Психология лиц с нарушением зрения




Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изуча­ющий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» — слепой и сначала занима­лась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом изу­чения тифлопсихологии являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения.

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности раз­вития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информа­ции, связанных с нарушением деятельности зрительного анали­затора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, а так­же возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

Объектом являются слепые, а также лица, имеющие глубокие нарушения зрения, амблиопию и косоглазие.

Наибольшее количество информации о внешнем мире (90%) человек получает через зрение. Оно является определяю­щим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

Значение зрения в психическом развитии ребёнка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

 

Задачи современной тифлопсихологии

изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения;

— изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функции;

— выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;

разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;

— разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

 

Причины нарушений зрения.

Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных факторов в период эмбриогенеза (токсоплазмоз, воспалительные процессы, нарушения обмена) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения). К аномалиям наследственной этиологии могут быть отнесены: микрофтальм — грубое струк­турное изменение глаза, антофтальм — врожденное безглазие, врожденная глаукома, катаракта—помутнение хрусталика, пигметная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения, и астигматизм — аномалия реф­ракции, т. е. преломляющей способности глаза.

Приобретенные аномалии распространены меньше, чем врожденные. Однако внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие ослож­ненных родов, различные травматические повреждения мозга в послеродовой период могут привести к нарушению зрения. Глаукома, атрофия зрительного нерва, за­болевание центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после гриппа — также мо­гут вызывать различные по степени нарушения зритель­ной функции.

88 % слепых и 92 % слабовидящих детей имеют врожденные формы патологии зренияи бо­лее 30 % из них — наследственные формы.

Кроме того, следует отметить, что в школьной прак­тике очень часто встречаются прогрессирующие наруше­ния зрения: близорукость и дальнозоркость.

Степень нарушения функции зрительного анализато­ра определяется понижением остроты зрения. Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы и знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нор­мальная. Исследуемый, определяющий на этом расстоя­нии буквы и знаки 5-й строки, имеет остроту зрения 0,5, а первой строки—0,1.

Если острота зрения ниже 0,1, используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы ру­ки на расстоянии 5 м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев рук на расстоянии 2 м при­близительно соответствует остроте зрения 0,04, на рас­стоянии 0,5 м— 0,01, а на расстоянии З0 см— 0,005.

Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, видит только свет, равна светоощущению. Ес­ли он не может отличать света от темноты, острота зрения равна нулю.

 

1. Классификация зрительных нарушений

Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети — дети с полным отсутствием зритель­ных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04). Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые пред­меты, то у слепого игро­вые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое разви­тие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повто­ряющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значи­тельные возможности психофизического развития и воз­можность полноценного познания. Нормальная мысли­тельная деятельность слепого ребенка опирается на сох­ранные анализаторы. У такого ребенка в условиях спе­циального обучения формируются приемы и способы ис­пользования кожного, слухового, двигательного анализа­торов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой ос­нове развиваются высшие формы познавательной дея­тельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по ис­правлению недостатков двигательных функций, ориен­тировке в пространстве.

Относительно большую группу по сравнению со сле­пыми составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4. Главное отличие слепых детей от слабови­дящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т. е. другие анализаторы не заменяют зрительных функ­ций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребёнка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.

В школах для незрячих лишь 3—4 % детей имеют тотальную слепоту, 7 %— светоощущение, у 10% визус выше 0,06.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: слепорождённые – это дети с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трёх лет. Они не имеют зрительных представлений, весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы,на основе ограниченной со­хранной сенсорной системы. Ослепшие дети – утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему ис­пользовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности и образуют иные, опосредствованные системы связей при компенсации дефекта.

Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: