Успехи тибетской эмиграции




Китай настаивает на том, что его присутствие в Тибете оправдано той помощью, которую Китай предлагает с целью развить и сделать цивилизованным отсталый народ Тибе­та. Но предоставленные самим себе тибетцы прекрасно са­ми ведут свои дела. Успехи тибетцев, находящихся в эми­грации, лучшее свидетельство этому.

Тибетское правительство в эмиграции, индийское пра­вительство и международные спонсоры вложили свыше 1,5 миллиардов индийских рупий с 1959 года в образова­ние тибетских беженцев. Тибетское правительство в эми­грации направило 65% своего бюджета на образование ти­бетских детей. Сюда не входят большие затраты на обуче­ние монахов.

Сейчас в восстановленных мужских и женских тибет­ских монастырях в Индии живет около 11 тысяч монахов и монахинь. В Индии было создано много специализиро­ванных институтов с целью сохранения находящейся в опасности тибетской культуры. Центральный институт выс­ших тибетских исследований в Варанаси (штат Уттар Прадеш) предоставляет возможность получить традиционное и современное образование как тибетцам, так и буддистам из разных районов Гималаев, многие из которых работают сейчас в тибетских школах и центрах высшего образования. Некоторые из них работают более чем в 700 тибетских религиозных и культурных центрах, разбросанных по все­му миру. В индийском штате Химачал Прадеш восстанов­лена штаб-квартира религии тибетского происхождения — бона.

Тибетский институт медицины и астрологии в Джарам-сале оказывает медицинскую помощь больным со всего мира. Также в нем обучаются медицине и астрологии. Вы­пускники института работают врачами в тибетских посе­лениях Непала, Индии, Бутана, а также в других странах мира.

Библиотека тибетских трудов и архивов в Дхарамсале и Тибетский Дом в Нью-Дели служат центрами подготовки иностранных ученых в области тибетской истории, языка и культуры. Библиотека тибетских трудов и архивов явля­ется ведущим, получившим международное признание це­нтром тибетологии. К 1992 году около пяти тысяч исследо­вателей из тридцати стран нашли поддержку и помощь в центре.

Тибетский институт театральных искусств в Дхарамса­ле сохранил традиционное тибетское искусство оперного танца, пения и музыки и представил его с большим успе­хом во всем мире. Многие преподаватели высших искусств, работающие в разных тибетских школах в Индии, Непале, Бутане, получили свою подготовку в этом институте.

Тибетский полиграфический культурный центр в Дха­рамсале и другие издательские центры сохраняют тради­цию издания Буддийского канона, Кагьюра и Тенгьюра, а также и тысяч других тибетских традиционных книг и писаний.

Сегодня в Индии, Непале и Бутане действуют 84 тибет­ских начальных, неполных и полных средних школ с об­щим числом учащихся 26 тысяч человек. Из них 17 предо­ставляют постоянное жилье и еще семь — временное гости­ничное жилье. Кроме того, существуют еще 55 подготовительных школ. Согласно статистике, составленной Плано­вым советом Тибетской администрации в Дхарамсале, 92% детей иммигрантов в возрасте от шести до 17 лет посеща­ют школу, из них 84% учатся в тибетских школах. В этих школах работает всего 1280 учителей, и на каждого учите­ля в среднем приходится 20 учеников. Обучение в этих школах для тибетских детей — бесплатное и доступное. Способным учащимся выплачивается стипендия, чтобы они могли совершенствоваться в какой-либо профессии. Другие же обучаются ремеслам.

К 1992 году три тысячи студентов-эмигрантов получи­ли университетское образование. Ежегодно 400—500 уча­щихся заканчивают полную среднюю школу. Из них 200 или 250 выпускников получили возможность продолжить свое образование в Индии или за границей. Сегодня тибет­ская система образования в эмиграции готовит врачей, ад­министраторов, докторов философии, инженеров, аспиран­тов, журналистов, работников социальных сфер, юристов, программистов и т. д. Выпускники после окончания обра­зования работают в правительственных учреждениях и в других организациях. 99% работающих в аппарате тибет­ского правительства в эмиграции получили свое образование в Индии. В течение многих лет тысячи молодых ти­бетцев совершали опасные и отчаянные путешествия через Гималаи в Индию, где они и их родители только и надея­лись на получение полноценного образования. То же са­мое отмечала и первая побывавшая в Китае австралийская комиссия по правам человека:

“Молодые люди, говоря о своем желании получить образование, видят только одну возможность — попасть к своим соотечественникам в Ин­дию, где, по крайней мере, оно доступно, несмотря на все другие сложности жизни”.

Начиная с 1979 года около пяти тысяч монахов и мона­хинь бежало в Индию, чтобы получить возможность зани­маться религиозным учением. Кроме того, более четырех тысяч новых беженцев в возрасте от 5 до 25 лет были при­няты на обучение в тибетские школы в Индии.

Если бы заявление Китая было истинным, то тогда не было бы необходимости этим молодым тибетцам покидать свою родину и родителей и уезжать в Индию.

 

 


Религия и национальная

Самобытность тибетцев

Введение

Самая ранняя тибетская религия бон была основана Шенрабом Миво из Шанг-Шунга, что в Западном Тибете. С распространением буддизма влияние бона уменьшилось, но и сегодня он процветает, имея активную общину среди тибетских беженцев, практикующих свою религию в Индии и Непале. Таши Менри, Юнгдрунглинг и Кхарна были гла­вными монастырями бона в Тибете. Бон в течение всего времени своего развития заимствовал от буддизма очень многое. В свою очередь, буддизм взял многое из бона.

Буддизм стал государственной религией в Тибете в седьмом веке. Под покровительством царей он распростра­нился по всему Тибету. С учреждением власти Далай-лам в 1642 году наступила эра “гармоничного единства рели­гии и политики”. С тех пор в течение трех с половиной сто­летий десять Далай-лам осуществляли духовное и светское управление Тибетом.

Общий результат длительного управления Тибетом ца­рями, а затем главами церкви оказался благотворным как для страны, так и для его народа. Буддизм стал не только системой верований тибетцев, он охватил всю жизнь наро­да и стал ее смыслом. Он наполнил собой каждый день ти­бетца, образовал ту социальную материю, которая соеди­нила тибетца с Тибетом. Религия является основной из ха­рактеристик, определяющих самобытность тибетского на­рода и его страны.

В течение веков высокообразованные тибетцы изучали, сохраняли, практиковали, распространяли и учили этой религии, показывали ее значимость народам Азии и дели­лись своей культурой с ними, особенно с монголами.

По словам Четырнадцатого Далай-ламы, буддизм “в корне изменил ход истории Тибета. Поколения тибетских интеллектуалов изучали и развивали эту глубочайшую культуру, которая тесно связана с буддийским учением — Дхармой. Бескорыстно трудясь веками, они достигли вы­дающихся результатов, которые стали уникальным вкла­дом нации в мировую культуру”.

Монастыри, храмы, места отшельничества с проживаю­щими в них монахами или монахинями существовали в каждой деревне или городе Тибета. В каждом тибетском доме был алтарь. Огромные монастыри, бывшие скорее мо­настырскими городами, такие как Дрепунг, Сера, Гаден в Лхасе, Ташилунпо в Шигацзе, Сакья в Сакье, Цурпху, Миндролинг в Центральном Тибете, Ташикьил в амдосском Лабранге, Гаден Джампалинг в Чамдо, Литханг Гончен и другие, стали центрами высокой учености.

К 1959 году в Тибете было более 6259 монастырей, в которых жили 592558 монахов и монахинь. В этих религи­озных центрах были размещены десятки и тысячи статуй, религиозных предметов, сделанных из золота, серебра и других металлов и украшенных драгоценными камнями. Одновременно из ценных металлов были построены десят­ки и тысячи чортенов (ступ). Кроме буддийских текстов, в них хранились труды по литературе, медицине, астроло­гии, искусству, политике и т. д. Они действительно были сокровищницами тибетского народа.

Единство тибетской нации стало неотрывным от рели­гии народа. Буддийский фольклор и учение были основой поведения людей в повседневной жизни, их праздников и фестивалей, трудовой этики, отношений в семье, а также государственных дел. До оккупации Китаем Тибет был гордой и независимой страной. В Тибете была небольшая мусульманская община, владевшая собственными мечетя­ми. Она тоже потерпела ущерб от китайцев. Кроме того, в Тибете было небольшое количество последователей инду­изма и христианства. Они имели равные права с последо­вателями других религий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: