В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этого определения видно, что навык формируется в результате определенных целенаправленных действий человека, которые носят целостный характер; Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий. Для уяснения, обладает ли этими свойствами почерк, необходимо обратиться к процессу формирования письменно-двигательного навыка в период обучения письму.
Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается задолго до поступления ребенка в школу, еще в раннем и дошкольном возрасте. Многочисленными экспериментами, проведенными психологами, доказано, что в этот период (за пять-шесть лет до поступления в школу) ребенок при благоприятных обстоятельствах в состоянии овладеть некоторыми движениями, необходимыми ему в дальнейшем для усвоения навыков письма. Так, благодаря постоянным упражнениям с карандашом, он овладевает движениями, необходимыми для легкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, начинает различать письменные элементы по конфигурации, их соотношению и взаиморасположению.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. Его знакомят с элементарными понятиями фонетики, он может научиться выделять некоторые звуки в словах и даже трансформировать их в виде печатных или иных знаков. С психологической точки зрения здесь ребенок уже начинает ставить перед собой элементарные графические задачи и сознательно их контролировать. Другими словами, в период дошкольного возраста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графических упражнений, отношения родителей и воспитателей дошкольных учреждений к этим занятиям детей.
|
Если в дошкольном возрасте упражнения по овладению графикой письма носят главным образом характер детской игры, то в период обучения письму в школе эти упражнения подчинены определенным целям. Конечная цель всех упражнений — овладение письменно-двигательным навыком. Учитель в процессе обучения ставит перед учеником определенные задачи, относящиеся к технике, графике и содержанию письма. В зависимости от целей и задач упражнений у школьника в процессе обучения вырабатываются три навыка: технический, графический и орфографический.
Под этими навыками понимается умение учащегося, во-первых, обращаться с письменными принадлежностями (правильно держать ручку по отношению к бумаге), сохранять правильную позу ученика (положение кисти, корпуса, рук по отношению к поверхности стола) и др.; во-вторых, изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро и красиво, связывать буквы в слова; в-третьих, правильно определять звуки, входящие в состав слов и правильно употреблять буквы при образовании слов.
Овладение письменно-двигательным навыком в школе — трудоемкий и длительный процесс. В отличие от дошкольного обучения графике письма упражнения школьника носят сознательный, целенаправленный характер. Каждая серия упражнений направлена на решение определенной задачи. Ученик анализирует свое собственное письмо, сопоставляет полученный результат с образцами (содержащимися в букваре или изображенными учителем на доске), анализирует отмеченные учителем ошибки в выполнении письменных (графических) элементов, выясняет условия, от которых зависит достижение цели конкретной серии упражнений.
|
В зависимости от целей и содержания задач, поставленных перед обучающимся, процесс формирования письменно-двигательного навыка расчленяется на четыре этапа: элементное, буквенное, связное и скорописное письмо.
Элементное письмо является начальным этапом. Основная цель здесь состоит в ознакомлении ученика со звуковым составом слов, графическими обозначениями звуков, с требованиями, предъявляемыми к форме письменных элементов, правилами их соединения, с гигиеническими и техническими правилами письма.
Чтобы научиться хорошо выполнять графические элементы, ученик должен в первую очередь овладеть техническим навыком, быть знакомым с гигиеническими правилами письма. Процесс письма может происходить при различной позе пишущего, разном положении корпуса, головы, рук, пера по отношению к бумаге и бумаги по отношению к столу. Многочисленные эксперименты показали прямую зависимость формирования четкого, красивого, быстрого почерка от степени соблюдения правил гигиенического и технического порядка. Наблюдения школьных врачей свидетельствуют о том, что некоторые недостатки физического развития ребенка во многом зависят от степени нарушения им гигиенических правил письма. Такими недостатками могут быть искривления позвоночника, частичная потеря зрения, неодинаковая острота зрения правого и левого глаза и др. Физические же недостатки влияют па формирование письменно-двигательного навыка.
|
На этапе элементного письма ученик выполняет различные по степени сложности упражнения. Задача всех этих упражнений в конечном счете сводится к обучению ученика выполнять графические элементы письменных знаков. В этот период обучения дети знакомятся с наиболее общими требованиями, предъявляемыми к выполнению письменных элементов: соблюдением правильной формы элементов, линейностью письма, выполнением одноименных элементов равномерно по высоте, наклону, нажиму, расстановке их на одинаковом расстоянии друг от друга и др. Все эти элементы и их правильное правописание демонстрируется учителем на доске.
Анализ даже первых, наиболее простых упражнений, включающих минимальное число графических задач, показал, что у значительного числа учеников их выполнение вызывает определенные затруднения. Главной причиной, мешающей правильному выполнению упражнений по написанию графических элементов, является отсутствие у обучающегося технических навыков. Ученик часто меняет позу, положение головы, рук, корпуса. При этом изменяется и первоначальное положение тетради, что нарушает правильное соотношение линии строки с линией предплечья. В свою очередь неправильная посадка при письме, низкое положение головы и другие нарушения создают излишнюю напряженность мышц, участвующих в работе плечевого пояса и руки. Пишущий быстро утомляется. Такое состояние мышц усложняет процесс формирования письменно-двигательного навыка, делает почерк неустойчивым. Неустойчивость почерка сказывается на выполнении письменных элементов. Они различны по форме и протяженности движения, нажим неравномерный и сильный, некоторые буквы выполняются зеркально.
Таким образом, на начальном этапе формирования письменно-двигательного навыка в период обучения элементному письму задача учителя заключается в принятии мер по устранению причин и условий, вызывающих нарушение гигиенических и технических правил.
В формировании технических навыков на этом этапе обучения письму большую роль играет и зрительный самоконтроль ученика за соблюдением основных гигиенических правил. В полном объеме контролировать гигиенические правила (например, соблюдать правильную позу, наклон головы и др.) на этапе элементного письма ученик не может, так как наряду с самоконтролем он должен решать и графические задачи — выполнять на бумаге различные письменные элементы. Следовательно, внимание ученика направлено на правильное изображение элементов письменных знаков, на овладение техническими навыками.
Второй этап овладения письменно-двигательным навыком — буквенное письмо. Здесь основное внимание ученика сосредоточено на правильном изображении букв. Он должен научиться четко соединять элементы и правильно располагать их относительно друг друга. К этой стадии обучения письму ученик приходит уже с некоторым запасом знаний в выполнении элементов письменных знаков, им в определенной степени усвоены технические навыки письма. Задачи первого этапа—правильное написание элементов и соблюдение при их выполнении гигиенических и технических правил—отступают на второй план.
Для буквенного письма характерно преобладание зрительного контроля за выполнением письменных знаков. Этот контроль выражается в том, что нарушения правил изображения одних и тех же букв и элементов не повторяются систематически. Наблюдается картина чередования отклонений от принятой прописи в написании одноименных букв и их элементов; общее количество отклонений в процессе неоднократных упражнений постепенно уменьшается. Ученик, допустив при написании букв те или иные отклонения от принятых норм, при повторном их выполнении сознательно пытается их устранить.
Анализ упражнений, выполненных детьми в этот период формирования письменно-двигательного навыка, показывает, что для успешного зрительного контроля за процессом письма ребенку необходимо снижать его темп; графические элементы следует выполнять отдельно, с отрывом пера от бумаги. Естественно, ученик не всегда фиксирует допускаемые им отклонения от принятых прописей при выполнении букв и элементов и соответственно не во всех случаях может принять меры к их устранению. Письмо при этом характеризуется неравномерностью нажима, наклона, расстояний между элементами письменного знака, искривлением прямых линий, наличием лишних элементов в буквах и др.
На этом этапе цель упражнении—сформировать у ученика четкие зрительные представления о правильной форме письменных знаков и привить умение отличать отклонения от принятых прописей. Ученик наблюдает образцы правильного письма на доске, выполненные учителем, в букваре, прописях и т. д. Глядя на букву, написанную учителем на доске или в тетради, ученик еще не может правильно самостоятельно ее выполнить на бумаге. Дело в том, что при таком простом наблюдении ребенок не в состоянии запомнить и перенести на бумагу все графические особенности буквы.
Правильное изображение буквы на бумаге для ученика—процесс очень сложный. Основная задача—научиться правильно выполнять письменные знаки — разбивается на ряд частных. Например,— выполнение составных элементов буквы с одинаковым наклоном, нажимом и т. д.
Главной причиной нарушения норм правописания на этом этапе обучения письму, так же как и на предыдущем, являются трудности управления движениями руки. Ученику при освоении буквенного письма еще трудно устанавливать связь между слышимыми звуками, зрительным образом письменного знака, графическим изображением и движениями руки при его выполнении. Так же как и в начале обучения письму, мышцы рук и предплечья ученика скованы, координация движений при выполнении письменных знаков крайне низкая.
Поэтому на буквенном этапе еще преждевременно говорить о формировании почерка (письменно-двигательного навыка). А. И. Винберг, анализируя эту стадию формирования письменно-двигательного навыка, отмечал, что «отсутствие у обучающегося письму графических и технических навыков, изменчивость в изображении букв, наличие недостаточно координированных движений плохо управляемой руки, быстрая утомляемость в результате значительного мышечного напряжения, скованность всех движений, замедленных и маловыработанных—все это позволяет утверждать, что по существу здесь и нет понятия почерка, ибо под почерком разумеется система выработанных движений».
Следующий этап формирования письменно-двигательного навыка— связное письмо. Здесь внимание ребенка сосредоточено на правильном связывании элементов письменного знака, на соединении букв в слова, а также на соблюдении правил расстановки письменных знаков относительно линовки. Ученик старается выполнить буквы одинаковыми по размеру, нажиму, наклону. В процессе связного письма закрепляются и автоматизируются навыки, приобретенные на первых двух стадиях обучения.
Ни на одном из названных этапов письма (элементное, буквенное, связное) нельзя еще говорить о сформированности почерка как о системе выработанных движений. Индивидуальность навыка в этот период обучения письму слабо выражена, так как ребенок механически подражает видам соединения письменных знаков, предусмотренных установленными прописями. Обучающийся только сумел овладеть навыком свободно выполнять отдельные письменные знаки и некоторые слова.
При обучении элементному, буквенному и связному письму ученик, перерисовывая с доски или из букваря графические знаки и их элементы, не вдумывается в содержание слов, образованных из этих букв. Основная задача учащегося — правильно, без ошибок, четко, красиво перерисовать показанные учителем буквы. Ученик механически и зрительно запоминает правильное начертание письменных знаков и их элементов. По мнению психологов, зрительный и двигательный центры ученика на этих этапах обучения письму еще не снабжены словесно-зрительными образами.
А. Р. Лурия, давая оценку процессу формирования письменно-двигательного навыка у ученика начальной школы, отмечал, что эти первые шаги по пути дифференцировки примитивно подражательной графики у него еще очень бедны и слабы. Они отражают лишь ритм фразы; ребенок еще не умеет отличать графически содержание предъявленного ему понятия. «Мы ждем от него второго шага, — пишет А. Р. Лурия, — когда графика его начинает отображать не только внешний ритм предъявленных ему слов, но и их содержание; мы ждем момента, когда знак приобретает значение».
Следующей стадией формирования письменно-двигательного навыка является скорописное письмо. В отличие от предыдущих на этом уровне (уже усвоены технические и графические навыки) учащийся имеет возможность сосредоточить внимание полностью на смысловой стороне, на содержании письма. На первый план выступают усвоение навыков письма, смысл и содержание. В этот период у ученика формируются и орфографические навыки. Он одновременно с выбором содержания текста подыскивает необходимые слова, формулировки. Слова рукописного текста пишущий представляет себе в виде зрительных, слуховых и речедвигательных образов. Так, некоторые люди, прежде чем написать то или иное слово или фразу, сначала проговаривают их про себя. Только будучи четко сформулированной, мысль может быть записана.
Особенностью скорописного этапа формирования почерка является целостность этого процесса. Человек при написании слов не разбивает их на составляющие звуки. Чем быстрее он пишет, тем более связным становится его почерк. Связное скорописное письмо требует продолжительного времени в смысле выработки письменно-двигательного навыка. Если на первых этапах обучения письму все группы мышц, участвующие в работе предплечья и руки, скованы и не позволяют ученику писать быстро, то на последней стадии овладения письменно-двигательным навыком эти мышцы, несмотря на исключительную сложность согласования всех движений, дают возможность совершать их быстро, без больших усилий.
Большая скорость в выполнении письменных знаков и слов возможна в силу того, что движения, необходимые для их написания, совершаются автоматически. Технические и графические навыки пишущим, как правило, не осознаются. Почему? Дело в том, что, несмотря на автоматизированный характер письма, в процессе выполнения которого основное внимание человека направлено на смысловую сторону написанного, в необходимых случаях пишущий всегда готов сознательно вмешаться в процесс письма, если возникнут какие-либо отклонения. Е. В. Гурьянов по этому поводу писал: «Каждое изменение состояния мышц, любое их сокращение или расслабление под воздействием импульсов, поступающих из двигательных нервных центров, вызывает ответные импульсы, идущие из нервных окончаний в мышцах, суставах, сухожилиях и связках по чувствительным нервным путям в сенсорные нервные центры головного мозга. Эти поступающие с периферии импульсы осознаются человеком в форме так называемых кинестетических ощущений или ощущений движений».
Выполняя определенные движения при начертании письменных знаков (слов, предложений), человек контролирует правильность их написания. Это достигается суммой ощущений, которые он испытывает при привычном письме. Если в силу ряда причин объективного или субъективного характера возникают помехи, человек замедляет письмо и начинает контролировать свои движения, как каждое в отдельности, так и наиболее мелкие группы движений.
Кроме кинестетического (двигательного) контроля на этом заключительном этапе формирования письменно-двигательного навыка человек осуществляет и зрительный контроль за своими действиями. Воспринимая письмо зрительно, человек контролирует правильность его написания и в случае обнаружения различных ошибок, неточностей (орфографического, стилистического, лексического характера) вносит соответствующие поправки, исправления.
Этапы формирования письменно-двигательного навыка в полном объеме не дают ответа на вопрос: почему почерк каждого, лица обладает индивидуальностью. Ведь обучение письму в школе — процесс коллективный. Ученики одного класса (или классов) при обучении письму зарисовывают те же самые элементы письменных знаков, какие показывает им на доске учитель. На уроках чистописания дети выполняют у себя в тетрадях такие же графические элементы, какие они наблюдают в букварях (типовые прописи). Опыты, специально проводимые психологами и физиологами с детьми, делающими первые шаги в овладении навыками письма, показали, что уже на этапе элементного письма выполнение одних и тех же письменных знаков (элементов) учениками происходит по-разному. У учеников одного и того же класса письменные элементы различаются по нажиму, наклону, протяженности, количеству движений и ряду других признаков.
Индивидуальность почерка, а точнее индивидуальность письменно-двигательного навыка человека, у которого уже сформировался такой навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи. Возникают эти особенности постепенно в процессе обучения письму и зависят от многих причин (нами подробно были рассмотрены этапы формирования письменно-двигательного навыка в период обучения письму в школе. В то же время необходимо учитывать, что почерк продолжает изменяться, его формирование заканчивается к 25—30 годам. В этот период влияют многочисленные факторы: избранная профессия, условия письма и другие. В зависимости от обстоятельств субъективного и объективного характера у человека формируется разный по степени выработанности и строению почерк).
Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и объективные.
Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют обстоятельства субъективного характера, так как в конечном итоге благодаря им почерк каждого человека индивидуален. В свою очередь обстоятельства субъективного характера можно разделить на две группы.
1. Анатомические особенности пишущего.
Строение руки: длина костных рычагов, степень подвижности суставов и развитости мышц.
Строение глаз и особенности зрения: конвергенция (сведение осей глаз для улучшения восприятия объекта); аккомодация (способность глаза различать предметы, находящиеся от него на различных расстояниях); бинокулярность (особенность зрения, от которой зависит определение расстояния между наблюдаемыми объектами и их взаимное размещение) и другие.
Недостатки зрения: астигматизм (один из недостатков роговой оболочки глаза или хрусталика. Свет, исходящий из любой точки пространства, дает на сетчатке не точечное изображение, а так называемые фигуры светорассеяния, вследствие чего понижается острота зрения); близорукость; дальнозоркость; косоглазие и другие.
2. Психофизиологические особенности обучающегося письму.
Восприятие письменного знака. Это сложный длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках и образуемых ими словах и предложениях.
Запоминание строения письменного знака в целом и его элементов. Эта задача может быть успешно решена только при многократных упражнениях с буквами. При обучении письму в зависимости от целей упражнений различают три основных вида письменных работ: списывание, диктант и сочинение. Каждый вид упражнений преследует свои цели. Так, основная задача списывания заключается в зрительном анализе элементов и буквы в целом. При письме под диктовку цель учителя — закрепить и проверить у школьников орфографические навыки; при свободном изложении мыслей основная цель — звуковой и орфографический анализ составных элементов слов.
Внимание и осознание движений при обучении письму. Дети по-разному воспринимают и осознают допущенные ими при выполнении упражнений графические и орфографические ошибки. Выполняя первые упражнения, ученик может не обратить внимания на грубые ошибки. В дальнейшем у него совершенствуется глазомер и буквы выполняются равномерно по наклону, нажиму, высоте, интервалу и т. д. Но только зрительного контроля за качеством выполнения букв и слов недостаточно. Зрительно ребенок воспринимает только конечный результат своих действий. Однако он должен не только замечать допущенные нарушения в написании элементов письменных знаков и букв в целом, но и предупреждать эти ошибки. Здесь на помощь ученику приходит кинестетический контроль. В результате не только зрительно сопоставляется толщина элементов письменных знаков с эталонами (стандартными прописями), но и измеряется нажим по ощущениям от давления на поверхность пальцев. Различная степень восприятия учениками при письме всего комплекса ощущений, связанных с работой мышц, суставов, сухожилий, связок, кисти, предплечья, плеча, — одна из причин формирования индивидуального письменно-двигательного навыка.
Тип нервной системы и память. Многочисленными экспериментами психологов и физиологов доказана прямая зависимость формирования письменно-двигательного навыка от типа нервной системы человека. Так, дети с нервной системой уравновешенного типа легко сосредоточиваются на задании, успешно овладевают техническими и графическими навыками письма. Они в состоянии акцентировать свое внимание на особенностях строения письменных знаков, способны медленными движениями точно копировать стандартные прописи. Процесс неоднократного подражания установленным стандартным прописям у таких детей заканчивается, как правило, формированием простого (прописного) по строению почерка.
Дети с нервной системой неуравновешенного типа, легко возбудимые, при выполнении упражнений не могут овладеть техническими и графическими навыками. Они нетерпеливы, выполняя упражнения, не могут постоянно сохранять нужную позу и другие гигиенические требования. Внимание у таких детей, как правило, рассредоточено; они не в состоянии на продолжительное время сконцентрировать его на запоминании и правильном выполнении письменных знаков, показанных учителем. По этой причине у таких детей формируется упрощенный по строению почерк. Отличительной особенностью такого письменно-двигательного навыка является нечеткость букв, наличие лишних движений (элементов).
Обстоятельства объективного характера также активно влияют на формирование письменно-двигательного навыка у обучающегося письму.
К такого рода обстоятельствам относятся в первую очередь посадка и условия письмам Основными нарушениями гигиенических и технических правил письма в школе являются неправильное положение кисти, корпуса, рук, головы. При нормальной посадке ученик должен сидеть прямо против переднего края стола (парты). Сгибание и наклон корпуса, сидение боком, чрезмерный наклон головы, поджимание или вытягивание ног, слишком большое выдвижение локтя правой руки за край стола, свисание левой руки с парты приводят к стеснению движений руки при письме, вредно отражаются на зрении, дыхании, кровообращении. Неправильное держание ручки вызывает у ребенка большую напряженность пальцев, в результате чего наступает быстрая утомляемость и соответственно частая смена позы.
При обучении письму может возникнуть и ряд других нарушений гигиенических и технических правил.
В свою очередь нарушения гигиенического и технического порядка, как результат неверного усвоения технического навыка, влияют на формирование письменно-двигательного навыка). Как правило, эти недостатки проявляются при увеличении скорости письма (увеличение скорости письма происходит не только в школьный период обучения, но и при дальнейшей учебе в техникуме, институте и в процессе работы). Они трансформируются на письме в виде нечеткого почерка, замедленности письма, снижения координации движений у лиц с нечетким почерком, увеличения нажима при выполнении письменных знаков, искажений форм букв и др.
К обстоятельствам объективного характера можно отнести и условия, в которых проходит процесс обучения письму. Так, недостаточная освещенность помещения может привести к формированию упрощенного по строению почерка. Состояние бумаги, на которой выполняется текст, и выбор пишущего прибора также являются факторами, влияющими на формирование письменно-двигательного навыка. Например, выполнение рукописи ручкой с жестким пером на плохо проклеенной бумаге затрудняет исполнение связных движений.
Немаловажную роль в формировании индивидуального почерка играет методика обучения письму. Так, новая методика (отсутствие линовки и связное свободное письмо) способствует проявлению особенностей координации движений учащегося: пальцев, кисти, предплечья и плеча. При этом индивидуальность движений пишущего проявляется уже на первых стадиях овладения письменно-двигательным навыком. Данные обстоятельства стимулируют появление особенностей движений при выполнении букв (их формы, высоты, размера надстрочных и подстрочных элементов и др.). Замена простой ручки со стальным пером авторучкой повлекла за собой изменение нажима при выполнении элементов письменных знаков, увеличение связности движений.
Отмеченные обстоятельства субъективного и объективного характера, возникающие как в процессе обучения письму в школьный период, так и при дальнейшей деятельности, влияют на образование у каждого человека индивидуального письменно-двигательного навыка (почерка).