Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность; органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам.
Рабочая программа является приложением к основной образовательной программе разработанной в соответствии с примерной
образовательной программой дошкольного образования: «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.
Цель программы
‒ Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
‒ Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Задачи программы
|
‒ Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным
явлениям).
‒ Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях
искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
‒ Развивать представления об жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и
художественной деятельности, и формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
‒ Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
Рабочая программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, сроки реализации программы, характеристики особенностей развития детей 2 младшей группы (3-4 лет), а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:
- структура и содержание программы раскрывает задачи, содержание и результаты образовательной области (художественно-эстетическое
|
развитие);
- календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности (музыка).
- программно-методическое обеспечение образовательной области.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими
материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации предметно-пространственной среды, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, и социальное партнерство с родителями.
Формируемая часть программы содержит план работы по взаимодействию с семьёй.
Задания для диагностики музыкальных способностей детей
В старшей группе.
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать движения, соответствующие музыке. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 2: Прослушать произведение Э. Грига «В пещере горного короля», определить звучащие инструменты, характер и содержание музыкального произведения. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение развернуто высказать свои мысли.
|
«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагирует на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.
«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет высокие, средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и низкий звуки.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку после прослушивания произведения В. Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ движениями под музыку.
«3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.
«2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке..
«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.