За время изучения личности школьника была проделана следующая работа:
1. Беседа с мальчиком о его поведении в различных ситуациях, с выяснением основных детерминант такого поведения.
2. Объяснение данных полученных во время психологической диагностики. С указанием на те стороны личности подростка, к которым необходимо уделить особенное внимание.
3. Обсуждение с подростком волнующих его тем с выяснением приоритетности разрешения существующих проблем психологического характера.
4. Конструирование ближайшего будущего с подростком, обозначение ближайших перспектив жизни ребенка, мотивация его на социально-значимые поступки.
5. Постановке проблемы о необходимости изменения некоторых качеств личности подростка. Проведенная работа с учеником была многомерная и сложная. Было использовано большое число методик по выявлению особенностей психологической и личностной организации мальчика.
Особую трудность вызвала необходимость привлечения ученика к совместной работе, так как после уроков он тут же стремился домой или к друзьям, кроме того, подросток часто прогуливал.
Оценка проведенной работы в контексте изменений поведения подростка следующая.
Повысился уровень самоосознаия, подросток стал улавливать взаимосвязь между отношениями в его семье и собственным поведением, появилась некоторая критичность к своим поступкам по отношению к слабым товарищам. Подросток заинтересовался возможностью развивать свои волевые способности, так как это может сделать его сильнее и поможет достичь намеченные цели. Стали уменьшаться прогулы в школе.
Однако надо констатировать, что уровень ответственности не изменился. Ребенок не научился сдерживать многие свои обещания, хотя и приходил на занятия в уговоренное время.
|
Карта наблюдения Стотта
Ф.И.О. учащегося:
Кондратьев М.С.
Ф.И.О. студента:
Моисеева Л.В.
Группа:
Ир.-211с ПСДО
Карта наблюдения Стотта
Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учащихся, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: 1 - которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов и других детей) - так называемые «трудные»; 2 - которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей. Методика не стандартизована. Предназначена для практических целей.
Ориентировочная схема изучения особенностей учащихся
С помощью карты наблюдения Стотта
Карта наблюдения (КН) Стотта состоит из 16 образцов поведения - сим-птомокомплексов (СК). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию (1 -16).
1. Заполняется КН (наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у ученика отмечается знаком «+», а отсутствие - «-»), эти данные заносятся в специальную форму 1.
2. Образец поведения обладает не одинаковым удельным весом. Поэтому перевод первичных эмпирических показателей (+,-) в сырые оценки, за одни образцы поведения дает 1 балл, за другие - 2 балла. Для этого используют таблицу 1 перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки.
3. В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются.
4. Суммы сырых оценок по каждому СК переводят в процентные показатели (таблица 2). Процентные показатели указывают на выраженность каждого из СК у наблюдаемого от максимально возможной выраженности.
|
С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100%) для каждого СК разбили на 5 интервалов:
• от 0 до 20% - качество очень слабо выражено;
• от 20 - 40% - заметная выраженность качества;
• от 40 - 60% - сильная выраженность качества;
• от 60 - 80% - качество очень сильно выражено;
• от 80 - 100% - качество СК переросло себя, и мы имеем дело с другим качеством.
5. К группе СК, связанных с конституцией нервной системы относятся - Д, Н, ЭН, НС, НД и У; Группа СК: С, УО, СР, Б, Ф, имеет важное значение для понимания личности учащегося.
6. Рекомендации по работе с учащимся должны содержать конкретные приемы и методы, направленные на развитие его личности, позволяющие устранить дефекты обучения и воспитания. Рекомендации должны обсуждаться с педагогами данного учреждения. Общее методическое руководство по составлению рекомендаций должно осуществляться совместно с руководителем практики выпускающей кафедры.
Рекомендации должны носить обобщенный характер на основании выводов наблюдения и содержать перечень тактических приемов педагогического воздействия на ученика.
Содержание симптомокомплексов