Благодаря автоматизации процесса письма в результате многократных повторений и длительных упражнений, письменно-двигательный навык у человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить свой почерк не приводят к положительному результату.
Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. И. П. Павлов, анализируя временные связи и их отношения к психологическим процессам, отмечал: «...временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление».
Следовательно, письмо в целом и почерк, в частности, с позиций физиологии являются продуктом временных связей. Образуются временные связи в процессе обучения письму в школьный период. Слова, произносимые человеком вслух, при письме связываются с определенными движениями пальцев, кисти, предплечья, плеча, и результаты этих движений запечатлеваются на бумаге в виде букв и их сочетаний.
Давая характеристику свойствам систем временных связей, возникающих в коре больших полушарий головного мозга, И. П. Павлов писал: «Вся установка и распределение по коре полушарий раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период, под влиянием внешних и внутренних раздражителей при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд; стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями».
|
Экспериментами, проведенными И. П. Павловым и его последователями, было установлено, что при образовании новых систем нервных связей в коре больших полушарий головного мозга происходит не уничтожение старых связей, а только их торможение или временное угасание. Более того, было доказано, что старые связи, вследствие своего более раннего образования, обладают большей устойчивостью, нежели вновь образованные связи. И. П. Павлов в этой связи писал: «Время как бы смыло последнюю переделку, а старая осталась целиком и почти такая же упорная, как первый раз. Это яркий факт наслоения, а не искоренения прежних отношений. Недаром мы живем, переделываем отношения, а все прошлое мы помним и оно дает о себе знать. Все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются, суммируются с прошлым, образуя настоящее».
При формировании почерка наиболее стойкими к изменениям во вне будут зрительно-двигательные образы письменных знаков в целом и их элементов, образовавшиеся в нервных центрах учащегося на начальных этапах обучения письму. По этой причине вызывает особые трудности перестройка графических навыков учеников, у которых по разным причинам формируется почерк с грубыми нарушениями общепринятых графических норм правописания. Благодаря стереотипности движений при письме, возможна идентификация личности по почерку.
|
Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. Недаром И. П. Павлов, называя системы временных связей стереотипами, подчеркивал их динамичность, выражающуюся в изменчивости в зависимости от обстоятельств объективного и субъективного характера. «Образованные условные рефлексы, — отмечал И. П. Павлов,— представляют собой в высшей степени чувствительную величину и потому при обыкновенных жизненных условиях подлежат постоянным колебаниям».
В криминалистической литературе по судебному почерковедению к причинам, изменяющим почерк, относят:
— неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма;
— различные травмы рук, глаз;
— нарушение нервного и физического состояния пишущего: испуг, усталость и др.;
— различные нервные заболевания;
— выполнение рукописи левой рукой при обычном письме правой рукой;
— выполнение рукописи особым образом: в непривычном темпе—старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.
|
Устойчивость письменно-двигательного навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от следующих причин:
— степени сформированности письменно-двигательного навыка;
— особенностей нервного аппарата управления движениями человека.
Естественно, стереотипность движений у лица, не обладающего сформированным письменно-двигательным навыком, низкая. Сохраняемость особенностей движений при выполнении одноименных письменных знаков крайне малая. Поэтому на практике эксперты-почерковеды при решении вопроса об исполнителе документа испытывают определенные трудности, если имеют дело с маловыработанным почерком; неустойчивость движений часто является причиной отказа эксперта от решения вопроса о тождестве.
Таким образом, сохраняемость особенностей движений пишущего при письме в различных условиях, устойчивость (стереотипность) их воспроизведения — свойства почерка, необходимые для идентификации личности.
Особенностью проявления динамического стереотипа письменно-двигательного навыка является его вариационность. Вариационность—одно из свойств сформировавшегося письменно-двигательного навыка. Эта особенность почерка есть результат приспособляемости письменно-двигательного навыка к отмеченным выше обстоятельствам объективного и субъективного характера. В. Ф. Орлова, с учетом факторов объективного и субъективного характера, влияющих на формирование письменно-двигательного навыка, отмечает двоякую природу вариационности почерка. С одной стороны, вариационность почерка, по ее мнению, есть результат приспособления движений в процессе автоматизированного письма; с другой—это результат сознательной перестройки механизма движений в связи с определенными целями пишущего. У человека могут варьировать как одни и те же признаки почерка, так и почерк в целом. В первом случае говорят о вариационности признаков почерка; во втором — о вариационности почерка.
В связи с тем, что у пишущего может быть несколько вариантов почерка, в криминалистической литературе вариант, сформировавшийся в процессе обучения письму в школе и дальнейшей жизни, принято называть основным. Этот вариант чаще всего встречается при написании различных документов, записей и др. Остальные варианты почерка, появившиеся у человека позднее в результате различных обстоятельств объективного и субъективного характера, принято называть дополнительными. Ими, например, могут быть скорописная маскировка, выполнение рукописи с подражанием печатному шрифту, выполнение левой рукой и т. д..
Вариационность почерка как одна из форм приспособляемости письменно-двигательного навыка к различным условиям (объективного и субъективного характера) не является препятствием для идентификации личности. В то же время вариационность всегда должна учитываться как при исследованиях идентификационного, так и неидентификационного характера. Например, прежде чем решать вопрос об исполнителе документа, эксперту необходимо установить, не было ли здесь установки на умышленное изменение почерка и т. д.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы о психофизиологической природе письменно-двигательного навыка.
По физиологическому механизму в основе формирования письменно-двигательного навыка (почерка) лежат: образование динамического двигательного стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем; автоматизация движений.
Осознавание формирования почерка обусловлено рядом особенностей. Так, сознание человека направлено на условия и качество исполнения; сознательный контроль и регуляция действий осуществляется на основе мышечного чувства, представлений и понятий (знаний); играют роль специализация восприятии и тонкость чувственного различения движений, а также избирательная направленность сознания в процессе выполнения письменных знаков.
По характеру исполнения эта деятельность человека характеризуется: целостностью и рациональностью движений, легкостью, экономичностью (по усилиям и времени), точностью.