Кадровая политика и развитие персонала




Кадровая политика представляет собой систему правил и норм рабо­ты с персоналом, обеспечивающую процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выбранной стратегией организации.

Этот подраздел должен отразить предполагаемую к использованию систему оплаты и стимулирования труда, дать разъяснения относительно предполагаемых к использованию элементов кадровой поли­тики, описать систему найма, отбора и обучения персонала, предпола­гаемые изменения в структуре кадров по мере развития предприятия. Результаты этого подраздела должны описывать стратегию развития персонала предприятия.

Грамотная проработка этого подраздела предполагает проведение анализа и оценки текущей ситуации по персоналу, а также выработку и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению квалификации работников.

Шаг 1. Анализ и оценка текущей ситуации по персоналу, выполнение которых предполагает составление перечня всех выполняемых функций и списка руководителей, ответственных за их выполнение. Анализ матрицы показывает те функ­ции, которые не обеспечены руководителями, ответственными за их вы­полнение.

Шаг 2. Оценка уровня имеющейся квалификации руководителей (специалистов)с использованием шкалы (например, высокий, сред­ний, низкий) и соответствующих методов (экспертный, проведение аттестации и др.).

Шаг 3. Выработка и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению имеющейся квалификации работников, а так­же найму недостающих руководителей (специалистов)

Календарный план работ по реализации проекта

Инвесторы всегда хотят иметь представление о том, как и в какие сроки будет реализовываться проект, — это один из важных факторов, способ­ных привлечь или оттолкнуть инвестора. С этой целью разрабатывается календарный план выполнения работ.

Календарный план работ должен показывать планируемые сроки осуществления отдельных мероприятий, связанных с реализацией проекта.

При его разработке учитываются затраты времени на выполнение отдельных работ (государственная регистрация предприятия, оформление лицензий и разрешений, разработка рабочего проекта, заключение дого­воров аренды помещений, приобретение и монтаж технологического обо­рудования, подготовка производства и др.), сроки их выполнения, а так­же последовательность их проведения.

Для разработки календарного плана работ по реализации проекта могут быть использованы график Гантта, метод оценки и пересмотра планов и др.

График Ганта

График Гантта представляет собой хронограмму полного набора технологических операций в аппарате. Абсцисса является осью времени, а на ординате представлены номера технологических стадий. Каждой операции соответствует прямая, параллельная оси времени, а длина расположенного на ней отрезка - длительности операций, соответственно границы отрезка изображают моменты начала и окончания операции.

Также на диаграмме с помощью стрелок можно отображать взаимосвязи задач друг с другом. Диаграмма предоставляет возможность наглядно представлять как последовательные шаги выполнения проекта, так и задачи, требующие одновременного выполнения.

Вопрос 13.Финансовый план, как раздел бизнес-плана (план прибылей и убытков, план денежных потоков, прогнозный баланс, инвестиционный план и финансирование проекта)

Цель раздела — дать ясное видение полной картины ожидаемых финансовых результатов деятельности предприятия по реализации про­екта.

Предпринимателям и менеджерам финансовый план показывает на какую прибыль можно рассчитывать в результате осуществления проекта и реализации выбранной стратегии, когда и откуда ожидается поступление денежных средств и на что и когда они будут истрачены, сколько денежных средств первоначально потребуется вло­жить и т.п.

Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя разработку трех ос­новных финансовых документов, создающих основу для финансового анализа, планирования, мониторинга и контроля.

1. План прибылей и убытков. Показывает дохо­ды, расходы и финансовые результаты деятельности предприя­тия за определенный период.

2. План денежных потоков. Показывает потоки денеж­ных средств предприятия от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.

3. Баланс. Характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозно­го баланса на первый год.

Для первоначального (предварительного) варианта бизнес ­плана финансовый план состав­ляется обычно на 2–3 года вперед (для крупных проектов — на 5 лет и более, в зависимости от характера предприятия).

План прибылей и убытков представляет собой финансовый документ, который отражает доходы, расходы и финансовые резуль­таты деятельности предприятия за определенный период. Задача подготовки данного документа состоит в том, чтобы пока­зать структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и ре­зультатов хозяйственной деятельности за определенный период. С его по­мощью проводится анализ безубыточности бизнеса.

Разработка «Плана прибылей и убытков» опирается на результаты ранее проведенных расчетов из других разделов бизнес­ плана, а также на дополнительную информацию. При этом используются:

1) из плана продаж:

• планируемые объемы продаж и выручка

• предполагаемые потери при продажах

2) из плана производства, плана маркетинга и организационного плана: • совокупные переменные издержки (материальные затраты и затраты на персонал), рассчитанные на объем продаж за рас­четный период времени (месяц, квартал, год);

• постоянные (общехозяйственные) расходы за расчетный период (общепроизводственные, управленческие, коммерческие).

3) налоговые выплаты

Итак, для составления формата документа необходимо: 1) собрать необходимые данные из других разделов бизнес­ плана; 2) определить состав и структуру всех текущих затрат; 3) распределить все текущие затраты на переменные и постоянные.

План денежных потоков представляет собой финансовый документ, отражающий движе­ние потоков денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на планируемый период. Он показывает динамику поступления и расходования денежных средств на планируемый период, что позволяет судить о платежеспособности предприятия.

Цель прогнозирования движения денежных потоков — определить объемы финансовых потребностей (кредитов, инвестиций), а также обеспечить сбалансированность поступления и расходования денеж­ных средств в ближайшие 12 месяцев.

Для достижения поставленной цели прогнозируется объем денежных средств, поступающих на банковский счет в течение месяца, и объем денежных средств, выплачиваемых предприятием в течение того же месяца. Если остатка денежных средств на начало периода и ожидаемых в течение этого периода поступлений денежных средств будет недо­статочно для покрытия запланированных текущих затрат и других ви­дов расходов (например, на капитальные вложения или на предпроизводственные расходы подготовительного периода по проекту), о чем свидетельствует отрицательный остаток (дефицит денежных средств) на конец периода, то необходимо будет изыскивать дополнительные источники их получения (к примеру, снижать расходы, дебиторскую задолженность, брать кредит в банке и др.). Поэтому одно из важных свойств плана денежных потоков — это предсказание остатка банков­ского счета на конец периода.

На формирование денежного потока предприятия реальное влияние оказывают три вида деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая. Поэтому денежный поток предприятия представляет со­бой совокупный операционный, инвестиционный и финансовый де­нежный поток.

1. Денежный поток от операционной деятельности (операционный денежный поток). Включает в себя поступления денежных средств от покупателей за продукцию, прочие поступления от те­кущей деятельности, а также выплаты денежных средств постав­щикам, работникам, уплату налогов и прочих платежей, возни­кающих непосредственно в результате текущей операционной деятельности предприятия.

2. Денежный поток от инвестиционной деятельности (инвестиционный денежный поток). Отражает платежи за приобретенное оборудова­ния и прочие инвестиционные расходы, а также поступления от реа­лизации активов, которые не используются в производстве.

3. Денежный поток от финансовой деятельности (финансовый денежный поток). Отражает поступления денежных средств от выпуска акций, в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов, вкладов владельцев предприятия, а также платежи в виде выплаты диви­дендов, процентов по кредитам, финансовые вложения свободных денежных средств.

Формат плана денежных потоков может быть представлен в одной из двух форм:

1) статьи располагаются по виду деятельности предприятия (опе­рационная, инвестиционная, финансовая), причем в рамках каж­дого вида сначала представляют статьи, отражающие поступле­ния, а затем — выплаты.

Построение денежного потока проекта может быть осуществлено прямым и косвенным методом.

Прямой – предполагает построение притоков и оттоков де­нежных средств непосредственно на основе финансовых документов. Формирование плана денежного потока прямым методом опирается на разработанный ранее план прибылей и убытков, на предположения о размерах и сроках выплаты кредиторской и дебиторской задолжен­ности, анализ и учет предстоящих капитальных затрат.

Косвенный – осуществляется на основе плана прибылей и убытков. В этом случае чистый операционный денежный поток рассчитывается суммирова­нием прибыли, амортизационных отчислений и прироста кредитор­ской задолженности за вычетом прироста дебиторской задолженности и прироста материальных запасов.

Главным целевым показателем плана денежных потоков является остаток денежных средств на конец периода. Слишком маленький остаток свидетельствует об отсутствии у бизнеса запаса фи­нансовой прочности. Значительный остаток — это свидетельство омертв­ления денежных средств, ухудшающее финансовую эффективность бизнеса.

Прогнозный баланс

Дает прогноз финансового положения предпри­ятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определен­ную дату.

Цель прогнозирования баланса состоит в определении долгосрочной финансовой потребности предприятия в денежных средствах, соответствующей требованиям к основному и оборотному капиталу.

Он составляется на заключительном этапе и выполняет функцию финального аккорда в проведении финансовых расчетов и разработке финансовых документов бизнес­ плана. Прогнозный баланс всегда со­ставляется после разработки двух других финансовых документов — плана прибылей и убытков и плана денежных потоков.

Составление формата документа Прогнозный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей, которая включает в себя только наиболее значимые для будущего бизне­са статьи и агрегированные счета.

Инвестиционный план и план финансирования проекта.

Выделяют три основных варианта финансирования: 1) финансирование из собственных средств; 2) финансирование из заемных средств; 3) смешанное финансирование.

Потребность в инвестициях определяют следующим образом.

1. В плане денежных потоков вычисляют остаток денежных средств на конец каждого расчетного периода.

2. Инвестиционными затратами полностью считают первую полу­ченную сумму дефицита из остатков денежных средств на конец периода.

3. В дальнейшем инвестиционными затратами считают не всю сум­му дефицита, а только его прирост относительно максимальной суммы дефицита предыдущих периодов.

Первоначальный вариант кредитного плана составляется на основе пла­на капитальных (первоначальных) вложений и расчета инвестиционных затрат. (Это когда мы расписываем когда и сколько погасим.)

Вопрос 14. Анализ и оценка рисков (виды рисков, анализ рисков, анализ чувствительности проекта)

 

Он должен дать потенциальным инвесторам (или партнерам) информацию о рисках проекта для принятия решения о целесообразности их участия в проекте. Риск понимают как опасность, незащищенность от потерь или ущерба. Он всегда связан с уровнем неопределенности в предска­зании результата.

Виды рисков:

1. Производственный риск, связанный с трудностями запуска и отладки технологического оборудования, организации производства и т.п.

2. Коммерческий риск, проявляющийся в недобросовестности и неплатежеспособности заказчика, в повышении закупочных цен и т.п.

3. Рыночный риск, связанный с падением спроса на продукт, колеба­ниями курсов валют и т.п.

4. Инфляционный риск, связанный с ростом цен на материалы и т.п.

5. Финансовый (кредитный) риск, проявляющийся в невыполнении предприятием финансовых обязательств перед инвестором по воз­врату долга.

6. Научно-технический риск, который связан с неопределенностью в достижении заданного результата при освоении новых технологий.

7. Политический риск, связанный с неблагоприятными социально-политическими изменениями в стране или регионе.

8. Внешнеэкономический риск, связанный с установлением квот на им­порт (экспорт) товаров.

9. Чистый риск, связанный с убытками от пожаров, несчастных случа­ев, катастроф и других стихийных бедствий.

Анализ рисков:

В анализе рисков выделяют качественный и количественный анализ, которые дополняют друг друга.

Качественный анализ риска сводится к тому, чтобы выявить основные факторы риска, определить их потенциальные области и тем самым идентифицировать возможные риски, связанные с проектом.

Все факторы риска принято условно разделять на две группы: объективные и субъективные. К числу объективных относятся факторы, которые непосредственно не зависят от самого предприятия: экономические и по­литические кризисы, инфляция, конкуренция и др. К субъективным относятся факторы, так или иначе характеризующие непосредственно предприятие: уровень производительности труда и техники безопас­ности и др.

Количественный анализ и оценка риска заключается в определении размеров отдельных рисков и риска проекта в целом. Наиболее рас­пространены следующие методы количественного анализа риска: статистический; экспертный; метод аналогий.

Статистический метод основан на изучении статистики доходов и потерь и т.п.

Экспертный метод основан на обработке мнений экспертов, оцени­вающих вероятность проявления и степень последствий исследуемых рисков.

Метод аналогий основывается на использовании базы данных о рис­ке аналогичных проектов.

Для снижения высокой степени риска используют:

1) распределение риска между участниками проекта;

2) страхование риска;

3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

На практике для анализа и оценки рисков, связанных с предпринимательским проектом, рекомендуется использовать следующую процедуру:

Шаг 1. Определить перечень рисков

Шаг 2. Определить вероятность возникновения каждого риска из представленного перечня.

Шаг 3. В дополнение можно рекомендовать использование и других методов количественной оценки риска (расчет точки безубыточности, проведение анализа чувствительности и др.).

Шаг 4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.

На практике для анализа и оценки рисков используют анализ чувствительности. Он позволяет определить степень влияния отдельных варьируемых факторов на финансовые результаты проекта. Выбранные факторы анализируются с точки зрения их влияния на осуществимость проекта и оценку его эффективности.

Не из учебника:

По сути, этот анализ определяет устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение темпов инфляции, увеличение сроков задержки платежей и др.), так и внутренних показателей проекта (изменение цены продукции или объемов сбыта).

Вопрос 15. Инструменты бизнес-планирования (экономические и финансовые показатели бизнес-среды, экономические показатели внутренней среды проекта)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: