Сегодня китайцы не разрешают создавать факультеты, бывшие раньше основными структурными единицами монастырских университетов. Установлен также предел числу монахов, которым разрешено жить в монастырях. До вторжения Китая в Тибет в монастыре Сера было 7997 монахов, сейчас разрешено проживать только 300 монахам. В Дрепунге обычно было десять тысяч монахов, сейчас — только 400; в Гадене число монахов уменьшилось от 5600 до 150. К тому же вся жизнь монастырей регламентируется большим количеством бюрократических организаций:
Отделом объединенного рабочего фронта, Бюро по делам религии. Тибетской буддийской ассоциацией, Комитетом демократического управления, Рабочими инспекциями по политическому образованию и политическим исследованиям, службами безопасности и т. д.
В частности, был установлен следующий критерий приема в монастырь: кандидату не должно быть менеее 16 лет, он должен быть патриотом и “любить” коммунистическую партию, иметь разрешение родителей и всех уровней властей провинции, одобрение Комитета демократического управления монастырями, разрешение Бюро общественной безопасности, его родители должны быть “политически благонадежными”, он должен быть жителем определенной области (то есть тибетцы из Кхама и Амдо не могли быть приняты в монастыри Центрального Тибета), должен изучать марксизм, должен понимать, что материализм и спиритуализм вещи противоположные и т. д. и т. д.
Принимать только “политически подкованных”
Директивное основание отбора кандидатов в монастыри формулировалось следующим образом: “Мы должны воспитывать горячих патриотов среди последователей всех религий: таких, которые признают руководящую роль партии и правительства, твердо поддерживают строительство социализма, заботятся о национальном и этническом единстве. Семинарии должны проводить вступительные экзамены и принимать правильно, патриотически настроенных молодых людей, которые достигли определенного уровня культурного развития”. Этот и другие принципы ясно сформулированы в “Основных положениях политики в отношении религии в период строительства социализма”, в “Правилах демократического управления храмами” и т.д. Был также учрежден еще один орган — “Комитет управления тибетским буддизмом” — “для наблюдения за практикой буддизма в Тибете (“ТАРе”), провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань (состоящей из тибетских областей Амдо и Кхам, включенных в число китайских провинций)”. Его важнейшими задачами стали — “проведение политики правительства в жизнь, воспитание монахов и монахинь в патриотическом духе и наблюдение за управлением монастырями”.
|
Кроме того, существуют еще другие, тонкие и скрытые методы разрушения религии, которые не так легко увидеть не владеющим информацией. К ним относятся: постоянные антирелигиозные публикации и театральные представления, ограничения в проповедовании религии, воспитание тибетской молодежи в марксистском духе с акцентом на атеизм, отсутствие разработанных программ монастырских университетов, отсутствие книг и наставников, принуждение монахов совершать ритуалы для туристов, размещение полиции и армейских офицеров в монастырях, аресты и пытки тех, кто заподозрится в диссидентстве, насаждение в монастырях информаторов, проведение политических занятий и расследований группами Рабочей инспекции в монастырях, запрет на молитвы, составленные Далай-ламой, даже если они лишены политического содержания, и т. д. Имея в виду такие ограничения, 28 сентября 1988 года Панчен-лама призвал “прекратить китайское административное вмешательство в дела религии в Тибете и других населенных тибетцами районах и усилить активность самих тибетцев в делах их религии”.
|
Заключение
Хотя Китай больше не бомбит и не посылает Красную гвардию разрушать тибетские монастыри, его целью остается, как и прежде, полное уничтожение тибетской культуры и религии. Это ясно из документа, посвященного практике “религиозной свободы”, составленного Ганьцзыйским окружным комитетом по пропаганде и датированного февралем 1990 года, в котором говорится: “С развитием нашей социалистической системы сложились такие общественные условия, которые, естественно, полностью исключают религию”. В другом официальном документе, касающемся национального вопроса и вопроса о религии, утверждалось: “Мы должны противостоять всем тем, кто стремится поколебать единство нашей родины, используя национальную идею и религию. Не должно быть никаких колебаний в пресечении любого политического беспорядка, устраиваемого под прикрытием национальной или религиозной идеи. В таких обстоятельствах необходимо использовать любые силы: правовые, политические и даже военные”.
В своем непрекращающемся преследовании тибетской религии Китай продолжает нарушать не только Всеобщую декларацию прав человека ООН, но и все статьи Декларации ООН по искоренению всех форм нетерпимости и дискриминации, связанной с религией и верованиями. В своем докладе Комитет по соблюдению законности Международной комиссии юристов отметил;
“Комитет пришел к выводу, что в Тибете осуществлялась политика геноцида с целью уничтожения тибетцев как религиозной группы. Такие действия есть акты геноцида, независимо от какого-либо обязательства”.