СИЛЛАБУС
по дисциплине _ Возрастная физиология и школьная гигиена _
специальность_ 5В010700 Изобразительное искусство и черчение,
5В011400 История
форма обучения___________очная ________________
всего кредитов ______________2____________________
Форма обучения | |||||
очная | Очная сокращенная | заочная | Заочная сокращенная | ускоренная | |
Всего часов по РУП В том числе | |||||
лекций | |||||
практических (семинар.) | |||||
лабораторных | - | ||||
СРОП | |||||
СРС | |||||
Экзамен (семестр) | I |
Силлабус дисциплины разработан Курловым С.И., старшим преподавателем
_____________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, ученая степень)
на основании ГОСО РК 6.08.069 – 2010___________________________________________
Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры
Протокол №__1__от «__9__» сентября 2013 г.
Зав.кафедрой___________ ______________________
(Роспись) (Ф.И.О.)
Одобрен методическим бюро факультета
Протокол №__1__от «__10__» сентября 2013 г.
Председатель___________ _____Радченко Т.А._________________
(Роспись) (Ф.И.О.)
Сведения о переутверждении
№ | Учебный год | Сведения об изменениях в силлабусе | Дата переутверждения № протокола кафедры | Роспись зав.кафедрой |
· Название дисциплины: Возрастная физиология и школьная гигиена
· Код дисциплины по РУП: VFshG 1206
· Количество кредитов: 2
Ф.И.О. | Время и место проведения | Контактный телефон 54-24-09 | |
лекции | СРОП | ||
Курлов Сергей Иванович | По расписанию | По расписанию | Ауд.704 |
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:
|
Студенты должны изучить современную трактовку учения об особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Студенты должны изучить современную трактовку учения об особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Краткое описание дисциплины:
Для подготовки специалистов педагогов необходимы общие знания по физиологии и гигиене ребенка в возрастном аспекте. Эти знания необходимы для изучения других дисциплин медико-биологического блока и в дальнейшей работе в специальных и средних школьных учреждениях. Педагог должен знать особенности развития детского организма, представлять взаимосвязь и взаимозависимость функций органов и тканей, необходимость организации режима дня и режима питания, биоритма жизни и влияния окружающей среды на развитие ребенка.
|
В курсе рассматриваются физиологические особенности детей разного возраста, проблема современного физического, нервно-психического развития детей в связи с акселерацией.
Цели и задачи дисциплины:
Основной целью курса является подготовка студентов в теоретическом и практическом плане изучить строение и функции всех органов и тканей в разные возрастные сроки, рассматривая при этом деятельность организма как единое целое.
К окончанию изучения курса «возрастной физиологии и школьной гигиены» студенты должны знать:
1. Возрастные особенности развивающегося организма. Общие закономерности роста и развития.
2. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды. Гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса.
3. Закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.
К окончанию изучения курса возрастной физиологии и школьная гигиены студенты должны уметь:
1. Применять методы определения физического развития школьников. Определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе.
|
2. Давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях.
3. Определять физическую и умственную работоспособность. Проводить диагностику наступающего утомления. Проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.
Календарно-тематический план
№ | Название темы | Распределение по часам и неделям | |||
Лекции часы | Семин. часы | СРОП часы | СРС часы | ||
Введение. Предмет, содержание и задачи курса. | |||||
Общие закономерности роста и развития организма | |||||
Физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. | |||||
Высшая нервная деятельность и ее становление в процессе развития ребенка. | |||||
Возрастная физиология и гигиена сенсорных систем. | |||||
Возрастная физиология желез внутренней секреции. Особенности полового развития детей и подростков в современных условиях и половое воспитание. | |||||
Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. | |||||
Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания. | |||||
Возрастные особенности крови, кровообращения, дыхания и выделения. | |||||
Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. | |||||
Гигиенические требования к зданиям, классам, воздушной среде, освещению учебных помещений и оборудованию школ. | |||||
Гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса и режима дня для детей шестилетнего возраста. | |||||
Основы формирования здорового образа жизни у детей и подростков. | |||||
Итого: |
Лекционные занятия (15 часов)
Введение. Предмет, содержание и задачи курса.
Возрастная физиология и школьная гигиена как элементы педагогических наук. Цель и задачи преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены. Объект и методы исследования. Значение возрастной физиологии и школьной гигиены для психологии и педагогики, для правильной организации учебно-воспитательной работы, трудового обучения, для охраны и укрепления здоровья учащихся, совершенствования физического развития и повышения работоспособности учащихся.
Основные этапы развития возрастной физиологии и школьной гигиены в Казахстане.
Основная часть
1. Общие закономерности роста и развития детей и подростков
Организм как целое. Единство организма и среды. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Рост и развитие организма. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Непрерывность, неравномерность, опережающее развитие наиболее важных систем и гетерохрония. Периодизация онтогенеза, критические этапы онтогенеза. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояние физического развития школьников и методы его определения. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.