Кадровая политика представляет собой систему правил и норм работы с персоналом, обеспечивающую процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выбранной стратегией организации.
Этот подраздел должен отразить предполагаемую к использованию систему оплаты и стимулирования труда, дать разъяснения относительно предполагаемых к использованию элементов кадровой политики, описать систему найма, отбора и обучения персонала, предполагаемые изменения в структуре кадров по мере развития предприятия. Результаты этого подраздела должны описывать стратегию развития персонала предприятия.
Грамотная проработка этого подраздела предполагает проведение анализа и оценки текущей ситуации по персоналу, а также выработку и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению квалификации работников.
Шаг 1. Анализ и оценка текущей ситуации по персоналу, выполнение которых предполагает составление перечня всех выполняемых функций и списка руководителей, ответственных за их выполнение. Анализ матрицы показывает те функции, которые не обеспечены руководителями, ответственными за их выполнение.
Шаг 2. Оценка уровня имеющейся квалификации руководителей (специалистов)с использованием шкалы (например, высокий, средний, низкий) и соответствующих методов (экспертный, проведение аттестации и др.).
Шаг 3. Выработка и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению имеющейся квалификации работников, а также найму недостающих руководителей (специалистов)
Календарный план работ по реализации проекта
Инвесторы всегда хотят иметь представление о том, как и в какие сроки будет реализовываться проект, — это один из важных факторов, способных привлечь или оттолкнуть инвестора. С этой целью разрабатывается календарный план выполнения работ.
|
Календарный план работ должен показывать планируемые сроки осуществления отдельных мероприятий, связанных с реализацией проекта.
При его разработке учитываются затраты времени на выполнение отдельных работ (государственная регистрация предприятия, оформление лицензий и разрешений, разработка рабочего проекта, заключение договоров аренды помещений, приобретение и монтаж технологического оборудования, подготовка производства и др.), сроки их выполнения, а также последовательность их проведения.
Для разработки календарного плана работ по реализации проекта могут быть использованы график Гантта, метод оценки и пересмотра планов и др.
График Ганта
График Гантта представляет собой хронограмму полного набора технологических операций в аппарате. Абсцисса является осью времени, а на ординате представлены номера технологических стадий. Каждой операции соответствует прямая, параллельная оси времени, а длина расположенного на ней отрезка - длительности операций, соответственно границы отрезка изображают моменты начала и окончания операции.
Также на диаграмме с помощью стрелок можно отображать взаимосвязи задач друг с другом. Диаграмма предоставляет возможность наглядно представлять как последовательные шаги выполнения проекта, так и задачи, требующие одновременного выполнения.
Вопрос 13.Финансовый план, как раздел бизнес-плана (план прибылей и убытков, план денежных потоков, прогнозный баланс, инвестиционный план и финансирование проекта)
|
Цель раздела — дать ясное видение полной картины ожидаемых финансовых результатов деятельности предприятия по реализации проекта.
Предпринимателям и менеджерам финансовый план показывает на какую прибыль можно рассчитывать в результате осуществления проекта и реализации выбранной стратегии, когда и откуда ожидается поступление денежных средств и на что и когда они будут истрачены, сколько денежных средств первоначально потребуется вложить и т.п.
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя разработку трех основных финансовых документов, создающих основу для финансового анализа, планирования, мониторинга и контроля.
1. План прибылей и убытков. Показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.
2. План денежных потоков. Показывает потоки денежных средств предприятия от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.
3. Баланс. Характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса на первый год.
Для первоначального (предварительного) варианта бизнес плана финансовый план составляется обычно на 2–3 года вперед (для крупных проектов — на 5 лет и более, в зависимости от характера предприятия).
План прибылей и убытков представляет собой финансовый документ, который отражает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период. Задача подготовки данного документа состоит в том, чтобы показать структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. С его помощью проводится анализ безубыточности бизнеса.
|
Разработка «Плана прибылей и убытков» опирается на результаты ранее проведенных расчетов из других разделов бизнес плана, а также на дополнительную информацию. При этом используются:
1) из плана продаж:
• планируемые объемы продаж и выручка
• предполагаемые потери при продажах
2) из плана производства, плана маркетинга и организационного плана: • совокупные переменные издержки (материальные затраты и затраты на персонал), рассчитанные на объем продаж за расчетный период времени (месяц, квартал, год);
• постоянные (общехозяйственные) расходы за расчетный период (общепроизводственные, управленческие, коммерческие).
3) налоговые выплаты
Итак, для составления формата документа необходимо: 1) собрать необходимые данные из других разделов бизнес плана; 2) определить состав и структуру всех текущих затрат; 3) распределить все текущие затраты на переменные и постоянные.
План денежных потоков представляет собой финансовый документ, отражающий движение потоков денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на планируемый период. Он показывает динамику поступления и расходования денежных средств на планируемый период, что позволяет судить о платежеспособности предприятия.
Цель прогнозирования движения денежных потоков — определить объемы финансовых потребностей (кредитов, инвестиций), а также обеспечить сбалансированность поступления и расходования денежных средств в ближайшие 12 месяцев.
Для достижения поставленной цели прогнозируется объем денежных средств, поступающих на банковский счет в течение месяца, и объем денежных средств, выплачиваемых предприятием в течение того же месяца. Если остатка денежных средств на начало периода и ожидаемых в течение этого периода поступлений денежных средств будет недостаточно для покрытия запланированных текущих затрат и других видов расходов (например, на капитальные вложения или на предпроизводственные расходы подготовительного периода по проекту), о чем свидетельствует отрицательный остаток (дефицит денежных средств) на конец периода, то необходимо будет изыскивать дополнительные источники их получения (к примеру, снижать расходы, дебиторскую задолженность, брать кредит в банке и др.). Поэтому одно из важных свойств плана денежных потоков — это предсказание остатка банковского счета на конец периода.
На формирование денежного потока предприятия реальное влияние оказывают три вида деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая. Поэтому денежный поток предприятия представляет собой совокупный операционный, инвестиционный и финансовый денежный поток.
1. Денежный поток от операционной деятельности (операционный денежный поток). Включает в себя поступления денежных средств от покупателей за продукцию, прочие поступления от текущей деятельности, а также выплаты денежных средств поставщикам, работникам, уплату налогов и прочих платежей, возникающих непосредственно в результате текущей операционной деятельности предприятия.
2. Денежный поток от инвестиционной деятельности (инвестиционный денежный поток). Отражает платежи за приобретенное оборудования и прочие инвестиционные расходы, а также поступления от реализации активов, которые не используются в производстве.
3. Денежный поток от финансовой деятельности (финансовый денежный поток). Отражает поступления денежных средств от выпуска акций, в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов, вкладов владельцев предприятия, а также платежи в виде выплаты дивидендов, процентов по кредитам, финансовые вложения свободных денежных средств.
Формат плана денежных потоков может быть представлен в одной из двух форм:
1) статьи располагаются по виду деятельности предприятия (операционная, инвестиционная, финансовая), причем в рамках каждого вида сначала представляют статьи, отражающие поступления, а затем — выплаты.
Построение денежного потока проекта может быть осуществлено прямым и косвенным методом.
Прямой – предполагает построение притоков и оттоков денежных средств непосредственно на основе финансовых документов. Формирование плана денежного потока прямым методом опирается на разработанный ранее план прибылей и убытков, на предположения о размерах и сроках выплаты кредиторской и дебиторской задолженности, анализ и учет предстоящих капитальных затрат.
Косвенный – осуществляется на основе плана прибылей и убытков. В этом случае чистый операционный денежный поток рассчитывается суммированием прибыли, амортизационных отчислений и прироста кредиторской задолженности за вычетом прироста дебиторской задолженности и прироста материальных запасов.
Главным целевым показателем плана денежных потоков является остаток денежных средств на конец периода. Слишком маленький остаток свидетельствует об отсутствии у бизнеса запаса финансовой прочности. Значительный остаток — это свидетельство омертвления денежных средств, ухудшающее финансовую эффективность бизнеса.
Прогнозный баланс
Дает прогноз финансового положения предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату.
Цель прогнозирования баланса состоит в определении долгосрочной финансовой потребности предприятия в денежных средствах, соответствующей требованиям к основному и оборотному капиталу.
Он составляется на заключительном этапе и выполняет функцию финального аккорда в проведении финансовых расчетов и разработке финансовых документов бизнес плана. Прогнозный баланс всегда составляется после разработки двух других финансовых документов — плана прибылей и убытков и плана денежных потоков.
Составление формата документа Прогнозный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей, которая включает в себя только наиболее значимые для будущего бизнеса статьи и агрегированные счета.
Инвестиционный план и план финансирования проекта.
Выделяют три основных варианта финансирования: 1) финансирование из собственных средств; 2) финансирование из заемных средств; 3) смешанное финансирование.
Потребность в инвестициях определяют следующим образом.
1. В плане денежных потоков вычисляют остаток денежных средств на конец каждого расчетного периода.
2. Инвестиционными затратами полностью считают первую полученную сумму дефицита из остатков денежных средств на конец периода.
3. В дальнейшем инвестиционными затратами считают не всю сумму дефицита, а только его прирост относительно максимальной суммы дефицита предыдущих периодов.
Первоначальный вариант кредитного плана составляется на основе плана капитальных (первоначальных) вложений и расчета инвестиционных затрат. (Это когда мы расписываем когда и сколько погасим.)
Вопрос 14. Анализ и оценка рисков (виды рисков, анализ рисков, анализ чувствительности проекта)
Он должен дать потенциальным инвесторам (или партнерам) информацию о рисках проекта для принятия решения о целесообразности их участия в проекте. Риск понимают как опасность, незащищенность от потерь или ущерба. Он всегда связан с уровнем неопределенности в предсказании результата.
Виды рисков:
1. Производственный риск, связанный с трудностями запуска и отладки технологического оборудования, организации производства и т.п.
2. Коммерческий риск, проявляющийся в недобросовестности и неплатежеспособности заказчика, в повышении закупочных цен и т.п.
3. Рыночный риск, связанный с падением спроса на продукт, колебаниями курсов валют и т.п.
4. Инфляционный риск, связанный с ростом цен на материалы и т.п.
5. Финансовый (кредитный) риск, проявляющийся в невыполнении предприятием финансовых обязательств перед инвестором по возврату долга.
6. Научно-технический риск, который связан с неопределенностью в достижении заданного результата при освоении новых технологий.
7. Политический риск, связанный с неблагоприятными социально-политическими изменениями в стране или регионе.
8. Внешнеэкономический риск, связанный с установлением квот на импорт (экспорт) товаров.
9. Чистый риск, связанный с убытками от пожаров, несчастных случаев, катастроф и других стихийных бедствий.
Анализ рисков:
В анализе рисков выделяют качественный и количественный анализ, которые дополняют друг друга.
Качественный анализ риска сводится к тому, чтобы выявить основные факторы риска, определить их потенциальные области и тем самым идентифицировать возможные риски, связанные с проектом.
Все факторы риска принято условно разделять на две группы: объективные и субъективные. К числу объективных относятся факторы, которые непосредственно не зависят от самого предприятия: экономические и политические кризисы, инфляция, конкуренция и др. К субъективным относятся факторы, так или иначе характеризующие непосредственно предприятие: уровень производительности труда и техники безопасности и др.
Количественный анализ и оценка риска заключается в определении размеров отдельных рисков и риска проекта в целом. Наиболее распространены следующие методы количественного анализа риска: статистический; экспертный; метод аналогий.
Статистический метод основан на изучении статистики доходов и потерь и т.п.
Экспертный метод основан на обработке мнений экспертов, оценивающих вероятность проявления и степень последствий исследуемых рисков.
Метод аналогий основывается на использовании базы данных о риске аналогичных проектов.
Для снижения высокой степени риска используют:
1) распределение риска между участниками проекта;
2) страхование риска;
3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
На практике для анализа и оценки рисков, связанных с предпринимательским проектом, рекомендуется использовать следующую процедуру:
Шаг 1. Определить перечень рисков
Шаг 2. Определить вероятность возникновения каждого риска из представленного перечня.
Шаг 3. В дополнение можно рекомендовать использование и других методов количественной оценки риска (расчет точки безубыточности, проведение анализа чувствительности и др.).
Шаг 4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.
На практике для анализа и оценки рисков используют анализ чувствительности. Он позволяет определить степень влияния отдельных варьируемых факторов на финансовые результаты проекта. Выбранные факторы анализируются с точки зрения их влияния на осуществимость проекта и оценку его эффективности.
Не из учебника:
По сути, этот анализ определяет устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение темпов инфляции, увеличение сроков задержки платежей и др.), так и внутренних показателей проекта (изменение цены продукции или объемов сбыта).
Вопрос 15. Инструменты бизнес-планирования (экономические и финансовые показатели бизнес-среды, экономические показатели внутренней среды проекта)