Уточняющий вопрос необходим, когда на предыдущий дан неясный или двусмысленный ответ.




Источники тем

1) Собственный социальный опыт журналиста

2) Информированность

3) Постоянное наблюдение за какой-либо областью социальной жизни, за общественным процессом, за состоянием какой-либо отрасли, предприятия, организации, коллектива или отдельного человека

4) Непосредственное общение с людьми

5) Публикации газет, передачи радио и телевидения

6) Официальные документы (указы, постановления)

7) Справочная литература, статистические отчеты, данные опроса

8) Звонки читателей в редакцию

9) Прямое общение журналистов друг с другом

 

Вопрос 5. Выбор темы и ее разработка.

При выборе темы необходимо помнить о нескольких факторах:

1. Соответствие потребностям и интересам аудитории

2. Новизна, актуальность, общезначимость

3. Соответствие профилю издания (направленности, формату)

4.Необходимо учитывать особенности аудитории, на которую направлена тематика

5.Необходимо учитывать уровень своей компетентности, знания предмета исследования.

 

Вопрос 6. Специфика журналистского наблюдения. Разновидности метода наблюдения.

При произвольном наблюдении нередко проявляются специфические личностные

качества наблюдателя. Пессимист, желчный по натуре человек чаще обращает внимание на то, что ближе его характеру.

Целенаправленное наблюдение — предпринятое по заранее составленному плану и имеющее заранее намеченную цель. К нему прибегают в том случае, когда твердо знают, чему будет посвящена публикация и кому адресована. Поэтому при ЦН собирается не любой, а по преимуществу тот материал, который требуется по строго избранной теме. Готовясь к ЦН, надо четко определить когда оно будет проводиться, в каком месте, с какой целью и как долго.

1) Локальное ЦН. Привязано к определенному месту, имеет узкую географию. Особое внимание здесь следует уделять подготовительному этапу. Необходимо убедиться в том, что информация, которую мы намерены собрать на конкретном участке, окажется типичной, достаточной для убедительных выводов и обобщений.

2) Одноразовое и многократное ЦН. При одноразовом наблюдении журналист имеет дело с процессами, протекающими в коротком промежутке времени. Чаще всего такие наблюдения используются в репортаже, корреспонденции, очерке. Многократное наблюдение. Журналист обращается к одному и тому же объекту несколько раз. Многократное наблюдение применяется в тех случаях, когда необходимо понаблюдать какой-то объект в динамике, когда важно просмотреть как развиваются события или когда журналисты не уверены, что за один раз можно получить объективную информацию.

3) Открытое и скрытое ЦН. При открытом наблюдении журналист не скрывает своих целей, все вокруг знают кто он и что ему необходимо. При скрытом наблюдении журналист возможно убежден в том, что своим присутствием он окажет нежелательное воздействие на окружающих. Другими словами, к приходу журналиста могут подготовиться и показать ситуацию, близкую к идеалу, когда на самом деле все наоборот.

 

Вопрос 7. Метод включенного наблюдения. Правовые и этические аспекты использования метода «перемены профессии».

Включенное наблюдение — качественный метод исследования, позволяющий изучать людей в их естественной среде, в повседневных жизненных ситуациях. Это форма полевых исследований, которые происходят в реальных условиях, которые, в отличие от эксперимента, никем не контролируются и не структурируются. Это хороший метод для выявления того, что люди действительно делают, а не говорят, что делают.

Как видно из названия метода, исследователи принимают непосредственное участие в деятельности той организации или коллектива, которые они изучают. Таким образом, исследователь должен постоянно балансировать две роли: участника и наблюдателя. Особенно важно избежать полного «вливания» в коллектив, когда исследователь начинает идентифицировать себя с теми, кого изучает.

В западной журналистике метод включенного наблюдения запрещен, так как там преследуется любое проникновение в личную жизнь, тем более с помощью обмана.

 

Вопрос 8. Метод включенного наблюдения в творчестве Гюнтера Вальрафа.

В своих репортажах Вальраф, используя метод включенного наблюдения и эксперимента, предстает рабочим завода, гастарбайтером, пациентом, шофером, журналистом желтой прессы и т. п. тем самым обнажая проблемы общества.

В 70-80е годы Вальраф приобрел широкую известность в СССР. Его репортажи публиковались в «Литературной газете», еженедельнике «За рубежом», журнале «Иностранная литература».

На основе своих репортажей Вальраф написал несколько книг, из которых на русский переведены «Нежелательные репортажи» (1982) и «Репортер обвиняет» (1988).

В 2003 году ему был запрещен въезд в Российскую Федерацию.

 

Вопрос 9. Метод «перемены профессии» в творчестве Михаила Кольцова.

Журналисту статьей 47 Закона «О средствах массовой информации» предоставлены права искать, запрашивать, получать и распространять информацию, получать доступ к документам и материалам, за исключени­ем их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копировать, публи­ковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и матери­алы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использо­ванием средств аудио-видеотехники, кино-фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

Но наряду с правами у журналиста есть и обязанности, они перечис­лены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»: 1) установлены сведения, которые следует отнести к госу­дарственной тайне (ст. 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»); 2) по Закону «Об информации, инфор­матизации и защите информации» (ст. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну пере­писки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физи­ческого лица без его согласия; 3) целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскрывает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение тайны пере­писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сооб­щений; нарушение изобретательских и патентных прав, разглашение тай­ны усыновления (удочерения) [статьи 137, 138, 147, 155].

«Смена профессии» возможна лишь в случаях, когда репортер уверен, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Такого рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства.

 

Вопрос 10. Особенности эксперимента как метода сбора информации.

Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя.

Эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

 

Вопрос 11. Творчество Анатолия Рубинова и его «Операции без секретов»

Три года работал в «Вечерней Москве», а затем 33 года вел отдел социально-бытовых проблем в «Литературной газете». Был постоянным автором журнала «Журналист».

Проводил лабораторные наблюдения – «Зеленые глаза». Рубинова, вместе с этим методом применял для изучения опрос (устный, или письменный), а так же изучение документов. На стоянках такси было роздано 500 анкет, более половины вернулось в редакцию

Так же проводил эксперименты – «Девушки и телефон». Были поставлены задачи, разработаны гипотезы, определен предмет эксперимента, программа проведения, состав участников, сделан анализ результатов.

 

Вопрос 12. Специфика документа как источника информации. Виды документов.

Документ — специально созданный человеком предмет для хранения и передачи информации, способ доказательства, свидетельство о тех или иных сторонах деятельности, зафиксированное на соответствующем материале.

Документы могут служить самостоятельным источником информации; средством проверки информации, собранной другими методами; источником подкрепляющим другие источники информации.

По способу фиксации

§ Письменные

§ Графические

§ Фото-фоно-кинодокументы

По типу авторства

§ Личные

§ общественные

По статусу документа

§ официальные

§ неофициальные

По способу получения

§ естественные

§ спровоцированные

§ целевые

По степени близости к фиксируемому эмпирическому материалу:

§ первичный

§ вторичный

 

Вопрос 13. Проблемы подлинности, достоверности и надежности документов.

Подлинность – действительное происхождение документа от того автора и при тех обстоятельствах, которые указаны или подразумеваются в тексте. Если возникает сомнение в подлинности документа, необходимо прибегнуть к методам специального анализа. Они включают в себя «внутреннюю» и «внешнюю» критику документа. Иначе говоря, предполагают внимание к его содержательным характеристикам и к его внешней стороне в целях подтверждения признаков подлинности или выявления несоответствия им. В ситуациях, когда и эти процедуры не снимают сомнений, приходится просить помощи у специалистов — историков-источниковедов, текстологов, криминалистов.

Достоверность – соответствие информации действительности. Чтобы не допустить ошибки, журналисты могут ориентироваться на правила, принятые при проверке документальных данных на достоверность в социологии. Согласно этим правилам при анализе документов необходимо:

1) различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2)определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

4) учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.

Всегда полезно для проверки достоверности сведений из документа сопоставить их с данными, полученными из других источников информации другими методами. Аудиозапись и видеозапись проверить на достоверность может только специалист-криминалист.

Для проверки данных документа на надежность, то есть на то, в какой мере они основательны, представительны, чтобы служить базой для серьезных выводов и обобщений, журналистам нужно консультироваться со специалистами, способными выступить в качестве экспертов по той или иной проблеме.

 

Вопрос 14. Методы анализа документов.

· Традиционный:

1. общие (понимание, интуиция)

2. специальные (психологические, юридические)

· Формализованный

1. контект-анализ (анализ однородных документов)

Пэнто и Гравитц называют следующие методы анализа:

§ Исторический, для которого главным является установление подлинности текста и авторства документа, интерпретации текста, достоверности.

§ Литературный метод заключается в определении подлинности текста и авторства по тону, стилю и словарю.

§ Психологический метод, применяемый в судебной практике, позволяет сравнивать тексты, исследовать мотивы, цели составителя.

§ Социологический метод трактует документ в социальном контексте.

§ Лингвистический метод выявляет прежде всего не значение текста, а его структуру.

Логический метод – это определение структуры текста, особенностей его отдельных элементов, их роли к ткани повествования, связи с другими элементами, проверка внутренней логики сообщения, в частности противоречий в описании и оценке фактов.

Вопрос 15. Использование документа в журналистском материале.

Документы могут служить как самостоятельным источником информации для журналиста, так и средством проверки информации, полученной по другим каналам.

Изучение документов становится одним из основных методов сбора информации. Овладеть этим методом должен каждый журналист.

1) характер использования содержащихся в них сведений – от извлечения только фактов до сугубого интереса к оценкам и мнениям;

2) функция документа в журналистском материале: иллюстрация или комментарий; основной аргумент или побочное доказательство; самостоятельное произведение журналистики;

3) способ представления документа в журналистском произведении – от простого упоминания до самостоятельного существования на полосе.

 

Вопрос 16. Подготовка к интервью: определение цели и характера необходимых сведений

Зачем вы хотите взять интервью? каких результатов хотите достичь? почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника? интересен ли он лично вам? есть ли к нему интерес у широкой публики?

 

Вопрос 17. Подготовка к интервью: изучение предмета интервью и собеседника

Если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные источники и устные человеческие свидетельства.

Чем больше будет журналист знать о предмете интервью, тем больше он получит не только потому, что знания помогут проникнуть в суть, но и потому что он сам себя будет чувствовать уверенно и собеседник отнесется с большей серьезностью.

 

Вопрос 18. Подготовка к интервью: продумывание хода беседы и составление вопросов

Уже в ходе изучения материалов у журналиста складывается план беседы. Каким он будет с заранее сформул вопросами или в виде схемы зависит от цели интервью и от предпочтений журналиста

Иногда список обязателен: когда журналист идет беседовать с офиц. лицом по четкой программе

Хью Щербут считает, что формулировка вопросов обладает преимуществами:

- дает уверенность, что журналист не забудет ничего

- помогает удерживать интервью в рамках темы

- если человек видит, что журн готов, то он будет относиться по-другому

- если не знаете, что спросить, всегда есть опасность, что вы быстро истощите свой запас вопросов

ОЧЕНЬ ВАЖЕН ВНЕШНИЙ ВИД (Урма Скот – ведущий интервьюер, поддерж. внешн. вид)

Вопрос 19. Подготовка к интервью: выбор места и времени интервью

Время и место интервью. Договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника. От этих обстоятельств зависит, комфортно ли будет себя чувствовать герой интервью. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Если собеседник затрудняется с выбором места встречи, предложите ему приехать в редакцию. Бывают ситуации, когда по каким-либо причинам есть смысл повидаться на «нейтральной почве», тогда время и место для интервью определяются в совместном поиске. Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.

Планируя время, журналист должен учитывать специфику рабочего дня своего героя. Есть люди ранних, «утренних профессий», но есть и те, чей рабочий день фактически не имеет предела, или кто работает больше в вечерние часы. Понятно, что врач или учитель начинает рабочий день рано; министру или члену парламента «трудно выкроить минуточку» в течение рабочего дня; а вот люди богемных профессий — актеры, художники, певцы — только к полудню «продирают глаза». Значит, интервью с последними может затянуться далеко за полночь. На такие встречи не опаздывают. Если вы позвоните в дверь на полчаса позже назначенного времени, считайте, что разочаруете своего героя сразу по нескольким «направлениям» — как неточный, ненадежный, невнимательный и забывчивый человек. А ваши оправдания: «Попал в "пробку"», «Автобуса долго не было», «Не смог поймать такси» — прозвучат как лепет опоздавшего на урок школьника. А уж если вы еще попросите ручку и бумагу для записей, знайте, что первое впечатление о вас наверняка благоприятным не будет.

 

Вопрос 20. Проведение интервью: основные правила интервьюирования (по Лукиной)

В выборе нужной формы обращения кроются свои «подводные камни». В современной разговорной практике выделяются четыре стилистических уровня обращения:

§ официальный — по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте, Михаил Иванович!);

§ полуофициальный — по полному имени и на «вы» (Здравствуйте, Михаил!);

§ неофициальный — по имени и на «ты» (Здравствуй, Михаил!);

§ фамильярный — по краткому имени и на «ты» (Здравствуй, Миша!).

 

Не менее важно выстроить список задаваемых вопросов по значению. Большинство журналистов придерживаются нестрогих правил планирования интервью.

Преамбула интервью, или «разминка», — это разговор для «наведения мостов», его тема может и не перекликаться с основной задачей интервью.

В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы. Однако, если вы предполагаете, что ваш герой будет стремиться уйти от ответа, можно пойти на маленькую хитрость, например расширить тематическое поле беседы.

Далее можно приступать к основным вопросам. Заинтересовать собеседника, заставить его «шевелить мозгами» — цель любого интервьюера, с кем бы и по какому бы поводу он ни говорил.

Интересный вопрос — это и подарок интервьюируемому: он, как палочка-выручалочка, выведет его на хороший ответ. При этом интересный вопрос — очень индивидуальное понятие. То, что покажется нестандартным одному герою, на другого навеет скуку.

Самый главный вопрос, ради которого интервью и затевалось, стоит припасти напоследок. Жесткие или неприятные для героя вопросы никогда не задаются в начале разговора.

Очень важен заключительный этап интервью, в котором, как правило, заранее можно спланировать только время окончания. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью — хороший тон. Желательно также завершать разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы, надо попробовать «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка.

Завершение:

Заканчивать надо в строго отведенное время.

Завершая интервью, не поленится просмотреть свои записи.

Напоследок можно поинтересоваться, не хочет ли ваш собеседник добавить что-нибудь к сказанному

Напомнить о документах, статьях, которые упоминались в интервью

Прощаясь, не ставьте «точку», обсудите возможность позвонить

Интервью желательно закончить на положительной ноте. Иногда уместны вопросы о детях, домашних животных

Не ослабляйте внимание, когда стоите на пороге, именно в этот момент ваш собеседние может сказать самое интересное

 

Вопрос 21. Подготовка и проведение интервью: опыт Барбары Уолтерс.

 

Вопрос 22. Барьеры общения (по Горохову) Умение их ослабить.

1. Психологические (несовпадение социальных характеристик беседующих, несовпадение психологического состояния, несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников).

Надо затушевать те психол. св-ва и те состояния психики, которые могут помешать общению. Создание таких условий возможно лишь в том случае, если журналист не тольк не знает предмет, но и способен правильно понять собеседника, разобраться в его проф и челов качествах.

Убежденность, четкость позиции, глубина интеллекта, развитость эмоц-чуств сферы сознания, наблюдательность, воображение, находчивость – эти качества способствуют преодолению барьеров.

2. Социально-психологические - неосведомленность журналиста о психологическом состоянии социальной группы, к которой принадлежит собеседник.

Преодолеваются методом убеждения (логич путь) и соц – психолог путь. Призывает мнение авторитетных для этой группы лиц, использует позитивные стереотипы

  1. Предметно-логические (сложно сформулировать мысль). Надо понять как он стоит свои умозаключения. Надо перейти от делового к неофиц общению. Частичная осведомленность журналиста в спец предмете может побудить человека к активности.

Преодоление их достигается в процессе постановки вопросов. В псих – поиск внимания и сочувствия, способ самовыражения. В соц-псих представляет собой выражение разделяемых журналистом коллективных чувств

Вопрос 23. Классификация вопросов в интервью (по Лукиной)

В зависимости от функциональных задач второстепенные вопросы можно разделить на следующие группы.

Уточняющие вопросы. Уточняющий вопрос желательно задавать после неясного или двусмысленного ответа на основной. Если после такого ответа не сделать попытки прояснить недопонятое, не расставить все точки над «i», можно впасть в один из главных профессиональных грехов журналиста — делать до-пушения, выдвигать предположения в связи с недостатком или искажением информации.

Уточняющие вопросы можно задавать в разных формах.

1. Перефразировать сказанное собеседником, если его ответ непонятен:

2. Запросить пример для иллюстрации или прояснения сказанного

3. Запросить дополнительную информацию или данные

Уточняющий вопрос необходим, когда на предыдущий дан неясный или двусмысленный ответ.

Развивающие вопросы. Как правило, люди не готовы дать исчерпывающие ответы на все интересующие журналиста вопросы. От смущения или боязни показаться глупыми они жмутся, заикаются, теряют дар речи. И, конечно же, в таких случаях нуждаются в помощи, иногда даже в ободрении, чтобы продолжить и развить ответ.

Вот некоторые варианты их использования.

§ В вопросе, как эхо, используется предыдущее высказывание героя.

§ В вопросе выражается интерес к чувствам героя, его чисто человеческим переживаниям:

§ Для развития разговора собеседнику предлагается расширить тему или включить ее в неожиданный, даже незнакомый контекст. В вопросе могут быть также использованы ссылки на разные, желательно достоверные источники.

Развивающие вопросы призваны способствовать расширению поля беседы в сторону уточнения деталей,эмоциональных переживаний героя, включая ее в более широкий контекст.

Контрольные вопросы. Журналист может задавать их в ситуации, когда у него нет объективных подтверждений того, что было сказано собеседником. При этом у него нет и возможности перепроверить сообщаемую информацию, прибегнув к объективным источникам.

Уличающие вопросы. Будучи разновидностью контрольного, вопрос уличающего характера применяется в случае явных противоречий в ответах, а также если собеседник был непоследовательным в описании, неуверенным в аргументации.

Уличающие вопросы часто сталкивают интересы журналиста и его героя, особенно когда налицо факт сокрытия информации. В таком случае у корреспондента возникнет естественное желание резко возразить, вывести собеседника на чистую воду.

Уличающий вопрос необходим, когда собеседник искажает или скрывает информацию, когда возникает противоречие между его словами и ранее установленными вами фактами. Его надо использовать с осторожностью, лучше не в прямой форме и ближе к концу разговора, чтобы не оборвать его ход.

Количественные вопросы. Вопросы с количественным местоимением сколько служат для выяснения количественных характеристик интересующего объекта или события:Количественные вопросы доминируют в спортивных репортажах, интервью, взятых для бизнес-новостей и экономических обозрений. Они всегда присутствуют в беседах с экспертами, использующими для работы статистические методы.Однако надо иметь в виду, что количественная информация имеет пределы восприятия. Во-первых, тексты, особенно теле- и радиоэфиров, нельзя перегружать цифровыми данными, их переизбыток не конкретизирует сюжет, а лишь запутывает читателя (зрителя, слушателя). Во-вторых, статистические данные воспринимаются только в сравнительных или процентных показателях. Поэтому, запрашивая статистику по интересующему вопросу, следует подготовить еще один, дополнительный, вопрос — о динамике показателей («Сравните с данными прошлого года»; «На сколько это больше (меньше), чем в прошлом квартале?» и т.п.).

Гипотетические вопросы. Это особая вопросная форма, когда спрашивающий хочет получить ответ на вопрос, что произойдет, если совершится (совершается или уже совершилось) подразумеваемое. Гипотетические вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы или возможных последствиях его действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: