Цели и задачи дисциплины 10 глава
|
Если же говорить более обобщённо, можно сказать, что в человеческом познании и деятельности есть некая диалектика. Не учёл ли её Святой Дух в Своём Божественном «снисхождении»? Иоанн Павел II, 1994 |
Ну что ж, пора уже сказать, о чём же была эта книга, которую Вы только что прочитали.
Диалектическое мышление: оно есть — и всё тут. Веракса доказал. Оно — существенная характеристика рода людского от рождения. Вторая существенная характеристика этого рода: стремление его (мышление диалектическое) всячески угробить, — в первую очередь, у себя самого. А уж у других — непременно: для этого даже школьное обучение придумали.
Диалектическое мышление — базовый процесс творчества, создания нового. Необходимый, но недостаточный, так как, как говорят, «вдохновения и многотрудной кропотливой работы тоже никто не отменял». Про вдохновение я не понимаю, но тут дело вот в чём. Да, конечно, если нет процесса с мотивацией, эмоциональными переживаниями, потоотделением и т. п., то, наверное, и диалектического мышления не будет. Как не будет его без кровообращения. Без определённого соотношения кислорода и азота в земной атмосфере. Без утреннего просыпания диалектического мыслителя. Как не будет без них и просто жизни. Но вопрос же: а нужно ли их (мотивацию, эмоциональные выверты творцов, и т. п.) изучать? Не психоаналитического любопытства ради, а чтобы людям помочь — сохранить главное, детское; стать творцами, остаться свободными?
Первое пояснение: я могу считать, что детские переживания про забавные родительские отношения могут влиять на многое в человеке. Но я могу и считать, что личностные проблемы у взрослого (то есть, возникшие таким вот путём) решаются развитием мышления — диалектического мышления. И тогда меня не очень интересует, что там конкретно у кого было в детстве (честное слово!). Или же эти проблемы просто не возникнут, если с детства не убить мышление — диалектическое мышление. В любом случае: наличие какой-то реальности ещё не повод для её изучения (тем более, если мы ограничены во времени или ресурсах). Изучать надо главное —...
|
Второе пояснение, о том же: если нет диалектического опосредствования, то я точно знаю, что новое не создастся. Если есть «вдохновение», кропотливый труд и т. п., протёртое до дыр — я ничего не знаю о том, появится ли новое. Если я буду развивать «вдохновение», кропотливый труд и т. п., новое всё равно не возникнет, пока не появится диалектическое опосредствование. А если оно есть (человек умеет его применять, владеет структурно-диалектическим
методом), то тогда, когда ему потребуется (мотивация, например, появится или, кстати, вдохновение), то он его и применит.
И диалектическое мышление, и формальная логика исходят из известных посылок и действуют по известным (разным) жёстким, чётко определённым правилам. Различие в том, что эти правила приводят к разному результату: предсказуемому (глобально), одинаковому у разных людей в формальной логике — и неизвестному (до конца — потому что бесконечность неисчерпаема), разному у разных людей в диалектическом мышлении.
Формальная логика стремится избавиться от противоречий в жизни, уничтожая одну из противоположностей (не замечая, оглупляя, подменяя, негодуя) — и, значит, ошибаясь, и, значит, с печальными, трудно предсказуемыми последствиями. Или же делает вид, что противоречия нет, хотя живёт так, что оно очень даже есть (привет, невроз!). В диалектической логике есть противоположности (очень конкретно выделенные; это именно противоположности, противоречащие друг другу, а не просто разные объекты), но они не отрицают друг друга, могут сосуществовать одновременно — но этот момент единства нужно найти, сконструировать, создать, сотворить. И тогда происходит развитие. Развитие — то же самое, что и творчество. Развитие — когда это происходит с кем-то, а творчество, когда это делаешь сам. Это «это» — диалектическое опосредствование противоположностей.
|
Диалектическое мышление может случаться случайно; оно же с детства было; человек может не осознавать, что его применил (как Журден, говорящий прозой — нет, он диалектическое мышление не применял, он всего лишь не осознавал — ничего). Но структурно-диалектический метод не может применяться человеком, у которого нет диалектического мышления, потому что метод — сознательное, целенаправленное применение системы диалектических мыслительных действий.
Николай Евгеньевич Веракса сознательно, целенаправленно, последовательно, терпеливо, многолетне, продуктивно, долготерпеливо, сорадуясь истине, применял и, к счастью, продолжает применять систему диалектических мыслительных действий.
Значит, у него есть, как минимум, диалектическое мышление.
Диалектическое мышление есть, как минимум, у него.
А не только у дошкольников.
Что даёт нам надежду.
Евгений Крашенинников
Лосинка, 2006
|
Научное издание
Николай Евгеньевич Веракса
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Подписано в печать 19.05.2006. Формат 60×84/16.
Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. — 13,5. Уч.-изд. л. — 13,3. Тираж 500 экз.
Заказ № 131
ООО «Вагант»
450076, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 22 а
E-mail: salavatv@rambler.ru
<МГППУ. Список опечаток>
Стр. | Абзац | Опечатка | Верное написание | Комментарии | |
… с логическими | Предложение не окончено. | ||||
последнее предложение абзаца не законченно | |||||
К. Пиаже | Ж. Пиаже | ||||
предсознателъного | предсознательного | в абзаце три раза подряд | |||
общеми | общими | ||||
рассмотрены | рассмотренные | смысловая опечатка | |||
действия | действие | смысловая опечатка | |||
это | этот | «этот образ» | |||
в заключении | в заключение | ||||
расстояний | расстоянии | ||||
соответствено | соответственно | ||||
Поддъяковым | Поддьяковым | эта ошибка встречается еще несколько раз | |||
?. | ? | неверное сочетание знаков препинания | |||
M=3,3 (6=2,3) | М=3,3 (δ=2,3) | ||||
: | не хватает двоеточия после слова «обоснование» | ||||
представлениях | представлений | смысловая опечатка | |||
необходимо | необходимость | смысловая опечатка | |||
» | проставлены лишние закрывающие кавычки | ||||
проведенными | проведенным | ||||
АПН ССОР | АПН СССР | ||||
Дилънер | Дильнер | ||||
дочки куклы | дочки-куклы | ||||
предметом заместителем | предметом-заместителем | пропущен дефис в сложном слове, 3 раза в абзаце | |||
первое предложение абзаца несогласованное | |||||
их | из | ||||
; | : | опечатка в знаках пунктуации | |||
Сашей В. (6;3) | Сашей В. (6,3) | ||||
диалектический | диалектическими | ||||
не | на | ||||
не | на | ||||
сходни | сходны | ||||
ни чем | ничем | ||||
действиях | действий | ||||
С. 241 | Элъконин | Эльконин | |||
С. 242 | Элъконин | Эльконин | |||
c. 265 | Buther H,, | Buther H., | |||
I | Иногда встречается, что вместо арабской цифры 1 стоит римская цифра I. В книге мы исправили эту опечатку и поставили, где нужно, арабскую цифру 1. | ||||
, | . | Периодически встречается опечатка, когда вместо точки стоит запятая | |||
Поддьяков | Поддъяков | в тексте встречаются разночтения в слове Поддъяков. | |||
В данной книге в печатном варианте иногда отсутствует точка в конце предложений, после инициалов и сокращений | Мы исправили данную опечатку и в электронном варианте проставили точки. | ||||
new Image().src = "https://counter.yadro.ru/hit?r" + escape(document.referrer) + ((typeof(screen)=="undefined")?"": ";s"+screen.width+"*"+screen.height+"*" + (screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth)) + ";u"+escape(document.URL) + ";h"+escape(document.title.substring(0,80)) + ";" +Math.random(); © 2007—2012 Московский городской психолого-педагогический университет. | Москва, ул. Сретенка, 29 | Тел.: (495) 632 9433, 632 9077 | ||||
Редакция электронной библиотеки: mailto:lib@mgppu.ru | Техн. поддержка: mailto:psp@mgppu.ru Правила по использованию материалов библиотеки |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Факультет педагогики и психологии
Рабочая программа учебной дисциплины
«Психология и педагогика профессионального творчества»
Направление подготовки
050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Психология и педагогика профессионального образования
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва
2011 год
Цели и задачи дисциплины
Курс «Психология и педагогика профессионального творчества» имеет целью овладение студентами методологическими, теоретическими, методическими основами психологии творчества с акцентом на проблемы развития творческого потенциала личности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать предмет,- основные моменты становления и методы психологии творчества;
- понимать- проблемы творчества в контексте общепсихологического изучения психических явлений;
- владеть знаниями о специфике творческой деятельности и подходами- к ее развитию в профессии, отношении личности к другим и к себе;
- владеть- методами оценки и развития творческого потенциала личности;
- уметь - применять знания по психологии творчества при изучении других психологических дисциплин.
| Поделиться: |
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд