1. Констатация в резюме
§ Повествовательный заголовок –сообщение
-констатирующий (итоги подведены, решенье принято)
§ Заголовок-резюме (комментирующий): (новые законы не нравятся президенту)
§ Составные (Четыре миллиарда могли попасть в настоящее время. Но попали в уголовное)
2. Интрига и сенсация
§ Парадокс (правнучка Чехова не готовит на русском)
§ Интрига (Власти разыгрывают пирожки в лотерею)
- Цитата, обращение, вопрос
Цитата:
§ С указанием источника (Сергей Шахрай «Лучше быть хитрым, чем страшным»)
§ Без
§ Частичное
Заголовок-обращение или призыв (коммунисты, назад!)
- Все знаки препинания
§ Восклицание
§ Вопрос
§ С «продолжением» (многоточие)
§ С двоеточием
§ Комбинированные
- Игровой заголовок
Приемы повыш экспрессии (Янки! Кам хоум)
§ Аллегория
§ Смысл контрраст
§ Одушевленное на месте неодуш
§ Намеренное нарушение грамматики
§ Сокращение
§ Замена всего одного слов
§ Ритмич организация
Стихотворный
Стилизация под «научное определение» (помощник специалиста по развешиванию макарон; ценус повышениус)
- Поверх текста:
Заголовочный комплекс
Подзаголовок:
§ Разъясняющ заголовки
Вопрос 29. Приемы, снимающие психологическое напряжение, возникшее в начале интервью.
(по Д.Рэндаллу)
Многие люди боятся журналистов. Не потому, что те кажутся им ужасными людьми (хотя многие журналисты, несомненно, таковы), а потому что они не привыкли иметь дело с прессой. А если и привыкли, они могут не хотеть разговаривать из опасений потерять работу либо из боязни последствий. Первое, что надо сделать репортеру, если собеседник скованно себя чувствует – убедить его сказать хоть слово. Для этого вы можете вести себя крайне дружелюбно, беззаботно, рассуждать о праве общества на ту информацию, которой тот человек обладает – используйте все, что, по-вашему, даст результаты. Но не давайте обещаний – например, о трактовке темы в газете, – которые вы не в состоянии сдержать.
|
Однако нередко вам не представляется возможности договориться. Вам приходится действовать экспромтом – приходить, не позвонив предварительно. В этом случае просто войти в дом – уже проблема. Важный момент тут– попасть в гостиную или офис. Когда вы окажетесь там, собеседнику будет куда сложнее отказаться отвечать на любые ваши вопросы. Вы внутри – теперь вся сложность в том, чтобы задержаться там как можно дольше.
Вопрос 30. Методы сбора журналистской информации. Общая характеристика.
1. Методы опроса: мнение взгляды, оценки
· Опрос
· Интервью
2. Изучение документов - фактические, справочные данные
3. Наблюдение - поведение состояние объекта
4. Эксперимент - поведение состояние объекта
Методы сбора журналистской информации (Татьяна Шумилина):
1. Наблюдение.
Любое творчество (научное, художественное, производственное, публицистическое) начинается с наблюдения действительности, ее изучения, накопления фактов. В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудио-визуальных контактов в ним. Следовательно, наблюдение как метод познавательной деятельности журналиста есть такой вид восприятия, который предполагает отчетливое осознание актуальных познавательных задач, носит преднамеренный характер и регулируется некоторыми правилами. Но журналисту в своей деятельности приходится использовать не только целенаправленное, преднамеренное, контролируемое наблюдение, но и непреднамеренное, неконтролируемое. Поэтому в теории и практике журналистики принято подразделять наблюдение на 2 основных вида:
|
Ø произвольное - протекающее само по себе, ненамеренное, не имеющее определенного плана и цели наблюдение. Умение замечать различные жизненные явления, факты, запоминать их и снова искать, присматриваться к действительности - это не разовая акция журналиста, это постоянный и непрерывный процесс, обогащающий мысль впечатлениями, к нему журналист должен привыкнуть как к жизненной потребности, как к рабочему состоянию. Искать везде и всюду новые факты, из которых можно добыть тему или использовать в своих текстах - это закон журналистики. Поводом для наблюдением в первую очередь становятся те объекты действительности, которые отличаются неординарностью, нестандартной формой, величиной, подвижностью. С ними у человека тот час же устанавливается эмоциональный контакт. Глаз в течение дня делает более 1000 фиксаций. Факты, сведения, впечатления, подчеркнутые из действительности в процессе произвольного наблюдения, требуют запоминания или фиксации. Американский исследователь Джеймс Кинг Патрик по этому же поводу писал "Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы, собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества, культивировать в себе восприятие обыденных вещей: спущенные шины, перегоревшие лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувство тошноты у человека, выбившегося из сил. Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся". При произвольном наблюдении нередко проявляются специфические личные качества наблюдателя: оптимист, добрый человек ищет связь с явлениями, имеющими позитивный характер; пессимист или человек желчный по натуре чаще обращает внимание на то, что ближе его характеру. Отметим, что личностный компонент проявляет себя и при работе с материалом в процессе создания текста. Американский поэт Уолт Уитмэн говорил "В твоих писаниях не может быть ни одной черты, которой бы было в тебе самом. Если ты злой и пошлый, это не укроется. Если ты брюзга и завистник, это скажется даже в твоих умолчаниях, даже в том, что ты не напишешь".
|
Ø Целенаправленное наблюдение - предпринятое по заранее составленному плану и имеющее заранее намеченную цель. К нему прибегают в том случае, когда твердо знают, чему будет посвящена публикация и кому адресована, поэтому при целенаправленном наблюдении собирается не любой, а по преимуществу тот материал, который требуется по строго избранной теме. Готовясь к целенаправленному наблюдению, надо точно определить, когда оно будет проводится, в каком месте, с какой целью и как долго. Проводя такое наблюдение, надо постараться увидеть не только то, что охотно показывают, но и то, что стараются скрыть из ведомственных интересов. Делится на несколько разновидностей: 1. Локальное (привязано к определенному месту, имеет узкую географию. Особое внимание здесь следует уделить подготовительному этапу); 2. одноразовое и многократное. При одноразовом журналист имеет дело с процессами, протекающими в коротком промежутке времени; 3. Открытое и скрытое.
2. Интервью
От англ.- беседа, используется в двух значениях, чаще всего к нему обращаются при характеристике жанра, получившего широкое распространение в наши дни. Этот метод используется при написании корреспонденции, репортажей, статей, очерков и т.д. В данном случае этот метод обозначает метод сбора информации посредством опроса, беседы. Назначение этого метода очень широкое, по подсчетам исследователей 75-80% материала, который использует журналист при написании текста, он получает именно этим путем. Время, которое журналисты тратят на общение с респондентами, составляет 80-90% от рабочего в целом. Журналистское общение в отличие от традиционного обыденного имеет свои особенности и регулируется некоторыми правилами. Его специфика заключается прежде всего в двойственной природе. С одной стороны, журналист не просто любопытствующий, который отвлекает занятых людей от дела ради удовлетворения собственного любопытства, он представитель официального органа и выполняет свой профессиональный долг. Если журналист считает необходимым задать кому-либо вопросы, значит, ответов на них ждет общество, они важны для массовой аудитории. И как бы ни был настроен собеседник к журналисту и СМИ, хотя бы минимум сведений он должен сообщить. С другой стороны, журналист - не следователь, не обвинитель, и никто не давал ему права допрашивать или требовать объяснений. Человек, у которого журналист собирается брать интервью, имеет право отказать в этом. Это возможно, если он не является официальным лицом, уполномоченным делать это по закону. Основное правило традиционного, обыденного общения состоит в том, что информация всегда передается только в условиях двустороннего контакта. Цели у интервью могут быть разными, поэтому они различаются по многим параметрам, видам, целям, стилю, форме проведения. Большинство исследователей выделяют такие виды интервью, как:
Ø информационное. Это наиболее распространенный вид. Основу такого интервью обычно составляют ответы на традиционные вопросы. Используется для подачи оперативного новостного материала.
Ø аналитическое. Проводится с целью исследования какой-либо ситуа, явления, проблемы.
Ø портретное. Сфокусировано на одном человеке. Героем такого интервью может стать персонаж добившийся успехов в какой-либо сфере деятельности и представляющий интерес для общества.
По цели:
Ø экспертное. Цель - получение сведений от компетентного лица по злободневным интересующим аудиторию вопросам.
Ø интервью-портрет. Цель - раскрытие личности собеседника.
Ø интервью-дискуссия. Позволяет выявить разные точки зрения, на какие-либо факты, явления, проникнуть вглубь проблемы и попытаться найти общие пути ее решения.
Ø блиц-опрос. С помощью него выясняется мнение разных людей по какому-либо вопросу.
Ø анкетирование. Цель та же, что у блиц-опроса, только проводится в письменном виде.
По стилю проведения:
Ø строго стандартизированное (официальное) интервью. Проводится по определенному, иногда заранее согласованному с собеседником опроснику. Собеседниками в этом случае чаще всего являются официальные лица, люди, обличенные властью.
Ø полустандартизированное интервью. Здесь список вопросов тоже составляется заранее, но в ходе беседы журналист может менять их формулировку, порядок, задавать дополнительные вопросы, т.е. приспосабливаться и к ходу беседы и к характеру собеседника. Так же этот вид беседы называю деловой или доверительной.
Ø импровизационное интервью. Здесь нет предусмотренного заранее списка вопросов, иногда не определены основные темы беседы. Такая разновидность интервью дает журналисту широкие возможности для получения личностной информации но вместе с тем требует от него большого профессионального опыта, широких знаний в различных областях, а по основному предмету разговора - глубоких знаний, а так же простого человеческого обаяния.