Свой метод Г.А. Китайгородская начала разрабатывать в 70-е годы; его истоки - в идеях болгарского психолога Г. Лозанова, чья методика «полного погружения» («суггестопедии») приобрела популярность во многих странах.
Основные теоретические положения метода активизации связаны с концепциями психологической школы и представлениями о речевой деятельности, выработанными отечественной психолингвистикой, а также с использованием резервов сферы бессознательного в обучении.
На этой основе решаются две взаимосвязанные проблемы:
1. создание управляемых взаимоотношений в системе «преподаватель-коллектив учащихся»;
2. организация управляемого речевого общения в учебном процессе.
Официальное название метода Китайгородской – «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива».
Специфика рассматриваемого метода заключается в использовании тех возможностей, открывающиеся при рассмотрении учебной группы как временного коллектива, осуществляющего совместную деятельность.
Задача авторов метода и педагогов заключается в том, чтобы предложить учебному коллективу такую современную деятельность учения, которая была бы личностно значимой для каждого обучаемого, сплачивала бы людей и способствовала активному формированию личности через систему взаимных межличностных отношений.
Исходя из основной цели интенсивного обучения, можно выделить два основных фактора, которые характеризуют его:
1. минимально необходимый срок обучения для достижения общения в заданных пределах при максимально возможном для реализации этой цели объема учебного материала при соответствующей его организации;
2. максимальное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздействии личности в ходе преподавания.
Метод основан на следующих принципах:
Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе.
Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс формирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. Владение языком — это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Система понятий, в которой может быть описано общение, включает понятие «роли». Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае учащийся не имитирует деятельность, но «владеет» мотивом деятельности, т.е. совершает мотивированные речевые поступки. Личностно-речевое общение — это основа построения учебно-познавательного процесса в таком интенсивном обучении.
Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение — это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение – игра, то с позиции преподавателя — это основная форма организации учебного процесса. В соответствии с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участниками описанных в нем действий сами учащиеся. Таким образом, реализуется метод недирективной регуляции поведения учащегося.
Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения. Большой объем учебного материала, особенно на начальном этапе обучения, дает возможность уже на первом занятии организовать ситуации, максимально приближенные к реальному общению. Это создает высокую мотивацию учения, как бы приближая результат обучения к его началу. Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется, в частности, в высокой «плотности общения», разнообразии видов и форм работы и др. В условиях большого объема учебного материала эффективными оказываются: а) сюжетное построение курса и отдельных микроциклов; б) сюжетная организация занятий и их фрагментов; в) построение учебных текстов как модели речевого поведения в определенных ситуациях и т.п.
Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе активизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, непрочен и не способен к переносу. Продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью.
Суть в том, что на занятиях студенты оказываются как бы внутри пьесы, написанной для них и о них. Сначала повторяют ее текст за «суфлером»-преподавателем, потом им позволяется «отсебятина» – построение собственных фраз на основе затверженных структур. Но то, что кажется веселой импровизацией, на самом деле – тщательно срежиссированная и методически выверенная языковая тренировка, где каждое слово и действие несет обучающую функцию. Учебные пособия и техника обучения, которой пользуются педагоги, основываются на новейших психологических исследованиях памяти, типов сознания, функций правого и левого полушарий мозга, и содержат элементы внушения, позволяющие студентам легче вжиться в моделируемую реальность.