Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок – Лекция.
Задача – сформировать представления о состоянии экономики России этого периода, концентрация капитала и образование монополий, и все это соседствует с нищетой российского народа.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: карта «Социально-экономическое развитие России в начале XX века»; классная доска, мел, указка.
Основные понятия: Монополия, синдикат, концерн.
Основные даты:
1891-1892 – голод в европейской части России.
1900 – начало длительного спада производства.
План урока:
1. Основные тенденции развития экономики.
2. Особенности социально-экономических отношений в России.
3. Общий ход экономического развития в начале XX века.
Готовность к занятию:
Учитель заранее приготовил доску и карту к уроку, написав на доске число, тему урока, термины и даты.
Внимание учащихся на уроке:
С началом урока С.В. полностью завладевает вниманием учащихся на урок. В течение урока преподаватель сменяет вид деятельности, сначала проводит фронтальный опрос учащихся, спросить могут любого и нужно быть готовым к ответу, а что бы знать на что отвечать, то нужно слушать вопрос внимательно. Далее, при изучении нового материала, внимание учеников сосредоточено на работе с текстом учебника по заданию, запись лекции в тетрадь, а также необходимо следить по карте за основными экономическими районами. Учащиеся уже давно работают на уроках истории со С.В. и не позволяют себе отвлекаться.
Восприятие учебного материала:
С началом урока, как видно из фотографии, преподаватель объяснила план работы, цели и задачи. После организационного момента перешли к этапу проверки домашнего задания методом фронтального опроса на тему «Положение Франции в конце XIX века». Вопросы задавались на качественный уровень усвоения и восприятия изученной темы уроком ранее.
|
На этапе изучения нового материала при объяснении для улучшенного восприятия применялась карта на уроке. Показывались основные промышленные районы, территории разделенные на сферы влияния как внутреннего капитала так и иностранного. Учащиеся, поначалу, интересовались вопросом влияния экономики на политику, проявляли любознательность в вопросах узости и многоукладности российского рынка, ближе к концу урока наблюдательность стала затухать и уже слушали без дополнительных вопросов и детализации.
Мышление учащихся на уроке:
Подача материала С.В. сочетала в себе элементы лекционной подачи материала, комментированием записанного учащимся, объяснение и чтение карты. Мотивацией учащихся к рассуждению способствовали вопросы и задания, учитывались умения высказать и отстаивать точку зрения. Хотя этот аспект был задействован на этом уроке не полностью в течение всего урока, а большей частью при опросе домашнего задания. Тогда как, при изучении нового материала, преподаватель ограничился лекционными формулировками. Этап закрепления материала также был слабо использован для развития мыслительных способностей. В целом учащиеся не боятся думать и пользуются возможностью сказать точку зрения не системно, а по принципу, когда спросят на оценку.
Память в познавательной деятельности учащихся.
Для прочного и осмысленного запоминания учебного материала преподаватель применял на уроке такие приемы, как записи на доске: план урока, даты, исторические события и термины. Важные даты особо проговаривались, особенно придавалось значение терминам, таким как монополия и ее виды. Трудные слова и термины прописывались на доске, например синдикат, картель, трест, олигархия. Лучше всего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материал группировался по смыслу согласно плану. Проводились исторические параллели с современным состоянием некоторых монополий и олигархов, для установления ассоциативных устойчивых представлений.
|
Поведение учителя.
Энергичная, волевая, строгая и требовательная – так можно охарактеризовать психическое состояние педагога. Манера обращения к учащимся уважительное, строгое, настойчива в требованиях по выполнению домашнего задания. Громкая хорошо поставленная речь, без слов-паразитов, эмоциональных оттенков, жестикуляция слабая, мимика устойчивая. Она способна на организацию самостоятельной работы учащихся, контроль поведения в классе.
Результаты урока.
Цели урока по организации учебной деятельности учащихся достигнуты, все учащиеся так или иначе были задействованы в работе. Кто-то участвовал в опросе, затем при изучении новой темы дополняли ответами, записывали лекционный материал, смотрели на карту за действиями учителя, изучали экономические районы. Интерес к предмету средний.