соединения письменных знаков, предусмотренных установленными прописями. Обучающийся толь­ко сумел овладеть навыком свободно выполнять отдельные пись­менные знаки и некоторые слова.

При обучении элементному, буквенному и связному письму ученик, перерисовывая с доски или из букваря графические знаки и их элементы, не вдумывается в содержание слов, образованных из этих букв. Основная задача учащегося — правильно, без оши­бок, четко, красиво перерисовать показанные учителем буквы. Ученик механически и зрительно запоминает правильное начерта­ние письменных знаков и их элементов. По мнению психологов, зрительный и двигательный центры ученика на этих этапах обуче­ния письму еще не снабжены словесно-зрительными образами.

А. Р. Лурия, давая оценку процессу формирования письменно-двигательного навыка у ученика начальной школы, отмечал, что эти первые шаги по пути дифференцировки примитивно подража­тельной графики у него еще очень бедны и слабы. Они отражают лишь ритм фразы; ребенок еще не умеет отличать графически со­держание предъявленного ему понятия. «Мы ждем от него второго шага, — пишет А. Р. Лурия, — когда графика его начинает отобра­жать не только внешний ритм предъявленных ему слов, но и их содержание; мы ждем момента, когда знак приобретает зна­чение».

Следующей стадией формирования письменно-двигательного навыка является скорописное письмо. В отличие от предыдущих на этом уровне (уже усвоены технические и графические навыки) учащийся имеет возможность сосредоточить внимание полностью на смысловой стороне, на содержании письма. На первый план выступают усвоение навыков письма, смысл и содержание. В этот период у ученика формируются и орфографические навыки. Он одновременно с выбором содержания текста подыскивает необхо­димые слова, формулировки. Слова рукописного текста пишущий представляет себе в виде зрительных, слуховых и речедвигательных образов. Так, некоторые люди, прежде чем написать то или иное слово или фразу, сначала проговаривают их про себя. Только будучи четко сформулированной, мысль может быть записана.

Особенностью скорописного этапа формирования почерка явля­ется целостность этого процесса. Человек при написании слов не разбивает их на составляющие звуки. Чем быстрее он пишет, тем более связным становится его почерк. Связное скорописное пись­мо требует продолжительного времени в смысле выработки пись­менно-двигательного навыка. Если на первых этапах обучения письму все группы мышц, участвующие в работе предплечья и руки, скованы и не позволяют ученику писать быстро, то на по­следней стадии овладения письменно-двигательным навыком эти мышцы, несмотря на исключительную сложность согласования всех движений, дают возможность совершать их быстро, без боль­ших усилий.

Большая скорость в выполнении письменных знаков и слов возможна в силу того, что движения, необходимые для их написа­ния, совершаются автоматически. Технические и графические навыки пишущим, как правило, не осознаются. Почему? Дело в том, что, несмотря на автоматизированный характер письма, в процес­се выполнения которого основное внимание человека направлено на смысловую сторону написанного, в необходимых случаях пи­шущий всегда готов сознательно вмешаться в процесс письма, ес­ли возникнут какие-либо отклонения. Е. В. Гурьянов по этому поводу писал: «Каждое изменение состояния мышц, любое их со­кращение или расслабление под воздействием импульсов, посту­пающих из двигательных нервных центров, вызывает ответные импульсы, идущие из нервных окончаний в мышцах, суставах, су­хожилиях и связках по чувствительным нервным путям в сенсор­ные нервные центры головного мозга. Эти поступающие с перифе­рии импульсы осознаются человеком в форме так называемых кинестетических ощущений или ощущений движений».

Выполняя определенные движения при начертании письменных знаков (слов, предложений), человек контролирует правильность их написания. Это достигается суммой ощущений, которые он испытывает при привычном письме. Если в силу ряда причин объ­ективного или субъективного характера возникают помехи, чело­век замедляет письмо и начинает контролировать свои движения, как каждое в отдельности, так и наиболее мелкие группы дви­жений.

Кроме кинестетического (двигательного) контроля на этом за­ключительном этапе формирования письменно-двигательного на­выка человек осуществляет и зрительный контроль за своими дей­ствиями. Воспринимая письмо зрительно, человек контролирует правильность его написания и в случае обнаружения различных ошибок, неточностей (орфографического, стилистического, лекси­ческого характера) вносит соответствующие поправки, исправ­ления.

Этапы формирования письменно-двигательного навыка в пол­ном объеме не дают ответа на вопрос: почему почерк каждого, ли­ца обладает индивидуальностью. Ведь обучение письму в школе — процесс коллективный. Ученики одного класса (или классов) при обучении письму зарисовывают те же самые элементы письменных знаков, какие показывает им на доске учитель. На уроках чисто­писания дети выполняют у себя в тетрадях такие же графические элементы, какие они наблюдают в букварях (типовые прописи). Опыты, специально проводимые психологами и физиологами с детьми, делающими первые шаги в овладении навыками письма, показали, что уже на этапе элементного письма выполнение одних и тех же письменных знаков (элементов) учениками происходит по-разному. У учеников одного и того же класса письменные эле­менты различаются по нажиму, наклону, протяженности, количе­ству движений и ряду других признаков.

Индивидуальность почерка, а точнее индивидуальность пись­менно-двигательного навыка человека, у которого уже сформи­ровался такой навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной про­писи. Возникают эти особенности постепенно в процессе обучения письму и зависят от многих причин (нами подробно были рассмотрены этапы формирования письменно-двига­тельного навыка в период обучения письму в школе. В то же время необходимо учитывать, что почерк продолжает изменяться, его формирование заканчивается к 25—30 годам. В этот период влияют многочисленные факторы: избранная про­фессия, условия письма и другие. В зависимости от обстоятельств субъективного и объективного характера у человека формируется разный по степени вырабо­танности и строению почерк).

Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и объ­ективные.

Основную роль в формировании письменно-двигательного на­выка при обучении письму играют обстоятельства субъективного характера, так как в конечном итоге благодаря им почерк каж­дого человека индивидуален. В свою очередь обстоятельства субъективного характера можно разделить на две группы.

1. Анатомические особенности пишущего.

Строение руки: длина костных рычагов, степень подвижности суставов и развитости мышц.

Строение глаз и особенности зрения: конвергенция (сведение осей глаз для улучшения восприятия объекта); аккомодация (спо­собность глаза различать предметы, находящиеся от него на раз­личных расстояниях); бинокулярность (особенность зрения, от ко­торой зависит определение расстояния между наблюдаемыми объ­ектами и их взаимное размещение) и другие.

Недостатки зрения: астигматизм (один из недостатков роговой оболочки глаза или хрусталика. Свет, исходящий из любой точки пространства, дает на сетчатке не точечное изображение, а так называемые фигуры светорассеяния, вследствие чего понижается острота зрения); близорукость; дальнозоркость; косоглазие и другие.

 

2. Психофизиологические особенности обучающегося письму.

Восприятие письменного знака. Это сложный длительный про­цесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках и образуе­мых ими словах и предложениях.

Запоминание строения письменного знака в целом и его эле­ментов. Эта задача может быть успешно решена только при мно­гократных упражнениях с буквами. При обучении письму в зави­симости от целей упражнений различают три основных вида письменных работ: списывание, диктант и сочинение. Каждый вид упражнений преследует свои цели. Так, основная задача списывания заключается в зрительном анализе элементов и буквы в целом. При письме под диктовку цель учителя — закрепить и проверить у школьников орфографические навыки; при свободном изложе­нии мыслей основная цель — звуковой и орфографический анализ составных элементов слов.

 

Внимание и осознание движений при обучении письму. Дети по-разному воспринимают и осознают допущенные ими при вы­полнении упражнений графические и орфографические ошибки. Выполняя первые упражнения, ученик может не обратить внима­ния на грубые ошибки. В дальнейшем у него совершенствуется глазомер и буквы выполняются равномерно по наклону, нажиму, высоте, интервалу и т. д. Но только зрительного контроля за ка­чеством выполнения букв и слов недостаточно. Зрительно ребенок воспринимает только конечный результат своих действий. Однако он должен не только замечать допущенные нарушения в написании элементов письменных знаков и букв в целом, но и предупреждать эти ошибки. Здесь на помощь ученику приходит кинестетический контроль. В результате не только зрительно сопоставляется тол­щина элементов письменных знаков с эталонами (стандартными прописями), но и измеряется нажим по ощущениям от давления на поверхность пальцев. Различная степень восприятия уче­никами при письме всего комплекса ощущений, связанных с рабо­той мышц, суставов, сухожилий, связок, кисти, предплечья, пле­ча, — одна из причин формирования индивидуального письменно-двигательного навыка.

 

Тип нервной системы и память. Многочисленными эксперимен­тами психологов и физиологов доказана прямая зависимость фор­мирования письменно-двигательного навыка от типа нервной си­стемы человека. Так, дети с нервной системой уравновешенного типа легко сосредоточиваются на задании, успешно овладевают техническими и графическими навыками письма. Они в состоянии акцентировать свое внимание на особенностях строения письмен­ных знаков, способны медленными движениями точно копировать стандартные прописи. Процесс неоднократного подражания уста­новленным стандартным прописям у таких детей заканчивается, как правило, формированием простого (прописного) по строению почерка.

Дети с нервной системой неуравновешенного типа, легко воз­будимые, при выполнении упражнений не могут овладеть техниче­скими и графическими навыками. Они нетерпеливы, выполняя уп­ражнения, не могут постоянно сохранять нужную позу и другие гигиенические требования. Внимание у таких детей, как правило, рассредоточено; они не в состоянии на продолжительное время сконцентрировать его на запоминании и правильном выполнении письменных знаков, показанных учителем. По этой причине у та­ких детей формируется упрощенный по строению почерк. Отличительной особенностью такого письменно-двигательного навыка яв­ляется нечеткость букв, наличие лишних движений (элементов).

Обстоятельства объективного характера также активно вли­яют на формирование письменно-двигательного навыка у обучающегося письму.

К такого рода обстоятельствам относятся в первую очередь посадка и условия письмам Основными нарушениями гигиениче­ских и технических правил письма в школе являются неправиль­ное положение кисти, корпуса, рук, головы. При нормальной по­садке ученик должен сидеть прямо против переднего края стола (парты). Сгибание и наклон корпуса, сидение боком, чрезмерный наклон головы, поджимание или вытягивание ног, слишком боль­шое выдвижение локтя правой руки за край стола, свисание левой руки с парты приводят к стеснению движений руки при письме, вредно отражаются на зрении, дыхании, кровообращении. Непра­вильное держание ручки вызывает у ребенка большую напряжен­ность пальцев, в результате чего наступает быстрая утомляемость и соответственно частая смена позы.

При обучении письму может возникнуть и ряд других наруше­ний гигиенических и технических правил.

В свою очередь нарушения гигиенического и технического по­рядка, как результат неверного усвоения технического навыка, вли­яют на формирование письменно-двигательного навыка). Как пра­вило, эти недостатки проявляются при увеличении скорости пись­ма (увеличение скорости письма происходит не только в школьный период обу­чения, но и при дальнейшей учебе в техникуме, институте и в процессе работы). Они трансформируются на письме в виде нечеткого почерка, замедленности письма, снижения координации движений у лиц с нечетким почерком, увеличения нажима при выполнении письмен­ных знаков, искажений форм букв и др.

К обстоятельствам объективного характера можно отнести и условия, в которых проходит процесс обучения письму. Так, недо­статочная освещенность помещения может привести к формирова­нию упрощенного по строению почерка. Состояние бумаги, на которой выполняется текст, и выбор пишущего прибора также явля­ются факторами, влияющими на формирование письменно-двига­тельного навыка. Например, выполнение рукописи ручкой с же­стким пером на плохо проклеенной бумаге затрудняет исполнение связных движений.

Немаловажную роль в формировании индивидуального почер­ка играет методика обучения письму. Так, новая методика (отсут­ствие линовки и связное свободное письмо) способствует проявле­нию особенностей координации движений учащегося: пальцев, кисти, предплечья и плеча. При этом индивидуальность движений пишущего проявляется уже на первых стадиях овладения письмен­но-двигательным навыком. Данные обстоятельства стимулируют появление особенностей движений при выполнении букв (их формы, высоты, размера надстрочных и подстрочных элементов и др.). Замена простой ручки со стальным пером авторучкой повлекла за собой изменение нажима при выполнении элементов письменных знаков, увеличение связности движений.

Отмеченные обстоятельства субъективного и объективного ха­рактера, возникающие как в процессе обучения письму в школь­ный период, так и при дальнейшей деятельности, влияют на обра­зование у каждого человека индивидуального письменно-двига­тельного навыка (почерка).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: