Возможности по увеличению вылова, ассортимента выпускаемой продукции, росту производительности труда, снижению себестоимости производства и улучшению других показателей эффективности рыбной отрасли определяются количеством промысловых судов, их технико-эксплуатационными характеристиками. Рыбопромысловый флот составляет основу промышленного производства отрасли, на его долю приходится более 80% стоимости основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса. В настоящее время на Дальневосточном бассейне эксплуатируется 2852 судна, в том числе 1996 - добывающих судов, принадлежащих 978 судовладельцам (табл.5).
Таблица 5. Распределение флота по регионам Дальнего Востока [13]
Количество судовладельцев по состоянию на | Количество судов на 2008г. | ||||
1995г. | 2005г. | 2008г. | всего | в т. ч. добывающих | |
Всего в том числе: | |||||
Приморский край | |||||
Хабаровский край | |||||
Камчатский край | |||||
Магаданская область | |||||
Сахалинская область | |||||
Амурская область | - | ||||
Чукотский авт. округ | - |
Судовладельцы не имеют собственных средств на приобретение новых судов, из-за высоких процентных ставок им недоступны кредиты российских банков. Из-за отсутствия замены вынужденно эксплуатируются выработавшие нормативный срок службы и подлежащие списанию суда, в целом физический износ рыбопромысловых судов превышает 80-70%[14].
В целом, нынешний состав океанического промыслового флота характеризуется:
незначительным числом траулеров с комплексной переработкой биоресурсов (на большинстве средних траулеров отсутствуют рыбомучные установки) и более 300 тыс. т отходов от разделки рыбы в рыболовстве России не используется
полным отсутствием в эксплуатации рефрижераторных промысловых судов, доставляющих улов в охлажденном виде на российский берег
значительным физическим и моральным износом: средний возраст крупных судов 18,1 года, больших - 27,5 лет, средних - 23,5 года.
В результате океанический промысловый флот Дальневосточного региона многократно сократил свои возможности по промыслу в отдаленных открытых водах Мирового океана, превратился в полностью морозильный, независимый от береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Тем самым он приспособился к вывозу уловов за рубеж и полностью прекратил поставки охлажденного рыбного сырья и полуфабрикатов на береговые заводы и готовой продукции для обеспечения населения. Рыбопродукция и необработанные уловы прямо с моря (из районов лова) "экспортируется". Наблюдаются неравноценные обмены, унижающие страну: регион поставляет на зарубежные рынки сырье и полуфабрикаты ценных видов рыб и морепродукты, а взамен импортирует почти такое же количество сельди и других пелагических рыб. В ассортименте рыбопродукции, поставляемой флотом на внутренний рынок, преобладают гидробионты, которые другими рыболовными странами в значительной мере используются для производства рыбной муки.
В условиях, когда океанический рыбопромысловый флот вывозит с моря за рубеж свыше 90% общего объема вылова различных видов рыб, возрастает роль прибрежного промысла, сдающего улов на российский берег в свежем и охлажденном виде[15].
Учитывая современные тенденции, стратегическим направлением для всех рыбопромышленников должны стать укрупнение бизнеса, интеграция добычи и переработки биоресурсов. Интеграция предприятий приведет к росту производительности труда, так как будут использоваться преимущественно более современные суда и освоение равновеликих объемов будет осуществляться меньшей численностью работающих. Себестоимость добычи и производства рыбопродукции должна снизиться, так как состав флота интегрированных реорганизаций должен быть менее энергоемким и более производительным. Повышение рентабельности производства будет наблюдаться также вследствие улучшения ассортимента рыбопродукции и снижения трансакционных издержек.
Степень и качество решения проблемы по насыщению внутреннего рынка Дальнего Востока разнообразной рыбной продукцией по доступным ценам в первую очередь зависит от эффективности освоения доступных морских водных биологических ресурсов. Определяющим в этом вопросе является состояние морского рыболовства, подразделяющегося на океаническое и прибрежное. Объемы и ассортимент доставляемой на российский берег рыбопродукции определяются состоянием судов, чему в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Таким образом, в настоящее время одной из самых серьезных и пока нерешаемых проблем в рыбной промышленности Дальнего Востока остается обновление рыбопромыслового флота, которое практически приостановилось с переходом отрасли на работу в новых экономических условиях.